«Взаимодействие педагога- психолога социального педагога в сопровождении детей группы риска»
материал

Удовиченко Валерия Николаевна

С учетом быстрых темпов жизни, необходимости быстрого реагирования на критические ситуации, других факторов, которые присущи современному обществу, число детей с девиантным поведением постоянно увеличивается. Сейчас практически нет ни одной школы, в которой бы не было проблемы взаимодействия с такой категорией детей. В последние годы социальная работа все больше ориентируется на устранение причин, порождающих проблемы социально незащищенных слоев. Эта работа, прежде всего, требует межведомственного подхода, так как факторы социального риска могут носить самый разнообразный характер и соответственно требовать различных форм социально-педагогической, социально-экономической, социально-правовой и психолого-медико-социальной помощи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек обладает способностью любит, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли”. Эрих Фром «Взаимодействие педагога- психолога социального педагога в сопровождении детей группы риска»

Слайд 2

Дети группы риска – эта такая категория учащихся, которые в силу личностных, социальных или физических особенностей подвержены большому риску развития психологической и\или социальной дезадаптации .

Слайд 3

Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска" Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между педагогом и подростком, установлению душевного контакта. Приемы, способствующие формированию у детей правильного поведения Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика Прямые и косвенные, тормозящие приемы

Слайд 4

Сравнительная характеристика основных направлений деятельности практического психолога и социального педагога Практический психолог Социальный педагог Планирование, разработка, внедрение в практику развивающих, корекционных программ; Выявление и обследования учеников, которые нуждаются психической коррекции и психорегуляции , предоставления им психологической поддержки; Психологическая экспертиза, психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения. Работа с внутренним миром ученика, с его душой; Участие в организации психологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса ; Изучение особенностей деятельности и развития учеников, в микроколлективе , школьном коллективе в целом, изучение направленности влияния микросреды, особенностей семьи и семейного воспитания, позитивного воспитательного потенциала в микрорайоне и источника негативного влияния на детей и подростков Содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семье, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в решении конфликтов с детьми. Осуществление социально - педагогического патронажа;

Слайд 5

Практический психолог Формирование психологической культуры учеников, педагогов, родителей или лиц, которые их заменяют, консультирует по вопросам психологии, ее практического использования в организации учебно-воспитательного процесса. Укрепление психического и психологического здоровья учеников; Выявление причин, которые усложняют развитие личности ребенка. Социальный педагог Обеспечение реализации воспитательной функции, функции социальной помощи и защиты; Консультация учеников, родителей, учителей и других лиц по вопросам социальной педагогики; оказание необходимой социально-педагогической помощи детям, подросткам, которые нуждаются в заботе или находятся в сложных жизненных обстоятельствах. Посредничество между образовательными учреждениями, семьей, обеспечивает соблюдение норм защиты прав детей и подростков, представляет их интересы в разнообразных инстанциях.

Слайд 6

ОБЩЕЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Участвуем в осуществлении образовательной, воспитательной работы, направленной на обеспечение всестороннего индивидуального развития учеников, сохранение их полноценного психического здоровья. Заботимся о профессиональном самоопределении молодежи, помогаем в выборе профобразовательного учреждения; Осуществляем первичную профилактику правонарушений, девиантного поведения детей, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних половых отношений. Привлекаем детей, родителей и общественность к организации и проведению педагогических мероприятий, акций. Организуем социально значимую деятельность детей в социуме. Способствуем социализации, социальной адаптации детей, подростков



Предварительный просмотр:

Человек обладает способностью любит,

и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли”.

Эрих Фром “Искусство любви”

Однажды маленькая синичка, сидя на заснеженной ветке, спросила у дикого голубя:

-Скажи сколько весит одна снежинка?

-Не больше, чем ничего, - ответил дикий голубь.

-Послушай, я расскажу тебе одну историю. Однажды я сидела на сосновой ветке. Начался снег и легкие снежинки, кружа, ложились на ветви деревьев. Я стала их считать и насчитала 7 435 679 снежинок, которые спустились на ветку сосны. И когда последняя снежинка, которая как ты сказал «весит не более чем ничего», упала на ветку – ветка обломилась.

