Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Рахвалова Наиля Нагимовна

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСРС) по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности. В рекомендациях даются базовые требования по  организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы, организация контроля и планирования самостоятельной работы студентов, критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение  Самарской области «Безенчукский аграрный техникум»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

 по дисциплине «Информатика»

для студентов 1 курса для специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

Разработчик: Рахвалова Н.Н.

Безенчук 2016


Рецензент:

Маринченко Любовь Александровна, преподаватель ГБПОУ БАТ

Рахвалова Н.Н.

Организация самостоятельной работы студентов ГБПОУ БАТ: Методические рекомендации/Н.Н. Рахвалова. – Безенчук: ГБПОУ  БАТ, 2016.– 15 с.

     

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСРС) по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности. В рекомендациях даются базовые требования по  организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы, организация контроля и планирования самостоятельной работы студентов, критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО.


Введение

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» предназначены для студентов первого курса по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), профиль социально экономический ГБПОУ БАТ

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 50 часов. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации   и   закрепления   полученных   теоретических   знаний   и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
  • формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают:

- практические умения и навыки:

  • умение оперировать данными на информационном рынке;
  • умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);
  • умения обрабатывать информацию средствами информатики.

- учебные умения:

  • использовать различные информационные источники;
  • расспрашивать,   описывать,   сравнивать,   исследовать,   анализировать оценивать;
  • проводить самостоятельный поиск необходимой информации;

- специальные учебные умения:

  • осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
  • организовывать работу на компьютере;
  • выбирать оптимальное программное обеспечение для работы с информацией;
  • излагать информацию средствами информатики.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:

  • развивающая (происходит повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
  • ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
  • воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
  • исследовательская (формируется новый уровень профессионально-творческого мышления);
  • информационно-обучающая (совершенствуется учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях и внеаудиторной деятельности).

Виды заданий для самостоятельной работы

Виды  самостоятельной  работы  студентов  профессиональных образовательных  организаций  определяются  требованиями  ФГОС  СПО/НПО, содержанием учебной дисциплины, профессионального модуля, степенью подготовленности студентов и утверждаются на цикловой комиссии при разработке учебно-методического комплекса (рабочей программы) учебной дисциплины (модуля).

  1. Для овладения знаниями: поиск информации в сети Интернета, проведение исследований, подготовка сообщений.
  2. Для закрепления и систематизации знаний: применение электронных таблиц для решения задач в MS Excel, создание презентации в MS Power Point, создание структуры базы данных MS Access.
  3. Для формирования умений:  обработка информации прикладными программами, проектирование и моделирование объектов.  

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная; внеаудиторная.

Аудиторная  самостоятельная работа по  учебной дисциплине/модулю выполняется студентами на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя или мастера производственного обучения. Формами аудиторной самостоятельной работы в условиях реализации компетентностного подхода являются активные и интерактивные формы проведения занятий, а именно: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, в том числе углубляющих теоретические знания, кейс-стади, психологические и иные тренинги и другие формы.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя или мастера производственного обучения при их методическом руководстве, но без непосредственного участия педагогов.

Значение самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.

Формирование творческой личности специалиста, способного к самообразованию, к саморазвитию, учитывающего и реализующего в практической деятельности последние достижения научно- технического процесса, возможно лишь при переводе студента в активного потребителя знаний, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает перевод образовательного процесса на активные методы обучения, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учётом потребностей и возможностей личности. В этих условиях необходимо добиться систематической внеаудиторной работы, а для этого необходимо усиление контроля со стороны преподавателя за этой областью деятельности студента. Многие студенты испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с учебной и научной литературой, умение четко и ясно излагать свои мысли. Достаточно часто можно наблюдать неумение студентов планировать своё время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности, полное отсутствие психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил её организации. С этой целью необходимо студентов научить:

- основам самостоятельной работы с лекцией, учебником, журналом;

- приёмам запоминания,

- конспектированию;

- подготовке сообщений, докладов, рефератов, отчетов и т.д.

