Брошюра методических разработок по теме "Системы счисления"
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Рытова Ирина Александровна

Данная разработка применима для самостоятельной работы учащихся 9 классов по теме "Системы счисления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ss-9class.doc325.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Все есть число» (Пифагор)

§ 1. Системы счисления.

Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.

Все системы счисления можно разделить на позиционные и непозиционные.

  • В непозиционных системах счисления от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает.

Примерами непозиционных систем счисления являются римская система и алфавитная система.

В римском системе в качестве цифр используется латинские буквы:

I

V

X

L

C

D

M

1

5

10

50

100

500

1000

Пример 1: Число CCXXXII складывается из двух сотен, трех десятков и двух единиц и равно двумстам тридцати двум.

Запомните:

  • Числа складываются при переходе от «большей» буквы к «меньшей»;
  • Числа вычитаются при переходе от «меньшей» буквы к «большей».

Задание 1. Запишите десятичные числа в римской системе счисления:

464  =

390 =

2648 =

Задание 2. Переведите числа из римской системы счисления в десятичную:

LXXXVI =

XLIX =

CMXCIX =

В алфавитных системах счисления для записи чисел использовался буквенный алфавит. В славянской системе над буквой, обозначающей цифру, ставился специальный знак – «титло». Славянская система счисления сохранилась в богослужебных книгах.

Алфавитная система счисления была распространена у древних армян, грузин, арабов, евреев и других народов Ближнего Востока.

Задание 3. Запишите в алфавитной системе счисления:

365 =

413 =

Недостатки непозиционных систем счисления:

  • для записи больших чисел необходимо вводить новые цифры (буквы);
  • трудно записывать большие числа;
  • нельзя записать дробные и отрицательные числа;
  • нет нуля;
  • очень сложно выполнять арифметические операции.

  • Позиционная система счисления – система счисления, в которой значение цифры зависит от ее позиции в записи числа.

В привычной для нас системе счисления для записи чисел используются десять цифр. Поэтому ее  называют десятичной системой счисления.

555 = 500 + 50 + 5

К позиционным системам счисления относятся десятичная, двоичная, восьмеричная,  двенадцатеричная, шестнадцатеричная, шестидесятеричная и другие системы счисления.

Историческая справка

Начало десятичной системе счисления было положено в Древнем Египте и Вавилоне, в основном ее формирование было завершено индийскими математики в V-VII вв. н.э. Арабы первыми познакомились с этой нумерацией и по достоинству ее оценили. В XII веке арабская нумерация чисел распространилась по всей Европе.

Основные достоинства любой позиционной системы счисления:

  • Ограниченное количество символов для записи чисел;
  • Простота выполнения арифметических операций.

Основание позиционной системе счисления (q) – количество символов, используемых для записи числа.

Обычно для этого при q<10 используют q первых арабских цифр, а при q > 10 к десяти арабских цифрам добавляют буквы.

Примеры алфавитов нескольких систем:

Основание

Название

Алфавит

q = 2

Двоичная

0 1

q = 3

Троичная

0 1 2

q = 8

Восьмеричная

0 1 2 3 4 5 6 7

q = 16

Шестнадцатеричная

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F  

 Основание систем счисления приписывается к числу нижним индексом: , 36718, 3В8F16.

Задание 4.  Выпишите алфавиты в 5-ричной, 7-ричной, 12-ричной системах счисления.

Задание 5. Запишите первые 20 чисел натурального числового ряда в двоичной, 5-ричной, 8-ричной, 16-ричной системах счисления.

Qчисла

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

q=2

q=5

q=8

q=16

Развернутая форма записи числа называется запись в виде

Здесь - само число, - основание системы счисления, - цифры данной системы счисления, - число разрядов целой части числа, число разрядов дробной части числа.

Пример 2. Получить развернутую форму десятичных чисел 32478; 26,387.

3247810=

26,38710=

Пример 3. Получить развернутую форму чисел 1123, 1011012, 15FC16

1123=

1011012=

15FC16=

Если вычислить полученные выражения по правилам десятичной арифметики, то получится число в десятичной системе, равное данному. По этому принципу производится перевод из недесятичной системе в десятичную.

Пример 4.

