Фрагмент открытого урока на конкурс "Учитель года"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Кучумова Алсу Анисовна

В архив помещен конспект, презентация и раздаточный материал к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Кучумова Алсу Анисовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Учитель математики и информатики


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 8

Тема урока: Виды изображений: Растровая и векторная графика.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представления о видах компьютерной графики.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование у обучающихся представления о принципах построения растровых и векторных изображений;
  • формирование умения создавать изображения с помощью инструментов графического редактора.

Развивающие:

  • продолжить формирование умения работать с информацией, обобщать полученные результаты, делать выводы.

Воспитательные:

  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование навыков самостоятельной работы.

Методы работы: частично-поисковый, репродуктивный, практический, сравнительный, самостоятельная работа.

Формы работы: групповая, индивидуально-обособленная, фронтальная, ролевая игра

Средства обучения:

технические:

  • компьютер с установленной операционной системой Windows;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;

программные:

  • программа для создания презентаций MS PowerPoint;
  • растровый графический редактор Paint;
  • текстовый процессор MS Word.

раздаточные материалы:

  • оценочный лист;
  • сравнительная таблица;
  • растровые и векторные изображения.

План урока

  1. Организационный момент                                                                1 мин
  2. Актуализация субъектного опыта учащихся

(формулировка темы и постановка цели урока)                                        1 мин

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности                                9 мин
  2. Этап первичной проверки понимания изученного                                4 мин
  3. Этап закрепления изученного                                                        3 мин
  4. Этап подведения итогов урока домашнее задание                                1 мин
  5.  Рефлексия                                                                                1 мин

ХОД УРОКА

Этапы

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке:

-обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;

-психологически подготовить уч-ся к общению на учебном занятии

Приветствие, пожелание хорошего настроя на работу:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алсу Анисовна. Я являюсь участником профессионального конкурса «Учитель года 2016».  Давайте поприветствуем друг друга и членов жюри! Желаю Вам успехов в работе сегодня на уроке! Присаживайтесь. Обратите внимание: у каждого из Вас на столе лежит оценочная карта, куда Вы будете заносить баллы, полученные на каждом этапе урока.

Приветствуют учителя и друг друга

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся. Формулировка темы урока. Целеполагание

- подготовить к активному и осознанному усвоению нового материала.

- постановка учебной задачи

Проходит в форме эвристической беседы.

Вопросы для беседы:

  1. Для начала предлагаю вам просмотреть ряд картинок. Только будьте очень внимательными. А теперь скажите пожалуйста, что изображено на 3 картинке? А как вы это определили? Давайте вспомним, при помощи какого органа чувств мы воспринимаем большую часть информации?
  2. Получаются, что образы, изображения играют большую роль в нашей жизни. С какими изображениями вы сталкивались?

Действительно, множество различных изображений окружает нас в повседневной жизни.

  1. Рассмотрите рисунки, которые находятся у каждого из вас на столе. Чем они отличаются?

Да, ребята, одно из изображений более «гладкое», а другое состоит из мелких точек

  1. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Давайте уточним термины. Как называется по другому «гладкое» изображение, и изображение, состоящее из мелких точек.

Сформулируйте тему в соответствии с этими терминами.

Запишите эту тему в тетрадь

  1. А что бы вам хотелось узнать об этих видах изображений?
  2. Какие задачи вы поставите перед собой сегодня?

Я хочу Вам задать вопрос: Нужны ли разные виды графики? (проблемный вопрос)

Предполагается, что ответ учащиеся выведут самостоятельно после изучения нового материала

Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты.

Возможные ответы учащихся:

  1. При помощи глаз – органа зрения

  1. Фотографии, рисунки, схемы, карты, чертежи, эскизы, граффити и т.д.

(рассматривают различные изображения на экране)

  1. Оттенками цветов, яркостью, «гладкостью»

  1. Разные виды изображений

векторное изображение

растровое  изображение

Растровое и векторное изображения

Записывают тему урока в тетради

  1. Называют

  • узнать о различиях растровой и векторной графики
  • узнать, где применяется растровая и векторная графика
  • где можно создавать растровые, а где векторные изображения

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

-обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала;

- содействовать усвоению уч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению)

- создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения уч-ся изучаемого материала

Какие источники информации уместно использовать для ответа на поставленный вопрос.

У каждого на столе лежат сравнительные таблицы. Давайте разделимся на 3 группы и поработаем с разными источниками информации:

1 группа – заполняют таблицу, используя учебник;

2 группа – заполняют таблицу, опираясь на компьютерную энциклопедию;

3 группа – работают по 2 человека за компьютером и находят информацию через поисковые системы

Обратите внимание, что некоторые графы таблицы у Вас могут остаться незаполненными. На эту работу Вам отводится 4 мин (работа проводится под тихую классическую музыку)

Выберите члена группы, который озвучит результаты поиска информации. (Сначала отвечает группа, которая работала с учебником, затем их ответы дополняет группа, которая работала со справочником; после прослушиваются добавления группы, работающей за компьютерами с поисковыми системами)

Размещает ответы в таблице

Уделим внимание принципам построения растровой и векторной графики.

Давайте обобщим все сказанные отличия. Расскажите о каждом виде графики.

Ребята, не забудьте оценить свою деятельность (Напомнить учащимся об оценочной карте)

Учащиеся называют: книга, тетрадь, человек, Интернет и т.д.

Находят сравнительные таблицы, работают с соответствующим источником информации (компьютерная энциклопедия, учебник, Интернет) и заполняют графы таблицы

Представляют результаты своей работы, по каждой характеристике рассказывают об отличиях графики, записывают дополнения других групп в таблицу

Уточняют принципы построения разной графики.