Под самостоятельной работой студента понимается самостоятельная деятельность как в учебной аудитории под руководством преподавателя, так и вне аудитории и в отсутствии преподавателя. Самостоятельная работа реализуется: - непосредственно на лекциях, семинарских и практических занятиях; в контакте с преподавателем вне расписания: на консультациях по учебной дисциплине, при выполнении индивидуальных заданий, при выполнении курсовой работы и т.д. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом самостоятельная работа может быть как в аудитории, так и вне её. Вместе с тем, когда речь идет об организации самостоятельной работы, чаще всего имеется в виду самостоятельная внеаудиторная работа. С целью повышения эффективности выполнения самостоятельной работы студентов необходимо исходить из следующих предпосылок:

- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой её результатов (опрос студентов перед выполнением практических занятий, проведение контроля с помощью тестовых заданий и др.) Контроль самостоятельной работы и оценка её результатов осуществляется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента и контроль и оценка со стороны преподавателя.

Для успешной реализации самостоятельной работы необходимо обеспечить каждого студента:

- информационными ресурсами (учебником, учебными пособиями, нормативной документацией на материалы для одежды, справочниками, обучающими программами и т.д.);

- методическими материалами (методические указания по выполнению практических работ по дисциплине;

- контролирующими материалами (тестовыми заданиями);

- временными ресурсами;

- консультациями (преподаватель)

- возможностью публичного обсуждения теоретических или практических результатов, полученных студентом самостоятельно.

работы по дисциплине, курсу (модулю). Оформление методических указаний

Формы самостоятельной работы

  • Изучение содержания раздела (параграфа) учебника (учебного пособия, нормативного правового акта, первоисточника и т.п.) и выполнение конкретного задания: составление плана текста, конспектирование текста, заполнение или составление  таблиц и др.
  • Аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ, составление моделей-образцов (шаблонов) документов и др.).
  • Составление библиографии, тематических кроссвордов, опорных конспектов (графическое изображение структуры текста)
  • Выполнение различных заданий с элементами исследования (индивидуальных или групповых проектов) с использованием словарей, справочников, баз данных, аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др.
  • Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника, учебного пособия, аудио- и видеозаписей и т.п.
  • Составление плана ответов на вопросы по изученному материалу.
  • Выполнение конкретных письменных заданий. Подготовка письменных ответов на контрольные вопросы, в том числе в форме тестов.
  •  Оформление отчета по практическому занятию (лабораторной работе) и подготовка к его защите.
  • Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
  • Исследовательская работа. Подготовка сообщения к выступлению на семинаре, конференции, компьютерной презентации.
  • Подготовка реферата, доклада по заданной преподавателем или по выбранной обучающимся самостоятельно теме.
  • Самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленным на CD-носителях, в медиатеке образовательного учреждения или в интернете.
  • Поиск информации в интернете, учебной литературе, в периодической печати по теме с последующим ее представлением в аудитории в форме доклада, презентации.
  • Подготовка к выполнению аудиторных контрольных работ;
  • Работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в интернете.
  •  Обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в групповой рассылке.
  •  Общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп, изучающих данную тему.
  • Составление тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах.
  • Подготовка к зачету / экзамену.

При составлении задания для самостоятельной работы преподаватель может использовать как перечисленные, так и иные виды (формы) работы, которые отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта к знаниям, умениям, компетенциям, практическому опыту выпускников, содержанию аудиторной работы, а также степени подготовленности к ним студентов.

Требования к самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа выполняется студентами под руководством преподавателя, осуществляющего аудиторную работу в данной учебной группе.

Самостоятельная работа студентов должна:

- быть выполненной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;

- представлять собой законченную разработку, в которой рассматриваются и анализируются поставленные по определённой теме задачи или по отдельным её аспектам;

- демонстрировать достаточную компетентность автора в рассматриваемых вопросах;

- содержать определенные элементы новизны (если это научно-исследовательская работа).

Контроль выполнения самостоятельной работы студентов.

Результаты самостоятельной работы студента контролируются преподавателем. Эти результаты учитываются в ходе текущей аттестации студента по дисциплине. Наиболее целесообразной формой оценки результатов работы является балльная. При оценке результатов самостоятельной работы студента учитывается уровень сложности задания. В качестве форм контроля знаний рекомендуются следующие:

- текущий контроль усвоения знаний на основе устного ответа на вопросы перед выполнением практических работ по курсу;

- тестирование;

- проверка отчетов по практическим работам и их защита;

- промежуточный контроль по окончанию изучения темы или раздела;

- промежуточный контроль по дисциплине  в первом семестре в виде экзамена и дифференцированного зачета во втором семестр.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:

-уровень освоения студентам учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при решении практических задач;

- обоснованность и четкость изложения материала в отчете;

- сформированные умения и навыки в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины.