1123==1410

1011012==4510

15FC16==562810

Задание 5. Запишите в развернутом виде числа:

Задание 6. Запишите в десятичной системе счисления числа:

Вопрос 1. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 10, 21, 201, 1201?

Вопрос 2. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 403, 561, 666, 125?

Вопрос 3. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 22, 984, 1010, А219?

Задание 7. Запишите десятичный эквивалент числа 10101, если считать его написанным во всех  системах счисления – от двоичной до девятеричной включительно.

Задание 8. Сравните числа:

1102 и 1103

5506 и 5508

Е3116 и 378

Задание 9. В саду 100 фруктовых деревьев – 14 яблонь и 42 груши. В какой системе счисления посчитаны деревья?

§ 2. Перевод десятичных чисел в другие системы счисления.

  1. Перевод целых чисел.
  1. Основание новой системы счисления выразить в десятичной системе счисления и все последующие действия производить в десятичной системе счисления;
  2. Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых неполных частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим неполное частное, меньшее делителя;
  3. Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления;
  4. Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего частного.

Пример 1. Перевести число 3710 в двоичную систему.

37

2

36

18

2

1

18

9

2

0

8

4

2

1

4

2

2

0

2

1

0

3710=1001012
Пример 2. Перевести десятичное число 315 в восьмеричную и в шестнадцатеричную системы:

315

8

315

16

24

39

8

16

19

16

  75

32

4

155

16

1

  72

  7

144

 3

    3

  11

31510=4738=13В16

Задание 1. Перевести целые числа из десятичной системы счисления в троичную: 523, 65, 7000, 2307, 325.

Задание 2. Перевести целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную: 856, 664, 5012, 6435, 78.

  1. Перевод дробных чисел.
  1. Основание новой системы счисления выразить в десятичной системе счисления и все последующие действия производить в десятичной системе счисления;
  2. Последовательно умножать данное число и получаемые дробные части произведений на основание новой системы до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа в новой системе счисления;
  3. Полученные целые части произведений, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления;
  4. Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.

Пример 3. Перевести десятичную дробь 0,1875 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы.

0

1875

0

1875

0

1875

   *2

   *8

  *16

0

3750

1

5000

1

1250

   *2

   *8

1

875

0

7500

4

0000

3

0000

   *2

1

5000

   *2

1

0000

0,187510=0,00112=0,148=0,316

Задание 3. Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа сохранить шесть знаков.

0,654; 0,321;  0,6135;  0,9876.

Задание 4. Перевести десятичные дроби в шестнадцатеричную систему счисления. В новой записи числа сохранить шесть знаков.

0,745; 0,101;  0,8453;  0,3451.

  1. Перевод смешанных чисел, содержащих целую и дробную части, осуществляется в два этапа. Целая и дробная части исходного числа переводятся отдельно по соответствующим алгоритмам. В итоговой записи числа в новой системе счисления целая часть отделяется дробной запятой.

Пример 4. Перевести десятичное число 315,1875 в восьмеричную и в шестнадцатеричную системы счисления.

315,187510=473,148=13В,316 (из рассмотренных выше примеров).

Задание 5. Перевести смешанные десятичные числа в троичную и пятеричную системы счисления, оставив, пять знаков в дробной части нового числа: 40,5;   34,25;  124,44;  78,333;  90,99.

Задание 6. Перевести смешанные десятичные числа в двоичную и восьмеричную системы счисления, оставив, пять знаков в дробной части нового числа: 21,5;  432,54;  678,333;  97,444;  7896,2.

Задание 7. Перевести из десятичной системы счисления, следующие числа:

; ; ; ;; .

 § 3. Системы счисления, используемые в ЭВМ (с основанием 2n).

Историческая справка

1703 г. – великий немецкий математик Лейбниц ввел в математику двоичную систему.

1936-1938 гг. – американский инженер и математик Клод Шеннон предложил использовать двоичную систему счисления для конструирования электронных схем.

От того, какая система счисления будет использована в компьютере, зависят скорость вычислений, емкость памяти, сложность алгоритмов выполнения арифметических и логических операций.

