Рабочая программа по Информатике 5 класс (УМК Босовой)
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Ёлкин Тимофей Михайлович

Рабочая программа по Информатике 5 класс по УМК Л.Л. Босовой (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_5_fgoselkin.docx80.49 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1.        Пояснительная записка        

1.1. _        Нормативные акты и учебно-методические документы,
        на основании которых разработана рабочая программа
        

1.2. _        Используемый учебно-методический комплект        

1.3. _        Общие цели и задачи учебного предмета, курса.        

1.4. _        Задачами реализации программы учебного предмета        

2.        Общая характеристика учебного предмета        

2.1.        Основные разделы программы учебного предмета        

2.2.        Формы организации учебной деятельности обучающихся        

2.3.        Методы организации учебной деятельности        

2.4.        Роль и значимость предмета        

3.        Место учебного предмета в учебном плане        

4.        Личностные, метапредметные и предметные результаты        

5.        Содержание учебного предмета        

6.        Тематическое планирование с определением основных видов учебной _        деятельности        

7.        Описание учебно-методического и материально-технического _        обеспечения образовательного процесса        

7.1.        Учебно-методическое обеспечение.        

7.2.        Материально-техническое обеспечение        

8.        Планируемые результаты изучения учебного предмета        

8.1.        Для базового уровня результатов «выпускник научится»        

8.2.        Для повышенного уровня результатов
        «выпускник получит возможность научиться»
        


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Информатика. 5 класс» разработана на основании основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы № 59»; авторской программы «Информатика. 5-6 классы» авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии:

  • требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  • требованиям к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
  • основным подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.


1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа разработана на основе следующих федеральных документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897
    «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015
    «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  4. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
  5. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;
  6. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

1.2. Используемый учебно-методический комплект

Данная рабочая программа по предмету «Информатика. 5 класс» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя:

  • Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы;
  • Информатика: учебник для 5 класса;
  • Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса;
  • Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса;
  • Сайт методической поддержки УМК.

Электронные приложения к учебникам, расположенные на методическом сайте издательства в авторской мастерской Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/), включают:

  • методические материалы для учителя;
  • файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые
  • для выполнения работ компьютерного практикума;
  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
  • дополнительные материалы для чтения;
  • мультимедийные презентации ко всем параграфам из учебника;
  • интерактивные тесты.

В современных условиях важным компонентом УМК нового поколения становится его сетевая составляющая, реализованная в форме web-сайта и ориентированная на всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей.

Сетевая составляющая рассматриваемого УМК реализована на сайте издательства в форме авторской мастерской: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/.

Учебник, составляющий ядро УМК, содержит все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к курсу информатики. Его содержание соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебник является своеобразным навигатором в мире информации. Практически каждый параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет.

Для совершенствования навыков работы на компьютере учащихся 5 класса в учебник включены задания для практических работ, которые подобраны таким образом, что могут быть выполнены с использованием любого варианта стандартного базового пакета программного обеспечения, имеющегося в школе.

На страницах учебника для 5 класса подробно рассмотрены примеры решений типовых задач по каждой изучаемой теме. Аналогичные задачи предлагаются ученикам в рубрике «Вопросы и задания для самостоятельного выполнения».

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.

1.3. Общие цели и задачи учебного предмета, курса.

Изучение информатики в 5 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  1. развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  2. воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

1.4. Задачами реализации программы учебного предмета являются:

  1. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  3. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  4. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.

  1. Общая характеристика учебного предмета
  1. Основные разделы программы учебного предмета

Программа учебного предмета состоит из следующих укрупнённых тематических блоков (разделов):

  1. Информация вокруг нас
  • Информация вокруг нас
  1. Информационные технологии
  • Компьютер
  • Подготовка текстов на компьютере
  • Компьютерная графика
  • Создание мультимедийных объектов
  1. Формы организации учебной деятельности обучающихся

Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть: коллективной, групповой, индивидуальной.

Форма организации обучения предполагает следующие виды учебных занятий: урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую.

Единичные и изолированные формы обучения: урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.

Привлечение ресурсов других организаций, социокультурной образовательной среды города представлены в таблице

Социальный партнер

Формы взаимодействия

Центры дополнительного образования детей

  • участие в работе дистанционных школ;
  • использование ресурсов центров для организации электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • участие учащихся в работе центров в качестве дополнительного образования;
  • участие в олимпиадах и конкурсах, проводимых центрами и пр.

Высшие учебные заведения

  • участие учащихся в работе школ и курсов при ВУЗах;
  • участие в работе многопредметных школ;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, проводимых ВУЗ и пр.

Социальные организации

  • организация волонтерских акций и проектов (концертов, выставок и пр.).

Библиотеки, музеи, архивы, планетарий

  • организация и проведение учебных экскурсий;
  • использование базы учреждений для проведения экспериментов, исследований, работы над проектами и пр.

  1. Методы организации учебной деятельности

Методы учебной деятельности в зависимости от их оснований делятся по:

  1. источнику передачи и восприятия информации – словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрации, демонстрации); практические (упражнения, опыты, учебно-производительный труд) методы.
  2. степени самостоятельности мышления учащихся – репродуктивные и продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические и т.д.) методы.
  3. характеру учебной работы – учебная работа под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся (работа с книгой, письменная работа, лабораторная работа).
  1. Роль и значимость предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


  1. Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как:

  1. расширенный курс в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);
  2. базовый курс в VII–IX классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов);
  3. углубленный курс в VII–IX классах (VII – один час в неделю, VIII и IX классы – по два часа в неделю, всего 105 часов).

Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса информатики в V–IX классах.

Информатика изучается в 5 классах основной школы, за счет часов части базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Распределение часов

п/п

Раздел

Тема

Количество уроков по государственной программе

5 класс

Количество часов

общее

теория

практика

Информация вокруг нас

Информация вокруг нас

12

12

10

2

Информационные технологии

Компьютер

5

5

1

4

Подготовка текстов на компьютере

9

9

2

7

Компьютерная графика

4

4

1

3

Создание мультимедийных объектов

4

4

2

2

Резерв

1

-

-

-

Итого:

35

34

16

18

Итоговое тестирование – 1;

Количество практических работ – 18.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметным результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение навыками построения разнообразных информационных структур для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

  1. Содержание учебного предмета
  1. Информация вокруг нас
  1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

  1. Информационные технологии
  1. Компьютер

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

  1. Подготовка текстов на компьютере

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).

Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

  1. Компьютерная графика

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

  1. Создание мультимедийных объектов

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.



  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащегося

I. Информация вокруг нас

Информация вокруг нас

12

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры
  • передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному
  • признаку);
  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
  • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • решать задачи на переливания, переправы и пр.

II. Информационные технологии

Компьютер

5

Аналитическая деятельность:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную программу;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приѐмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Подготовка текстов на компьютере

9

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Компьютерная графика

4

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах
  • простые (графические примитивы);
  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

  • использовать простейший (растровый и/или
  • векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Создание мультимедийных объектов

4

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;
  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
  1. Учебно-методическое обеспечение.

1. Программа

Предмет

Наименование программы

Данные о программе

(реквизиты протокола утверждения)

Классы, уровень (углубл., коррекц., базов.)

Информатика

Рабочая программа «Информатика. 5 класс» разработана на основании основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №59; авторской программы «Информатика. 5-6 классы» авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Протокол педсовета №1

от 28.08.2014г.

5 класс, базовый уровень

2. Учебники

Класс

Название

Авторы

Издательство, год издания

Наличие электронного приложения

1.

5

Информатика: Учебник для 5 класса

Босова Л.Л.

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

ДА

2.

5

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса.

Босова Л.Л.

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

ДА

3. Учебно-методические пособия

Класс

Название

Авторы

Издательство, год издания

1.

5-6

Информатика. 5-6 классы: методическое пособие.

Босова Л.Л., Босова А.Ю.

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.

-

Занимательные задачи по информатике.

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

Коломенская Ю.Г.

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

3.

5-6

Комплект плакатов для
5-6 классов

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


  1. Материально-техническое обеспечение

7.2.1. Учебное оборудование и компьютерная техника

Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 12–15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.

Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.

Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:

  • процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
  • оперативная память – не менее 1024 Мб;
  • жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
  • жёсткий диск – не менее 80 Гб;
  • клавиатура;
  • мышь;
  • устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
  • аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).

Кроме того в кабинете информатики должны быть:

  • принтер на рабочем месте учителя;
  • проектор на рабочем месте учителя;
  • сканер на рабочем месте учителя

Компьютерная техника и интерактивное оборудование кабинетов информатики МОУ СОШ №59

Наименование учебного оборудования

Мультимедийный компьютер

Моноблочный компьютер

Ноутбук

Принтер лазерный

Мультимедиапроектор

Экран настенный

Документ-камера

Сканер планшетный

Интерактивная доска

Система голосования и тестирования (30 пультов)


7.2.1. Основные электронные образовательные ресурсы

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы Windows или Linux. Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

  • операционная система;
  • файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
  • почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
  • браузер (в составе операционных систем или др.);
  • мультимедиа проигрыватель;
  • антивирусная программа;
  • программа-архиватор;
  • программа-переводчик;
  • программа интерактивного общения;
  • клавиатурный тренажер;
  • виртуальные компьютерные лаборатории;
  • интегрированное офисное приложение, включающее:

- текстовый редактор;

- текстовый процессор;

- программу разработки презентаций.

  • растровый и векторный графические редакторы.

Основные электронные образовательные ресурсы МОУ СОШ №59

Наименование учебного оборудования

Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Интерактивные ресурсы к учебнику 5-го класса УМК Л.Л. Босовой,
автор Антонов А.М.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(
http://school-collection.edu.ru/)

Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика» (http://webpractice.cm.ru)

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru)


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность
научиться …»
. Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

  1. Для базового уровня результатов «выпускник научится»

Раздел I. Информация вокруг нас:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Раздел II. Информационные технологии:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  •  создавать и форматировать списки;
  •  создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  •  создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  •  применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  •  использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
  •  осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  •  ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  •  соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
  1. Для повышенного уровня результатов
    «выпускник получит возможность научиться»

Раздел I. Информация вокруг нас:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путѐм рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Раздел II. Информационные технологии:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
  • приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
  • демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике к учебнику Босовой Л.Л. 9 класс, с домашними заданиями

программа составлена на основе программы Босовой Л.Л., но болле подробно  расписано поурочное планирование материала...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс

рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс...

рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) Босова Л.Л.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...

Рабочая программа по информатике. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 7 класс

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:...

Рабочая программа по информатике 7-9 (Босова Л.Л.)

Рабочая программа составлена на основе: Федерального  государ­ственного образовательного стандарта основного общего обра­зования (приказ Министерства образования и науки Российской Федера...