После этого синичка улетела, оставив голубя в глубокой задумчивости.

С учетом быстрых темпов жизни, необходимости быстрого реагирования на критические ситуации, других факторов, которые присущи современному обществу, число детей с девиантным поведением постоянно увеличивается. Сейчас практически нет ни одной школы, в которой бы не было проблемы взаимодействия с такой категорией детей.

Дети группы риска – эта такая категория учащихся, которые в силу личностных, социальных или физических особенностей подвержены большому риску развития психологической и\или социальной дезадаптации.

В последние годы социальная работа все больше ориентируется на устранение причин, порождающих проблемы социально незащищенных слоев. Эта работа, прежде всего, требует межведомственного подхода, так как факторы социального риска могут носить самый разнообразный характер и соответственно требовать различных форм социально-педагогической, социально-экономической, социально-правовой и психолого-медико-социальной помощи.

Задачи, которые мы ставим перед собой, состоят не в очередном рассмотрении и классификации форм девиантного поведения, причин его возникновения. А в поиске оптимальной модели, системы работы такой категории детей.

Основные задачи деятельности психологической службы школы:

  • Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, индивидуального подхода к каждому подростку на основе его всестороннего психолого-педагогического изучения;
  • Психологическое просвещение  всех участников учебно-воспитательного процесса : учеников, учителей, родителей;
  • Психологическое обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом этапе, создание условий для формирования у них мотивации к самовоспитанию и саморазвитию;
  • Профилактика, психологическая и социально-педагогическая коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Основные задачи деятельности социальной службы

Личностные показатели детей в «группу риска»

-агрессия

-злоупотребление ПАВ

- склонность конфликтам

-замкнутость, скрытность

-неумение позаботится о себе, плохая ориентация в окружающей среде

-чрезмерная тяга к доминированию, игнорирование интересов других

-чрезмерный альтруизм, податливость, конформность, неумение отказать, сказать «нет»

-склонность к тревожности, обидчивость

-чрезмерная категоричность, максимализм

-колебания эмоционального состояния

- импульсивность реакции

-склонность к рискованному поведению

-недостатки интеллектуальной сферы

-слишком высокий интеллект, философский взгляд на жизнь

-ранняя взрослая жизнь

-неадекватная самооценка

-негативные ценностные ориентации

По внешним показателям детей в «группу» риска

  • Неблагоприятная обстановка в семье.
  • Вхождение в сомнительные группы и организации.
  • Изолированность от коллектива.
  • Пропуски занятий без уважительной причины.
  • Разлука с родителями (командировки, работа).

Социальные категории детей (потенциальная группа риска)

-дети – сироты, опекаемые дети

-дети с функциональными ограничениями

-дети, которые находятся на учете

-дети мигрантов

-дети из многодетных семей

-дети из неполных семей

-дети из малообеспеченных семей

-дети из семей ТЖС

-дети из семей, родители которых ведут аморальный образ жизни

С чего мы начинаем нашу работу с детьми так называемой «группы риска»? Что может сделать школа для предупреждения возникновения девиаций у учащихся?

Взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей и их родителями.

Организация профилактики детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. В своей работе специалисты должны использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся, проективные методы. Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество для оказания помощи подростку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, учителя.

Работа социального педагога

Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

Общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

  1. Ответственность социального педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба подростка. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
  2. Также, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах подростка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим педагогам ясные и точные рекомендации, как помочь подростку, испытывающему трудности.
  3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
  4. Постановка на внутришкольный учет:

Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"

Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между педагогом и подростком, установлению душевного контакта.

  • в меру проявление внимания, заботы;
  • просьба;
  • поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
  • "авансирование" личности – предоставление подростку определенного блага, высказывание положительного мнения о подростке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
  • обходное движение – защита подростка от обвинения коллектива;
  • прощение; проявление огорчения;
  • проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у детей правильного поведения

  • убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
  • доверие;
  • моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
  • вовлечение в интересную деятельность;
  • нравственное упражнение.

Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика

  • Опосредование. Педагог достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
  • Фланговый подход. Педагог обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
  • Активизация сокровенных чувств ребёнка. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные, тормозящие приемы

  • Констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
  • Необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);
  • Осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
  • Наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
  • Предупреждение;
  • Проявление возмущения.

Сравнительная характеристика основных направлений деятельности практического психолога и социального педагога

Практический психолог

  • Планирование, разработка, внедрение в практику развивающих, коррекционных программ;
  • Выявление и обследования учеников, которые нуждаются психической коррекции и саморегуляции, психологическая поддержка;
  • Психологическая экспертиза, психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения. Работа с внутренним миром ученика, с его душой;
  • Участие в организации психологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса;
  • Формирование психологической культуры учеников, педагогов, родителей или лиц, которые их заменяют, консультирует по вопросам психологии, ее практического использования в организации учебно-воспитательного процесса.
  • Укрепление психического и психологического здоровья учеников;
  • Выявление причин, которые усложняют развитие личности ребенка.

Социальный педагог

  • Изучение особенностей деятельности и развития учеников в школьном коллективе в целом, изучение направленности влияния микросреды, особенностей семьи и семейного воспитания, позитивного воспитательного потенциала в микрорайоне и источника негативного влияния на детей и подростков
  • Содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семье, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в решении конфликтов с детьми.
  • Осуществление социально - педагогического патронажа;
  • Обеспечение реализации воспитательной функции, функции социальной помощи и защиты;
  • Консультация учеников, родителей, учителей и других лиц по вопросам социальной педагогики; оказание необходимой социально-педагогической помощи детям, подросткам, которые нуждаются в заботе или находятся в сложных жизненных обстоятельствах.
  • Посредничество между образовательными учреждениями, семьей, обеспечивает соблюдение норм защиты прав детей и подростков, представляет их интересы в разнообразных инстанциях.

Общее  в деятельности психолога и социального педагога

  • Участвуем в осуществлении образовательной, воспитательной работы, направленной на обеспечение всестороннего индивидуального развития учеников, сохранение их полноценного психического здоровья.
  • Выявляем одаренность, раскрываем способности, таланты детей группы риска.
  • Заботимся о профессиональном самоопределении молодежи, помогаем в выборе профобразовательного учреждения;
  • Утверждаем уважение к принципам общечеловеческой морали: правды, справедливости, гуманизма, доброты.
  • Осуществляем первичную профилактику правонарушений, девиантного поведения детей, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних половых отношений. Пропагандируем здоровый образ жизни. Привлекаем детей, родителей и общественность к организации и проведению педагогических мероприятий, акций. Организуем социально значимую деятельность детей в социуме.
  •  Способствуем социализации, социальной адаптации детей, подростков, молодежи.

Схема сбора информации:

  • беседа с учителями, которые преподают в этом классе, с целью изучения характера поведения учеников во время урока;
  • беседа с родителями;
  • изучение особенностей психофизиологического развития ребенка;
  • изучение данных об успеваемости ученика, анализ учебных проблем;
  • изучение особенностей статуса ребёнка в ученическом коллективе (социометрическое исследование, наблюдение).

В нашей совместной работе работы выстроилась  определенная система работы с семьями и детьми группы риска. Одной из приоритетных задач этой деятельности является раннее выявление таких семей. Источниками первичных сведений о неблагополучии в семьях являются другие школы в которых обучались дети, ПДН, поликлиники и другие учреждения, а также родственники, соседи, знакомые. Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении. Чтобы обеспечить своевременную и квалифицированную помощь семье, попавшей в поле зрения соцпедагога, определяется индивидуальный маршрут сопровождения неблагополучной семьи.

Практика показывает, что наилучшие результаты в этой работе достигается при наличии тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Комплексный подход к организации всех форм социально-психологической помощи детям и подросткам подразумевает отношение к социально-психологическому сопровождению детей и подростков как целостному системному образованию различных форм, позволяющих оказывать поддержку всем без исключения детям, оказавшимся в трудной ситуации. 

