ОТ ЗНАНИЯ К ЦЕННОСТЯМ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Славянская  Лариса Владимировна

Самобытность личности предполагает возможность развития духовного, искусства, и науки. В метапрограмме периода «Русь православная» имеется элемент содержаний : «научные открытия». Содержание метапрограммы «Мое Отечество» можно представить на уроке информатики  «История счета и систем счисления».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научные открытия : ОТ ЗНАНИЯ К ЦЕННОСТЯМ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ В 6 КЛАССЕ

Слайд 2

Модуль разумное, доброе, вечное в искусстве и науке. На уроке «История счета и систем счисления дети знакомятся с научными открытиями истории России конца 16 века, Распространение русских(десятичных счетов). Знакомятся с прототипом русских счетов- Римским абаком. Просматривают варианты русских счетов и первые вычислительные машины Российской империи. Реакция детей: Ребята несколько раз перелистывают презентацию с информацией. Я вижу удивление на их лицах тому, что совершили наши русские 300 лет назад. Понимание и благодарность изобретателям счетных машин, прародительниц современных компьютеров. Чувство гордости за смекалку и мысли русских, перерастает в славление Родины, гордость зато, что ты русский и ты продолжаешь начатое 300 лет назад

Слайд 14

Русь христианская

Слайд 15

Русь христианская История принятия христианства Русью На основании исторических данных русское православие начинается в Х веке, во времена Ольги. Далее приведены отрывки из «Повести временных лет, откуда пошла земля русская» — летописи начала XII века. Летом 959 года отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду (Константинополю). И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва. Царь, увидев красоту Ольги и удивившись ее разуму, сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поняв смысл сказанного, возразила царю: «Я — язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, иначе — не крещусь». Царь и патриарх крестили ее.

Слайд 16

Проект Развитие культуры России Участие в Культурологическом проекте

Слайд 17

Тема: История счета и систем счисления 6 класс. Учебник Л. Босова § 4.13 . Руки - первый инструменты для счета § 4.1 4. Абак и счеты § 4.1 4.Арифмометр

Слайд 18

Конец 16 века Россия. Распространение русских (десятичных) счётов. Хотя в основной счётной части они имели десять костей, а не 2 и 5, как «Суань Пан», их происхождение от последнего (вероятнее всего привезенного в Россию монголами) вряд ли можно оспаривать. Нижние ряды первых счётов также были разделены на две части (для дробных вычислений).

Слайд 19

Русские счеты Счеты являются первым простейшим приспособлением для вычислений счета. Они прошли длительный путь эволюции, в котором можно выделить четыре стадии. Первая предваряет их возникновение-это счет с помощью косточек, очень близкий к западноевропейскому счету на линиях.

Слайд 20

Реконструкция римского абака

Слайд 21

Вторая - “дощаной счет”. Она начинается в конце 16 века и завершается в начале 18 века. На этой стадии изобретаются русские счеты, по форме сильно отличающиеся от современных . Счеты с четырьмя полями (середина 17 века)

Слайд 22

Они имели сначала четыре, а затем два счетных поля и были универсальным счетным прибором. Десятичная позиционная система счисления еще только начинала распространяться в России, и практически все вычисления производились на счетах. Следующая, третья стадия охватывает 18-ый и начало 19-го века. В начале этой стадии счеты приобретают свою классическую форму и в дальнейшем совершенствуются только внешне, с точки зрения удобства пользования. Однако на этой стадии счеты уже не являются универсальным счетным прибором, они превращаются во вспомогательный прибор, а ведущее место занимают вычисления на бумаге. Учебник стр. 104

