Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для 9-го класса: «Коварные знаки препинания » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
    рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

     Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса. Структура  курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой..  Содержание программы элективного курса по русскому языку для 9 класса. Тематическое планирование занятий элективного курса по  русскому языку в 9 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku_9_kl.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

     Ханты-Мансийского района

    «Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск»

      

    Рассмотрено

           Руководитель

    методического

    объединения учителей _______________________

     

    ________/ Змановская Ю.Н./

                                

    Протокол №__6_____

    от «_21_» _мая__2014 г

    Согласовано

       Заместитель

    директора по УВР

     

    _________/Сизова В.В./

     

     « 29  »  августа 2014 г

    Утверждаю

         Директор школы

     

     

    __________/ Маркова О.И./

     

    Приказ № 151-о

    от « 29   » августа 2014 г

                                                         

                                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    элективного курса

     для 9-го класса:

    «Коварные знаки препинания »

    НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                                                                        Составитель                       программы

                                                    

    Змановская Н.Н., 1 категория

    2014г.

    Учебно-тематический план

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Виды деятель-ности

    Формы контроля

    I.

    Программа курса по выбору «Коварные знаки препинания» (трудные случаи пунктуации)

    15

    1.

    Пунктуационные нормы современного русского языка.

    2

    Лекция с элементами беседы.

    Конспект

    2.

    Основные правила использования знаков препинания в тексте.

    1

    Анализ текста.

    Проверка работ

    3.

    Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, художественного стилей.

    3

    Исследоват.  работа в группах.

    Защита проектов

    4.

    Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.

    2

    Разыгрывание речевых ситуаций

    Оценка соответствия

    5 - 7.

    Нерегламентированная пунктуация.

    3

    Ролевая игра в рекламе.

    Защита проекта

    Оценка экспертов.

    Коллективная оценка.

    8.

    Комбинированные знаки препинания.

    2

    Лекция. Практика.

    9.

    Итоговая контрольная работа.

    1

    Комплексныйанализ текста.

    Проверка контрольных работ

    10.

    Подведение итогов курса.

    1

    Анализ работ. Рекомендации


     ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Курс по выбору «Коварные знаки препинания» (трудные случаи пунктуации) предназначен для учащихся 9-х классов, определивших для себя дальнейшее обучение в классах гуманитарного направления, а также для всех, интересующихся русским языком по тем или иным причинам, и ставит определенные цели и задачи:

    -Необходимо дать материал, выходящий за рамки общеобразовательного стандарта;

    -использовать методику, рассчитанную на развитие интереса к гуманитарным отраслям;

     -предоставить возможность закрепить общеобразовательные знания и навыки,  повысить уровень грамотности.

      Он является общим ориентационным курсом, интересным всем, т. к. поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку.

     Занятия предполагается вести параллельно урокам русского языка, возможно опережая основную программу.

    Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.

    Учебная цель этого курса – осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно  в школьных программах проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются.  В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приемом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы и в высшей школе.

    Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят из художественных произведений современных авторов, что способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.

    Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.

     Теоретический курс рассчитан на 15 часов. Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.

    Элективный курс дополнен практикумом по пунктуации, специфика которого в том, что теория дана в малом объеме, в форме небольших консультаций перед некоторыми самостоятельными работами.

    Усилению практической направленности способствует система заданий, данных к упражнениям. Синтаксический разбор поможет разобраться в синтаксических конструкциях, будет способствовать осознанной постановке знаков препинания. Творческие задания направлены на развитие языковых навыков, мышления и на закрепление знаний по пунктуации. Выполнение творческих заданий – необходимое условие для подготовки к экзаменам. Творческие задания составлены с учетом требований новой системы проведения итоговой аттестации.

    Главное, определяющее назначение практикума – выработка пунктуационных навыков.

    Содержание программы

    1. Понятие нормы в русском языке.  Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации.  Общие и ситуативные нормы.
    2. Назначение пунктуации – «держать текст» (К.Г. Паустовский). Обозначение границ предложений.  Знаки разделения и знаки выделения.  Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.
    3. Функционально-целевое использование пунктуации.  Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
    4. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
    5. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи.  Интонационный принцип пунктуации.  Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.
    6. Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
    7. Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в  современной литературе.
    8. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации  и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

    Ханты-Мансийского района

    «Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск »

     

        СОГЛАСОВАНО                                                    

    Заместитель директора по УВР:

     ___________       Сизова В.В.

    (подпись)                (расшифровка)

     «  29   » августа 2014 г.

                                                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

    ПЛАНИРОВАНИЕ

     

    по  русскому языку

    Класс _____9________________________________________________________

     

    Учитель Змановская Надежда Николаевна 

    Количество часов: 

           всего ______35_____ часов;          

           в неделю _____1___ час;

     Планирование составлено на основе рабочей программы

    Змановской Надежды Николаевны,  утвержденной приказом №151-о от 29 августа 2014г

    Тематическое планирование элективного курса в 9 классе

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Дата

    I.

    Программа курса по выбору «Коварные знаки препинания» (трудные случаи пунктуации)

    15

    04.09

    1-2.

    Пунктуационные нормы современного русского языка.

    2

    11.09

    3.

    Основные правила использования знаков препинания в тексте.

    1

    15.09

    4-6.

    Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, художественного стилей.

    3

    22.09

    29.09

    7-8.

    Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.

