Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методическая разработка

Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Братский педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 по выполнению самостоятельных работ

по ПМ.03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС

МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска

для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

по программе углубленной подготовки

Год набора:  2016 – 2017

Форма обучения: очная

Тулун, 2016 г.

УДК 377

ББК 74.0.

Печатается по решению научно-методического совета Филиала ГБПОУ «Братский педагогический колледж»

Дубовик Е.А.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска/ Дубовик Е.А. – Тулун, Филиал ГБПОУ «Братский педагогический колледж, 2016. – 26 с.

        

Методические рекомендации предназначены для студентов второго/ третьего курса очной формы обучения специальности 39.02.01 Социальная работа по программе углубленной подготовки и содержит инструктаж действий по выполнению самостоятельных работ.

Рецензенты:

Парфирьева И.В., преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

                                                                                © Дубовик Е.А., 2016

©Филиал ГБПОУ «Братский педагогический колледж», 2016

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………........................

4

Карта самостоятельных работ…………………………………………………………….

6

Самостоятельная работа №1 Разработка презентации «Основные проблемы граждан БОМЖ».……………………………………………………………………………………..

Самостоятельная работа №2 Составление схемы «Типы и виды технологий в социальной работе, с определением их содержания»»………………………………………………….

Самостоятельная работа №3 Составление конспекта «Профилактика  профессионального выгорания у специалистов, работающих с лицами БОМЖ и разработать рекомендации»………………...............................................................................................................

Самостоятельная работа №4 Составление таблицы «Развитие соседской и общинной системы взаимопомощи»……………………………………………………………………..

Самостоятельная работа №5 Составление доклада «Особенности социальной диагностики ТЖС лиц с девиантным поведением»……………………………………………….

Самостоятельная работа №6 Подготовка сообщения «Социальная диагностика ТЖС мигрантов и беженцев».…………………………………....................................................

Самостоятельная работа №7 Составление таблицы «Консультирование, арттерапия, музыкотерапия, трудотерапия, социальная коррекция и т.д.».……………………………

Самостоятельная работа №8 Подготовка реферата «Социальная работа с молодой семьей»……………………………………………………………………………………….

Самостоятельная работа №9 Составление конспекта «Зарубежный опыт социальной работы с людьми из групп риска»……………………………………………………………

Самостоятельная работа №10 Разработка презентации «Решение проблем военнослужащих и их семей»………………………………………………………………………….

Самостоятельная работа №11 Составление таблицы «Вид военно-социальной работы: преимущества и недостатки»………………………………………………………………

Самостоятельная работа №12 Разработка презентации «Социально-психологическая деятельность социального работника с безработными»………..………………………….

Самостоятельная работа №13 Подготовка доклада «Опыт решения проблем бездомных за рубежом»………………………………………………………………………………….

Самостоятельная работа №14 Подготовка сообщения «Диагностика и анализ социальных проблем осужденных и членов их семей»…………………………………………….

Самостоятельная работа №15 Составление конспекта «Установление контакта специалистом по социальной работе с осужденными»………………………………………………

Приложения ……………………………………………………………………………….

7

9

10

11

13

14

15

16

17

18

20

21

23

24

25

26

Пояснительная записка

Самостоятельная работа обучающегося по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска: 45часов.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
  • развития исследовательских умений.

Задания для  самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ.03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС и способствуют освоению студентами знаний:

- основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска;

- особенности проблем каждой категории лиц из групп риска;

- специфика работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС;

- особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан;

- организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации.

освоению студентами умений:

- выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения;

- строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации;

- проводить анализ ТЖС лиц из групп риска;

- определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ситуации, и строить с ними взаимодействие;

- осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;

- анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;

- анализировать и корректировать свою работу;

Также, самостоятельная работа способствует формированию у студентов определенных профессиональных и общих компетенций:

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

Самостоятельная работа организуется во внеаудиторное время и проводится на основе изученного теоретического или практического материала.

