Главные вкладки

    Урок информатики по теме «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. Текстовые редакторы и текстовые процессоры»
    план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

    Журавлева Анна Игоревна

    Цели урока: познакомить обучающихся со способами представления текстов в памяти ПК, способами кодирования информации в компьютере; дать определение понятиям текстовые редакторы и текстовые процессоры.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся должны знать:

    • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
    • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров).

    Учащиеся должны уметь:

    • включать и выключать компьютер;
    • пользоваться клавиатурой;
    • выполнять основные операции с файлами и каталогами;
    • ориентироваться в интерфейсе текстового редактора.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_no_9.docx28.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок № 13  

    Дата: 06.12.18г.

    Класс: 7-А                                                                                                                                                            

    Тема урока: «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.

    Текстовые редакторы и текстовые процессоры»

    Цели урока: познакомить обучающихся со способами представления текстов в памяти ПК, способами кодирования информации в компьютере; дать определение понятиям текстовые редакторы и текстовые процессоры.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся должны знать:

    • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
    • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров).

    Учащиеся должны уметь:

    • включать и выключать компьютер;
    • пользоваться клавиатурой;
    • выполнять основные операции с файлами и каталогами;
    • ориентироваться в интерфейсе текстового редактора.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование урока: ПК, доска, мел.

    Ход урока.

    1. Организационный момент
    2. Мотивация учебной деятельности
    3. Актуализация опорных знаний

    Фронтальный опрос:  

    1. Какими способами можно передавать одну и ту же информацию? (с помощью алфавита, с помощью цифр, с помощью нот, с помощью азбуки Морзе, на компьютере);

    2. Что такое текстовая информация? (текстовая информация –всё, что напечатано или написано на любом из существующих языков).

    3. Как  называются программы, предназначенные  для  работы  с текстами? (текстовые редакторы и текстовые процессоры).

    4. Какие текстовые редакторы вы знаете? Текстовые процессоры? (WordPad, Блокнот), (Microsoft Office Word, OpenOffice Writer);

    5. По какой формуле можно вычислить количество информации? (N=2I,   N –количество возможных  информационных  сообщений,  I –количество информации).

    1.  Изучение нового материала
    1. Представление текстов в памяти компьютера

    Для обработки  текстовой  информации  на  компьютере  необходимо представить ее в двоичной знаковой системе (в виде 0 и 1). Для кодирования каждого знака требуется количество информации, равное 8 битам, т. е. длина двоичного кода знака составляет восемь двоичных знаков.

    Каждому знаку необходимо подставить  в  соответствие  уникальный  двоичный  код  из интервала от 00000000 до 11111111 (в десятичном коде от 0 до 255). Человек различает знаки по их начертанию, а компьютер -по их двоичным кодам.   При вводе  в  компьютер  текстовой  информации  происходит  ее  двоичное кодирование,  изображение  знака  преобразуется  в  его двоичный  код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная  последовательность  из  восьми  электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.

    В процессе вывода знака на экран компьютера производится обратное перекодирование,  т.е.  преобразование  двоичногокода  знака  в  его изображение.

    1. Кодировочные таблицы

    При кодировании каждому символу алфавита ставиться в соответствие уникальный двоичный код.

    Таблица  кодировки – таблица,  в  которой  всем  символам компьютерного  алфавита  поставлены  в  соответствие  порядковые  номера (коды). Присваивание  знаку  конкретного  двоичного  кода - это  вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. В существующих кодовых таблицах:

    десятичные коды с 0 по 32 соответствуют не знакам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и т. д.).

    десятичные  коды  с  33  по  127 являются  интернациональными  и соответствуют знакам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.

    десятичные  коды  с  128  по  255  являются  национальными,  т.  е.  в различных национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют разные знаки.

    В настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8,Mac,  ISO) поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой. Для разных  типов  ЭВМ  используются  различные  таблицы кодировки. С распространением персональных компьютеров типа IBM PC международным стандартом стала таблица кодировки под названием ASCII (American    Standart    Code    for    Information    Interchange) –американский стандартный код для информационного обмена)

    1. Текстовые редакторы и текстовые процессоры

    Текстовый редактор – самостоятельная компьютерная программа (приложение) или часть программного комплекса, которая предназначена для создания и редактирования текстовых данных.

    Существуют простые текстовые редакторы и текстовые редакторы с расширенными возможностями (текстовые процессоры).

    Текстовые редакторы предназначены в основном лишь для ввода и редактирования текста, но не имеют средств для оформления внешнего вида текста (форматирования). Таким образом, применяются в тех случаях, когда оформление текста является лишним или не нужным (например, при подготовке документов для отправки электронной почтой).

    Созданный текстовый файл в одном редакторе можно редактировать с помощью другого редактора, т.к. текстовый файл при сохранении содержит только коды введенных символов.

    Кроме создания и просмотра текста текстовые редакторы позволяют выполнять следующие операции редактирования текста – перемещение, копирование, вставка текста, поиск по тексту и замена, сортировка строк, просмотр кодов символов и конвертация кодировок, печать документа и т.п.

    1. Физминутка

    1. Закрепление изученного материала

    Работа в группах 

    Работа с учебником § 13, 14, 15. Каждая группа получает вопрос, на который необходимо развернуто ответить.

    1 группа  Что понимается под форматированием теста? 

    2 группа  Что такое фрагмент текста? Какие действия с ним можно выполнить?

    3 группа  Работа с окнами. Показать многооконный режим работы (Практическая работа на компьютере)

    4 группа  Как распечатать текст на бумаге? Какие технические средства для этого необходимы? 

    1. Подведение итогов  

    Выступление групп по своим вопросам. Выставление оценок.

    1. Рефлексия

    сегодня я узнал...

    было трудно…

    я понял, что…

    я научился…

    я смог…

    было интересно узнать, что…

    меня удивило…

    мне захотелось… и т.д.

    1. Домашнее задание: читать § 13-15, выполнить задание 2 на стр. 85.      

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок Информатика и ИКТ Тема: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel

    Разработка урока и презентация по информатике и ИКТ в 9 кл. по теме: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel...

    Двоичное кодирование текста в памяти компьютера

    Целью самостоятельной работы является проверка заний учащихся по теме "Двочное кодирование текста в памяти компьютера". Работа представлена двумя равнозначными по сложности вариантами....

    Урок информатики в 5 классе по теме "Информация - Компьютер - Информатика"

    Разработка первого урока информатики в 5 классе по программе Босовой Л.Л. Учащиеся знакомятся с понятиями информация, ее виды, с правилами поведения в кабинете информатики....

    "Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы".

    Мтодическая разработка урока по информатике и ИКТ для 8 класса (13 урок) по учебнику Семакина И., Загаловой Л....

    Тексты в памяти компьютера

    Презентация к уроку "Тексты в памяти компьютера" для 6 класса....

    Конспек урока 10 класса " Представление текста в памяти компьютера"

    конспект по учебнику ФГОС " Информатика 10" Семакин И.Г....

    Тексты в памяти компьютера

    Материал по теме "Тексты в памяти компьютера" состоит из конспекта занятия,презентации, ряда заданий как практических так и теоретических. Презентация расскажет ученикам о том, как тексты хранятся в к...