Тексты в памяти компьютера
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Белоус Екатерина Сергеевна

Материал по теме "Тексты в памяти компьютера" состоит из конспекта занятия,презентации, ряда заданий как практических так и теоретических. Презентация расскажет ученикам о том, как тексты хранятся в компьютерной памяти и съемных носителях. Практические задания помогут ученикам  закрепить материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_v_pamyati_kompyutera.rar2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6 класс

Раздел программы: Компьютер и информация.

Тема урока: Тексты в памяти компьютера.

Учитель: Белоус Екатерина Сергеевна

«Мысль выражать все числа немногими знаками, придавая им, кроме значения по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна»

Лаплас, Пьер-Симон (1749-1827)

Цели:

  • Освоить способы представления символьной информации в компьютере.
  • Изучить кодовые таблицы, способы преобразования информации (кодирование-декодирование).
  • Закрепить знания в ходе выполнения заданий.
  • Формировать практические навыки перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
  • Закрепить навыки работы в программе Microsoft Excel.

Задачи урока:

  1. Знать позиционные системы счисления, используемые в ПК;
  2. Знать правила  перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления;
  3. Уметь применять правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  4. Уметь работать в программе Microsoft Excel.

Тип урока: урок повторения пройденного и изучения нового материала.

Оборудование:  компьютерная презентация,   интерактивная доска, компьютеры.

Список литературы и Интернет ресурсов:

  1. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
  2. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
  3.  Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.
  4. http://metodist.lbz.ru – сайт методической службы издательства БИНОМ.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 2 мин.
  3. Актуализация и проверка знаний – 6 мин.
  4. Изучение нового материала  – 13 мин.
  5. Закрепление изученного материала – 7 мин.
  6. Практическая работа – 10 мин.
  7. Подведение итогов – 3 мин
  8. Домашнее задание – 1 мин.
  9. Рефлексия -2 мин
  1.  Организационный момент.  

        Здравствуйте. На прошлых занятиях мы знакомились с  системами счислений, отметили, что числа могут быть по-разному записаны, записывали числа, представленные в разных системах счисления в развернутой форме. Поэтому в качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала  следующее высказывание (слайд 1).

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. 

(Цифры)

III. Актуализация и проверка знаний.

Ребята, о каких же цифрах идет речь в следующем задании.

Задание 1. Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления. Для этого сначала заполните последний столбец таблицы. (слайд 2-3)(В тетрадях обучающиеся записывают координаты точек в десятичной системе счисления. На интерактивной доске один обучающийся строит фигуры).

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(101;101)

(5;5)

2

(101; 11001)

(5;25)

3

(1111; 11001)

(15;25)

4

(1111;101)

(15;5)

5

(101;101)

(5;5)

6

(10100;10100)

(20;20)

7

(11001;11001)

(25;25)

8

(11001;101)

(25;5)

Задание 2. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия по теме Системы счисления, для этого я предлагаю вам выполнить небольшую проверочную работу. На столах бланки с заданиями – соединить по  смыслу  понятия  из левой таблицы с их определениями в правой таблице. (Приложение 1 Соедините по смыслу).

Ребята работают самостоятельно с бланком ответов. Меняются и проводят взаимопроверку с выставлением оценок. ( Критерии оценивания: нет ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки  - 3). Фронтальная проверка (слайд 4). Сдают бланки учителю.

Задание 3. Вставьте пропущенные слова  и словосочетания (слайд 5-6)

– Из некоторых букв разгаданных слов можно получить слова «Тексты в памяти компьютера». Но некоторые буквы закодированы числами. Что эти числа означают? (обсуждение с обучающимися)

IV.  Изучение нового материала.

– Тема нашего урока «Тексты в памяти компьютера» (слайд 7-8).

Какие буквы записаны числами? (к – 203, ь – 216, ю – 192, р – 210). Буквы закодированы десятичными цифрами. Как закодировать двоичными цифрами?

При  двоичном кодировании текстовой информации чаще всего каждому символу ставится в соответствие уникальная цепочка из 8 нулей и единиц, называемая байтом.  

1 байт=8 бит

Всего существует 256 разных цепочек из 8 нулей и единиц. Это позволяет закодировать 256 разных символов. Соответствие символов и кодов задается с помощью специальной кодовой таблицы.

При международном обмене информацией используется кодировка ASCII (Американский Стандартный код для обмена информацией). Она включает в себя 128 символов: прописные и строчные латинские буквы, цифры, знаки препинания, некоторые служебные символы. (приложение2).

Чтобы узнать, какое слово закодировано двоичной последовательностью, ее нужно разбить на 8-символьные цепочки, каждой из которых поставить в соответствие некоторый символ кодовой таблицы.

Например, последовательность

00110010001100000011000100110011

разбиваем так:

00110010. 00110000.00110001. 00110011.

Это соответствует «2013».

Для кодирования букв русского языка существует несколько различных кодировок, являющихся расширением таблицы кодов ASCII. Т.е. первая часть каждой расширенной таблицы кодировки совпадает с таблицей ASCII, а вторая часть (коды русских букв) у каждой таблицы своя. Примером такой таблицы является кодовая таблица КОИ-8 (код обмена информацией, 8 битов).

V. Закрепление изученного материала

Приложение 2 (слайд 9-10)

Физкультминутка.  

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали (слайд 11)

VI. Практическая работа (слайд 12)

VII. Поведение итогов

– С чем мы сегодня ознакомились?

– С помощью какой таблицы кодируется текст?

(Проводится фронтальный опрос учащихся).

VIII. Домашнее задание (слайд 13).

 §1.3 (стр. 21-23.

IX. Рефлексия (слайд 14).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двоичное кодирование текста в памяти компьютера

Целью самостоятельной работы является проверка заний учащихся по теме "Двочное кодирование текста в памяти компьютера". Работа представлена двумя равнозначными по сложности вариантами....

"Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы".

Мтодическая разработка урока по информатике и ИКТ для 8 класса (13 урок) по учебнику Семакина И., Загаловой Л....

Тексты в памяти компьютера

Презентация к уроку "Тексты в памяти компьютера" для 6 класса....

Конспек урока 10 класса " Представление текста в памяти компьютера"

конспект по учебнику ФГОС " Информатика 10" Семакин И.Г....

Разработка урока информатики по теме Тексты в памяти компьютера

Разработка урока информатики по теме Тексты в памяти компьютера с презентацией...

Урок информатики по теме «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. Текстовые редакторы и текстовые процессоры»

Цели урока: познакомить обучающихся со способами представления текстов в памяти ПК, способами кодирования информации в компьютере; дать определение понятиям текстовые редакторы и текстовые процессоры....

Конспект урока по информатике 8 класс Тема: «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы»

Тема урока: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.Цели урока:Образовательные:познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;научить определять числовые...