Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Информатика и ИКТ". Тема "Виды и формы информации"
план-конспект по информатике и икт на тему

Методическая разработка урока  по учебной дисциплине "Информатика и ИКТ". Тема "Виды и формы информации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Понятие информации. Виды, формы, признаки и свойства информации. Носитель, источник, приемник информации».

Цели: выявить свойства информации; классифицировать информацию по видам; научить учащихся выбирать понятные формы представления информации.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- свойства информации;

- виды информации;

- формы представления информации.

Учащиеся должны уметь:

- различать информацию по видам;

- указывать свойства информации;

- выбирать наиболее удачную форму представления информации.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа PowerPoint или плакаты.

Ход урока.

I.Организационный момент.

В течение 2-3 минут преподаватель отмечает явку учащихся и сообщает цели урока, план, задачи.

II. Объяснение нового материала.

На предыдущем уроке мы с вами выясним, что при взаимодействии любых материальных объектов можно наблюдать процессы сбора, хранения, переработки информации.

Что же такое информация: происходит от лат. Слова «Information» - разъяснение, объяснение чего-либо.

Информация – (словарь: объяснение, разъяснение чего-либо) – конкретные, целенаправленные сообщения, смысл которых ясен человеку и может быть прочитан устройством, воспринимающим информацию.

Виды информации:

Информация

Аналоговая –                                 Дискретная -

Непрерывная                                 скачкообразная

(воспринимается человеком)                        (воспринимается вычислительной техникой)        

                          

Упражнение 2

Попробуйте назвать источники аналоговой и цифровой информации.

Подсказка:

Источники аналоговой информации:

  1. Скрипка. Может создавать звук любой высоты. Переход от тона к тону происходит плавно и непрерывно.
  2. Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яркость отдельных участков меняется плавно.
  3. Телефон. Громкость звука меняется плавно и непрерывно.
  4. Картина, нарисованная художником с использованием большого количества оттенков красок.
  5. Графики функций.

Источники цифровой информации:

  1. Фортепьяно. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Переход от ноты к ноте осуществляется скачком.
  2. Монитор. Яркость луча изменяется скачком – есть луч (яркая белая или цветная точка), нет луча (черная точка).
  3. Музыкальный проигрыватель компакт – дисков.
  4. Компьютер.
  5. Мобильные телефоны.

Пояснение: упражнение выполняется устно. Несколько примеров записать в тетрадь.

Аналоговую информацию можно превратить в цифровую (для этого достаточно, например, разным цветам присвоить номер или музыку записать нотами) и наоборот.

В вычислительной технике такие преобразования производят специальные устройства, которые называются аналогово-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи – АЦП и ЦПА.

И, наконец, так как аналоговую информацию человек воспринимает с помощью чувств, то он стремится зафиксировать её таким образом, чтобы она стала понятна другим. При этом одна и та же информация может быть представлена в разных формах.

Любую информацию можно представить в форме, наиболее удобной для восприятия. При этом таких представлений может быть несколько, и все эти формы будут являться различными моделями объектов, процессов или явлений.

Упражнение:

Приведите различные формы представления:

  1. некоторого сообщения;
  2. условия математической задачи.

Подсказка:

Некоторое сообщение

Множество символов на бумаге

Шрифт Брайля

Звук на аудиокассете

Жесты глухонемых

Условие математической задачи

X

-3

-2

-1

0

1

2

3

Y

9

4

1

0

1

4

9

Y=X2, при X=-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3

математическое выражение

Объем информации о новых изобретениях и научных открытиях возрастает с каждым годом в 2-3 раза.

Погоня за ценной, т.е., своевременной и достоверной информацией, превратила ее в товар, причем товар первой необходимости.

Но каждый из нас стремится стать обладателем не только ценной информации, а удовлетворяющей еще некоторым свойствам.

Свойства информации.

  1. Объективность и субъективность – зависит от человеческого фактора.
  2. Полнота – характеризует качество и достаточность информации.
  3. Актуальность – Это степень соответствия информации текущему моменту времени.
  4. Достоверность – зависит от уровня «информационного шума». Чем он выше, тем меньше достоверность информации, тем больше ее количество необходимо и более сложные операции для ее обработки.
  5. Доступность – мера возможности получить ту или иную информацию.
  6. Адекватность – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Степень адекватности зависит от совокупности всех остальных свойств.

Наличие информации всегда связано с определенным её носителем. Человек на протяжении всей своей жизни является носителем, хранителем и приемником социальной традиции, трудового и жизненного опыта его предков. Так как он может воспринимать факты, данные, знания от себя подобных хранить и передавать их другим людям, то он будет являться приемником, источником и носителем информации.

Кто кроме человека может быть носителем, источником и приемником?

Для этого необходимо дать следующие определения:

а) предмет, в котором произошли к-л. изменении, вызванные воздействием на него другим предметом, явлений, процессов или систем, являющимся носителем информации.

б) предмет, который инстрирует (испускает, излучает) информацию, является ее источником.

в) предмет, который принимает информацию от других предметов, является или систем, явл. её приемником.

Примеры носителей информации:

  • стены пещер, скалы;
  • узелки на веревке;
  • глиняные, деревянные, восковые таблички, кожа, папирус, береста, бумага;
  • печатные книги;
  • фото- и кино пленка;
  • магнитная лента;
  • магнитные и оптические компакт-диски;
  • температура;
  • давление и т. д.

Задание: Приведите свои аналогичные примеры, иллюстрирующие понятия носитель, источник и приемник информации.

III. Закрепление материала

Учащимся раздать карточки с заданиями. Учащиеся комментируют устно их решения.

IV. Подведение итогов урока

Оценить работу группы и назвать оценки за урок.

V. Домашнее задание

  1. Основные определения выучить.
  2. Привести примеры, иллюстрирующие понятия носитель, источник, приемник информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".

Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...

Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».

Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....

Методическая разработка "Силовые упражнения для поддержания спортивной и физической формы организма"

Свод практических упражнений выполняя которые вы сможете похудеть и так же поддерживать физическую форму....

Методическая разработка урока информатики в 5 классе по теме: "Передача информации"

Урок открытия новых знаний. Учебник Л.Л.Босова. Используется на уроке электронная тетрадь для 5 класса, составление схемы "Передача информации", работа на интерактивной доске, в группах....

Методическая разработка урока информатики в 5 классе на тему "Кодирование информации"

Урок изучения нового материала по теме «Кодирование информации». На уроке предусмотрено осмысление содержания темы через использование знаний обучающихся о многообразии окружающих их кодов...

Методические разработки к урокам по теме «Кодирование и обработка графической информации»

Материалы для уроков по теме «Кодирование и обработка графической информации»...

Методическая разработка открытого урока по информатике на тему: "Обработка числовой информации в Excel"

Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows. Она изучается либо параллельно с текстовым редактором Word, либо сразу после него.Изучив основные фу...