Задания самостоятельной работы имеют как репродуктивный, так и творческий, поисковый характер, что вызывает необходимость структурировать содержание лекционного материала, использовать дополнительные источники, систематизировать свои знания и творчески их использовать.

Каждое задание сопровождается планом по его выполнению.

Приложения содержат необходимые материалы для выполнения заданий

Карта самостоятельных работ

Тема занятия

по рабочей программе

Задание самостоятельной работы

Кол-во часов

1

Особенности диагностики трудной жизненной ситуации лиц БОМЖ

1. Разработка презентации «Основные проблемы граждан БОМЖ».

2

2. Составление схемы «Типы и виды технологий в социальной работе, с определением их содержания»

4

2

Социальные технологии в решении проблем лиц без определенного места жительства

3. Составление конспекта «Профилактика  профессионального выгорания у специалистов, работающих с лицами БОМЖ»

5

3

Особенности диагностики трудной жизненной ситуации лиц с девиантным поведением. Социальные технологии в решении проблем лиц с девиантным поведением

4. Составление таблицы «Развитие соседской и общинной системы взаимопомощи»

2

5. Составление доклада «Особенности социальной диагностики ТЖС лиц с девиантным поведением»

4

4

Особенности технологии социальной работы с мигрантами и беженцами

6. Подготовка сообщения «Социальная диагностика ТЖС мигрантов и беженцев»

4

5

Технологии социальной работы с молодежью

7.Составление таблицы «Консультирование, арттерапия, музыкотерапия, трудотерапия, социальная коррекция и т.д.»

2

8.Подготовка реферата «Социальная работа с молодой семьей»

2

9. Составление конспекта «Зарубежный опыт социальной работы с людьми из групп риска»

2

6

Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семей

10. Разработка презентации «Решение проблем военнослужащих и их семей»

4

11. Составление таблицы «Вид военно-социальной работы: преимущества и недостатки»

2

7

Особенности технологии социальной работы с безработными гражданами

12. Разработка презентации «Социально-психологическая деятельность социального работника с безработными

2

13.Подготовка доклада «Опыт решения проблем бездомных за рубежом»

4

8

Особенности технологии социальной работы с осужденными

14. Подготовка сообщения «Диагностика и анализ социальных проблем осужденных и членов их семей»

2

15. Составление конспекта «Установление контакта специалистом по социальной работе с осужденными»

4

итого

45

Самостоятельная работа №1

Тема: Разработка презентации «Основные проблемы граждан БОМЖ» 

Цель:

-  координация навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде;

- формирование у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- формирование у студентов ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности; ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.

Задание: подготовить презентацию «Основные проблемы граждан БОМЖ»

План выполнения задания:

  1. Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

установить логическую связь между элементами темы;

  1. Представить характеристику элементов в краткой форме;
  2. Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
    информации и отобразить в структуре работы;

4. Оформить работу и предоставить к установленному сроку 

Список рекомендуемой литературы:

  1.  Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.
  2. Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с
  3. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч. Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на  занятиях.

Образец оформления презентации

  1. Первый слайд:

Тема инфинформационного сообщения (или иного вида задания):

_____________________________________________________

Подготоввыполнил: Ф.И.О. студента, группа

Руководипроверил: Ф.И.О. преподавателя

2.Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

3Третий слайд

Литература:

4.Четвертый слайд

Лаконичн раскрывает содержание информации, можно рисунки

включать  автофигуры, графики, диаграммы способы наглядного отображения информации

и другие

Критерии оценивания:

«Отлично» -  презентация соответствует требованиям, имеется правильная структурированность информации, прослеживается логическая связь изложенной информации, эстетичность оформления.

 «Хорошо» - презентация соответствует требованиям, имеются несущественные ошибки в структурированности информации, логической связи изложенной информации, эстетичности оформления.

«Удовлетворительно» - презентация частично соответствует требованиям, имеются существенные ошибки в структурированности информации, логической связи изложенной информации, эстетичности оформления.

 «Неудовлетворительно» - презентация не составлена .