Рекомендуемая литература.

1.Николаева М.А.Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М. Издательство Норма, 2003г.

2.Николаева М.А. Товарная экспертиза М. Деловая литература, 1998г.

3.Товароведение и экспертиза промышленных товаров

Под ред. Неверова А.Н., М.: МЦФЭР, 2006 (Высшая школа).

4.Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения, М. Академия 2008г.

5. Тавер Е.И. Экспертный метод потребительской оценки качества продукции. Ж. Стандарты и качество. №11, 1998г., с.44…46.

Критерии оценки результатов внеаудиторной

самостоятельной работы студентов:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями.

Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на уроке, при тестировании, на семинаре, при защите рефератов и проектов:

  • Контроль сообщений осуществляется  на уроках.
  • Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.
  • Проверка информационных моделей объектов проверяется индивидуально.
  • Защита исследовательской работы осуществляется на уроках и конференциях внутри колледжа.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля может производиться в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

  1. Организация и руководство самостоятельной работой студентов

Перед выполнением студентами самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, сообщая:

- цель задания;

- содержание задания;

- сроки выполнения задания;

- ориентировочный объем работы;

- основные требования к результатам выполнения задания;

- критерии оценки;

- типичные ошибки, встречающиеся при выполнении задания.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, курса (модуля).

Во время выполнения студентами самостоятельной работы преподавателем могут проводиться консультации за счет объема учебного времени, выделенного на консультации.

Самостоятельная работа может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности и уровня умений студентов.

В целях повышения эффективности самостоятельной работы студентов преподавателями разрабатываются методические указания для самостоятельной осуществляется в соответствии с едиными требованиями (приведены ниже).


Структурные элементы методических указаний для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Информатика

Цель  методических указаний -  разъяснить студентам, какие  разделы и темы дисциплины предназначены для   самостоятельного  изучения (полностью или частично); какие формы самостоятельной работы  будут использованы в соответствии с рабочей программой дисциплины, обучить студентов методам самостоятельной работы, приемам выполнения различных учебных заданий (подготовка рефератов, сообщений, докладов подготовка презентаций и т.д.).  

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. Таблица 1.

Выписка в из рабочей программы учебной дисциплины

Наименование темы

Максимальная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента, час

Всего

Лабораторные работы, час

Практические занятия час

Введение

2

2

-

-

Раздел 1. Информационная деятельность человека

22

14

-

4

8

Раздел 2. Информация и информационные процессы

34

20

-

8

14

Раздел 3. Средства ИКТ

28

18

-

10

10

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

34

22

-

12

12

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

30

24

-

6

6

Итого

150

100

0

40

50

Промежуточная аттестация: 1 семестр – экзамен

  1. Содержание и виды контроля самостоятельной работы по разделам рабочей программы

Содержание учебного материала, виды учебной деятельности обучающихся

Кол-во самостоя-тельной учебной нагрузки

Вид заданий для студентов

Объем работы рекомендованной по оформлению

Источник информации

Форма отчета

Примерные календарные сроки

Тема 1. Информационная деятельность человека.

8

Составление опорного конспекта;

Сообщение: Этапы развития Э

Опорный конспект,

Сообщение в электронном виде

Тема 2. Информация и информационные процессы

14

Решение задач;

арифметические операции в восьмеричной СС;

составление алгоритмов различных структур;

подготовка к зачету;

работа с электронным учебником.

Тема 3. Средства ИКТ

10

подготовка к зачету;

создание компьютерных публикаций;

создание буклетов о техникуме, о специальности.

Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

12

Тема 5. Телекоммуникационные технологии

6

Использование тестирующих систем в учебной деятельности;

участие в интернет-конкурсах.

Раздел1.  ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Виды самостоятельной работы:

Подготовка устных ответов, подготовка отчетов по практическим работам, подготовка реферата "Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет" . Подготовка презентации "Меры предупреждения правонарушений в информационной среде" 5-6  слайдов.

