Рабочая программа 10-11 класс информатики и ИКТ
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Гасанова Нина Викторовна
  1. Пояснительная записка

Настоящая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год;

  • Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потре-бителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача

  • РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобра-зовательных учреждениях», с изменениями.

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

  • авторского тематического планирования учебного материала;

  • базисного учебного плана 2004 года.

Цели, задачи изучения курса информатики в 10-11 классах.

Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,

  5. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи:

  1. развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

  2. обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.

  3. формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;

  4. формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

  5. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  6. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  7. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

 

  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Приоритетным направлением в развитии образования является компетентностный подход, основным продуктом которого является разработка общепредметных компетенций, интегрирующих на горизонтальном уровне предметные компетенции информатики.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, дидактические игры, проблемное обучение, модульно-рейтинговой технологии, метод исследовательских проектов.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: комбинированный урок, урок-лекция, урок-демонстрация, урок-практикум, творческая лаборатория, урок-игра, круглый стол, урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10-11_informatika_i_ikt.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное  образование  Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 62 хутора Павловского

муниципального образования  Крымский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от «31»  августа 2015 года

Председатель педсовета

_____________ А.Г. Исаева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По        информатике и ИКТ               

Уровень образования (класс)    среднее общее образование 10-11 класс

Количество часов:        68     

Учитель        Гасанова Нина Викторовна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. 10-11 классы» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер. Москва Бином, Лаборатория знаний, 2009.


  1. Пояснительная записка

Настоящая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
  • федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год;
  • Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потре-бителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача
  • РФ от 29.12.  2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобра-зовательных учреждениях», с изменениями.
  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
  • авторского тематического планирования учебного материала;
  • базисного учебного плана 2004  года.

Цели, задачи изучения курса информатики в 10-11 классах.

 Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,
  5.  приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи:

  1. развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
  2. обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
  3. формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;
  4. формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
  5.  научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  6.  показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  7.  сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Данный учебный курс осваивается учащимися  после изучения   базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Приоритетным направлением в развитии образования является компетентностный подход, основным продуктом которого является разработка общепредметных компетенций, интегрирующих на горизонтальном уровне предметные компетенции информатики.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, дидактические игры, проблемное обучение, модульно-рейтинговой технологии, метод исследовательских проектов.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: комбинированный урок, урок-лекция, урок-демонстрация, урок-практикум, творческая лаборатория, урок-игра, круглый стол, урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

  1. Описание места учебного предмета

Курс «Информатика и ИКТ» ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года.

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество работ

контрольных работ

тестовых работ

практических работ

10

34

1

0

2

13

11

34

1

1

0

14

  1. Содержание учебного предмета

10 класс.  Общее число часов — 34ч.

1. Информация (7 ч)

Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики,  требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практическая работа «Понятие «шифрование» и «дешифрование»».

Информационные процессы в системах. (11 ч)

Введение в  теорию систем Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.

Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.         

Информационные модели (6 ч)

Практические работы: Создание табличных моделей. Создание графических моделей. Исследование моделей. Машина Поста.

Информационное моделирование как метод познания. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Информационные модели и структуры данных.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Моделирование и формализация задач из различных предметных областей. Исследование моделей

Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.

Программно-технические системы реализации информационных процессов (10 ч)

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Дискретные модели данных в компьютере Представление чисел в компьютере Системы счисления. Представление текста, графики и звука. Векторная и растровая графика. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

Многопроцессорые системы и сети.

Практические работы: работа в Интернете.

11 класс. Общее количество часов 34.

Технология использования и разработки информационных систем (24 ч.)

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе. Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.

Интернет как информационная система  Работа с электронной почтой. Работа с информационными службами Интернета. World Wide Web – Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Поиск данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных. Создание сайта с помощью HTML.

Геоинформационные системы. Работа в ГИС.