Самостоятельная работа №2

Тема:  Составление схемы «Типы и виды технологий в социальной работе, с определением их содержания»

Цель:

- развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д.;

- формирование у студентов ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание: составить схему «Типы и виды технологий в социальной работе, с определением их содержания»

План выполнения задания:

  1.  Изучить информацию по теме;
  2. Создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;
  3. Представить на контроль в установленный срок.

Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы.

Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

Образец схемы

Схема по теме

«Личность специалиста в условиях современного рынка»

выполнена Ф.И.О. студента, группа

https://arhivurokov.ru/multiurok/6/a/2/6a2f9f8e6b1e60c80e395a9ba5ad5a714264601e/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-samostoiatiel-noi-raboty-studientov-po-distsiplinie-tieoriia-i-mietodika-sotsial-noi-raboty_1.jpeg

Список рекомендуемой литературы:

  1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.
  2. Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с
  3. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Критерии оценивания:

«Отлично» -  схема оформлена правильно, соблюдена структурированность информации.

«Хорошо» - схема оформлена правильно,  но допущены несущественные ошибки в структурированности информации.

«Удовлетворительно» - схема оформлена неправильно, допущены существенные ошибки в структурированности информации.

 «Неудовлетворительно» - схема не оформлена

Самостоятельная работа №3

Тема:  Составление конспекта «Профилактика  профессионального выгорания у специалистов, работающих с лицами БОМЖ»

Цель:

- формирование у студентов знания требований к личным и профессиональным качествам социального работника;

- формирование у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание: составить конспект по теме «Профилактика  профессионального выгорания у специалистов, работающих с лицами БОМЖ»

План выполнения задания:

1. Для выполнения задания прочитайте рекомендуемую литературу (на выбор).

2.Составьте конспект по примерному плану:

  • особенности социальной работы с лицами БОМЖ;
  •  признаки профессионального выгорания у специалистов;
  • профилактические мероприятия.

Список рекомендуемой литературы:

1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.

2.Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с

3.Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Критерии оценивания:

«Отлично» -  конспект  составлен правильно, умение выделить главное, текст работы логически выстроен и точно, лаконично изложен; отражение основных положений, выводов.

«Хорошо» - конспект составлен правильно, тема раскрыта, но допущены несущественные ошибки

«Удовлетворительно» - конспект составлен не правильно, тема не раскрыта.

 «Неудовлетворительно» -  конспект не составлен.

Самостоятельная работа №4

Тема: Составление таблицы «Развитие соседской и общинной системы взаимопомощи»

Цель:

- формирование у студентов знания о соседской и общинной системы взаимопомощи;

- формирование у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание: заполнить таблицу «Развитие соседской и общинной системы взаимопомощи»

План выполнения задания:

  1. Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

установить логическую связь между элементами темы;

  1. Представить характеристику элементов в краткой форме;
  2. Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
    информации и отобразить в структуре работы;

4. Оформить работу и предоставить к установленному сроку 

Список рекомендуемой литературы:

1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.

2.Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с

3.Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Образец задания:

Заполнение таблицы «Развитие соседской и общинной системы взаимопомощи»

Вид взаимопомощи

Соседская

Общинная

Центры

Территор

Центр экс

Центр по

Социальн

центр

Критерии оценивания:

«Отлично» -  таблица оформлена правильно, соблюдена структурированность информации.

«Хорошо» - таблица оформлена правильно,  но допущены несущественные ошибки в структурированности информации.

«Удовлетворительно» - таблица оформлена неправильно, допущены существенные ошибки в структурированности информации.

 «Неудовлетворительно» - таблица не оформлена

Самостоятельная работа №5

Тема: Составление доклада «Особенности социальной диагностики ТЖС лиц с девиантным поведением»

Цель:

- формирование у студентов знания об особенностях социальной диагностики ТЖС лиц с девиантным поведением;

- формирование у студентов ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- формирование у студентов ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Задание: составить доклад об особенностях социальной диагностики ТЖС лиц с девиантным поведением.

План выполнения задания:

1. Для выполнения задания изучите рекомендуемую литературу.

2.Составьте план доклада.

3. Зафиксируйте в докладе выводы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.

2.Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с

3.Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Критерии оценивания:

«Отлично» -  доклад составлен правильно в соответствии с требованиями.