Задания:

Изучите информационные ресурсы: понятие, состав, рынок информационных ресурсов и услуг.

Форма выполнения задания: сообщение.

Алгоритмы, их свойства и способы их описания

Задание: изучите самостоятельно тему «Алгоритмы, их свойства и способы их описания», постройте алгоритмы для решения следующих задач:

  1. Вводятся оценки за контрольные работы по физике и математике. Выведите на экран "Молодец", если их сумма равна или более 9, иначе - "Подтянись".
  2. Рис расфасован в два пакета. Вес первого - m кг, второго - n кг. Определить какой пакет тяжелее - первый или второй?
  3. Прием на работу идет на конкурсной основе. Условия приема требуют 20 лет рабочего стажа и возраста не более 42 лет. Определите, будет ли человек принят на работу.

Форма выполнения задания: построение алгоритмических структур.

Раздел 2. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Виды самостоятельной работы:

  • решение задач;
  • подготовка к зачету;
  • работа с электронным учебником;
  • составление опорного конспекта

Задания:

Автоматические и автоматизированные системы управления

Задание: изучите АСУ различного назначения, приведите примеры их использования.

Форма выполнения задания: сообщение.

Устройство компьютера

Задание: изучите устройство компьютера и составьте кроссворд.

Форма выполнения задания: создание кроссворда.

Раздел 3. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Виды самостоятельной работы: 

Подготовка устных ответов, подготовка отчетов по практическим работам, подготовка реферата по теме: Защита информации, антивирусная защита. Составление опорного конспекта по теме Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Задания:

Сравнительная характеристика растровых и векторных графических редакторов

Задание: изучите графические редакторы и заполните следующую таблицу:

Параметры для сравнения

Растровые ГР

Векторные ГР

  1. Краткая характеристика

  1. Способ описания изображения

  1. Изменение качества при изменении масштаба

  1. Примеры

Форма выполнения задания: исследование.

Применение графических редакторов в деятельности человека

Задание: изучите профессии, связанные с работой с графическими редакторами и подготовьте реферат.

Форма выполнения задания: реферат.

Раздел 4. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

Виды самостоятельной работы: 

Подготовка устных ответов, подготовка отчетов по практическим работам, подготовка реферата: Обзор электронных каталогов библиотек и музеев. Создание компьютерных публикаций; создание буклетов о техникуме, о приобретаемой специальности. Решение задач.Задания:

Издательские системы

Задание: изучите виды настольных издательских систем, организацию и основные способы верстки текста, подготовьте сообщение.

Форма выполнения задания: сообщение.

Работа в Ms Excel

Задание: решите задачи, используя программу Microsoft Excel:

1. Изумруды

У царя было семь сыновей. В сундуке лежали изумруды. Пришел первый сын и взял половину того, что было. Пришел второй сын и взял половину того, что осталось и т.д. Каждый из сыновей приходил и забирал половину того, что осталось. Наконец, пришел последний, седьмой сын и увидел почти пустой сундук – с двумя последними изумрудами. Сколько изумрудов было первоначально?

2. Клетка

В лаборатории положили клетку в колбу в 6 часов утра. Каждые 3 часа каждая клетка делится на 5 клеток и одна клетка погибает. Через сколько суток в колбе будет 1 000 000 клеток?

3. Перевод валюты

Выясните курс доллара. Переведите рубли в доллары от 2 рублей до 200 рублей с шагом в 5 рублей.

4. Модель распространения слухов

Один человек в 8 утра увидел НЛО. В течение 15 минут он встретил трех своих знакомых и рассказал об этом. В течение следующих 15 минут каждый из этих троих тоже встретил трех своих знакомых и т.д. Продемонстрируйте процесс, пока количество людей не станет больше 100 000. Сколько пройдет часов?

Форма выполнения задания: решение задачи в программе MS Excel.

Раздел 5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Виды самостоятельной работы: подготовка устных ответов, подготовка отчетов по практическим работам, подготовка реферата «Использование тестирующих систем в учебной деятельности», «Системы медицинского страхования», «Система дистанционного обучения», участие в интернет-конкурсах, интернет олимпиадах.

Задания:

Безопасность и гигиена при работе с компьютером

Задание: разработайте технику безопасности при работе с компьютером и комплекс профилактических упражнений, направленный на сохранение здоровья при работе с ЭВМ.