Одной из ключевых задач социально-психологической службы системы образования является выявление, социально-психологическое сопровождение и поддержка данной категории детей. В последние годы социальная работа все больше ориентируется на устранение причин, порождающих проблемы социально незащищенных слоев. Эта работа, прежде всего, требует межведомственного подхода, так как факторы социального риска могут носить самый разнообразный характер и соответственно требовать различных форм социально-педагогической, социально-экономической, социально-правовой и психолого-медико-социальной  помощи.

За период работы нашей  совместной работы выстроилась  определенная система работы с семьями и детьми группы риска. Одной из приоритетных задач этой деятельности является раннее выявление таких семей. Источниками первичных сведений о неблагополучии в семьях являются другие школы в которых обучались дети, ПДН, поликлиники и другие учреждения, а также родственники, соседи, знакомые. Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении. Чтобы обеспечить своевременную и квалифицированную помощь семье, попавшей в поле зрения соцпедагога, разрабатываются индивидуальный маршрут сопровождения неблагополучной семьи.

  • организация и разработка системы взаимодействия специалистов СПЦ;
  • оказание   методической   помощи   специалистам СПЦ;
  • разработка  стратегии  сопровождения семьи и ребенка.

Координационно-методическим советом были составлены памятки по разработке индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, программы сопровождения неблагополучной семьи, по изучению морально-психологического климата семей несовершеннолетних матерей  (Приложение). 
Систематически (1 раз в 3 месяца) на заседаниях координационно-методического совета заслушиваются вопросы о ходе выполнения данных программ, вносятся необходимые изменения и дополнения, выносятся предложения о продолжении социального патроната или о снятии семьи (несовершеннолетнего)  с  учета. 
Специалисты СПЦ постоянно совершенствуют свою работу, ищут новые подходы, формы и методы работы с различными категориями семей. В этом нам очень помогают различные республиканские, городские и международные семинары по обмену опытом работы, организуемые Министерством образования Республики Беларусь на базе Академии последипломного образования.

 Социально-педагогическая деятельность разнообразна. Основным действующим лицом в ней является социальный педагог, однако он тесно связан практически со всем педагогическим коллективом. В первую очередь это сотрудничество с педагогом-психологом, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них, во многом схож.

Перечислим основные направления совместной деятельности:

- организация работы с «трудными детьми», профилактика девиантного поведения;

- оказание помощи неблагополучной семье;

- социально-психологическое сопровождение учебно - воспитательного процесса;

- организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития;

- социально-психологическое сопровождение одарённых детей;

- оказание социально-психологической помощи приёмной семье;

- оказание помощи в успешной социализации детей и подростков, творческом развитии личности.

Формы организации совместной деятельности могут быть разнообразными – это совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что согласование действий происходит на начальном этапе при планировании деятельности. Что проявляется в разработке стратегического плана действий, который способствует тому, что деятельность одного участника не противоречит деятельности другого, более того, взаимодополняет и взаимоусиливает её. При этом каждый участник в основном действует индивидуально.

Примером совместно-индивидуальной деятельности может быть разработка и реализация комплексно-целевых программ. Например, программа «Адаптация первокурсника». В разработке принимают участие заведующий отделом по воспитательной работе, социальный педагог, психолог, кураторы. Определяется стратегический план действий, основные направления работы, участие каждого в данной программе.

Совместно-последовательная форма совместной деятельности характеризуется последовательным согласованием действий её участниками. Эта форма совместной деятельности характеризуется более высокой степенью интеграции индивидуальных деятельностей. Совместная деятельность разбивается на определённые этапы (операции), согласование происходит перед или после выполнения определённого этапа. Например, в плане ИПР детей учетной категории» выделяется следующая последовательность этапов: диагностический, консультационный, психолого-педагогическое просвещение, работа с семьёй «учетника», коррекционная работа с подростком и др.

Третьей формой совместной деятельности является совместно-взаимодействующая. Она представляет собой высшую форму интеграции деятельности каждого участника, при которой происходит непрерывное согласование и одновременное выполнение каждого этапа или операции несколькими участниками. Возрастает степень взаимообусловленности, взаимозависимости действий каждого участника, увеличивается степень ответственности, т.к. результат зависит от действий всех участников. Данная форма совместной деятельности возможна лишь при наличии коллектива, её по-другому называют индивидуально-коллективная. Ядром, вокруг которого будет формироваться коллектив, может быть социальный педагог и психолог. Служба СППС сплачивает вокруг себя педагогов, участвующих в социально-педагогической деятельности.