«Хорошо» - доклад составлен правильно, но допущены несущественные ошибки

«Удовлетворительно» - доклад составлен не правильно, тема не раскрыта.

 «Неудовлетворительно» -  доклад не составлен.

Самостоятельная работа №6

Тема: Подготовка сообщения «Социальная диагностика ТЖС мигрантов и беженцев»

Цель:

- формирование у студентов знания о социальной диагностике ТЖС мигрантов и беженцев;

- формирование у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание: составить сообщение по теме «Социальная диагностика ТЖС мигрантов и беженцев»;

План выполнения задания:

1. Для выполнения задания прочитайте рекомендуемую литературу (на выбор).

2.Составьте  примерный план:

  • характеристика ТЖС мигрантов и беженцев;
  • методы социальной диагностики;
  • реабилитационные меры;

Список рекомендуемой литературы:

1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.

2.Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с

3.Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Критерии оценивания:

«Отлично» -  сообщение  составлено правильно, умение выделить главное, текст работы логически выстроен и точно, лаконично изложен; отражение основных положений, выводов.

«Хорошо» - сообщение составлено правильно, тема раскрыта, но допущены несущественные ошибки

«Удовлетворительно» - сообщение составлено неправильно, тема не раскрыта.

 «Неудовлетворительно» -  сообщение не составлено.

Самостоятельная работа №7

Тема: Составление таблицы «Консультирование, арттерапия, музыкотерапия, трудотерапия, социальная коррекция»

Цель:

- формирование у студентов знания о консультировании, арттерапии, музыкотерапии, трудотерапии, социальная коррекции;

- формирование у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание: заполнить таблицу «Консультирование, арттерапия, музыкотерапия, трудотерапия, социальная коррекция»

План выполнения задания:

  1. Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

установить логическую связь между элементами темы;

  1. Представить характеристику элементов в краткой форме;
  2. Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
    информации и отобразить в структуре работы;

4. Оформить работу и предоставить к установленному сроку 

Список рекомендуемой литературы:

1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.

2.Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с

3.Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Образец задания:

Заполнение таблицы «Консультирование, арттерапия, музыкотерапия, трудотерапия, социальная коррекция»

Вид социальной работы

Характеристика

Мероприятия

Центры

Территор

Центр экс

Центр по

Социальн

центр

Критерии оценивания:

«Отлично» -  таблица оформлена правильно, соблюдена структурированность информации.

«Хорошо» - таблица оформлена правильно,  но допущены несущественные ошибки в структурированности информации.

«Удовлетворительно» - таблица оформлена неправильно, допущены существенные ошибки в структурированности информации.

 «Неудовлетворительно» - таблица не оформлена

Самостоятельная работа №8

Тема: Подготовка реферата «Социальная работа с молодой семьей»

Цель:

- формирование у студентов знания о социальной работе с молодой семьей;

 - формирование у студентов ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание: составить реферат по теме «Социальная работа с молодой семьей»

План выполнения задания:

1. Для выполнения задания прочитайте учебное пособие «Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования  на стр. 75 - 93.

2. Составьте реферат по примерному плану:

  •  Особенности молодой семьи;
  • Проблемы молодой семьи;
  • Роль социального работника в работе с молодой семьей.

Список рекомендуемой литературы:

Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336с

Критерии оценивания:

«Отлично» -  реферат  составлен правильно, умение выделить главное, текст работы логически выстроен и точно, лаконично изложен; отражение основных положений, выводов.

«Хорошо» - реферат составлен правильно, тема раскрыта, но допущены несущественные ошибки

«Удовлетворительно» - реферат составлен не правильно, тема не раскрыта.

 «Неудовлетворительно» -  реферат не составлен.

Самостоятельная работа №9

Тема: Составление конспекта «Зарубежный опыт социальной работы с людьми из групп риска»

Цель:

- формирование у студентов знания о зарубежном опыте социальной работы с людьми из групп риска;

- формирование у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание: составить конспект по теме «Зарубежный опыт социальной работы с людьми из групп риска»

План выполнения задания:

1. Для выполнения задания прочитайте рекомендуемую литературу (на выбор).