Форма выполнения задания: сообщение

Глоссарий

Задание: создайте глоссарий информационных терминов (не менее 50 слов).

Форма выполнения задания: глоссарий.

Работа в MS Power Point

Задание: создайте и сохраните в своей папке мультимедийную презентацию на одну из следующих тем:

  • Моя группа;
  • Мой любимый предмет;
  • Моя профессия;
  • Мои увлечения;
  • Мой колледж.

Презентации должны быть выполнены с соблюдением требований к презентации.


Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

  • Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки
  • Создание структуры базы данных — классификатора
  • Простейшая информационно-поисковая система
  • Статистика труда
  • Графическое представление процесса
  • Проект теста по предметам
  • Электронная библиотека
  • Мой рабочий стол на компьютере
  • Прайс-лист
  • Оргтехника и специальность.
  • Ярмарка специальностей.
  • Реферат
  • Статистический отчет
  • Расчет заработной платы
  • Бухгалтерские программы
  • Диаграмма информационных составляющих
  • Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж
  • Резюме: ищу работу
  • Личное информационное пространство

  1. Методические рекомендации по составлению конспекта
  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова.
  2. Выделите главное, составьте план
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения текста необходимо оставлять поля.

  1. Методические указания по подготовке к экзаменам и зачетам

Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

При подготовке к промежуточной аттестации в форме экзамена/зачета вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.

Если в процессе самостоятельной  работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

  1. Методические указания по написанию и оформлению рефератов

Продолжительность времени на подготовку полноценного реферата достаточно большая – от 5 часов и более, поэтому преподавателю не стоит злоупотреблять такими видами самостоятельной работы. 

Реферат — письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, информационных источников, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы

  1. Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
  2. Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:
  • выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;
  • сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
  • анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
  • сообщение о предварительных результатах исследования;
  • литературное оформление исследовательской проблемы;
  • обсуждение работы (на семинаре, на конференции и т.п.).

Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
3.План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:

  • введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;
  • основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;
  • заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.

4.Поиск и изучение литературы/информационных источников

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Возможно использование информации из интернета. Подобранную литературу/информационные источники следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная информация изучается в следующем порядке:

  • знакомство с информацией, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
  • исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
  • обращение к информационным источникам для дополнений и уточнений на этапе написания реферата.

Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

  1. 5.Обработка материала
  2. При обработке полученного материала автор должен:
  • систематизировать его по разделам;
  • выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
  • определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
  • уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
  • сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;
  • окончательно уточнить структуру реферата.
  1. 6.Оформление реферата
  2. При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
  • следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;
  • писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);
  • соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.

Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы реферата с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.

Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия не ставится. Название не подчеркивается.

Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм). Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.

Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:

  • текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
  • каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;
  • научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]. Возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией. Образец оформления титульного листа реферата представлен в Приложении 1.

Критерии оценки реферата

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • соответствие оформления реферата требованиям.

Защита тематического реферата:

  1. Может проводиться на выделенном одном занятии (семинаре) в рамках часов учебной дисциплины или по одному реферату при изучении соответствующей темы.
  2. Защита реферата студентом предусматривает: 
  • доклад по реферату не более 5-7 минут;
  • ответы на вопросы оппонента.
  1. На  защите рекомендовано излагать материал, исключая непосредственное  чтение текста реферата.
  2.  Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 

Оценка «5» (отлично) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и глубоко изучена проблема; материал логично изложен; докладчик свободно владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается.

 Оценка «4» (хорошо)  выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и изучена проблема; материал логично изложен, докладчик хорошо владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не вполне соответствует содержанию; проблема  определена, но изучена поверхностно; материал не логично изложен, докладчик с трудом ориентируется в материале, наблюдается сплошное чтение текста; регламент изложения не соблюдается.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

  1. Методические указания по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения (доклада)

Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1час.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Требования к выполнению:

  • собрать и изучить литературу по теме;
  • составить план или графическую структуру сообщения;
  • выделить основные понятия;
  • ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
  • оформить текст письменно;
  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • наличие элементов наглядности.

Оценка «5» (отлично) выставляется, при актуальности темы; соответствии содержания теме; глубокой проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Студент четко и ясно озвучивает сообщение, а не зачитывает.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, при актуальности темы; соответствие содержания теме; грамотность и полнота использования источников; отсутствия  элементов наглядности. Студент четко зачитывает сообщение.

 Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не вполне соответствует содержанию темы; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.

  1. Методические рекомендации по составлению кроссвордов по теме и ответов к ним

Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1 час. Составление кроссвордов – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем.

Требования к выполнению:

  • изучить информацию по теме, выписать определения ключевых слов

•        на черновике создать графическую структуру, в которой пересекаются ключевые слова

  • начертить пустую рамочку кроссворда, внутри пронумерованную в соответствии с заданиями, на этом же листе записать задания для разгадывания кроссворда, на отдельном листе приложить ответы к кроссворду.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • грамотная формулировка вопросов;
  • кроссворд выполнен без ошибок;

работа представлена на контроль в срок. 

Оценка «5» (отлично) выставляется, если кроссворд эстетически оформлен; содержание соответствует  теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок. 

  Оценка «4» (хорошо) выставляется, если кроссворд эстетически оформлен; содержание соответствует  теме; не достаточно     грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с незначительными ошибками; представлен на контроль в срок.

  Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если кроссворд оформлен небрежно, содержание не вполне соответствует  теме; не точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.

  1. Методические рекомендации к подготовке  мультимедийных презентаций и докладов

Мультимедийные презентации - это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Требования к презентации

На первом слайде размещается:

  • название презентации;
  • автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
  • год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.

Оформление слайдов

Стиль

  • необходимо соблюдать единый стиль оформления;
  • нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
  • вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон

  • для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)

Использование цвета

  • на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
  • для фона и текста используются контрастные цвета;
  • особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

  • нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации

  • следует использовать короткие слова и предложения;
  • время глаголов должно быть везде одинаковым;
  • следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
  • заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

  • предпочтительно горизонтальное расположение информации;
  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
  • если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • для заголовков не менее 24;
  • для остальной информации не менее 18;
  • шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
  • нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
  • для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
  • нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки, границы, заливку
  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации

  • не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с  текстом, с таблицами, с диаграммами.

Требование по подготовке доклада по презентации

Структура  доклада  должна соответствовать слайдам в презентации.

Необходимо  соблюдать регламент, оговоренный  при получении задания.

Выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

  • название презентации (доклада), представление автора;
  • сообщение основной идеи, цели;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;  
  • акцентирование оригинальности  подхода .

Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио - визуальных и визуальных материалов.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.

  1. Несколько советов о том, как лучше выступить с презентацией

Публичные выступления с использованием презентаций совсем необязательно должны вызывать сильное внутреннее волнение, а то и страх. Понятна простая связь - Чем лучше вы выступаете с презентацией, тем меньше вы напряжены и тем меньше делаете ошибок. А чем меньше делаете ошибок и напряжены, тем лучше проходит выступление.

1. Думайте о своей аудитории, а не о себе.

Учитывая, что люди тратят свое время, присутствуя на презентации, они хотят получить пользу от такого времяпровождения. Если вы заранее выяснили, что действительно интересует потенциальных участников встречи, то и содержание презентации сможете сделать более конкретным и интересным.

2. Выстраивайте презентацию в форме разговора.

Чтобы вступить в контакт с людьми в зале, начните задавать им вопросы для уточнение понимания, узнавайте, что они думают об затронутых темах. Манера поведения во время публичного выступления, когда есть "профессор" и "ученики" является эффективной обычно при выступлениях перед очень большими группами людей.

С радостью принимайте встречные вопросы. В большинстве случаев люди хотят просто разобраться с темой, а не поставить выступающего в неловкое положение. Даже если вы не сможете ответить на все вопросы, то это не станет проблемой. Например, вы можете подумать над вопросом вместе с аудиторией. Можно также сообщить, что ответите на него позже (после перерыва; по электронной почте и т.д.).

3. Не перегружайте презентацию терминами и понятиями.

Слишком насыщенное научными терминами публичное выступление может привести к значительному падению интереса у участников за счет снижения скорости понимания информации.

4. Не используйте презентацию PowerPoint для отображения больших блоков текста.

