Рабочая программа по информатике для 5, 6 и 7 классов (по учебнику Босовой Л.Л.), 2014-2015 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Семёнова Ирина Олеговна

Рабочая программа составлена к УМК «Информатика» для 5–9 классов (ФГОС)  Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в сборнике «Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы», под ред.  Босовой Л. Л.,  Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний.,  2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc158 КБ
Microsoft Office document icon 6_klass.doc153 КБ
Microsoft Office document icon 7_klass.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

Принято педагогическим советом

Протокол  № 1

от  ___ августа 2014 г.

Утверждаю

Директор  МБОУ СОШ № 10

______________  Позняк Т.В.

Приказ №

от ___ августа 2014 г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

для обучающихся 5а, б, в, г классов

Учитель: Семенова И.О.

2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 8–9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5–6 классах.

Изучение информатики и ИКТ в  5–6 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм»;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения  информатики и ИКТ  в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012, ст.47 п.3);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального  перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  •  Учебный план  МБОУ СОШ№10 на 2014 – 2015 учебный год.

Рабочая программа составлена к УМК «Информатика» для 5–9 классов (ФГОС)  Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в сборнике «Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы», под ред.  Босовой Л. Л.,  Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний.,  2013 г.

Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для изучения расширенного курса информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. Для   5 класса – 35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, контрольных работ – 3.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.

Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты,  практикумы.

Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест,  зачёт, работа по карточке, зачетная работа.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года: 

Обучающийся  научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах  презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Обучающийся  получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путѐм рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;__ называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
  • демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик  и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Основной учебник:   Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


Содержание  рабочей программы

Содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5классе  основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;
  • информационные технологии.

1. Информация вокруг нас

1.Информация вокруг нас: информация, виды информации, действия с информацией 

5.Хранение информации: память человека и память человечества; носители информации, файл, папка.

6.Передача информации: источник, канал, приёмник; примеры передачи информации; электронная почта.

7.Кодирование информации: код, кодирование, метод координат.

8,9,10Формы представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

11.Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.

Практика на компьютере: ПР3 «Создаём и сохраняем файлы», ПР4 «Работаем с электронной почтой».

Обучающиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации.

Обучающиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.

2. Информационные технологии

2.Компьютер – универсальная машина для работы с информацией: универсальный объект, компьютер, аппаратное обеспечение, техника безопасности, основные устройства компьютера.

3.Ввод информации в память компьютера: клавиатура, основная позиция пальцев на клавиатуре, слепая десятипальцевая печать.

4.Управление компьютером: ПО, документ, рабочий стол, указатель мыши, меню, окно.

8.Текстовая информация: текстовый документ, текстовый редактор (процессор), редактирование, форматирование.

9.Представление информации в форме таблиц: таблица, строка, столбец, ячейка.

10,12.Наглядные формы представления информации: рисунок, схема, диаграмма. Компьютерная графика: типы графики, графический редактор. Мультимедийная презентация: описание последовательно развивающихся событий (сюжет), анимация.

Практика на компьютере: ПР1 «Вспоминаем клавиатуру», ПР2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером», ПР5 «Вводим текст», ПР6 «Редактируем текст», ПР7 «Работаем с фрагментами текста»,  ПР8 «Форматируем текст»,  ПР9 «Создаем простые таблицы», ПР10 «Строим диаграммы», ПР11 «Изучаем инструменты графического редактора»,  ПР12 «Работаем с графическими фрагментами», ПР13 «Планируем работу в графическом редакторе», ПР14 «Создаем списки», ПР15 «Ищем информацию в сети Интернет»,  ПР16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор», ПР17 «Создаем анимацию», ПР18 «Создаем слайд-шоу».

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера; типы и назначение устройств ввода/вывода.
  • назначение  текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
  • назначение графических редакторов;
  • что такое мультимедиа; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
  • что такое компьютерная сеть; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты.

Обучающиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска.
  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст
  • осуществлять прием/передачу электронной; осуществлять просмотр веб-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете.


Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация вокруг нас

12

9

3

2

Информационные технологии

19

6

13

3

Повторение

3

0

3

4

Резерв

1

0

1

Итого:

35

15

20


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать/уметь:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Литература и средства обучения

Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Интернет ресурсы: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash5.php

Аппаратные средства

Компьютер, проектор, принтер, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.

Программные средства

Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа–архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста, мультимедиа проигрыватель, браузер.


Календарно-тематическое планирование (35 ч.)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Виды, формы контроля

по плану

по факту

I четверть

1

01.09-06.09

Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. Информация вокруг нас

2

08.09-13.09

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

3

15.09-20.09

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. ПР1 «Вспоминаем клавиатуру»

ПР

4

22.09-27.09

Управление компьютером. ПР2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

ПР

5

29.09-04.10

Хранение информации. ПР3 «Создаём и сохраняем файлы»

ПР

6

06.10-11.10

Передача информации. Электронная почта. ПР4 «Работаем с электронной почтой».

7

13.10-18.10

В мире кодов. Способы кодирования информации

ПР

8

20.10-25.10

Контрольная работа.

КР1

9

27.10-01.11

Анализ КР. Метод координат

II четверть

10

10.11-15.11

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

11

17.11-22.11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. ПР5 «Вводим текст»

ПР

12

24.11-29.11

Редактирование текста. ПР6 «Редактируем текст»

ПР

13

01.12-06.12

Текстовый фрагмент и операции с ним.

ПР7 «Работаем с  фрагментами текста»

ПР

14

08.12-13.12

Форматирование текста. ПР8  «Форматируем текст»

ПР

15

15.12-20.12

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. ПР9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

ПР

16

22.12-27.12

Табличное решение логических задач.

ПР9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

ПР

III четверть

17

12.01-17.01

Разнообразие наглядных форм представления информации

18

19.01-24.01

Диаграммы.ПР10 «Строим диаграммы»

ПР

19

26.01-31.01

Компьютерная графика. Растровый графический редактор. ПР11 «Изучаем инструменты графического редактора»

ПР

20

02.02-07.02

Преобразование графических изображений

ПР12 «Работаем с графическими фрагментами»

ПР

21

09.02-14.02

Создание графических изображений.

ПР13 «Планируем работу в графическом редакторе»

ПР

22

16.02-21.02

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

23

23.02-28.02

Списки – способ упорядочивания информации.

ПР14 «Создаём списки»

ПР

24

02.03-07.03

Поиск информации. ПР15 «Ищем информацию в сети Интернет»

ПР

25

09.03-14.03

Кодирование как изменение формы представления информации.

26

16.03-21.03

Преобразование информации по заданным правилам. ПР16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

ПР

IV четверть

27

30.03-04.04

Преобразование информации путём рассуждений

28

06.04-11.04

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

29

13.04-18.04

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

ПР

30

20.04-25.04

Создание движущихся изображений.

ПР17 «Создаём анимацию» (задание 1).

ПР

31

27.05-02.05

Создание анимации по собственному замыслу.

ПР17 «Создаём анимацию» (задание 2).

ПР

32

04.05-09.05

Выполнение итогового мини-проекта. ПР18 «Создаем слайд-шоу»

ПР

33

11.05-16.05

Итоговая контрольная работа

КР2

34

18.05-23.05

Повторение.

35

25.05-30.05

Резерв



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

Принято педагогическим советом

Протокол  № 1

от  ___ августа 2014 г.

Утверждаю

Директор  МБОУ СОШ № 10

______________  Позняк Т.В.

Приказ №

от ___ августа 2014 г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

для обучающихся 6а, б, в, г классов

Учитель: Семенова И.О.

2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-6 классах.

Изучение информатики и ИКТ в  5–6 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм»;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»;
  • сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы, самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального  перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  •  Учебный план  МБОУ СОШ№10 на 2014 – 2015 учебный год.

Рабочая программа составлена к УМК «Информатика» для 5-9 классов (ФГОС)  Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в сборнике «Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы», под ред.  Босовой Л. Л.,  Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний.,  2013 г.

Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для изучения расширенного курса информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. Для   6 класса – 35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, контрольных работ – 3.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.

Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты,  практикумы.

Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест,  зачёт, работа по карточке, зачетная работа.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года: 

Обучающиеся научатся:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и  столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных

областей;

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания.

Обучающиеся получат возможность:

  • сформировать начальные представления о назначении и области применения

моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей;
  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального

исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Основной учебник:   Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


Содержание  рабочей программы

Содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классе  основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • информационное моделирование;
  • алгоритмика.

1. Информационное моделирование

1. Объекты окружающего мира: объект, множество; свойства, действия, поведение и состояние объектов.

2. Компьютерные объекты: файл, папка, размер файла (бит, байт, Кб, Мб, Гб).

3. Отношения объектов и их множеств: схема отношения и состава, круги Эйлера.

4. Разновидности объектов и их классификация: схема разновидностей.

5. Системы объектов: системный подход, структура, системный эффект, входы и выходы системы, «черный ящик».

6. Персональный компьютер как система: интерфейс, пользовательский интерфейс.

7. Как мы познаем окружающий мир: знания, чувственное познание (ощущение, восприятие, представление), мышление (понятие, суждение, умозаключение).

8.Понятие как форма мышления.

9. Информационное моделирование.

10, 11.Знаковые и табличные  информационные модели. 12. Графики и диаграммы. 13. Схемы (деревья).

Практика на компьютере: Практическая работа №1 - №14: «Работаем с основными объектами операционной системы», «Работаем с объектами файловой системы», «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов», «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов», «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»,  «Создаем компьютерные документы», «Конструируем и исследуем графические объекты», «Создаем графические модели»,  «Создаем словесные модели», «Создаем многоуровневые списки», «Создаем табличные модели»,  «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре», «Создаем информационные модели – диаграммы и графики», «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья».

Обучающиеся должны знать:

  • что такое модель и система; в чем разница между материальной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Обучающиеся должны уметь:

  • приводить примеры материальных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично-организованной, схематической информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме, в виде графов и деревьев для простых случаев.

2. Алгоритмика.

14. Что такое алгоритм. Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

15. Исполнители вокруг нас: понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

16. Формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема).

17. Типы алгоритмов (линейные, с ветвлениями и циклами).

18. Управление исполнителем Чертёжник.

Практика на компьютере: Практическая работа №15 – 17: «Создаем линейную презентацию», «Создаем презентацию с гиперссылками», «Создаем циклическую презентацию».

Обучающиеся должны знать:

  • что такое  алгоритм;
  • в чем состоят  основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • составлять  линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей.


Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информационное моделирование

20

4

16

2

Алгоритмика

12

5

7

3

Повторение

2

0

2

4

Резерв

1

0

1

Итого:

35

9

26


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать/уметь:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.


Литература и средства обучения

Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Интернет ресурсы: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash6.php

Аппаратные средства

Компьютер, проектор, принтер, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.

Программные средства

Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа–архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста, мультимедиа проигрыватель, браузер.


Календарно-тематическое планирование (35 ч.)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Виды, формы контроля

по плану

по факту

I четверть

1

01.09-06.09

Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. Объекты окружающего мира.

2

08.09-13.09

Компьютерные объекты. ПР1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

ПР

3

15.09-20.09

Файлы и папки. Размер файла.  ПР2 «Работаем с объектами файловой системы»

ПР

4

22.09-27.09

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами.

5

29.09-04.10

Отношение «входит в состав». ПР3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов».

ПР

6

06.10-11.10

Отношение «является разновидностью».
Классификация объектов.

7

13.10-18.10

Классификация компьютерных объектов. ПР4
«Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов».

ПР

8

20.10-25.10

Система и окружающая среда. ПР5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».

ПР

9

27.10-01.11

Контрольная работа

КР1

II четверть

10

10.11-15.11

Персональный компьютер как система. ПР6
«Создаем компьютерные документы».