2.Составьте конспект по примерному плану:

  • особенности зарубежного опыта социальной работы с людьми из групп риска»
  • положительные стороны зарубежного опыта социальной работы с людьми из групп риска;
  • сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта социальной работы с людьми из групп риска;

Список рекомендуемой литературы:

1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.

2.Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с

3.Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Критерии оценивания:

«Отлично» -  конспект  составлен правильно, умение выделить главное, текст работы логически выстроен и точно, лаконично изложен; отражение основных положений, выводов.

«Хорошо» - конспект составлен правильно, тема раскрыта, но допущены несущественные ошибки

«Удовлетворительно» - конспект составлен не правильно, тема не раскрыта.

 «Неудовлетворительно» -  конспект не составлен.

Самостоятельная работа №10

Тема:  Разработка презентации «Решение проблем военнослужащих и их семей»

Цель:

-  координация навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде;

- формирование у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- формирование у студентов ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности; ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.

Задание: подготовить презентацию «Решение проблем военнослужащих и их семей»

План выполнения задания:

  1. Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

установить логическую связь между элементами темы;

  1. Представить характеристику элементов в краткой форме;
  2. Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
    информации и отобразить в структуре работы;

4. Оформить работу и предоставить к установленному сроку 

Список рекомендуемой литературы:

  1.  Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.
  2. Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с
  3. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч. Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на  занятиях.

Образец оформления презентации

  1. Первый слайд:

Тема инфинформационного сообщения (или иного вида задания):

_____________________________________________________

Подготоввыполнил: Ф.И.О. студента, группа

Руководипроверил: Ф.И.О. преподавателя

2.Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

3Третий слайд

Литература:

4.Четвертый слайд

Лаконичн раскрывает содержание информации, можно рисунки

включать  автофигуры, графики, диаграммы способы наглядного отображения информации

и другие

Критерии оценивания:

«Отлично» -  презентация соответствует требованиям, имеется правильная структурированность информации, прослеживается логическая связь изложенной информации, эстетичность оформления.

 «Хорошо» - презентация соответствует требованиям, имеются несущественные ошибки в структурированности информации, логической связи изложенной информации, эстетичности оформления.

«Удовлетворительно» - презентация частично соответствует требованиям, имеются существенные ошибки в структурированности информации, логической связи изложенной информации, эстетичности оформления.

 «Неудовлетворительно» - презентация не составлена .

Самостоятельная работа №11

Тема: Составление таблицы «Вид военно-социальной работы: преимущества и недостатки»

Цель:

- формирование у студентов знания о военно-социальной работе: преимущества и недостатки;

- формирование у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание: заполнить таблицу «Вид военно-социальной работы: преимущества и недостатки»

План выполнения задания:

1.Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

2.Установить логическую связь между элементами темы;

3.Представить характеристику элементов в краткой форме;

4.Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;

 5.Оформить работу и предоставить к установленному сроку 

Список рекомендуемой литературы:

1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.

2.Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с

3.Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Образец задания:

Заполнение таблицы «Вид военно-социальной работы: преимущества и недостатки»

Вид

воено-социальной работы

Преимущества

Недостатки

Центры

Территор

Центр экс

Центр по

Социальн

центр

Критерии оценивания:

«Отлично» -  таблица оформлена правильно, соблюдена структурированность информации.

«Хорошо» - таблица оформлена правильно,  но допущены несущественные ошибки в структурированности информации.

«Удовлетворительно» - таблица оформлена неправильно, допущены существенные ошибки в структурированности информации.

 «Неудовлетворительно» - таблица не оформлена

Самостоятельная работа №12

Тема:  Разработка презентации «Социально-психологическая деятельность социального работника с безработными»

Цель:

-  координация навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде;

- формирование у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- формирование у студентов ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности; ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.

Задание: подготовить презентацию «Решение проблем военнослужащих и их семей»

План выполнения задания:

1.Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

установить логическую связь между элементами темы;

2.Представить характеристику элементов в краткой форме;

3.Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;

4. Оформить работу и предоставить к установленному сроку 

Список рекомендуемой литературы:

1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.