Чтобы процесс совместной деятельности был правильно организован, необходимо разделить её (деятельность) на определённые составляющие части и распределить функции между участниками. Например, при реализации программы ИПР выделяются следующие этапы: диагностика, коррекционная работа, консультирование родителей, психолого-педагогический консилиум педагогов и др. На каждый этап определяется ответственный, указываются направления деятельности участников. На этапе «диагностика» психолог занимается изучением психологических особенностей личности «трудного ребёнка»; социальный педагог исследует социальную ситуацию развития, изучает семью; куратор анализирует взаимоотношения ребёнка со сверстниками в группе, особенности учебной деятельности. На следующем этапе – «коррекционная работа» – ответственным является психолог, он организует систему коррекционных занятий, проводит тренинги для детей. Социальный педагог привлекает ребёнка в работу клуба, оказывает социально-педагогическую помощь семье. Куратор включает ребёнка в общественно значимую деятельность, привлекает его к общественной работе в группе. Таким образом, происходит не передача и перекладывание своих функциональных обязанностей от одного участника другому, а взаимодополнение друг друга. Следующими условиями являются интегрированность и согласованность действий. Согласование и координацию деятельности можно осуществлять при завершении определённого этапа, например по завершении диагностики проводится анализ полученных данных и определяется тактика работы.

Совместная деятельность подразумевает определённый круг профессионального взаимодействия социального педагога и педагога-психолога с педагогическим коллективом ОУ.

Интеграция взаимодействия педагога-психолога и социального педагога.

Однажды маленькая синичка, сидя на заснеженной ветке, спросила у дикого голубя:

-Скажи сколько весит одна снежинка?

-Не больше, чем ничего, - ответил дикий голубь.

-Послушай, я расскажу тебе одну историю. Однажды я сидела на сосновой ветке. Начался снег и легкие снежинки, кружа, ложились на ветви деревьев. Я стала их считать и насчитала 7 435 679 снежинок, которые спустились на ветку сосны. И когда последняя снежинка, которая как ты сказал «весит не более чем ничего», упала на ветку – ветка обломилась.

После этого синичка улетела, оставив голубя в глубокой задумчивости.

С учетом быстрых темпов жизни, необходимости быстрого реагирования на критические ситуации, других факторов, которые присущи современному обществу, число детей с девиантным поведением постоянно увеличивается. Сейчас практически нет ни одной школы, в которой бы не было проблемы взаимодействия с такой категорией детей.

Социально-педагогическая деятельность разнообразна. Основным действующим лицом в ней является социальный педагог, однако он тесно связан практически со всем педагогическим коллективом. В первую очередь это сотрудничество с педагогом-психологом, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них, во многом схож.

Перечислим основные направления совместной деятельности:

- организация работы с «трудными детьми», профилактика девиантного поведения;

- оказание помощи неблагополучной семье;

- социально-психологическое сопровождение учебно - воспитательного процесса;

- организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития;

- социально-психологическое сопровождение одарённых детей;

- оказание социально-психологической помощи приёмной семье;

- оказание помощи в успешной социализации детей и подростков, творческом развитии личности.

Формы организации совместной деятельности могут быть разнообразными – это совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что согласование действий происходит на начальном этапе при планировании деятельности. Что проявляется в разработке стратегического плана действий, который способствует тому, что деятельность одного участника не противоречит деятельности другого, более того, взаимодополняет и взаимоусиливает её. При этом каждый участник в основном действует индивидуально.

Примером совместно-индивидуальной деятельности может быть разработка и реализация комплексно-целевых программ. Например, программа сопровождения детей «группы риска».

Определяется стратегический план действий, основные направления работы, участие каждого в данной программе.