Двоичная система счисления является стандартом при конструировании компьютеров:

  • Наиболее просто технически создать электронные схемы, работающие в двух устойчивых состояниях (одно из таких состояний можно представить цифрой 1, другое – цифрой 0);
  • Предельно просто выполняются арифметические действия;
  • Возможно применение булевой алгебры для выполнения логических операций;
  • Обеспечивается максимальная помехоустойчивость в процессе передачи информации, как между отдельными модулями компьютера, так и на большие расстояния.

Двоичная система счисления используется для организации машинных операций по преобразованию информации.

Десятичная система счисления – для ввода и вывода информации.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления – для составлении программ на языке машинных кодов для более короткой и удобной записи двоичных кодов.

Для того чтобы целое двоичное число записать в системе счисления с основанием q =  (4, 8, 16 и т.д.), нужно:

  1. Данное двоичное число разбить справа налево на группы по n цифр в каждой;
  2. Если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов;
  3. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q = .

Для того чтобы дробное двоичное число записать в системе счисления с основанием q = , нужно:

  1. Данное двоичное число разбить слева направо на группы по n цифр в каждой;
  2. Если в последней правой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов;
  3. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q = .

Для того чтобы произвольное двоичное число записать в системе счисления с основанием q = , нужно:

  1. Данное двоичное число разбить слева и справа (целую и дробную части) на группы по n цифр в каждой;
  2. Если в последних правой и левой группах окажется меньше n разрядов, то их надо дополнить слева и справа нулями до нужного числа разрядов;
  3. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q = .

Двоично-шестнадцатеричная таблица:

16

2

16

2

0

0000

8

1000

1

0001

9

1001

2

0010

A

1010

3

0011

B

1011

4

0100

C

1100

5

0101

D

1101

6

0110

E

1110

7

0111

F

1111

Пример 1. Перевести число 15FС16 в двоичную систему.

15FC16=0001 0101 1111 11002

Пример 2. Перевести двоичное число 110111101011101111 в шестнадцатеричную систему.

Разделим данное число на группы по четыре цифры, начиная справа. Дополним нулями левую группу.

0011 0111 1010 1110 1111

Используя двоично-шестнадцатеричную таблицу, получаем: 37АЕF16

Двоично-восьмеричная  таблица:

8

2

0

000

1

001

2

010

3

011

4

100

5

101

6

110

7

111

Пример 3. Перевести смешанное число 1011101,101112 в восьмеричную систему.

001 011 101,101 1102=135,568

Задание 1. Перевести двоичные системы в восьмеричную систему счисления:

110000110101

1010101

0,1010011100100

0,1111110001

0,1001111100000

0,1100010

Задание 2. Перевести двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:

11011010001

1111111111000001

0,0110101

0,11100110101

01100110011

100011111011

0,101010101

Задание 3. Перевести смешанные двоичные числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы:

100010,011101

1111000000,101

101010,111001

100011,111

101111,01100

100000111,001110

Задание 4. Перевести восьмеричные числа в двоичную систему счисления:

256;

0,345;

76,025;

345,77.

Задание 5. Перевести шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления:

1АC7;

0,2D1;

2F,D8C;

F0C,FF;

DDFF,A;

FACC;

0,FDD;

21D,567.

Задание 6. Перевести следующие числа:

ABC,1A16?8;          ABC,1A16?2

101011,1012?8;      101011,1012?16

Задание 7. Опишите четверичную систему. Постройте двоично-четверичную таблицу.

§ 4. Арифметика в позиционных системах счисления.

Любая позиционная система счисления определяется основанием системы, алфавитом и правилами выполнения арифметических операций. В основе правил арифметики лежат таблицы сложения и умножения однозначных чисел.

Таблицы сложения и умножения в пятеричной системе счисления:

+

0

1

2

3

4

*

1

2

3

4

0

0

1

2

3

4

1

1

2

3

4

1

1

2

3

4

10

2

2

4

11

13

2

2

3

4

10

11

3

3

11

14

22

3

3

4

10

11

12

4

4

13

22

31

4

4

10

11

12

13

Пример 1. Пользуясь этими таблицами, можно выполнять арифметические операции с многозначными числами.