База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Сортировка в базах данных. Создание межтабличных связей. Запросы как приложения информационной системы. Формирование запросов в базах данных. Логические условия выбора данных. Поиск в базе данных. Применение фильтров.

Практические работы: Гиперструктура документа. Работа с электронной почтой. Работа с браузером. Работа с поисковыми системами. Работа с Web-сайтом(2 ч). Приемы навигации в ГИС. Работа БД (5 ч)

Технология информационного моделирования (8 ч.).

Понятие модели. Виды моделей. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Модели статистического прогнозирования.  

Корреляционное моделирование. Моделирование корреляционных зависимостей.

Оптимальное планирование. Модели оптимального планирования.

Практические работы: Математическая модель. Регрессионная модель.  Корреляционный анализ.

Основы социальной информатики (2 ч.)

Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

10 кл

11 кл

Тема

Содержание

Информация

1

Предметная область информатики

Правила ТБ в кабинете информатики,  требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

1

Концепции информации

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы

1

Понятие «кодирование» и «декодирование»

1

Понятие «шифрование» и «дешифрование»

1

Содержательный подход к измерению информации

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

1

Алфавитный подход к измерению информации

Алфавитный подход к определению количества информации

1

Измерение информации. Тестирование

        Решение задач на вычисление информационного оъёма

Информационные процессы в системах

1

Понятие и типы информационных систем.

Введение в  теорию систем. Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

1

Системы управления

1

История развития носителей информации

Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики

1

Основные характеристики каналов связи. Модель Шенона

1

Способы защиты от шума

Обработка информации.  Варианты обработки информации. Систематизация информации.

1

Основные типы задач обработки информации

1

Исполнитель и алгоритм обработки.

Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Машина Поста.

1

Алгоритм управления алгоритмической машиной. Машина Поста

1

Структура данных. Алгоритмы поиска

Последовательный и блочный поиск. Поиск в иерархической структуре данных. Виды угроз. Меры защиты информации.

1

Защита информации

1

Шифрование данных

Информационные процессы в системах.

1

Информационное моделирование как метод познания

Модель, информационная модель, этапы моделирования

1

Графы

Виды описания структур данных: графы, иерархические структуры и таблицы

1

Таблицы

1

Структурирование данных

Построение модели, анализ предметной области

1

Понятие алгоритмической модели

Алгоритм, формы представления алгоритмов, трассировка алгоритма

1

Способы описания алгоритмов

Программно-технические системы реализации информационных процессов

1

Архитектуры современных компьютеров.

Архитектура. Контроллеры, шины, виды памяти. Системная плата.

1

Аппаратное и программное обеспечение компьютера.

Устройства ввода, вывода. Сетевое оборудование. Перспективы развития компьютеров

1

Прикладные программы и системное ПО

Классификация программного обеспечения, операционная система

1

Контрольное тестирование  по теме: «Компьютер:  аппаратное и программное обеспечение»

Контроль уровня сформированности знаний, умений и навыков

1

Основные принципы представления данных в памяти компьютера

Правила представления данных  в компьютере, целые и вещественные числа

1

Представление целых и вещественных чисел в памяти ПК

1

Представление текстовой информации в памяти ПК

Кодирование текстовой и звуковой информации

1

Представление изображения и звука

Растровая и векторная графика. Кодирование звуковой информации.

1

Многопроцессорные вычислительные системы

Проблема усовершенствования компьютеров

1

Сети. Адресация в сети

Назначение, аппаратные средства, топология, передача данных

Технология использования и разработки информационных систем

1

Назначение информационных систем

структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики,  требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе в кабинете. Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС

1

Гипертекст и гиперссылка

Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе.

1

Гиперструктура документа

Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст. Создание гипертекстовых структур

1

Коммуникационные службы Интернета

службы Интернета: информационная, коммуникационная. Технология «клиент-сервер».

1

Информационные службы Интернета

1

WWW - Всемирная паутина

1

 Работа с электронной почтой.