ПР

11

17.11-22.11

Как мы познаем окружающий мир. ПР6 «Создаем компьютерные документы». (продолжение)

ПР

12

24.11-29.11

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. ПР7 «Конструируем и исследуем графические объекты».

ПР

13

01.12-06.12

Определение понятия. ПР7 «Конструируем и исследуем графические объекты».

ПР

14

08.12-13.12

Информационное моделирование как метод познания.  ПР8 «Создаём графические модели».

ПР

15

15.12-20.12

Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). ПР9 «Создаем словесные модели».

ПР

16

22.12-27.12

Словесные информационные модели. Математические модели. ПР10 «Создаём многоуровневые списки».

ПР

III четверть

17

12.01-17.01

Табличные информационные модели. Правила

оформления таблиц. ПР11 «Создаем табличные модели».

ПР

18

19.01-24.01

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

ПР12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».

ПР

19

26.01-31.01

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. ПР13 «Создаем

информационные модели – диаграммы и графики»(задания 1–4)

ПР

20

02.02-07.02

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

ПР

21

09.02-14.02

Многообразие схем и сферы их применения.

ПР14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

ПР

22

16.02-21.02

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

ПР14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

ПР

23

23.02-28.02

Что такое алгоритм

24

02.03-07.03

Исполнители вокруг нас

25

09.03-14.03

Формы записи алгоритмов

26

16.03-21.03

Линейные алгоритмы. ПР15 «Создаем линейную презентацию».

ПР

IV четверть

27

30.03-04.04

Алгоритмы с ветвлениями. ПР16 «Создаем презентацию с гиперссылками».

ПР

28

06.04-11.04

Алгоритмы с повторениями. ПР17 «Создаем циклическую презентацию».

ПР

29

13.04-18.04

Знакомство с исполнителем Чертежник.
Пример алгоритма управления Чертежником

ПР СЧ

30

20.04-25.04

Использование вспомогательных алгоритмов в среде исполнителя Чертежник

ПРСЧ

31

27.05-02.05

Алгоритмы с повторениями для исполнителя

Чертежник.

Работа в среде исполнителя Чертежник

ПРСЧ

32

04.05-09.05

Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»

КР2

33

11.05-16.05

Повторение. Выполнение и защита итогового проекта

ПР

34

18.05-23.05

Повторение.  

ПР

35

25.05-30.05

Резерв



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

Принято педагогическим советом

Протокол  № 1

от  ___ августа 2014 г.

Утверждаю

Директор  МБОУ СОШ № 10

______________  Позняк Т.В.

Приказ №

от ___ августа 2014 г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

для обучающихся 7а, б, в классов

Учитель: Семенова И.О.

2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка.

Предметный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, государственной итоговой аттестации (ГИА), а также возрастных и психологических особенностей обучающихся на ступени основного общего образования.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального  перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  •  Учебный план  МБОУ СОШ№10 на 2014 – 2015 учебный год.

Рабочая программа составлена к УМК «Информатика» для 5-9 классов (ФГОС)  Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в сборнике «Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы», под ред.  Босовой Л. Л.,  Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний.,  2013 г.

Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для изучения расширенного курса информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. Для   7 класса – 35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, контрольных работ – 6.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.

Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты,  практикумы.

Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест,  зачёт, работа по карточке, зачетная работа.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года: 

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, свойства информации;
  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;  
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Основной учебник:   Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013


Содержание  рабочей программы

Техника безопасности. (1ч).

Правила поведения в кабинете информатики. Правила работы за ПК. ПТБ и ППБ.

1. Информация и информационные процессы.

(8 ч., из них 1 ч. контрольная работа)

Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность».

Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.

Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).

Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка,  хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители  информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.

Обучающиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Обучающиеся должны уметь:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.

2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч., из них 1ч. контрольная работа)

Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.

Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.

Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей,  устройств ввода и вывода информации);
  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты);  понятие адреса памяти;
  • типы и свойства устройств внешней памяти;
  • типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • сущность  программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение  программного обеспечения  и его состав.

Обучающиеся должны уметь:

  • соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;
  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • выполнять основные операции с файлами и папками;
  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
  • упорядочивать информацию в личной папке;
  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
  • использовать программы-архиваторы;
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

3. Обработка графической информации (4 ч., из них 1 ч. контрольная работа)

Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.

Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.

Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Обучающиеся должны знать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • какие существуют области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры.

Обучающиеся должны уметь:

  • создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;
  • создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.
  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

4. Обработка текстовой информации (9 ч., из них 1 ч. контрольная работа)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.

Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).         

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.

Обучающиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • назначение  текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Обучающиеся должны уметь:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • создавать гипертекстовые документы;
  • переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;
  • сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;
  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251).

5. Мультимедиа(4 ч., из них 1ч. контрольная работа)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для  представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях

Обучающиеся должны уметь:

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
  • записывать звуковые файлы  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
  • монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего программного обеспечения.


Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Техника безопасности

1

1

0

2

Информация и информационные процессы

8

2

6

3

Компьютер как универсальное средство для работы с информацией

7

2

5

4

Обработка графической информации

4

1

3

5

Обработка текстовой информации

9

3

6

6

Мультимедиа

4

1

3

7

Повторение

1

0

1

8

Резерв

1

0

1

Итого:

35

10

25


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий обучающиеся должны иметь представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Обучающиеся должны уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком.


Литература и средства обучения

Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Интернет ресурсы: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash7.php

Аппаратные средства

Компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.

Программные средства

Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа-архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста, мультимедиа проигрыватель, браузер.


Календарно-тематическое планирование (35 ч.)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Виды, формы контроля

по плану

по факту

I четверть

Информация и информационные процессы (8 ч.)

1

01.09-06.09

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места.

2

08.09-13.09

Информация и её свойства

3

15.09-20.09

Информационные процессы. Обработка информации

4

22.09-27.09

Информационные процессы. Хранение и передача информации

5

29.09-04.10

Всемирная паутина как информационное хранилище

6

06.10-11.10

Представление информации

7

13.10-18.10

Двоичное кодирование

8

20.10-25.10

Единицы измерения информации

9

27.10-01.11

Контрольная работа 1.

КР1

II четверть

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч.)

10

10.11-15.11

Основные компоненты компьютера и их функции

11

17.11-22.11

Персональный компьютер.

12

24.11-29.11

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

13

01.12-06.12

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

14

08.12-13.12

Файлы и файловые структуры

15

15.12-20.12

Контрольная работа 2.

КР2

16

22.12-27.12

Анализ КР. Пользовательский интерфейс

III четверть

Обработка графической информации (4 ч.)

17

12.01-17.01

Формирование изображения на экране компьютера

18

19.01-24.01

Компьютерная графика

19

26.01-31.01

Создание графических изображений

20

02.02-07.02

Контрольная работа 3.

КР3

Обработка текстовой информации (9 ч.)

21

09.02-14.02

Анализ КР. Текстовые документы и технологии их создания

22

16.02-21.02

Создание текстовых документов на компьютере

23

23.02-28.02

Прямое форматирование

24

02.03-07.03

Стилевое форматирование

25

09.03-14.03

Визуализация информации в текстовых документах

26

16.03-21.03

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

IV четверть

27

30.03-04.04

Оценка количественных параметров текстовых документов

28

06.04-11.04

Оформление реферата История вычислительной техники

29

13.04-18.04

Контрольная работа 4. Анализ КР.

КР4

Мультимедиа (4 ч.)

30

20.04-25.04

Технология мультимедиа.

31

27.05-02.05

Компьютерные презентации

32

04.05-09.05

Создание мультимедийной презентации

33

11.05-16.05

Контрольная работа 5.  

КР5

34

18.05-23.05

Анализ КР. Итоговое повторение

35

25.05-30.05

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов к учебнику Угриновича Н.Д. на основе ФГОС 2004 года

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена к учебнику Угриновича Н.Д. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по инф...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа с...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа с...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура  курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.  Содержание программы факультати...

Рабочая программа по Информатике для 5-9 классов по УМК Босовой Л.Л. (ФГОС ООО)

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...