Использование современных инновационных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся
статья по информатике и икт на тему

Использование современных инновационных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся.  

Для практического воплощения этой идеи я использую следующие инновационные технологии:

– проблемное обучение,

– технологию развития «критического мышления»,

– информационно-коммуникационные технологии,

– проектные и исследовательские методы в обучении,

– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов),

– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие виды обучающих игр,

– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа),

– интерактивные методы.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Куркина А.Е.

Использование современных инновационных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся.

        В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”. Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

        Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

  • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
  • формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

        На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”.
        Это особенно актуально для такова школьному предмету как информатика.

        Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

        Для практического воплощения этой идеи я использую следующие инновационные технологии:

  • проблемное обучение,
  • технологию развития «критического мышления»,
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • проектные и исследовательские методы в обучении,
  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов),
  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие виды обучающих игр,
  • обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа),
  • интерактивные методы.

   В этих условиях необходимо не только ознакомить учащихся с различными точками зрения на тот или иной вопрос, но и дать возможность выработать свое мнение, обосновать его и отстоять. При отборе методов, приемов и средств обучения, я учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе.
        Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод прежде всего:

  • улучшает владение теорией,
  • учит правилам ведения дискуссии,
  • развивает коммуникативные навыки,
  • развивает аналитическое мышление.


        
  Преимущества использования ИКТ:

1) оперативность в обновлении информации,

2) свободный доступ к любому источнику информации,

3) яркий и красочный мир мультимедийной продукции,

4) наглядность и творческий стиль работы.

         Мною использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса. Мои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах. На уроках активно используются Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Одной из главных особенностей получения знаний по предмету посредством электронных учебных материалов является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических средств обучения.

         Однако, используя ИКТ, преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.

         Метод проектов – это технология компетентностно – ориентированного образования. Она позволяют руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии “метод проектов” и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся через оценку проектной деятельности.

          Такая форма работы формирует и развивает умения:

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение критически осмысливать полученную информацию;
  • умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению;
  • способность брать на себя ответственность и принимать решения.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала позволяет облегчить процесс усвоения нового материала учащимися, разнообразить познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об исторических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях. Такие приемы дают свои результаты не только на уроках информатики, но и других дисциплинах.

Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в политических, нравственных, правовых проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

         Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, мне удастся, решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2. Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3. Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

а) мне интересно то, чему меня учат;

б) мне интересен тот, кто меня учит;

в) мне интересно, как меня учат.

         Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
         Большое значение имеет овладение и широкое применение ИКТ в учебном процессе. Что создает дополнительные возможности для повышения качества образования и использования инновационных технологий в обучении.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.

Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках  иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...

доклад Современный урок и мастерство учителя как средство повышения мотивации учащихся

доклад по теме "Современный урок и мастерство учителя как средство повышения мотивации к обучению в средней школе"....

Межпредметные связи физики и химии, как одно из средств повышения мотивации учащихся.

В статье излагается опыт использования МПС физики и химии. Приложен ряд материалов межпредметного содержания....

Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся.

Статья P { margin-bottom: 0.21cm; } "Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся"....

Статья "Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся".

Статья"Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся"....

Современные педагогические технологии как одно из средств повышения качества математического образования

Качество образования – это комплексный показатель уровня знаний и умений каждого обучающегося, а также уровня его интеллектуального, нравственного и физического развития, способствующий продукти...