Люди не в состоянии одновременно слушать вас и долго читать информацию на экране. Так что такой текст, в большинстве случаев, будет отвлекать участников от вашей речи. А это значит, что и сама презентация станет менее интересной для участников. Если же вы сами начнете еще и озвучивать текст слайдов, то говорить об успешной презентации не приходится.

5. Рисуйте и делайте нужные изображения во время презентации.

Демонстрация презентации PowerPoint совсем не отменяет необходимость использованиям во время выступления доску или флипчарт. Рисуя мелом (маркерами), вы сможет вызвать дополнительную активность участников, которые пытаются предвосхитить содержание рисунков и графиков.

Критерии оценки презентации

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • выдержан регламент доклада
  • работа представлена в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10-13 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует  теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию.

      Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует  теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию в срок.

 Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит  менее 10 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не в полной мере соответствует  теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию в срок.

  1. Требования к опорному конспекту

Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки – «озвучки».

 Требования к опорному конспекту:

• Лаконичность (300–400 печатных знаков).

 • Структурность (4–5 связок, логических блоков).

 • Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

• Унификация печатных знаков.

 • Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным.

 • Ассоциативность.

 • Доступность воспроизведения.

• Цветовая наглядность и образность.

Методические указания по использованию информационных технологий

В рамках изучения учебных дисциплин необходимо использовать передовые информационные технологии – компьютерную технику, электронные базы данных, Интернет. При использовании интернет - ресурсов студентам следует учитывать следующие рекомендации:

  • необходимо критически относиться к информации;
  • следует научиться обрабатывать большие объемы информации, представленные в источниках, уметь видеть сильные и слабые стороны, выделять из представленного материала наиболее существенную часть;
  • необходимо избегать плагиата! (плагиат — присвоение плодов чужого творчества: опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесенных заимствователем). Поэтому, если текст источника остается без изменения, не забывайте сделать ссылки на автора работы.

Самостоятельная работа в Интернете

Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:

  • поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными  библиотечными системами, электронными журналами;
  • организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;
  • создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html-редакторов, web-браузеров, графических редакторов.

Возможности новых информационных технологий. Формы организации учебных занятий

1. Поиск и обработка информации

  • написание реферата-обзора
  • рецензия на сайт по теме
  • анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание
  • написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента
  • составление библиографического списка
  • подготовка фрагмента практического занятия
  • подготовка доклада по теме
  • подготовка дискуссии по теме
  • работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети

2. Диалог в сети

  • обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы
  • общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему
  • обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции
  • консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию

3. Создание web-страниц и web - квестов

  • размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме
  • публикация библиографий по теме
  • создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах
  • создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса
  1. Как готовить рефераты с помощью Интернета

Для того, чтобы отобрать нужный для работы материал, в наше время нет никакой необходимости сидеть в библиотеке. Вполне можно использовать Интернет. Помимо книг и учебных пособий во Всемирной Сети всегда можно найти некоторое количество готовых работ сходной тематики различного уровня (от докладов на 1-2 страницы до дипломных работ объёмом до 100 листов), которые можно использовать в качестве образца или основы для будущего реферата.

Однако стоит опасаться искушения сдать понравившуюся готовую работу вместо того, чтобы написать свою. Большинство преподавателей прекрасно знакомы с различными рефератами, постоянно просматривают появляющиеся новинки в Сети и вполне могут определить источник, откуда была скачана данная работа, а это грозит осложнениями, вплоть до несдачи работы. Кроме того, учебный реферат формирует те теоретические навыки, которые будут необходимы при написании работ более высокого порядка (курсовых, бакалаврских, дипломных и др.). Поэтому стоит попробовать написать хотя бы несколько учебных рефератов самостоятельно. Таким образом, активное использование в современном учебном процессе такой формы работы, как написание реферата, вполне обосновано.

