конспект урока по теме: Виды компьютерной графики. Сравнительная характеристика растровой и векторной графики.
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Светлана Сергеевна Куликова

конспект урока для ознакомления  с новой темой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе

Тема: Виды компьютерной графики.

Сравнительная характеристика растровой и векторной графики.

Цель: познакомить с видами компьютерной графики,  достоинствами и недостатками; научить сравнивать растровые и векторные изображения, характеризовать их.

Задачи урока:

        Образовательные:

  • ввести понятие компьютерная графика, растр,  разобрать виды графики, знать особенности  графических форматов;
  • научить характеризовать, различать, сравнивать растровые  и векторные изображения;
  • Познакомить учащихся с графическими возможностями компьютера
  • установить межпредметные связи между предметами информатика – изобразительное искусство;

Развивающие:

сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное,  уметь работать в группе,  рационально использовать время, уметь самостоятельно получать знания;

Воспитательные:

  • продолжить формировать  интерес к предмету.

Здоровьесберегающие: 

  • соблюдать санитарные нормы и правила техники безопасности при работе с компьютером.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Метод: исследовательский

Оборудование и методическое обеспечение урока: компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с заданием для работы на компьютере, карточка учащегося)

Литература, использованная при подготовке к уроку:

1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. –   М.: Бином, 2005.

2. Босова Л. Л. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

План урока:

  1. Организационный момент (8 мин)
  2. Изучение нового материала (8 мин)
  3. Физкультминутка (2 мин.)
  4. Организация исследовательской деятельности на уроке (10 мин)
  5. Закрепление изученного материала (7 мин)
  6. Рефлексия. (1мин)
  7. Итог урока. Домашнее задание. (2 мин)

Ход урока.

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Перед тем, как перейти непосредственно к теме урока, я хочу задать вам вопрос: "Какие картины художников вы знаете?"

ученики вспоминают названия картин и их авторов.

– Я на слайдах разместила несколько узнаваемых картин, некоторые из которых вы сами только что называли.

Учитель демонстрирует репродукции картин знаменитых художников, просит назвать картины и их авторов.

– Как вы думаете, какое отношение это имеет к нашему уроку?

Ученики дают свои варианты ответа

Рисовать можно кистями и красками, можно карандашами. Можно рисовать на бумаге, холсте, ткани. А можно рисовать на экране компьютера.

На заре своего развития на экран компьютера можно было выводить только символы. Но уже тогда люди пытались использовать компьютер в качестве художественного инструмента.

Но со временем люди научили компьютер создавать простые изображения: точку, прямую линию, окружность.

В отличие от живописи, изображения на компьютере характеризуются, прежде всего, четкой прорисовкой линий. Поэтому такие возможности компьютеров и стали называть компьютерной графикой.

Давайте с вами вместе, исходя из услышанной истории, попробуем определить тему нашего урока.

Учитель подводит учеников к определению темы «Компьютерная графика. Виды компьютерной графики»

Беседа

  1. Что вы понимаете под компьютерной графикой.

ученики делают записи в тетради

КГ – раздел информатики, занимающийся проблемами «рисования» на ПК.

КГ – специальная область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных комплексов.

  1. В каких областях она применяется?
  • Компьютерное моделирование
  • Компьютерные игры
  • Обучающие программы
  • Реклама и дизайн
  • Мультимедиа презентации
  • Интеренет
  1. Что вы хотели бы узнать?
  2. Попытайтесь сформулировать цель нашего урока.

Для того, чтобы рисовать на компьютере, необходима специальная программа. Знаете ли вы, как она называется? (графический редактор).

Документом графического редактора является рисунок. Все графические редакторы по способу построения изображения делятся на растровые и векторные.  Сравнить растровые и векторные изображения нам и предстоит на сегодняшнем уроке.

  1. Изучение нового материала

1. Основные понятия компьютерной графики. Виды компьютерной графики.

Растровая графика – изображение строится по точкам. Компьютер хранит параметры каждой точки  изображения (её цвет, координаты).

Векторная графика– изображение строится на основе простейших геометрических элементов. Линия – элементарный объект векторной графики. Как и любой объект, линия обладает свойствами: формой (прямая, кривая), толщиной, цветом, начертанием (сплошная, пунктирная).

2. Эвристическая беседа.

- с помощью любого графического редактора мы получаем изображение; если идет деление редакторов на 2 вида, то что это означает? (разный способ получения этих рисунков).