Создание электронного ящика, работа с почтой

1

Работа с браузером. Просмотр Web-страниц

Браузер. Работа в разных браузерах.

1

Работа с поисковыми системами

Поисковые каталоги. Поисковые указатели.

1

Средства для создания Web-страниц

Структура, средства создания сайта. Публикация. создание несложного web-сайт с помощью MS Word

1

Проектирование Web-сайта

1

Тестирование и публикация Web-сайта

1

ГИС и его области приложения

Назначение, устройство ГИС.

1

Приемы навигации в ГИС

Поиск информации в ГИС.

1

Базы данных

Классификация БД. СУБД.

1

Реляционные базы данных.

Табличная форма моделей данных: типы связей, схема, целостность.

1

Определение и назначение СУБД

Создание структуры БД, ввод данных.

1

Основы организации многотабличной БД

Создание базы данных.

1

Создание многотабличной БД

1

Запрос на выборку данных в БД

Средства формирования запросов, структура запроса на выборку. Логические условия выбора. Логические операции.

Реализация запросов в базе данных.

1

Логические операции, используемые в запросах

1

Условия выборки

Реализация запросов в базе данных.

1

Запросы со сложным условием

Реализация запросов в базе данных.

1

Итоговое практическое занятие по БД

Усвоение умений работать с базами данных.

Технология информационного моделирования

1

Понятие величины

Величина, характеристика величины, виды зависимостей. Способы отображения зависимостей.

1

Математическая модель

1

Статистика

Статистика, метод наименьших квадратов, регрессивная модель.

1

Регрессионная модель

1

Корреляционная зависимость и коэффициент корреляции

Корреляционные зависимости, анализ, коэффициент корреляции.

1

Корреляционный анализ

1

Оптимальное планирование и ресурсы

Модели оптимального планирования, ограниченность ресурсов.

1

Контрольная работа по теме «Моделирование» и «Планирование»

Основы социальной информатики

1

Информационные ресурсы и информационное общество

Информационные ресурсы, национальные информационные ресурсы, рынок информационных ресурсов и услуг. Основные черты информационного общества, опасности информационного общества.

1

Информационная безопасность.

  1. Описание учебно-методического и
    материально-технического обеспечения учебного предмета

  • Семакин И.Г., Хенер Е.К.. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10-11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 246 с.: ил.
  • Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хенер, Т.Ю. Шеина. - 7-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 120 с.
  • Информатика и ИКТ. Базовый уровень: 10-11 классы: методическое пособие/ И.Г. Семакин, Е.К. Хенер. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 102 с.
  • Компьютеры, проектор
  • Комплект программ
  • Тесты

Технические средства обучения:

  • Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  • Наушники (рабочее место ученика).
  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  • Колонки (рабочее место учителя).
  • Микрофон (рабочее место учителя).
  • Проектор.
  • Лазерный принтер черно-белый.
  • Лазерный принтер цветной.
  • Сканер.
  • Цифровая фотокамера.
  • Модем ADSL
  • Локальная вычислительная сеть.

Программные средства

  • Операционная система Windows ХР или LINUX.
  • Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
  • Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
  • Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  • Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
  • Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
  • Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
  • Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор WinRar.
  • Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
  • Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access. (или пакет программ oфисного приложения Open Office).
  • Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
  • Система программирования TurboPascal.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МЦ  учителей  точных наук №1

от « 28»  августа  2015 года

         _________  Т.Н.Зозуля

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_______________Е.Н. Латыпова

«___» __________ 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...

Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»

Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...

Рабочая программа 8-9 класс информатика

Рабочая программа 8-9 класс информатика...

Рабочая программа 1-11 класс информатика

Рабочая программа 1-11 класс информатика...

Рабочая программа творческого объединения по информатике «Прикладная информатика»

Рабочая программа творческого объединения для учеников с низкими навыками работы на компьютере....

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10-го класса

Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательны...