РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

 Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура  курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.  Содержание программы факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Тематическое планирование занятий факультативного курса по  русскому языку в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_po_russkomu_yazyku_9_kl.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск»

  

Рассмотрено

       Руководитель

методического

объединения учителей

 

________/ Змановская Ю.Н./

Протокол №__6__

от «21» мая 2014 г

Согласовано

   Заместитель

директора по УВР

 

_________/Сизова В.В./

 

 «  29 »  августа 2014 г

Утверждаю

     Директор школы

 

 

__________/ Маркова О.И./

                             

Приказ № 151-о

от «29  » августа 2014 г

                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

 для 9-го класса:

«Язык в речевом общении »

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                                                                    Составитель    программы

                                                

Змановская Н.Н., 1 категория

2014г.

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск »

 

    СОГЛАСОВАНО                                                    

Заместитель директора по УВР:

 ___________       Сизова В.В.

(подпись)                (расшифровка)

 «  29  » августа 2014 г.

                                                КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по  русскому языку

Класс _____9________________________________________________________

 

Учитель Змановская Надежда Николаевна 

Количество часов: 

       всего ______35_____ часов;          

       в неделю _____1___ час;

 Планирование составлено на основе рабочей программы

Змановской Надежды Николаевны,  утвержденной приказом №151-о от 29 августа 2014г

 ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Суть человеческого общения заключается, прежде всего, в передаче и восприятии смысла, поэтому программа с таким названием предусматривает изучение возможностей русского языка более точно передавать смысловую сторону высказывания в разных ситуациях общения.

От смысла - к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи - такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях факультатива. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.

Особенностью данного факультатива является и его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными речевыми умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему факультатив уделяет большое внимание развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Цели и задачи:

•        Помочь учащимся систематизировать материал;

•        учить выделять в нем главное;

•        предупреждать возможные ошибки;

•        развивать точность, правильность, логичность и выразительность речи;

•        совершенствовать речевую культуру;

•        подготовить к ЕГЭ.

Тематическое планирование факультативного курса по русскому языку в 9 классе

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

I.

ЯЗЫК - СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

1.

Язык, его основные единицы.

1

04.09

2.

Происхождение языка. Вопрос об искусственных языках.

1

11.09

3.

Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла).

1

15.09

4.

Формы общения (устные и письменные).

1

22.09

5 - 6.

Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, коды, символы и т.п.). Способы общения животных.

2

29.09

06.10

II.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

7.

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

1

13.10

8.

Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др.

1

20.10

9.

Жесты и мимика; использование их в общении.

1

27.10

III.

РОЛЬ ОРФОЭПИИ И ИНТОНАЦИИ В УСТНОМ ОБЩЕНИИ

10.

Роль орфоэпии в устном общении между людьми.

1

10.11

11 - 12.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение; его смыслоразличительная роль.

2

17.11

24.11

13.

Отклонения от произносительных норм и их причины.

1

01.12

14.

Допустимые варианты произношения и ударения в современном русском литературном языке.

1

08.12

15.

Исторические изменения в произношении и ударении.

1

15.12

16.

Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.

1

22.12

17.

Интонация, ее основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации.

1

12.01

18.

Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. Интонация и орфография.

1

19.01

19.

Устное и письменное общение между людьми. Возникновение и развитие письма как средства общения.

1

26.01

20.

Роль орфографии в письменном общении. Возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи.

1

02.02

21.

Разделы русской орфографии и принципы написания.

1

09.02

22 - 23.

Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания.

2

16.02

02.03

24.

Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы.

1

16.03

25 - 26.

Основные правила графического сокращения слов и использование этих правил в практике современного письма.

2

30.03

27 - 28.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Роль пунктуации в письменном общении.

2

06.04

29.

Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация.

1

13.04

30.

Употребление знаков препинания в конце предложений.

1

20.04

31.

Знаки препинания внутри простого предложения.

1

27.04

32.

Использование знаков препинания между частями сложного предложения.

1

04.05

33.

Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование.

1

11.05

34.

Справочники по русскому правописанию; работа с ними.

1

18.05

35

Справочники по русскому правописанию; работа с ними.

1

25.05

 

Литература:

  1.  Аникин А.Е. и другие. Из истории русских слов. - М.: Школа-пресс, 1999.
  2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.- М., 1990
  3. Букчина Б.3., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? - М.,  2002  
  4. Валгина Н.С. Русская пунктуация: Принципы и назначение.- М.,1999.
  5. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.- М., 2003.
  6. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе.- М., 2002.
  7. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии.- М., 1999.
  8. Иванова В.Ф. Современный русский язык:  Графика.  Орфография.- М., 2006.
  9. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография.- М., 2003.
  10.  Лебедева Ю.Г. Пособие по фонетике русского языка.  - М.: Высшая школа, 1998.
  11.  Лекант П.А. Сборник упражнений по синтаксису. - М.: Высшая школа, 2001.
  12. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии.- М., 1992.
  13.  Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания.- М., 2007.
  14.  Розенталь Д. Э. Справочник. - М., 2007.
  15.  Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1999.
  16.  Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М., 1997.
  17.  Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. - М., 1997.
  18.  Русский орфографический словарь ⁄  Под ред. Лопатина В.В. – М., 1999
  19.  Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе.- М., 2002.

.        

        

Список учащихся 9 «Б» класса,

посещающих факультатив «Язык в речевом общении».

Учитель – Змановская Н.Н.

  1. Абрамов Кирилл
  2. Алексеенко Иван
  3. Галченко Никита
  4. Гребенщиков Алексей
  5. Давыдов Илья
  6. Двинянинова Светлана
  7. Кучина Марина
  8. Линский Алексей
  9. Миллер Виктория
  10.  Миняйло Дарья
  11.  Митряшкин Николай
  12.   Молостова Кристина
  13.  Осокина Елизавета
  14.  Самылов Илья
  15.  Сивкова Любовь
  16.  Смирнова Анастасия
  17.  Степанова Анастасия
  18.  Фахриева Регина
  19.  Храмова Юлия
  20.  Чиньков Владислав
  21.  Шпота Илья