Слайд 23

Счеты производились самых различных размеров. В них варьировалось количество параллельных проволок, определяющих максимальную разрядность устройства. Так как счеты использовались для десятичного счисления, то на каждой проволоке счет было надето по десять костяшек, кроме тех проволок, которые использовались для отсчета четвертых частей. Для примера рассмотрим торговые счеты. Нижний ряд торговых счет содержал только четыре костяшки, использующиеся для отсчета четвертей копеек. Четыре костяшки первого ряда составляли одну костяшку второго ряда, обозначающую копейку. Второй и третий ряды содержали по десять костяшек, и использовались для отсчета копеек и десятков копеек (гривенников). Четвертый ряд использовался для отсчета четвертых частей различных мер. Соответственно четыре костяшки этого ряда составляли одну костяшку пятого ряда. Следующие ряды использовались для отсчета единиц, десятков, сотен и так далее рублей или других мер. Для удобного отсчитывания числа откладываемых костяшек, на каждой проволоке две средние костяшки окрашивались в черный цвет. Так же в черный цвет часто окрашивалась крайняя левая костяшка рядов, обозначающих тысячи, миллионы, миллиарды и так далее. Вычисления на счетах проводились, начиная со старших разрядов. Для сложения складывали между собой значения соответствующих разрядов и в случае переполнения переносили одну костяшку в старший разряд. Для вычитания находили разность между значениями соответствующих разрядов и, если разность получалась отрицательная, занимали костяшки из ряда, находившегося над рядом, в котором осуществлялась операция.

Слайд 25

Ранее 1770 года Россия. Появилась машина Якобсона. Она выполняла все арифметические операции. Это первая вычислительная машина (известная) в Российской империи. Автор - Евно Якобсон, часовой мастер из г. Несвижа (Белоруссия, Минская обл.). Еще в начале 18 в., известный польский магнат и меценат Михаил Радзивилл основал в своем Несвижском поместили значительный культурный центр, с художественными и др. мастерскими, школой и регулярным изданием печатного журнала (род Радзивиллов очень старый с интересной историей; в середине 20 в. он частично соединился с небезызвестным семейством Кеннеди в США). Ювелир и часовой механик Якобсон несомненно принадлежал к этому центру. Влияние центра ощущалось ещё и в начале 20 в. В районе Несвижа родились наиболее известные Белорусские поэты, а местный учитель и естествоиспытатель Наркевич-Йодко впервые в мире разработал и успешно опробовал метод электрофотографии (в конце 1940-х подобный, но много более совершенный, метод был создан и запатентован Ростовскими супругами Валентиной и Семеном Кирлиан).

Слайд 26

Ранее 1770 года Россия. Появилась машина Якобсона. Она выполняла все арифметические операции. Это первая вычислительная машина (известная) в Российской империи .

Слайд 27

Арифмометры В. Т. Однера Вильгодт Теофилович Однер (1846-1905), талантливый и разносторонний инженер-механик, родился в Швеции. В 1870 году переехал в Россию, в С.-Петербург, где руководил отделом Экспедиции заготовления государственных бумаг. На счету В. Т. Однера множество изобретений. Среди них машина для нумерации кредитных билетов; папиросная машина; турникеты, применявшиеся почти во всех пароходных компаниях России до середины XX столетия; наконец, арифмометры.

Слайд 28

П. Л. Шиллинг создаёт первый в мире электрический телеграф

Слайд 29

Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Публичная демонстрация работы аппарата состоялась на квартире Шиллинга 21 октября 1832 года. Павел Шиллинг также разработал оригинальный код, в котором каждой букве алфавита соответствовала определённая комбинация символов, которая могла проявляться черными и белыми кружками на телеграфном аппарате. Впоследствии электромагнитный телеграф был построен в Германии — Карлом Гауссом и Вильгельмом Вебером (1833), в Великобритании — Куком и Уитстоном (1837), а в США электромагнитный телеграф запатентован С. Морзе в 1837 . Телеграфные аппараты Шиллинга, Гаусса-Вебера, Кука-Уитстона относятся к электро-магнитным аппаратам стрелочного типа, в то время как аппарат Морзе являлся электро-механическим. Большой заслугой Морзе является изобретение телеграфного кода, где буквы алфавита были представлены комбинацией точек и тире ( код Морзе ). Коммерческая эксплуатация электрического телеграфа впервые была начата в Лондоне в 1837. В России работы П. Л. Шиллинга продолжил Б. С. Якоби, построивший в 1839 году пишущий телеграфный аппарат, а позднее, в 1850 году, — буквопечатающий телеграфный аппарат.