Подходить к написанию реферата следует "с умом": в некоторых случаях достаточно будет сдать готовую работу, найденную в Интернете, в других целесообразно обратиться за помощью к специалисту, а в иных стоит поработать самому. Использование Интернета при самостоятельной подготовке реферата оправдано, так как помогает в достаточно короткий срок (в любое время суток, а также в праздничные и выходные дни, в отличие от библиотеки) получить необходимый материал с минимальными затратами. Если при написании реферата используются не только книги и учебные пособия, найденные в Сети, но и готовые работы, то стоит обратить внимание на их качество. Как минимум, стоит просмотреть готовый текст на предмет соответствия темы и материала, наличие плана работы, списка литературы и объёма. Лучше всего использовать своего рода творческий подход: взять несколько работ одной и той же тематики, сравнить, выбрать наиболее удачные моменты, дополнить материалом из учебников и периодических изданий и взять их в качестве основы для создания собственной уникальной работы.

Помочь в это трудоёмком вопросе могут такие сайты, как:

Кроме того, каждый может создать свою собственную коллекцию рефератов и обмениваться с другими или даже зарабатывать таким образом деньги.

Полезные адреса в сети Интернет:

  • www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики;
  • www.infopravo.by.ru - Законодательство Российской Федерации;
  • www.consultant.ru - Интернет-версия системы «Консультант Плюс»;
  • www.garant.ru  - Интернет-версия системы «Гарант»;
  • www.rsl.ru  - Российская государственная библиотека;
  • www. alleng.ru  - Библиотека учебников ;
  • www. bibliotekar.ru   - Электронная библиотека;
  • www.finansy.ru/ - Книги, статьи из сборников и журналов по экономике и др.дисциплинам.
  1. Методические указания по оформлению библиографического списка литературы

В библиографический список включают все документы, использованные при написании научной работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы Интернет.

Составляется библиографическое описание в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

К группировке материала в списке надо отнестись с большим вниманием, так как именно она отражает глубину изученности темы ее автором.

Существуют различные способы группировки документов в прилагаемом библиографическом списке:

  • Алфавитный;
  • Систематический;
  • Хронологический;
  • По главам.

Алфавитный способ. Описания книг, статей и электронных изданий располагаются в нем в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан).

Описания произведений авторов-однофамильцев располагаются обычно в алфавите их инициалов.

Работы одного и того же автора располагаются или в алфавите их названий, или в хронологии их издания.

Двойные и составные фамилии рассматриваются как два или более слова и записи  на работы таких  авторов располагаются после записей, сделанных под фамилией, совпадающей  с   первой  частью  двойной  или  составной фамилии:

                 Андерсен, В.К.

                 Андерсен, С. В.

                 Андреев, С.Т.


  1. Приложение 1. Образец титульного листа реферата/доклада

Полное наименование учебного заведения

Пример:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Безенчукский аграрный техникум».

РЕФЕРАТ

Тема: «……………………………………..»

по дисциплине ………………………………..

Выполнил:

 студент  группы …..

Ф.И.О. студента

Проверил:

Преподаватель

……………..

Безенчук 2015 год

  1. Приложение 2. Образец оформления презентации

  1. Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания):

___________________________________________________

Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя

  1. Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

  1. Третий  слайд и т.д.

Лаконично раскрывает содержание информации, можно

включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы

и другие способы наглядного отображения информации

  1. На предпоследнем слайде – список информационных источников.
  2. На последнем слайде – «Спасибо за внимание»


Список литературы

  1. Алханов,А. Самостоятельная работа студентов / А.Алханов // Высшее образование в России. – 2005. – №11. – С.86-89.
  2. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 64 с.
  3. Плотникова,О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход / О.Плотникова // Высшее образование в России. – 2005. – №1.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.
  5. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера : Том 1. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Семакин И.Г. Игформатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  7. Сулейманов Р.Р. Организация внеклассной работы в школьном клубе программистов: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
  8. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008.

9. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008. 

10. «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»/ Составитель: Е.Л. Вьюгова – Пермь: АНО  ВПО Пермский институт экономики и финансов, 2011. – 27 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине электротехника

Методическое пособие по выполнению  лабораторно-практических работ...

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по теме "Анатомия и физиология имунной системы"

Эта работа предназначена для студентов медучилища. Даются рекомендации к выполнению самостоятельной работы по данной теме....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.Вопросы и задания на самостоятельную работу определяют...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя по дисциплине: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (английский) по специальности: 1190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» для 1-2 курсов

Данные методические рекомендации предлагаются по курсу «Иностранный язык» (английский), входящему в цикл ОГЭС, для преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях среднего професси...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риск...