    2

    06.10

    13.10

    9-11.

    Нерегламентированная пунктуация.

    3

    20.10

    27.10

    12-13.

    Комбинированные знаки препинания.

    2

    10.11

    17.11

    14.

    Итоговая контрольная работа.

    1

    24.11

    15.

    Подведение итогов курса.

    1

    01.12

    II.

    Практикум по пунктуации.

    20

    16.

    Простое предложение. Употребление тире между членами предложения. Тире на месте сказуемого.

    1

    08.12

    17.

    Однородные члены предложения. Знаки препинания при  однородных членах предложения. Знаки препинания при  однородных членах предложения с обобщающими словами. Знаки препинания при  повторяющихся словах.

    1

    15.12

    18.

    Обособленные второстепенные члены предложения. Определения.  Знаки препинания при обособленных определениях. Приложения. Обособление приложений.

    1

    22.12

    19.

    Обстоятельства. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Уточняющие обстоятельства места и времени.

    1

    12.01

    20.

    Дополнения. Знаки препинания при обособленных дополнениях.

    1

    19.01

    21.

    Уточняющие и присоединительные члены предложения. Пояснительные  члены предложения. Обособление уточняющих членов.  Обособление присоединительных членов.  Обособление пояснительных  членов.

    1

    26.01

    22.

    Обращение.  Обособление обращений.

    1

    02.02

    23.

    Междометия, слова-предложения  «да» и « нет».  Обособление междометий.

    1

    09.02

      24.

    Обобщающая работа по теме «Простое предложение».

    1

    16.02

    25.

    Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

    1

    02.03

    26.

    Сравнительный оборот. Обособление сравнительных оборотов.

    1

    16.03

    27.

    Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. 

    1

    30.03

    28.

    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными и в предложениях с разными видами связи.

    1

    06.04

    29.

    Бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении.

    1

    13.04

    30.

    Обобщающая работа по теме «Сложное предложение».

    1

    20.04

    31.

    Прямая речь.  Способы оформления на письме прямой речи. Диалог.  Знаки препинания при диалоге.

    1

    27.04

    32.

    Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Цитирование. Знаки препинания в цитатах.

    1

    04.05

    33.

    Пунктуация при союзе и. Пунктуация при союзе как.

    1

    11.05

    34.

    Сочетание знаков препинания.

    1

    18.05

    35

    Обобщающая работа по всему курсу.

    1

    25.05

     

    Литература:

    1.  Аникин А.Е. и другие. Из истории русских слов. - М.: Школа-пресс, 1999.
    2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.- М., 1990
    3. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. –  М., 1992.
    4. Букчина Б.3., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? - М.,  2002  
    5. Валгина Н.С. Русская пунктуация: Принципы и назначение.- М.,1999.
    6. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.- М., 2003.
    7. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе.- М., 2002.
    8. Казакова Л.Ф. Пунктуация в старших классах. М., 2001.
    9. Лекант П.А. Сборник упражнений по синтаксису. - М.: Высшая школа, 2001.
    10.  Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания.- М., 2007.
    11.  Розенталь Д. Э. Справочник. - М., 2007.
    12.  Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1999.
    13.  Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М., 1997.
    14.  Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. - М., 1997.
    15.  Русский орфографический словарь ⁄  Под ред. Лопатина В.В. – М., 1999.
    16.  Серегина Л.М., Хорт О.А. Знаки препинания. – Волгоград, «Учитель»,  2007.
    17.  Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе.- М., 2002.

    .        

            

    Список учащихся 9 «Б» класса,

    посещающих элективный курс «Коварные знаки препинания».

    Учитель – Змановская Н.Н.

    1. Абрамов Кирилл
    2. Алексеенко Иван
    3. Галченко Никита
    4. Гребенщиков Алексей
    5. Давыдов Илья
    6. Двинянинова Светлана
    7. Кучина Марина
    8. Линский Алексей
    9. Миллер Виктория
    10.  Миняйло Дарья
    11.  Митряшкин Николай
    12.   Молостова Кристина
    13.  Осокина Елизавета
    14.  Самылов Илья
    15.  Сивкова Любовь
    16.  Смирнова Анастасия
    17.  Степанова Анастасия
    18.  Фахриева Регина
    19.  Храмова Юлия
    20.  Чиньков Владислав
    21.  Шпота Илья


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике для 5 класса на основе ФГОС на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программа по математике для 5 класса на основе ФГОС на 2014-2015 учебный год...

    Рабочая программа по литературе 9 класс. Учебник-хрестоматия В.Я .Коровиной. 2014-2015 учебный год

    Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования  и программы общеобразовательных учреждений &la...

    Рабочая программа по литературе 10-11 классы. Учебник В.И. Коровина. 2014-2015 учебный год

    Рабочая программа по литературе для 10- 11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования  и программы общеобразовательных учрежден...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку» на 2014-2015 учебный год 8 класс

    Методическая разработка Программа проектно – исследовательской деятельности по русскому языку для 8 классов Тема: Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе А...

    Рабочая программа по русскому языку и литературе для 11 класса на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программа по русскому языку и литературе для 11 класса на 2014-2015 учебный год...

    Рабочая программа по русскому языку и литературе для 5 класса на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программа по русскому языку и литературе для 5 класса...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ XX ВЕК. ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ  XX ВЕК. ДЛЯ  9  КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД АВТОР ЗАГЛАДИН...