Ученики дают монологические ответы.

Рассказывают о каждом виде графики, обобщая результаты проведенной работы

Выставляют в соответствующей графе баллы

4. Этап первичной проверки понимания изученного

- установить правильность и осознанность изученного материала;

- выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся;

Разделитесь на 2 группы и давайте сыграем в игру: за 1 мин из предложенных  изображений выберите:

  • одна группа – растровые;
  • другая группа – векторные.

Представьте результаты на маркерной доске.

Проставьте баллы в оценочную карту

Делятся на 2 группы (по рядам); учащиеся одной группы собираются возле стола с изображениями и отбирают заданный им вид.

После отображают результаты на доске (прикрепляют изображения магнитами) и обосновывают свой выбор.

Выставляют в соответствующей графе баллы

5.Этап закрепления изученного

- обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу;

- обеспечить в ходе закрепления повышения осмысление изученного материала, глубины его понимания

А теперь приступаем к выполнению мини-проекта. Каждому из Вас необходимо выполнить изображение в растровом или векторном графических редакторах. Пересаживайтесь за компьютеры. Парты с четными номерами выполняют векторное изображение в Worde, а парты с нечетными номерами – растровые изображения в Paintе.

После выполнения задания учащиеся обратно переходят за столы.

Давайте сравним:

  • В каком редакторе Вам было легче создать изображение? Почему?

  • Где изображение можно сделать более красочным?
  • Как изменялось изображение при изменении масштаба?
  • Какое изображение заняло больший объем памяти?

Вернемся к проблемному вопросу. Как Вы думаете, нужны ли разные виды графики? Зачем?

Верно, векторная графика используется для создания логотипов, эмблем ил высокоточных чертежей, а растровая для создания сложных красочных изображений и позволяет получить фотографическое качество

Не забудьте выставить баллы в оценочную карту

Выполняют задания за компьютерами (в идеале выполненную работа отправить на печать предварительно записав номер парты)

Возможные ответы учащихся:

  • Создавать векторное было легче, т.к. есть готовые заготовки объектов и объекты векторного изображения можно группировать;
  • в растровом редакторе;

  • растровое – искажалось, а векторное – не изменялось;
  • растровое

Нужны, т.к. один вид графики (растровый) применяется для создания более красочных изображений; а другой вид графики (векторный), когда нужно создать более точное изображение

Выставляют в соответствующей графе баллы

6.Этап подведения итогов урока и домашнее задание

- дать оценку работы класса и отдельных уч-ся

-дать д.з.

Вы оценивали свою деятельность на каждом этапе, подсчитайте количество баллов, полученное вами в течение урока и поставьте себе отметку. Если вы получили 7 баллов – «5»; 5-6 баллов – «4»;   менее 5 баллов – «3»

Комментарий отметок, полученных детьми.

Предлагаю вам в качестве домашнего задания выполнить 1 рисунок на векторном или на растровом редакторе.

Подсчитывают количество баллов, выставляют оценку, смотрят, на каких этапах заработали меньше всего баллов

Записывают домашнее задание

  1. Рефлексия

- инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своей деятельности и

взаимодействия с учителем и одноклассниками

- обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

И в завершение нашего урока, я предлагаю вам порефлексировать и заполнить маленькие билетики  на выход. Ответьте на вопросы

Что нового я узнал на уроке?...

Что вызвало у меня затруднение?…

Чему я научился на уроке?...

Продолжают предложения

ЛИТЕРАТУРА

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 175 с.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  3. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия компьютера – М.: ОлмаМедиаГрупп, 2011 – 960 с.

Приложение 1.

Оценочный лист

Фамилия и имя____________________________________ Класс____________

Этапы

Балл

Критерий оценивания

Работа с источником информации

Активно участвовал-2б.

Помогал – 1б.

Не участвовал – 0б.

Выступление с результатом

Выступил – 1б.

Не выступал – 0б.

Заполнение сравнительной таблицы

Заполнил все графы – 2б.

Заполнил частично – 1б.

Не сделал – 0б.

Отбор изображений

Участвовал – 1б.

Не участвовал – 0б.

Мини-проект

Участвовал – 1б.

Не участвовал – 0б.

Итог

7б. – «5»

5-6б. – «4»

Менее 5б. – «3»


Приложение 2.

Сравнительная таблица

Фамилии______________________________________________________________________

Вопрос

Растровое изображение

Векторное изображение

Из каких элементов строится изображение?

Большой или маленький размер имеет файл, содержащий графическое изображение?

Как изменится качество изображения при масштабировании?

Каковы основные достоинства данного типа изображения?

Каковы основные недостатки данного типа изображения?


Приложение 3.

Билетик на выход

Что нового я узнал на уроке?_____________________________________________________

Что вызвало у меня затруднение?_________________________________________________

Чему я научился на уроке?_______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Любимое время года"

Открытый урок по теме "Времена года" включает упражнения на повторение изученных слов по теме, задания для развития навыков чтения, составления диалогических, монологической речи, развивает умение сос...

ФРАГМЕНТ ОТКРЫТОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.Тема урока: “Family”.

ФРАГМЕНТ ОТКРЫТОГО УРОКА  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.Тема урока: “Family”. Проведен в рамках районного семинара учителей английского языка....

Фрагмент открытого урока в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение».

В этом документе размещен фрагмент открытого урока в 5 классе...

публикация "Применение ИКТ-технологий на уроках английского языка" + фрагмент открытого урока

Статья " Эффективные методы применения ИКТ-технологий на уроках английского языка" написана в форме отчета по результатам проведения открытого урока на городском семинаре «Системный по...

Самоанализ урока Открытый урок "СССР в годы НЭПа"

Открытый урок "СССР в годы НЭПа"...