2.Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с

  1. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч. Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на  занятиях.

Образец оформления презентации

  1. Первый слайд:

Тема инфинформационного сообщения (или иного вида задания):

_____________________________________________________

Подготоввыполнил: Ф.И.О. студента, группа

Руководипроверил: Ф.И.О. преподавателя

2.Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

3Третий слайд

Литература:

4.Четвертый слайд

Лаконичн раскрывает содержание информации, можно рисунки

включать  автофигуры, графики, диаграммы способы наглядного отображения информации

и другие

Критерии оценивания:

«Отлично» -  презентация соответствует требованиям, имеется правильная структурированность информации, прослеживается логическая связь изложенной информации, эстетичность оформления.

 «Хорошо» - презентация соответствует требованиям, имеются несущественные ошибки в структурированности информации, логической связи изложенной информации, эстетичности оформления.

«Удовлетворительно» - презентация частично соответствует требованиям, имеются существенные ошибки в структурированности информации, логической связи изложенной информации, эстетичности оформления.

 «Неудовлетворительно» - презентация не составлена

Самостоятельная работа №13

Тема: Подготовка доклада «Опыт решения проблем бездомных за рубежом»

Цель:

- формирование у студентов знания о решении проблем бездомных за рубежом;

- формирование у студентов ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- формирование у студентов ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Задание: составить доклад о решении проблем бездомных за рубежом;

План выполнения задания:

1. Для выполнения задания изучите рекомендуемую литературу.

2.Составьте план доклада.

3. Зафиксируйте в докладе выводы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.

2.Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с

3.Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Критерии оценивания:

«Отлично» -  доклад составлен правильно в соответствии с требованиями.

«Хорошо» - доклад составлен правильно, но допущены несущественные ошибки

«Удовлетворительно» - доклад составлен не правильно, тема не раскрыта.

 «Неудовлетворительно» -  доклад не составлен

Самостоятельная работа №14

Тема:  Подготовка сообщения «Диагностика и анализ социальных проблем осужденных и членов их семей»

Цель:

- формирование у студентов знания о диагностике и анализе социальных проблем осужденных и членов их семей;

- формирование у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание: составить сообщение по теме «Диагностика и анализ социальных проблем осужденных и членов их семей»

План выполнения задания:

1. Для выполнения задания прочитайте рекомендуемую литературу (на выбор).

2.Составьте  примерный план:

  • характеристика социальных проблем осужденных и членов их семей;
  • методы социальной диагностики;
  • реабилитационные меры;

Список рекомендуемой литературы:

1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.

2.Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с

3.Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Критерии оценивания:

«Отлично» -  сообщение  составлено правильно, умение выделить главное, текст работы логически выстроен и точно, лаконично изложен; отражение основных положений, выводов.

«Хорошо» - сообщение составлено правильно, тема раскрыта, но допущены несущественные ошибки

«Удовлетворительно» - сообщение составлено неправильно, тема не раскрыта.

 «Неудовлетворительно» -  сообщение не составлено.

Самостоятельная работа №15

Тема:  Составление конспекта «Установление контакта специалистом по социальной работе с осужденными»

Цель:

- формирование у студентов знания об установлении контакта специалистом по социальной работе с осужденными

- формирование у студентов ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- формирование у студентов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Задание: составить конспект по теме «Установление контакта специалистом по социальной работе с осужденными»

План выполнения задания:

1. Для выполнения задания прочитайте рекомендуемую литературу (на выбор).

2.Составьте конспект по примерному плану:

  • психологические особенности осужденных;
  • методы выстраивания взаимоотношений с осужденными;
  • приемы установления контактов с осужденными

Список рекомендуемой литературы:

1. Н.М. Платонова, И.В. Астэр, О.В. Афанасьева Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студ. учреждений СПО под ред. Н.М. Платоновой. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 320с.

2.Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012. – 288с

3.Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова,  – М., 2014

Критерии оценивания:

«Отлично» -  конспект  составлен правильно, умение выделить главное, текст работы логически выстроен и точно, лаконично изложен; отражение основных положений, выводов.

