Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_u_4_kl.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Бурятия

МУ Районное управление образованием

Администрация МО «Бичурский район»

Конкурс методических разработок педагогических работников

«Методическая копилка»

Тема конкурса «У района юбилей»

                                                 

                                           Номинация: Методическая разработка урока в 4 классе

                                           Тема урока «Пейзаж родной земли»

                                           Выполнила: Татьяна Илларионовна Собашникова

                                                  Учитель изобразительного искусства

                                                   МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

2020

Урок изобразительного искусства в 4 классе

Тема: «Пейзаж родной земли».

Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов.
Планируемые результаты:
Предметные : расширят свои представления о жанре пейзаж и пейзаже твоей родины, получат возможность продолжить учиться: организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; создавать простые композиции на заданную тему, усвоить понятия « пейзаж», «колорит», «композиция».
Формируемые УУД:
Познавательные: учить формулировать тему и цели урока; отвечать на вопросы, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные :совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. Работать по предложенному плану. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные :строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; использовать в общении правила вежливости.
Личностные: : имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте родной природы,  произведениям русской живописи и художникам родного края.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: проектор, экран, компьютер (презентация), аудиозапись композитора П.И. Чайковского « Времена года». Песня о « Бичурском крае» в исполнении А.С.Утенкова
 пейзажи местного художника В.Н. Остапенко.

Материалы к уроку: альбомы, акварель, гуашь, палитры, кисти.

Ход урока

1.Организационный момент.
• Приветствие. Проверка готовности к уроку.
• Эмоциональный настрой.
- Ребята, давайте возьмём друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Садитесь.

2.Самоопределение к деятельности.

-Учитель читает стихи

Великую землю,
Любимую землю, 
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

- О чём эти строки? (О Родине, о родном крае.)

Слайд 1-5. Смотреть приложение 1.

-Что для вас означает слово Родина? Как вы думаете, с чего для каждого из нас она начинается?(Наша Родина начинается с природы родного края. )

-У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Родина - это наша страна Россия, с её прекрасной природой, людьми. Нет на земле человека, который бы не любил природу своей «Малой родины», не любовался бы её ясным небом, цветущими садами, закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой, и каждый раз предстаёт перед нашим взором то ласковая, то суровая, но всегда как настоящее чудо. Каждый народ любит природу своего родного края, а край наш родной, село Малый Куналей Бичурского района и району нашему нынче исполняется 75 лет.  О красоте нашего края поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают художники нашего района.

Слайд 6-7 Приложение 2.

– Отгадайте загадку:

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется… (пейзаж).

- Сформулируйте тему урока. ( Ответы детей.)

Тема урока: « Пейзаж родной земли»

-А какая задача будет на уроке? ( Показать красоту нашей родной земли.)

3.Работа по теме урока.

• Вступительная часть.

-Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве жанр, называемый пейзажем.
- Кто из вас вспомнит и скажет, что такое пейзаж? ( Это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.)

Слайд 7.
-Давайте узнаем, какое определение даётся в словаре С.И.Ожегова.

Рассматривание репродукций картин.

 Обратите внимание на доску, вы видите картины художников нашего района и работы

ребят нашей школы.

-Что изображено на этих работах?

-Как называют художников, изображающих природу? (Пейзажисты.)
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определённый смысл.
В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико.

Слайды 8-14 Приложение 3.
-Посмотрите на слайдах репродукции картин русских художников и мастеров нашего района. Назовите их имена.
-Какое настроение вам навевают эти пейзажи? 
(Весёлое, тоскливое, грустное, радостное, душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе,…)
-Какие средства выразительности использовали художники для передачи настроения природы в разное время года?(Свет(светотень), цвет(цветовой контраст), композиционный центр и др.)
– Цветовой строй картины создает её колорит.
– Как вы считаете, какой цвет вызывает радость? (Теплый, светлый, и т. д.)
– Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?

• Правила при изображении пейзажа.
-Сегодня на уроке вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге пейзаж родной земли по представлению. Но сначала давайте обговорим правила при изображении пейзажа.
1. При создании пейзажа особенно важна работа над его
 композицией.
-Кто ответит - что такое «композиция»?( Это правильный выбор размеров и расположения предметов на рисунке. Расположить предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.)
2. Скажите, как правильно компоновать пейзаж?( Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).
 На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объёмно, чётко. Их светотень и окраска контрастны. • На втором плане - это всё смягчается, а на дальнем, третьем плане -всё изображение сливается в воздушной дымке. • При удалении меняется и цвет предметов. Прикрываясь воздушной дымкой, они приобретают цвет этой дымки; для передачи пространства надо ближние предметы изображать выразительно, ярко окрашенными, а удалённые- бледными.

• Физкультминутка.

Повороты влево - вправо,

Это лёгкая забава.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Отдых кончен наш, ребята,

Нам пора опять за парты. (Дети садятся за парты.)


4. Работа над пейзажем.
Слайд 15.
• Порядок работы.
1 этап- выбрать расположение альбома, определение высоты горизонта, выбор точки зрения.
2 этап- построение композиции, организация пространства на листе.
3этап- живописный подмалёвок (замалёвок)- выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины.
-Как изменить цвет краски, если это вам понадобится?(
Смешивание красок на палитре или прямо в изображении.)
• Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной земли.
Закройте глаза и представьте тот уголок родной земли, который вы будете рисовать.
-
 А теперь, мои юные художники, за работу.(Учитель подходит к учащимся, даёт рекомендации.)
(Во время работы звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Песня о Бичурском крае в исполнении А.С.Утенкова)

5. Эстетическая оценка работ.
-
Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами.
Чей пейзаж готов уж к сроку?
Приносите, не ленитесь,
Красотою подивитесь.
Мастеров здесь целый класс 
Полюбуемся на вас. 
(Анализ и оценка)
(Выполненные работы вывешиваются на доску.)

6. Итог урока. Рефлексия.
- Что такое «пейзаж»? Как называют художников, рисующих природу?
- Как мы должны относиться к природе?

- А сколько лет нашему району исполнилось в этом году?

- С каким художником нашего района вы познакомились

Слайд 16. Интерактивная технология «Продолжи предложение».
- Я сегодня на уроке научилась……
- Сегодня у меня получилось….
- Мне было интересно, потому что….
-Мне понравилось…
-Мне было трудно…

Домашнее задание; К следующему уроку подготовить (ножницы, клей, бумага белая формат А4).

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", участие о областной ол...

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

Критерий 5: Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Справка об участие в работе методических советов, объединений, педагогических советовКопии программ воспитательной работы с обучающимися: 1) Программа по профилактике безнадзорности, правона...

Критерий 5: Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах .

Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах....

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В данном пособии представлены методические разработки учебных занятий, технологические карты уроков по разным предметам педагогов нашей школы. В пособии нашли отражение описание учебных и образо...