     342

  +  23

     420    

 

     213

     *  3

   1144

Задание 1. Составьте таблицы сложения и умножения в троичной системе счисления и выполните вычисления:

12+22;            221-11;                 21* 2;                11 : 2.

Задание 2. Составьте таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления и выполните вычисления:

1110+101;            10101-11;                 101* 11;                1110 : 10.

Задание 3. Составьте таблицы сложения и умножения в восьмеричной системе счисления и выполните вычисления:

3456+245;            7631-456;                 77771 + 234;            77777 – 237.

Задание 4. Составьте таблицы сложения и умножения в шестнадцатеричной системе счисления и выполните вычисления:

FFFF+1;            1996 + BABA;                 BEDA - BAC;                1998 – A1F.

Задание 5. Вычислите выражения:

Задание 6. Найти основание p системы счисления и цифру n, если верно равенство: 33m5n + 2n443 = 55424.

Задание 7. Найти основание системы счисления, в которой справедливо данное равенство; определить неизвестные цифры, отмеченные звездочками.

24**1 + *235* = 116678

Задание 8. Записать наибольшее и наименьшее n-разрядные числа, представимые в системе счисления с основанием p и перевести эти числа в десятичную систему:

  1. n = 2; p =2
  2. n = 3; p = 8
  3. n = 4; p = 16

Задания для самостоятельного выполнения:

  1. Выполните арифметические операции:
  1. 11102  + 10012;
  2. 678 + 238;
  3. AF16 + 9716;
  4. 11102 – 10012;
  5. 678 - 238;
  6. AF16 - 9716;
  7. 11102  * 10012;
  8. 678 * 238;
  9. AF16 * 9716;
  10. 11102  : 10012;
  11. 678 : 238;
  12. AF16 : 9716.
  1. Расставьте знаки арифметических операций так, чтобы были верны следующие равенства в двоичной системе:
  1. 1100 ? 11 ? 100 = 100000;
  2. 1100 ? 10 ? 10 = 100;
  3. 1100 ? 10 ? 10 = 110000;
  4. 1100 ? 10 ? 10 = 1011;
  5. 1100 ? 11 ? 100 = 0.
  1. Какое число следует за каждым из данных:
  1. 1010;
  2. 6778;
  3. AF16;
  4. 1012.

Ответ для каждого числа запишите в указанной и десятичной системах счисления.

  1. Выпишите целые числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам:
  1. [1011012; 1100002] в двоичной системе;
  2. [148; 208] в восьмеричной системе;
  3. [2816; 3016] в шестнадцатеричной системе;

Ответ для каждого числа запишите в указанной и десятичной системах счисления.

  1. Вычислите выражения:
  1. Найдите среднее арифметическое следующих чисел: 100101102, 11001002 и 1100102.

Задания на построение изображений.

1. Даны координаты точек в 2-й системе счисления. Переведите их в 8-ю и постройте изображение, последовательно соединяя все точки.

№ точки

Двоичная

№ точки

Двоичная

№ точки

Двоичная

X

Y

X

Y

X

Y

1

0111

0001

8

0111

0110

15

1111

0100

2

0101

0011

9

1001

1000

16

10000

0001

3

0101

0100

10

1011

1000

17

1110

0011

4

0011

0100

11

1010

0111

18

0110

0011

5

0001

0101

12

1010

0110

19

0111

0010

6

0011

0111

13

1110

0101

20

0111

0001

7

0100

0111

14

10001

0111

 

 

 

2. Даны координаты точек в 16-й системе счисления. Переведите их в 10-ю и постройте изображение.

№ точки

Шестнадцатеричная

№ точки

Шестнадцатеричная

№ точки

Шестнадцатеричная

X

Y

X

Y

X

Y

1

5

4

14

2

E

27

E

2

2

4

5

15

5

E

28

B

2

3

4

3

16

6

F

29

9

4

4

3

2

17

6

E

30

9

3

5

2

2

18

7

E

31

8

2

6

2

3

19

7

C

32

4

2

7

3

3

20

7

B

33

4

3

8

3

5

21

7

A

34

6

3

9

2

7

22

8

8

35

5

4

10

2

A

23

8

7

36

5

6

11

3

B

24

9

5

37

6

7

12

3

C

25

B

3

38

8

7

13

2

D

26

E

3

 

 

 

3. Даны координаты точек в 8-й системе счисления. Переведите их в 10-ю и постройте изображение.