«Хорошо» - конспект составлен правильно, тема раскрыта, но допущены несущественные ошибки

«Удовлетворительно» - конспект составлен не правильно, тема не раскрыта.

 «Неудовлетворительно» -  конспект не составлен.

Приложение 1

Требования к оформлению и содержанию

мультимедийной презентации

1. Общее количество слайдов – от 10 до 15.

2. Первый слайд – титульный – содержит:

- название МДК

- тему

- ФИО разработчиков.

второй слайд – содержание  презентации;

последний слайд – список используемых источников. 

3. Для обеспечения наглядности следует использовать разные способы размещения информации и разные виды слайдов:

с текстом

с иллюстрациями;

с таблицами;

с диаграммами;

с анимацией (если уместно).

4. Каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда.Цепочка образов должна полностью соответствовать логике.

5. Лучше использовать короткие слова и предложения. Минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных.

6. Заголовки должны привлекать внимание (но не занимать все место и не отвлекать).

7. Предпочтительно горизонтальное расположение материала. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

8. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков и один для текста. Достигайте сочетаемости цветов. Для фона лучше использовать светлые тона.Пёстрый фон не применять.

9. Размер шрифта должен быть максимально крупным на слайде!  Цвет шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались. Текст должен читаться из самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация.

10. Лучше использовать шрифты Arial, Verdana, Tahoma, Comic Sans MS. Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, т.к. они читаются хуже.

11.   Количество текста на слайде регулируется с учетом назначения самой презентации и категории людей, на которых она рассчитана. (Чем младше дети, тем меньше информации должно быть на слайде).

12.   Один слайд в среднем должен содержать 3 - 5 строк, в каждой из которых – не более 4 - 5 слов.

13. Текстовая информация на слайде отражает цель и содержание урока (занятия). С точки зрения содержания, текст на слайде - это определения, выводы, формулы, перечень объектов и пр. Как правило, один слайд – одна идея. 

14.  Если используется таблица на слайде, то текстовая информация в ней должна хорошо читаться. Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне.

15.  При демонстрации текста, таблиц и диаграмм уместно последовательное появление текстовой информации, что достигается с помощью настроек анимационных эффектов. При этом следует придерживаться следующих правил: единство стиля подачи материала; удобство восприятия текстовой и наглядной информации.

16. Если используется схема, то на одном слайде рекомендуется размещать не более одной схемы. Схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь. Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться.

17. Должно быть  разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи);

18. Все фотографии, рисунки должны быть подписаны; подпись располагается снизу.

19. Не следует увлекаться анимацией, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.

Приложение 2

Общие требования к оформлению и написанию реферата

По содержанию реферативная работа носит учебно-исследовательский характер. Реферат должен отразить знакомство с новейшими источниками, публицистическими выступлениями, выявить способность к теоретическому анализу.

Объём работы составляет обычно 10 -20 страниц, но не более 20 стр. печатного текста.

Соответственно структуре распределяется объем:

- введение – 1,5-2 стр.;

- каждая из глав по 6-7 стр.;

- заключение – 2-3 стр.;

- список литературы (должен содержать примерно 8-10 источников);

- приложения (зависят от содержания реферата).

Необходимо использовать шрифт размером 14 пт, с 1,5  межстрочным интервалом. Абзац (красная строка) должен равняться 4 знакам (1,25 см).

Каждая структурная часть реферата (введение, разделы основной части, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Не допускается подчёркивание заголовка и переносы в словах заголовков. После заголовка, располагаемого по середине строки, точка не ставится.  Расстояние между заголовком и следующим за ним текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала. Иллюстрации, рисунки, чертежи, графики, фотографии, которые приводятся по тексту работы, должны иметь нумерацию.

Каждая таблица должна иметь общий заголовок, номер, четкие обозначения строк и столбцов. Обязательно указываются единицы измерения. На все таблицы в тексте должны быть ссылки.