Слайд 30

электро-магнитным аппаратам стрелочного типа

Слайд 31

Основные телеграфные линии на 1891

Слайд 32

1887 год Россия «Комптометр» Д. Фелта — первая суммирующая машина с клавишным вводом .

Слайд 33

Самосчеты В.Я.Буняковского Виктор Яковлевич Буняковский (1804-1889) Одно из первых изобретений в области отечественной счетной техники, оригинальная попытка усовершенствования русских счетов. По определению самого автора название прибора - "самосчеты" определялось тем, "что постановка цифр - имеет сходство с перекидыванием косточек, но при этом числа складываются сами, причем единицы различных разрядов автоматически размещаются по соответствующим местам". Основное назначение прибора - выполнение многократных сложений и вычитаний.

Слайд 34

Самосчеты В.Я.Буняковского

Слайд 35

Счислитель Г.Куммера . Первый в мире карманный счетный прибор, положил начало развитию массовых вычислительных средств индивидуального пользования. Изобретен учителем музыки Г.Куммером в 1847 г. и назван "счетный снаряд" (позже его стали именовать "счислителем"). Основным элементом конструкции прибора являются зубчатые счетные рейки. В 19 в. в России счислители выпускались механиком и оптиком И.Э. Мильком. В 1920-е - 1930-е гг. они были известны под названиями "Пионер" и "Карманный арифмометр", последняя модель "Арифметическая линейка " изготавливалась в СССР до конца 1970 г.

Слайд 36

Счислитель Г.Куммера

Слайд 37

Арифмометр Однера Петербургским инженером В. Т. Однером был создан арифмометр, который распространился во всем мире, с его появлением зародилось математическое машиностроение, в течение многих десятков лет он был самой распространенной вычислительной машиной. Только распространение электронных калькуляторов вытеснило арифмометр Однера из всеобщего употребления. В чем же состояло изобретение Однера? Благодаря ступенчатым валикам Лейбница удалось создать первые серийные арифмометры – томас-машины, имеющие большие размеры, в первую очередь потому, что на каждый разряд нужно было иметь отдельный валик. Идея же Однера заключалась в том, чтобы заменить ступенчатые валики более совершенной и компактной деталью – зубчатым колесом с меняющимся числом зубцов.

Слайд 38

Чертеж к патенту Однера 1879 г. в России

Слайд 39

Арифмометр Однера выпуска 1876 г.

Слайд 40

Чебышёв, Пафнутий Львович (1821-94 гг) - автор серии вычислительных машин, действие которых основывалось прежде всего на математических законах (теории чисел) и принципах теоретической механики. Чебышев также внес исключительный вклад в развитие механики. Машины Чебышева были сложны для серийного производства, но представляли большой интерес как научный инструмент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики. 7 класс. Тема: Графический интерфейс операционных систем и приложений. Диалоговые панели.

Конспект урока информатики. 7 класс.Учитель: Земцева Л. В.Тема :   Графический интерфейс операционных систем и приложений....

Урок информатики. 5 класс. Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Тип урока:урок  новых знанийФормы и методы работы:фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая работа. Проблемно-поисковый, наглядный метод.Задачи урока:1....

Урок информатики.11 класс. Услуги компьютерных сетей

Тема  Услуги компьютерных сетейТип урока Обобщение и систематизация знанийФормы и методы работы:фронтальная работа, индивидуальная работа, практическая работа, работа в группах.Проблемно-по...

Тестирование как контроль знаний у учащихся на уроках информатики

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становятся тестирование и сетевое (онлайн) анкетирование. Появилось огромное количество программ и сайтов, позволяю...

Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля

Статья содержит методические рекомендации  по формированию знаний, умений  и практических навыков учащихся на уроках информатики  в классах информационно-технологического профиля...