- какие операции с компьютерными изображениями можно, по-вашему, осуществлять? (масштабировать, сохранять, печатать, конвертировать в другие программы);

- когда вы просматриваете компьютерное изображение, на что вы в первую очередь обращаете внимание (на качество, фотореалистичность)

  1. Физкультминутка

– Ребята, чтобы дальше продолжить исследование, нужно хорошо запомнить то, что только изучили. Давайте немного разомнемся перед тем, как приступить к работе за компьютерами.

Видеофайл «физкультминутка»

  1. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке

– Молодцы! Сегодня на уроке мы узнали о двух видах графических изображений: векторных и растровых. Теперь нам необходимо их сравнить между собой.

1. Постановка проблемы:

а) сравнить графические редакторы по форматам?

б) сравнить графические редакторы по трансформации изображений? (создать одинаковые рисунки в растровом и векторном редакторе, масштабировать изображения, сравнить)

в) сравнить графические редакторы по объему создаваемых в них файлов?

        Исследовательская работа на компьютере

Класс разбивается на группы

1 группа – «Трансформация изображений в растровом и векторном редакторах»

2 группа – «Форматы графических файлов»

3 группа – «Объемы растровых и векторных файлов»

– Каждой группе я раздам задание для выполнения исследовательской работы. Вам необходимо заполнить таблицу «Сравнительная характеристика растровой и векторной графики». После того как каждая группа выполнит свою работу, вы заполняете таблицу и оцениваете каждого участника группы при выполнении работы.

        

Анализ исследовательских работ

Заполняется таблица «Сравнительная характеристика растровой и векторной графики»

Признак для сравнения

Векторная графика

Растровая графика

Область использования

Создание шрифтов, логотипов (полиграфия), оформление Web-страниц, создание иллюстраций

Ретуширование, тоновая и цветовая коррекция изображений, создание коллажей

Примеры программ

Corel  DRAW, графический редактор, встроенный в WORD

Adobe Photoshop,  Paint

Элементы изображения

Геометрические фигуры

Пиксель

Трансформация изображения

Без потерь качества изображения

Ухудшение качества изображения

Информационный объем изображения

Малый

Большой

Качество отображения объектов

реального мира

Отсутствие фотографического качества

Фотографическое качество

Способы сохранения

(форматы)

WMF, EPS, CDR, DXF, CGM

BMP, PSD, GIF, PNG, TIFF, JPEG,

– Мы с вами рассмотрели свойства обоих типов компьютерной графики. Как вы думаете, где применяется растровая графика, а где – векторная? (С помощью растровой графики можно повысить качество старой фотографии; из черно-белой сделать цветную. Используется для художественного творчества. Векторная графика используется для хранения высокоточных объектов (чертежей, схем).)

– А теперь сдайте мне, пожалуйста, все свои рабочие листы и листы работы группы с оценками каждого участника группы.

  1. Закрепление изученного материала

Исключи лишнее и объясни

1. Paint      CorelDRAW       Ms Access     Adobe Photoshop

2. Corel Photo-Paint    Adobe Photoshop    CorelDRAW    Paint

3. WMF   PSD    TIFF      JPEG    BMP

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали? Какие трудности испытывали? Ваши пожелания, замечания

  1. Домашнее задание. Повторить тему Принципы кодирования графической информации, она пригодится нам при решении задач на следующем уроке.

карточка учащегося

Фамилия, имя___________________________

Сравнительная характеристика растровой и векторной графики

Признак для сравнения

Векторная графика

Растровая графика

Область использования

Примеры программ

Элементы изображения

Трансформация изображения

Информационный объем

изображения

Качество отображения объектов

реального мира

Способы сохранения

(форматы)

Задание

Самооценка

Трудности

Исследовательская работа на компьютере

Кроссворд

Исключи лишнее

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Виды компьютерной памяти"

План-конспект урока по теме: "Виды компьютерной памяти" с применением ЭОР....

Конспект урока по теме "Локальные компьютерные сети"

Вам представлен конспект урока по теме "Локальные компьютерные сети"...

Конспект урока по теме: "Виды линий . Внутренняя и внешняя области"

Тема: «Виды линий. Внутренняя и внешняя области».Дидактические цели: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.Цели урок...

Конспект урока на тему: «Виды корней и типы корневых систем»

Технологическая карта урокаТема: «Виды корней и типы корневых систем»...

Конспект урока на тему "Виды и формы бизнеса"

Открытый урок по обществознанию в 7 классе на тему "Виды и формы бизнеса". Содержит различные формы работы: фронтальный (блиц-опрос), индивидуальный (работа по карточкам)....

План-конспект урока на тему: «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест».

План-конспект урока по модулю «Художественные ремесла» на тему «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест»....

Конспект урока по теме: Виды корней и типы корневых систем.

Конспект урока по теме: Виды корней и типы корневых систем....