№ точки

Восьмеричная

№ точки

Восьмеричная

№ точки

Восьмеричная

X

Y

X

Y

X

Y

1

1

11

14

17

32

27

22

12

2

1

13

15

20

31

28

24

14

3

5

13

16

21

31

29

31

14

4

6

12

17

21

27

30

31

12

5

12

12

18

20

26

31

23

4

6

12

16

19

20

21

32

21

4

7

6

16

20

22

17

33

20

3

8

3

21

21

20

15

34

10

3

9

3

23

22

17

15

35

7

4

10

5

27

23

16

16

36

6

4

11

6

30

24

30

16

 

 

 

12

7

30

25

14

13

 

 

 

13

11

32

26

15

12

 

 

 

Обучающие и тренировочные тестовые задания

уровня сложности А

  1. Десятичное число 1025 равно двоичному числу …
  1. 10000000001
  2. 100000000000
  3. 11000000000
  4. 10000100001
  5. 10000000000
  1. Десятичное число 449 равно восьмеричному числу …
  1. 187
  2. 765
  3. 781
  4. 701
  5. 791
  1. Десятичное число 999 равно шестнадцатеричному числу …
  1. 3E7
  2. 3B7
  3. 7E3
  4. 7C3
  5. FFF
  1. Двоичное число 11100100001 равно восьмеричному числу …
  1. 3441
  2. 7142
  3. 6461
  4. 6714
  5. 7707
  1. Двоичное число 1110011001110 равно шестнадцатеричному числу …
  1. 3СB1
  2. CCC1
  3. 1ССE
  4. 6CCB
  5. AB19
  1. Восьмеричное число 343 равно двоичному числу …
  1. 11100011
  2. 10111101
  3. 11100001
  4. 10111001
  5. 10000000
  1. Шестнадцатеричное число C3A9 равно двоичному числу …
  1. 1100001110101001
  2. 1111100000111101
  3. 1110111100000001
  4. 1101110000001001
  5. 1101011011011101
  1. Сумма двоичных чисел 11101,10 и 111,111 равна двоичному числу …
  1. 101000,011
  2. 101110,010
  3. 100101,011
  4. 111110,111
  5. 100010,101
  1. Сумма восьмеричных чисел 10,47 и 74,53 равна восьмеричному числу …
  1. 105,22
  2. 220,22
  3. 202,22
  4. 222,02
  5. 245,11
  1. Сумма шестнадцатеричных чисел AB,B2 и 5F,E9 равно шестнадцатеричному числу …
  1. 10B,9B
  2. F5,AB
  3. 10B,AB
  4. AB,AB
  5. DA,19

уровня сложности В

  1. Найдите частное от деления двоичного числа 1000,001 на двоичное число 11,01 с точностью двоичного числа 0,01.
  2. В системе счисления с основанием p число (110)p в два раза больше суммы чисел (13)p и (3)p. Найдите основание p этой системы счисления.
  3. Не переводя непосредственным делением «в столбик» десятичное число 4097 в двоичную систему, определите количество нулей в его двоичном представлении.

уровня сложности С

  1. Число х = (111)p (рассматриваемое в системе счисления с основанием p, 1 < p < 20) представляет собой наименьшее число, кратное десятичному числу 31. Найдите основание p системы счисления, не перебирая все возможные значения p.
  2.  Найдите основание p системы счисления, в которой верно следующее равенство:

(1004)p – (24)p = (430)p.

Метод подбора не используйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме" "Алгоритмы написания методических разработок"

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование рабо...

Брошюра методических разработок по теме "Коммуникационные технологии"

Данная разработка предназначена для учителей информатики, работающих по учебнику "Информатика. 8класс" Н.Д. Угриновича...

Статья преподавателя Михальковой Т.Л. Участие в Республиканском конкурсе учебно-методических разработок «Калейдоскоп методических идей» по дисциплине «Иностранный язык».

По итогам конкурса методическая разработка Интегрированного урока по английскому языку и истории по теме “Victory, 71”, посвященного 71-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне преподавателя ...

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...

Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»

Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов....