рабочая программа по информатике к учебнику Босовой Л.Л. 9 класс, с домашними заданиями
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Кузнецова Надежда Сергеевна

программа составлена на основе программы Босовой Л.Л., но болле подробно  расписано поурочное планирование материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_kl.docx78.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №39 г. Дзержинска

Нижегородской области

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

Протокол № _____

От «____» _________20   г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________________

«___» ___________ 20    г.

Рабочая программа учебного курса

по информатике и ИКТ

для 9 класса на 2012-2013 уч.год.

Учитель информатики

Кузнецова Н.С.

2012-2013г.

Пояснительная записка

Программа по информатике и ИКТ для 8–9 классов основной школы (далее – Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.),  примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.

В Программе представлен авторский подход  в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;  
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Тематический план

Математические основы информатики (12 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.  Логические элементы.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
  • определять диапазон целых чисел в  n-разрядном представлении;
  • анализировать логическую структуру высказываний;
  • анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
  • строить таблицы истинности для логических выражений;
  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Моделирование и формализация (8 ч)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
  • создавать однотабличные базы данных;
  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Основы алгоритмизации (12 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Начала программирования  на языке Паскаль (16 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
  • нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
  • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
  • нахождение суммы всех элементов массива;
  • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
  • сортировка элементов массива  и пр.

Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
  • строить  диаграммы и графики в электронных таблицах.

Коммуникационные технологии (10 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры.  Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,  компьютерные энциклопедии и справочники.  Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.

Практическая деятельность:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов)  комплексные информационные объекты в виде веб-странички,  включающей графические объекты;
  • проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.

Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Календарно-тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ»
для 9 класса

Номер  урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Методическое обеспечение

Дата проведения урока

Домашнее задание

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Урок ознакомления с новым материалом

Информатика,

информация, компьютер

Презентация «История вычислительной техники.»

Тема «Математические основы информатики»   12 часов

2.

Общие сведения о системах счисления

Урок ознакомления с новым материалом

Система счисления, цифра, алфавит, основание с.с., позиционная с.с., непозиционная с.с., развернутая форма записи числа

Презентация «Системы счисления»

п.1.1.1

вопр. 1-5

3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Урок закрепления изученного

Система счисления, цифра, алфавит, основание с.с., позиционная с.с., непозиционная с.с., развернутая форма записи числа

Презентация «Системы счисления»

п.1.1.2, п. 1.1.6

№ 11,15-17

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

Урок применения знаний и умений

Система счисления, цифра, алфавит, основание с.с., позиционная с.с., непозиционная с.с., развернутая форма записи числа

Презентация «Системы счисления»

п. 1.1.3, п.1.1.4, п. 1.1.7.

№12-14

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

Комбинированный урок

Система счисления, цифра, алфавит, основание с.с., позиционная с.с., непозиционная с.с., развернутая форма записи числа

Презентация «Системы счисления»

п.1.1.5,№18

6.

Представление целых чисел

Комбинированный урок

разряд, беззнаковое представление целых чисел, представление целых чисел со знаком

Презентация «Представллление чисел в компьютер»

п. 1.2.1, № 1,3, 5

7

Представление вещественных чисел

Комбинированный урок

предсавление вещественных чисел, формат с плавающей запятой

 Презентация «Представллление чисел в компьютер»

п.1.2.2, № 2, 5,7.

8.

Высказывание. Логические операции.

Комбинированный урок

алгебра логики, высказывние, логические операции, конъюнкция, дизъюнкция, отрицание. логическое выражение

Презентация «Алгебра логики»

п. 1.3.1,п. 1.3.2.№1-5

9.

Построение таблиц истинности для логических выражений

Комбинированный урок

логическое выражение, таблица истинности,

Презентация «Алгебра логики»

п.1.3.3,  №8-9

10.

Свойства логических операций.

Комбинированный урок

законы логики

Презентация «Алгебра логики»

п.1.3.4. №11-13

11.

Решение логических задач

Комбинированный урок

логические операции, конъюнкция, дизъюнкция, отрицание. логическое выражение

п.1.3.5. №№7, 14-15

12.

Логические элементы

Комбинированный урок

конъюктор, дизъюнктор. инвертор

п.1.3.6. №6, 16. «Проверь себя» стр. 42-46

13.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа.

Комбинированный урок

Карточки с индивидуальным и заданиями

Повторить Главу 1.

Тема «Моделирование и формализация» 8 часов

14.

Моделирование как метод познания

Урок ознакомления с новым материалом

модель, моделирование, цель моделирования, натурная модель, информационная модель, формализация, классификация информационных моделей

Презентация «Моделирование как метод познания»

§2.1, № 1-5

15.

Знаковые модели

Комбинированный урок

словесные модели, математические модели, компьютерные модели

Презентация «Знаковые модели»

§2.2, №1,3,4,6

16.

Графические модели

Комбинированный урок

схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево

Презентация «Графические модели»

§2.3, №2,3,5,7,10

17.

Табличные модели

Комбинированный урок

таблица, таблица «объект - свойство», таблица «объект - объект»

Презентация « Табличные модели»

§2.4, №1-3, 5-8

18.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

Комбинированный урок

информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ

Презентация «Базы данных»

§2.5,№ 1-8

19.

Система управления базами данных

Комбинированный урок

СУБД, таблица, форма,

Презентация «СУБД»

п. 2.6.1, № 1-4

20.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

Комбинированный урок

запрос, условие выбора, отчет

п.2.6.3, п.2.6.4.

 № 5-9, «Проверь себя» стр.93-99

21.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».  Проверочная работа

Комбинированный урок

Повторить

 Главу 2.

Тема «Основы алгоритмизации»  12 часов

22.

Алгоритмы и исполнители

Урок ознакомления с новым материалом

алгоритм,  свойства алгоритма, исполнитель, характеристики исполнителя, формальное исполнение алгоритма

Презентация «Алгоритмы и исполнители»

§3.1, №1-14

23.

Способы записи алгоритмов

Комбинированный урок

словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык

Презентация «Способы записи алгоритмов»

§3.2, №1-6

24.

Объекты алгоритмов

Комбинированный урок

величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица

карточки с индивидуальными заданиями

§3.3,№4,6-13

25.

Алгоритмическая конструкция «следование».

Комбинированный урок

линейные алгоритмы, следование

карточки с индивидуальными заданиями

 п. 3.4.1,№1-3, 6-9

26.

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.

Комбинированный урок

ветвление,  разветвляющиеся алгоритмы

карточки с индивидуальными заданиями

п. 3.4.2, №10-14

27.

Сокращённая форма ветвления.

Комбинированный урок

ветвление,  разветвляющиеся алгоритмы

карточки с индивидуальными заданиями

п. 3.4.2,№ 15-17, 20-22

28.

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

Комбинированный урок

повторение, циклические алгоритмы

карточки с индивидуальными заданиями

п. 3.4.3 (с.133-136), №24,26-28

29.

Цикл с заданным условием окончания работы.

Комбинированный урок

повторение, циклические алгоритмы

карточки с индивидуальными заданиями

п. 3.4.3 (с.136-139) № 30,31

30.

Цикл с заданным числом повторений.

Комбинированный урок

повторение, циклические алгоритмы

карточки с индивидуальными заданиями

п. 3.4.3 (с.139-143), № 32-34

31.

Конструирование алгоритмов

Комбинированный урок

последовательное построение алгоритма, вспомогательный  алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм

карточки с индивидуальными заданиями

§3.5, № 1-3,5-10

32.

Алгоритмы управления

Комбинированный урок

управление, алгоритм управления, обратная связь

карточки с индивидуальными заданиями

§3.6,№1-6, «Проверь себя» стр.162-170

33.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

Проверочная работа

Комбинированный урок

карточки с индивидуальными заданиями

Повторить Главу 3


Номер  урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Методическое обеспечение

Дата проведения урока

Домашнее задание

Тема «Начала программирования»  16 часов

34.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Урок ознакомления с новым материалом

язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания

 Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль»

§4.1, № 1-11

35.

Организация ввода и вывода данных

Комбинированный урок

оператор вывода writer,  формат вывода, оператор ввода  read

карточки с индивидуальными заданиями

§4.2, № 1-10

36.

Программирование как этап решения задачи на компьютере

Комбинированный урок

постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование

карточки с индивидуальными заданиями

§4.3, № 1-12

37.

Программирование линейных алгоритмов

Комбинированный урок

вещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, сторковый тип данных, логический тип данных

карточки с индивидуальными заданиями

§4.4, № 1 – 5, 8-14

38.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

Комбинированный урок

условный оператор, сокращенная форма условного оператора

карточки с индивидуальными заданиями

п. 4.5.1, № 2-6

39.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

Комбинированный урок

составной оператор, вложенные ветвления

карточки с индивидуальными заданиями

п.4.5.2, 4.5.3, № 7-12

40.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

Комбинированный урок

while (цикл ПОКА),

карточки с индивидуальными заданиями

п. 4.6.1, № 1-4

41.

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

Комбинированный урок

repeat (цикл - ДО),

карточки с индивидуальными заданиями

п. 4.6.2, № 5- 8

42.

Программирование циклов с заданным числом повторений.

Комбинированный урок

for ( цикл с параметром)

карточки с индивидуальными заданиями

п. 4.6.3, № 9- 16

43.

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

Комбинированный урок

while (цикл ПОКА), repeat (цикл - ДО), for ( цикл с параметром)

карточки с индивидуальными заданиями

п. 4.6.4, №17

44.

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

Комбинированный урок

массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива

карточки с индивидуальными заданиями

п.4.7.1 – 4.7.3,        № 1-3

45.

Вычисление суммы элементов массива

Комбинированный урок

обработка массива

карточки с индивидуальными заданиями

п. 4.7.4, № 6

46.

Последовательный поиск в массиве

Комбинированный урок

последовательный поиск

карточки с индивидуальными заданиями

п. 4.7.5, № 7-9

47.

Сортировка массива

Комбинированный урок

сортировка

карточки с индивидуальными заданиями

п. 4.7.6, № 10

48.

Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль

Комбинированный урок

подпрограмма, процедура, функция, рекурсивная функция

карточки с индивидуальными заданиями

§4.8, 1-7, «Проверь себя» на стр. 230-235

49.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».  

Проверочная работа.

Комбинированный урок

карточки с индивидуальными заданиями

Повторить главу 4


Номер  урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Методическое обеспечение

Дата проведения урока

Домашнее задание

Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах» 6 часов

50.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

Урок ознакомления с новым материалом

электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга

Презентация «Электронные таблицы», карточки с индивидуальными заданиями

§5.1, № 1-15

51.

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Комбинированный урок

относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка

Презентация «Электронные таблицы», карточки с индивидуальными заданиями

п. 5.2.1, № 1-11

52.

Встроенные функции. Логические функции.

Комбинированный урок

Встроенные функции, логические функции, условная функция

Презентация «Электронные таблицы», карточки с индивидуальными заданиями

п. 5.2.2-5.2.3, № 12-17

53.

Сортировка и поиск данных.

Комбинированный урок

сортировка, поиск (фильтрация)

Презентация «Организация вычислений», карточки с индивидуальными заданиями

п.5.3.1, № 1-4

54.

Построение диаграмм и графиков.

Комбинированный урок

диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма, ярусная диаграмма, ряды данных, категории

Презентация «Средства анализа и визуализация данных», карточки с индивидуальными заданиями

п.5.3.2, № 5-11, Тестовые задания для самоконтроля.

55.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа.

Комбинированный урок

карточки с индивидуальными заданиями

Повторить Главу 5.

Тема «Коммуникационные технологии»

56.

Локальные и глобальные компьютерные сети

Урок ознакомления с новым материалом

сообщение, канал связи, компьютерная сеть, скорость передачи информации, локальная сеть , глобальная сеть

Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети»

§6.1, № 1-12

57.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

Комбинированный урок

интернет, протокол,IP-адрес

Презентация «Всемирная глобальная сеть Интернет»

п.6.2.1,п. 6.2.2, № 1-7

58.