Таблицы  нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок должны начинаться с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точка после него не ставятся. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

Ссылки на литературные источники оформляются в квадратные скобки, где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а через запятую номер страницы.

Все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется внизу в центре страницы.  Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нём не проставляется.

Текст работы следует писать или печатать с выравниванием по ширине, соблюдая следующие размеры полей: верх – 1,5 см, низ – 1,5 см., левое поле – 3 см, правое – 1 см.

Структурное оформление

Титульный лист

 – на титульном листе указывается учебное заведение, тема, учебная дисциплина,  специальность, Ф.И.О. автора работы, учебная группа, Ф.И.О. преподавателя – руководителя работы город и год  (без г.)  

Оглавление или Содержание

Содержание — указатель заглавий произведений (рассказов, повестей, стихотворений, статей, документов и т.д.), включенных в издание.

– вторая страница  реферата, где приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки  оглавления, должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Не допускается одинаковое название реферата и хотя бы одной из глав

Введение

–  первая и вступительная часть реферативной работы. В введении обосновывается актуальность выбранной темы со ссылками на литературу, определяется цель работы, ставятся задачи и методы исследования.

Актуальность темы исследования

Определить актуальность темы исследования – значит показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние ее практического воплощения; определить заинтересованность науки в ее разработке. Необходимо также показать уровень разработанности проблемы (перечислить ученых, писавших на данную тему) и существующие на сегодняшний день противоречия и нерешенные вопросы. С раскрытия актуальности темы начинается «Введение» к реферативной работе. Заканчивается «Введение» постановкой цели исследования и определением задач.

Задачи исследования

Это составные части цели исследования. Для определения задач проводится декомпозиция цели, т.е. из нее выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь. Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению намеченной цели.

Формулировка целей и задач

Недопустимо употребление формулировки «сделать». Что касается задач, то решению каждой из них посвящена одна глава работы. Каждая глава должна заканчиваться выводами.

При формулировке задач реферата обычно используются следующие конструкции:

раскрыть специфику….;

изучить….;

выявить закономерности…;  

разработать….;

обобщить факты…;

выяснить,

рассмотреть особенности…;  

провести…;

оценить;

определить…;  

обосновать…;

исследовать…;

Формулировки задач необходимо делать тщательно, т.к. описание их решения и составят содержание рубрик основной части реферата.

Основная часть

Раскрываются намеченные в плане разделы. Каждый из разделов, доказательно раскрывая отдельную проблему (вопрос) или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы.

Заключение

Заключение должно суммировать выводы, сделанные по главам.

Выводы должны полностью соответствовать цели работы и характеризовать ее результаты, должны быть краткими, четкими, тезисными. Общее количество выводов должно соответствовать количеству поставленных задач.

Список литературы и информационных источников

Это обязательный структурный элемент реферата, представляющий собой перечисление использованных автором при подготовке и написании реферата текстов-источников. Позволяет судить о самостоятельности автора работы и о степени фундаментальности данного реферата.

Оформление библиографического списка

Библиография (использованная литература) оформляется строго по алфавиту как единый список.

Нормативная литература

1. Закон РФ "Об образовании". - М., 2013. (в редакциях).
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2004.

Энциклопедии и словари:

1.Педагогический энциклопедический словарь/ А.М. Прохоров и др. - М., 1993. – 254 с.

Учебные пособия:

1. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В. Теория обучения / под ред. Е.М. Буслаева. – М.: Эксмо, 2008. – 259 с.

Статьи:
1. Бездухов В.П. И.В.Киреевский, А.С.Хомяков: принцип соборности в воспитании // Педагогика. - 1998. - № 7. - с. 71-81.

Описание электронных ресурсов

Образование в мире [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dissertation.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»

Презентация на тему:  «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»...

«Взаимодействие педагога- психолога социального педагога в сопровождении детей группы риска»

С учетом быстрых темпов жизни, необходимости быстрого реагирования на критические ситуации, других факторов, которые присущи современному обществу, число детей с девиантным поведением постоянно увелич...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...

Социально-педагогическая помощь детям категории «группы риска»

Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и...

Статья «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска».

«Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска»....