Совместно-последовательная форма совместной деятельности характеризуется последовательным согласованием действий её участниками. Эта форма совместной деятельности характеризуется более высокой степенью интеграции индивидуальных деятельностей. Совместная деятельность разбивается на определённые этапы (операции), согласование происходит перед или после выполнения определённого этапа. Например, в плане ИПР детей учетной категории» выделяется следующая последовательность этапов: диагностический, консультационный, психолого-педагогическое просвещение, работа с семьёй «учетника», коррекционная работа с подростком и др.

Третьей формой совместной деятельности является совместно-взаимодействующая. Она представляет собой высшую форму интеграции деятельности каждого участника, при которой происходит непрерывное согласование и одновременное выполнение каждого этапа или операции несколькими участниками. Возрастает степень взаимообусловленности, взаимозависимости действий каждого участника, увеличивается степень ответственности, т.к. результат зависит от действий всех участников. Данная форма совместной деятельности возможна лишь при наличии коллектива, её по-другому называют индивидуально-коллективная. Ядром, вокруг которого будет формироваться коллектив, может быть социальный педагог и психолог. Служба СППС сплачивает вокруг себя педагогов, участвующих в социально-педагогической деятельности.

Чтобы процесс совместной деятельности был правильно организован, необходимо разделить её (деятельность) на определённые составляющие части и распределить функции между участниками. Например, при реализации программы ИПР выделяются следующие этапы: диагностика, коррекционная работа, консультирование родителей, психолого-педагогический консилиум педагогов и др. На каждый этап определяется ответственный, указываются направления деятельности участников. На этапе «диагностика» психолог занимается изучением психологических особенностей личности «трудного ребёнка»; социальный педагог исследует социальную ситуацию развития, изучает семью; куратор анализирует взаимоотношения ребёнка со сверстниками в группе, особенности учебной деятельности. На следующем этапе – «коррекционная работа» – ответственным является психолог, он организует систему коррекционных занятий, проводит тренинги для детей. Социальный педагог привлекает ребёнка в работу клуба, оказывает социально-педагогическую помощь семье. Куратор включает ребёнка в общественно значимую деятельность, привлекает его к общественной работе в группе. Таким образом, происходит не передача и перекладывание своих функциональных обязанностей от одного участника другому, а взаимодополнение друг друга. Следующими условиями являются интегрированность и согласованность действий. Согласование и координацию деятельности можно осуществлять при завершении определённого этапа, например по завершении диагностики проводится анализ полученных данных и определяется тактика работы.

Совместная деятельность подразумевает определённый круг профессионального взаимодействия социального педагога и педагога-психолога с педагогическим коллективом ОУ.

Основные позиции и алгоритмы взаимодействия социального педагога и педагога-психолога в работе с семьей

Современный экономический кризис затрагивает вопросы семейного благополучия и духовного развития. Семья перестала выполнять свои функции и стала зачастую фактором, деформирующим развитие ребенка.
Что такое семья? Это малая социально – психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. В Конвенции о правах ребенка декларируется, что «ребенку для полного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Семья – сложная, многофункциональная система. Она выполняет целый ряд функций:
экономическую (ведение общего хозяйства и т.д.),
психологическую (семья защищает своих членов от экстремальных, стрессовых ситуаций, проявляет соучастие, сопереживание.),
хозяйственно-бытовую (создание быта, обустройство жилища, материальное обеспечение),
репродуктивную (стремление продолжению своего рода),
воспитательную (семья отвечает за интеллектуальное, физическое, психологическое развитие растущего в ней ребенка).
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Но, к сожалению, некоторые группы семей не справляются со своими функциями. Поэтому ведущее место в работе социального педагога занимают следующие категории семей:
неблагополучные семьи,
асоциальные семьи,
семьи, в которых дети остались без попечения родителей,
малообеспеченные семьи,
неполные семьи,
многодетные семьи,
семьи детей-инвалидов,
семьи детей, состоящих на учете в ОДН,
семьи детей, состоящих на учете в школе,
семьи беженцев и переселенцев.
Семьи группы «риска» испытывают значительные затруднения в решении задач воспитания ребенка. Дети данных семей нуждаются в защите. Работа с ними нацелена на восстановление их контактов с семьей и школой. Ее проводят социальные педагоги, педагоги – психологи, школьные педагоги, администрация образовательного учреждения, сами дети, специалисты других учреждений.
Основную работу с семьей организует и контролирует социальный педагог. Однако с некоторыми категориями семей, такими как неблагополучные, асоциальные, неполные, семьи детей-инвалидов, семьи детей, состоящие на учете в ОДН или на внутришкольном контроле просветительскую и профилактическую работу, а также консультационную помощь эффективнее организовывать совместно с психологом.
Работа социального педагога с семьей проходит в несколько этапов:
Сбор и обработка информации;
Психопрофилактика и просвещение;
Включение родителей в общественную жизнь школы;
Отслеживание детей группы «риска»;
Индивидуальная работа с семьями группы «риска».
Этап сбора и обработки информации. С начала учебного года социальный педагог школы начинает формировать базу данных о каждой семье. С 1 сентября по 15 октября собираются и сверяются списки классов по годам рождения, по месту проживания учащихся и и.т. На основе собранной информации составляется социальный паспорт школы и формируются индивидуальные папки с краткими сведениями об учащихся, их семьях. В течение года при поступлении новых учащихся, а также при изменении социального статуса семьи, изменении психологического климата в семьях и т.п. банк данных пополняется. 

Классные руководители организуют работу с родителями, направленную на сбор кратких сведений о семьях учащихся. Предоставленная социальному педагогу информация анализируется, обобщается и на основе полученных результатов происходит корректировка имеющейся базы данных. Кроме того, в этой работе социальной педагог учитывает результаты различных видов диагностик, проводимых педагогами-психологами школы и предоставляемых ему в объеме, доступном для использования. 
Этап профилактики и просвещения. Его реализация происходит в форме лекториев, родительских собраний, практикумов, индивидуальных и групповых бесед. Общешкольные собрания ежегодно проводятся по параллелям для учащихся и родителей. На данном этапе социальный педагог планирует работу совместно с психологом по ряду вопросов:
профилактика нарушений прав человека;
профилактика жестокого обращения с детьми в семьях;
профилактика жестокого обращения с детьми в школьном социуме;
пропаганда здорового образа жизни;
профилактика нарушений межличностного общения в семьях;
профилактика нарушений межличностного общения в среде подростков;
вовлечение детей во внеурочную досуговую деятельность (максимальное привлечение детей группы «риска» в кружки и секции);
просвещение по вопросам семейного воспитания, развития и обучения детей и подростков;
просвещение по вопросам возрастной психологии;
просвещение по вопросам организации семейного сопровождения различных категорий учащихся (одаренные дети, подростки с девиантным поведением и т.п.)
Кроме того, просветительско-профилактическая работа социального педагога направлена на рассмотрение вопросов административной и уголовной ответственности родителей и детей, профилактики правонарушений, правовых вопросов.
Социальный педагог оказывает помощь и организует проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей: концерты, праздники, спортивные игры, выставки и т.д., направленные на сплочение детских и семейных коллективов, профилактику внутрисемейных проблем, а также воспитания, обучения и развития школьников.
Этап включения родителей в общественную жизнь школы. В школе существуют управленческие структуры, в которых активную жизненную позицию проявляют родители. Это, прежде всего Совет школы и общешкольный родительский комитет. Социальный педагог совместно с администрацией школы стимулирует у родителей потребность активно принимать участие в разработке нормативно-правовой базы работы школы, оказывать активное влияние на общественную жизнь города. 
Социальный педагог совместно со школьными психологами отслеживают соблюдение прав ребенка, в процессе групповых и индивидуальных консультаций формируют у родителей позицию активных участников жизни школьного коллектива (организация и проведение внеклассных мероприятий и т.п.). 
Этап отслеживания детей группы «риска». Реализация данного этапа осуществляется совместно социальным педагогом и школьными психологами. Специалисты в тесной взаимосвязи друг с другом проводят диагностику психологического развития учащихся и их семей, наблюдают и отслеживают динамику развития личности и внутрисемейных взаимоотношений, организуют групповое и индивидуальное просвещение детей и подростков по различным вопросам, проводят практикумы, направленные на оптимизацию социализации детей и подростков, отработку навыков саморегуляции.
Социальный педагог совместно с классным руководителем и инспектором ОДН осуществляют патронаж семей «группы риска» с целью устранения неблагополучия в семейном воспитании. Эта форма работы позволяет познакомиться с микроклиматом семьи, материально-бытовыми, санитарно-гигиеническими условиями воспитания ребенка в семье, режимом дня, контролем со стороны родителей, что в свою очередь позволяет выявить объективные причины возникновения затруднений в обучении, развитии и воспитании детей и подростков. Кроме того, посещение семей позволяет участникам образовательного процесса отслеживать выполнение родителями рекомендаций педагогов и специалистов по преодолению педагогической запущенности учащихся, проблем воспитания и личностного развития. 