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

Комбинированный урок

доменное имя, протокол IP, протокол TCP

Презентация «Всемирная глобальная сеть Интернет»

п. 6.2.3, п.6.2.4, № 8-11

59.

Всемирная паутина. Файловые архивы.

Комбинированный урок

всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол http, файловые архивы, протокол FTP

Презентация « Информационные ресурсы и сервисы Интернет»

п.6.3.1,п.6.3.2, № 1-8

60.

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

Комбинированный урок

электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль

Презентация « Информационные ресурсы и сервисы Интернет»

п.6.3.3,п.6.3.4,  № 9-19

61.

Технологии создания сайта.

Комбинированный урок

язык разметки гипертекста

Презентация «Создание  Web - сайта»

п.6.4.1

62.

Содержание и структура сайта.

Комбинированный урок

структура сайта, навигация,

Презентация «Создание  Web - сайта»

п.6.4.2,

63.

Оформление сайта.

Комбинированный урок

Оформление сайта, шаблоны страниц сайта

Презентация «Создание  Web - сайта»

п. 6.4.3,

64.

Размещение сайта в Интернете.

Комбинированный урок

хостинг

Презентация «Создание  Web - сайта»

п.6.4.4,выполнить тестовые  задания для самоконтроля

65.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа.

Комбинированный урок

карточки с индивидуальными заданиями

Итоговое повторение

66.

Основные понятия курса.

67.

Итоговое тестирование.

68-70.

Резерв учебного времени.


Материально-техническое и учебно-методическое и обеспечение образовательного процесса

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя  и 12–15 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к школьной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

  принтер (черно/белой печати, формата А4);

  мультимедиа проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

  экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

  устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);

  акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

  оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Рекомендуется предусмотреть возможность использования такого оборудования, как:

  дополнительный цветной принтер;

  устройства создания графической информации (графический планшет), которые используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста;

  устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением), позволяющие учащимся создавать музыкальные мелодии, прослушивать, аранжировать и редактировать их;

  комплект цифрового измерительного оборудования, включающий датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, тока, напряжения, магнитной индукции и др.), обеспечивающие возможность измерений физических параметров с необходимой точностью;

  управляемые компьютером устройства — дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, а также на других компьютерах, имеющихся в образовательном учреждении, должны быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

  операционная система;

  файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

  почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

  браузер (в составе операционных систем или др.);

  мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

  антивирусная программа;

  программа-архиватор;

  программа-переводчик;

  система оптического распознавания текста;

  программа интерактивного общения;

  клавиатурный тренажер;

  виртуальные компьютерные лаборатории;

  интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;

  звуковой редактор;

  система автоматизированного проектирования;

  система программирования;

  система управления базами данных;

  геоинформационная система;

  редактор Web-страниц.

Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:

  нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, примерную и авторские учебные программы по информатике и пр.);

  учебно-методическую литературу (учебники[3], рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);

  научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);

  периодические издания.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должны включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены в виде настенных полиграфических изданий и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).

В кабинете информатике должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

  разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

  CD по информатике, содержащие информационные инструменты и информационные источники (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.),  содействующие  переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;

  каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

 


Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате освоения курса информатики в 5—9 классах учащиеся получат представление:

  об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;

  о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;

  о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

  о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;

  о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

  кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;

  проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;

  формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;

  создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования;

  оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

  читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;

  создавать записи в базе данных;

  создавать презентации на основе шаблонов;

  использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;

  проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;

  искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

  пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (по учебнику Л. Л. Босова)

        Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (автор Л.Л.Босова, издательство "БИНОМ. Лаборато...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 5-7 классов к УМК Л. Л. Босовой

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 класов  к УМК Л. Л. Босовой...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л.Босовой

Размещаю рабочую программу по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л. Босовой. Надеюсь кому - нибудь она поможеь в работе....

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-6 класса (по Босовой Л.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-6 класса (по Босовой Л.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс

рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс...

Рабочая программа по информатике для 5, 6 и 7 классов (по учебнику Босовой Л.Л.), 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена к УМК «Информатика» для 5–9 классов (ФГОС)  Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авт...

Рабочая программа по информатике. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 7 класс

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:...