Урок информатики по теме «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. Текстовые редакторы и текстовые процессоры»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Журавлева Анна Игоревна

Цели урока: познакомить обучающихся со способами представления текстов в памяти ПК, способами кодирования информации в компьютере; дать определение понятиям текстовые редакторы и текстовые процессоры.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров).

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами;
  • ориентироваться в интерфейсе текстового редактора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no_9.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 13  

Дата: 06.12.18г.

Класс: 7-А                                                                                                                                                            

Тема урока: «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры»

Цели урока: познакомить обучающихся со способами представления текстов в памяти ПК, способами кодирования информации в компьютере; дать определение понятиям текстовые редакторы и текстовые процессоры.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров).

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами;
  • ориентироваться в интерфейсе текстового редактора.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: ПК, доска, мел.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Мотивация учебной деятельности
  3. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос:  

1. Какими способами можно передавать одну и ту же информацию? (с помощью алфавита, с помощью цифр, с помощью нот, с помощью азбуки Морзе, на компьютере);

2. Что такое текстовая информация? (текстовая информация –всё, что напечатано или написано на любом из существующих языков).

3. Как  называются программы, предназначенные  для  работы  с текстами? (текстовые редакторы и текстовые процессоры).

4. Какие текстовые редакторы вы знаете? Текстовые процессоры? (WordPad, Блокнот), (Microsoft Office Word, OpenOffice Writer);

5. По какой формуле можно вычислить количество информации? (N=2I,   N –количество возможных  информационных  сообщений,  I –количество информации).

  1.  Изучение нового материала
  1. Представление текстов в памяти компьютера

Для обработки  текстовой  информации  на  компьютере  необходимо представить ее в двоичной знаковой системе (в виде 0 и 1). Для кодирования каждого знака требуется количество информации, равное 8 битам, т. е. длина двоичного кода знака составляет восемь двоичных знаков.

Каждому знаку необходимо подставить  в  соответствие  уникальный  двоичный  код  из интервала от 00000000 до 11111111 (в десятичном коде от 0 до 255). Человек различает знаки по их начертанию, а компьютер -по их двоичным кодам.   При вводе  в  компьютер  текстовой  информации  происходит  ее  двоичное кодирование,  изображение  знака  преобразуется  в  его двоичный  код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная  последовательность  из  восьми  электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.

В процессе вывода знака на экран компьютера производится обратное перекодирование,  т.е.  преобразование  двоичногокода  знака  в  его изображение.

  1. Кодировочные таблицы

При кодировании каждому символу алфавита ставиться в соответствие уникальный двоичный код.

Таблица  кодировки – таблица,  в  которой  всем  символам компьютерного  алфавита  поставлены  в  соответствие  порядковые  номера (коды). Присваивание  знаку  конкретного  двоичного  кода - это  вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. В существующих кодовых таблицах:

десятичные коды с 0 по 32 соответствуют не знакам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и т. д.).

десятичные  коды  с  33  по  127 являются  интернациональными  и соответствуют знакам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.

десятичные  коды  с  128  по  255  являются  национальными,  т.  е.  в различных национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют разные знаки.

В настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8,Mac,  ISO) поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой. Для разных  типов  ЭВМ  используются  различные  таблицы кодировки. С распространением персональных компьютеров типа IBM PC международным стандартом стала таблица кодировки под названием ASCII (American    Standart    Code    for    Information    Interchange) –американский стандартный код для информационного обмена)

  1. Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Текстовый редактор – самостоятельная компьютерная программа (приложение) или часть программного комплекса, которая предназначена для создания и редактирования текстовых данных.

Существуют простые текстовые редакторы и текстовые редакторы с расширенными возможностями (текстовые процессоры).

Текстовые редакторы предназначены в основном лишь для ввода и редактирования текста, но не имеют средств для оформления внешнего вида текста (форматирования). Таким образом, применяются в тех случаях, когда оформление текста является лишним или не нужным (например, при подготовке документов для отправки электронной почтой).

Созданный текстовый файл в одном редакторе можно редактировать с помощью другого редактора, т.к. текстовый файл при сохранении содержит только коды введенных символов.

Кроме создания и просмотра текста текстовые редакторы позволяют выполнять следующие операции редактирования текста – перемещение, копирование, вставка текста, поиск по тексту и замена, сортировка строк, просмотр кодов символов и конвертация кодировок, печать документа и т.п.

  1. Физминутка

  1. Закрепление изученного материала

Работа в группах 

Работа с учебником § 13, 14, 15. Каждая группа получает вопрос, на который необходимо развернуто ответить.

1 группа  Что понимается под форматированием теста? 

2 группа  Что такое фрагмент текста? Какие действия с ним можно выполнить?

3 группа  Работа с окнами. Показать многооконный режим работы (Практическая работа на компьютере)

4 группа  Как распечатать текст на бумаге? Какие технические средства для этого необходимы? 

  1. Подведение итогов  

Выступление групп по своим вопросам. Выставление оценок.

  1. Рефлексия

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… и т.д.

  1. Домашнее задание: читать § 13-15, выполнить задание 2 на стр. 85.      

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двоичное кодирование текста в памяти компьютера

Целью самостоятельной работы является проверка заний учащихся по теме "Двочное кодирование текста в памяти компьютера". Работа представлена двумя равнозначными по сложности вариантами....

"Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы".

Мтодическая разработка урока по информатике и ИКТ для 8 класса (13 урок) по учебнику Семакина И., Загаловой Л....

Тексты в памяти компьютера

Презентация к уроку "Тексты в памяти компьютера" для 6 класса....

Конспек урока 10 класса " Представление текста в памяти компьютера"

конспект по учебнику ФГОС " Информатика 10" Семакин И.Г....

Тексты в памяти компьютера

Материал по теме "Тексты в памяти компьютера" состоит из конспекта занятия,презентации, ряда заданий как практических так и теоретических. Презентация расскажет ученикам о том, как тексты хранятся в к...

Конспект урока по информатике 8 класс Тема: «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы»

Тема урока: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.Цели урока:Образовательные:познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;научить определять числовые...

Презентация к уроку информатики по теме: "Представление чисел в памяти компьютера"

Презентация к уроку информатики по теме: "Представление чисел в памяти компьютера"...