Этап индивидуальной работы с семьями «группы риска». На данном этапе социальный педагог совместно с педагогом-психологом проводят консультации с целью оказания практической помощи семьям в организации процесса воспитания детей и подростков, осуществляют наблюдение за развитием внутрисемейной коммуникационно-образовательной среды, проводят практикумы с целью отработки навыков саморегуляции и эффективной коммуникации родителей и ребенка, при необходимости привлекают к работе с конкретными семьями специалистов других учреждений (ГОВД, БЦРБ, прокуратуры и т.д.).
Социальный педагог совместно с классным руководителем и инспектором ОДН также осуществляют патронаж семей «группы риска» с целью проверки условий проживания детей в семье.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения в МОСШ№2 осуществляется по следующей схеме:


Социальный психолог и педагоги-психологи осуществляют совместную деятельность в рамках плановой работы, осуществляющейся в трех направлениях: 
профилактическая работа с родителями, учащимися, педагогами;
психологического просвещения родителей, учащихся, педагогов;
диагностического минимума.
Внеплановая работа строится по следующим схемам:
К социальному педагогу обращаются с запросом родители, учителя или педагоги, либо по результатам проведенной диагностики или в результате возникновения определенной ситуации социальный педагог выявляет ряд проблем, требующих разрешения. В этом случае социальный педагог обращается за помощью к педагогу-психологу и они совместными усилиями находят оптимальные способы решения проблемы. 




Реже в работе с семьей (в одном случае из тринадцати) к педагогу-психологу обращаются с запросом родители, учителя или педагоги, либо по результатам проведенной диагностики или в результате возникновения определенной ситуации психолог выявляет ряд проблем, разрешения которых возможно только при тесном сотрудничестве с социальным педагогом. В этом случае уже педагог-психолог обращается за помощью к социальному педагогу с целью выработки стратегии оптимизации воспитательно-образовательного процесса. 




В конце учебного года, анализируя собственную деятельность, социальный педагог и педагоги-психологи, осуществляют планирование совместной деятельности на следующий учебный год. Таким образом, в общем виде схема взаимодействия социального педагога и педагога-психолога в работе с семьей выглядит следующим образом:



В школе работает телефон доверия, консультативный пункт, ПМПК, Совет по профилактике правонарушений. Заседания консультативного пункта проводятся каждые две недели и в них принимают участие заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагоги-психологи, фельдшер школы. При необходимости приглашается инспектор ОДН, школьный врач, учителя. Заседания ПМПК проводятся каждую четверть, в них участвуют социальный педагог, педагоги-психологи, школьный фельдшер, а также логопед, учителя-предметники, классные руководители. Заседания Совета по профилактике правонарушений проводятся один раз в месяц, в его состав входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагоги-психологи, инспектор ОДН, классные руководители. Воспитательные принципы родителей могут сформировать как положительную личность, так и отрицательную. Важной задачей для школы является вовремя оказать помощь родителям в воспитании детей. Практика показывает, что наилучшие результаты в этой работе достигается при наличии тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Совместное всестороннее решение проблем воспитания, обучения и развития учащихся способствует оптимизации образовательного процесса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»

Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года.    Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...

Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"

Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из  эффекти...

Программа по сопровождению детей "группы риска"

Пояснительная записка Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основно...

Сопровождение детей группы риска.

Сопровождение детей группы риска....

Программа педагогического сопровождения детей группы риска

Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение их прав....