Фрагмент открытого урока на заседании РМО
методическая разработка по обж

Чупрова Анна Владимировна

Формирование навыков ЗОЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков здорового образа жизни

у младших школьников через моделирование и проигрывание ЧС

Введение

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.

Изучение состояния здоровья различных контингентов детей не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, (рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной,  нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения).

Проблема здоровья у всех на  слуху. Почему?

Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующие детскую психику, — всё это было и осталось. Но в современных демократических условиях прежний стиль преподавания оказался ещё более дезадаптирующим. Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм.

Таким образом,  перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.

Поэтому я стремилась и стремлюсь перестроить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В системной последовательности приобщение к проблеме здоровья выглядело так:

  1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её разрешения.
  2. Признание своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья учеников.
  3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.
  4. Изучение литературы по данной проблеме.
  5. Реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии с учащимися, медиками, родителями.

Как же здравствовать, то есть  быть здоровым? Что может сделать каждый человек, чтобы здравствовать? Как сохранить себе жизнь  и не навредить?  Именно на эти вопросы мы с ребятами ищем ответы на внеурочной деятельности.

Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни.  Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.

Таким образом, здоровый образ жизни — понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение  как каждого человека, так и общества в целом.

Формирование здорового образа жизни в семье.

Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда.

Древневосточная мудрость

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все  задумываются о том, как сделать, чтобы  их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным  возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье  закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.

Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.

Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.  

1) Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.

Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.

Установлен контакт с родителями по вопросам здоровья детей:

  • информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
  • индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей  родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой».
  • Лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, пожарной охраны, психолога, социолога):
  1. Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
  2. Физическое воспитание детей в семье.
  3. Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
  4. Основы здорового питания.
  5. Ранняя профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  6. Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
  7. Профилактика вредных привычек.
  8. Формирование у детей навыков личной гигиены.
  9.  Лето — «кузница здоровья».

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.

Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях.

Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни.

Заключение

Здоровье — мудрых гонорар.

        П. Беранже

В течение жизни на здоровье человека воздействуют следующие основные факторы:

  • образ жизни – 50%
  • окружающая среда- 20%
  • наследственность- 20%
  • развитие системы здравоохранения- 10%.

Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный человеком образ жизни может изменить состояние его здоровья на 50%.

Поэтому, мои ученики осознали следующие задачи:

  • необходимость быть здоровым;
  • здоровье — категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;
  • каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;
  • каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его на 50%, избрав рациональный образ жизни.

Правильная организация оздоровительной работы, а именно:

  1. строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул);
  2. правильная организация урока (построение урока с учётом динамики работоспособности и рациональное использование наглядных средств;
  3. обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление);
  4. использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
  5. совместные усилия учителя, родителей, медиков и самих учащихся — всё это позволило изменить негативную динамику на позитивную.

Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика, спортчасы в группе продленного дня, и т.д.) за счёт усиления интенсивности обменных процессов и активизации кровообращения привели к прибавке длины и массы тела у учащихся, способствовали хорошей работе органов пищеварения, улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям «насытить» свою потребность в движении, снять эмоциональное напряжение.

Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.

Глобальность проблемы здорового образа жизни заставляет уделять внимание целому спектру взаимосвязанных направлений деятельности  учителя, итогом которой должно стать создание в школьной среде умонастроений, направленных на охрану здоровья, когда каждый школьник примет на себя ответственность за собственное здоровье как высшую ценность.

Что такое внеурочная деятельность?

  • Внеурочная деятельность в начальной школе – это такая деятельность младших школьников, проводимая вне уроков, которая дает возможность решать задачи воспитания и социализации детей.
  • Именно во внеурочной деятельности ребенок может познать свои возможности и раскрыть таланты.
  • Внеурочная деятельность в начальной школе очень подходит родителям тех учеников, которые не имеют возможности водить своих детей в секции и кружки по каким-либо причинам.  Однако, и те дети, которые посещают секции вне школы, могут совмещать школьную и внеурочную деятельность и дополнительные занятия вне стен школы.

Цель работы:

  • Научить детей применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  • Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача.
  • Прививать обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни.
  • Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
  • Формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность.
  • Развивать у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Воспитывать чувство ответственности за сохранения собственного здоровья и безопасность окружающих.  
  • Внеурочная деятельность в начальной школе используется для развития способностей школьников, что закладывает основы последующего успешного обучения ребенка.

Почему Я выбрала эту тему?

  • Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
  • За последние пять лет, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, (рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной,  нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения).
  • Таким образом,  перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.
  • Поэтому я стремилась и стремлюсь перестроить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Практическая часть

Сегодня мне помогут коллеги разыграть небольшую сценку про грипп!

Действующие лица:

  1. Непогодушка (Татьяна Александровна)
  2. Апчхи (Любовь Викторовна)
  3. Вирус (Ольга Сергеевна)
  4. Ребенок (Диана Владимировна)
  5. Доктор (Я)

Непогодушка:
Да, тётушка, да, Непогодушка, кстати,
Что-то я обчихала всё своё платье.
На всё чихала в жизни я
И непогода – вся моя.
Я ненавижу солнце и вьюги.
Со слякотью лучшие мы подруги.
На сером небе тяжёлые тучи.
Люблю непогодой детей я помучить.
Мне сырость просто как воздух нужна,
Апчхи, я всё время чихать должна. Апчхи!
Апчхи:
Ты позвала или просто чихнула?
Непогодушка:
Апчхи…
Апчхи: 
Опять ты меня обманула.
Непогодушка: 
Ну что ты, Апчхи, это случайно,
А нужен ты мне чрезвычайно.
Я хочу детей извести, 
В учебные дни грязь развести,
Чтобы было ни пройти, ни проехать.
Станет всем тогда не до смеха.
Сначала мы в эту толпу внедримся,
А позже славно повеселимся:
Мы дружно с тобою будем чихать!
Апчхи:
Рот у детей раскрыт – это очень удачно,
Микробы туда гурьбою поскачут.
Бациллы и палочки,
Вирусы, кокки – 
В них всех болезней наших истоки.
Все начнут тут же кашлять, чихать.
Непогодушка:
Что можно лучшего пожелать?
Апчхи:
Со школы ринутся дружно домой.
Непогодушка:
На улице – снова встреча со мной,
Серое небо в клочьях тумана.
Слякоть и дождь, всё без обмана.
Апчхи:
Но все же начнут тебя дружно ругать!

Непогодушка:
А вот на это мне просто чихать! Апчхи!

На сцене появляется вирус.

 - Я – вирус гриппа. Страшный и коварный. Я – всесильный!!! Я легко могу уложить вас в постель на целую неделю, вызвать у вас страшные головные и мышечные боли, повысить температуру вашего тела, а также вызвать тяжелейшие осложнения после болезни. Я очень живучий. В воздухе и помещении я живу от 2 до 9 часов, на бумаге, картоне, в тканях – 8-12 часов, на коже рук – 8-15 часов, на металлических предметах и пластмассе – 24-28 часов, а на поверхности стекла  - аж 10 дней! Ну, как я вам? Хорош, не правда ли? Найдутся ли среди вас смельчаки, готовые сразиться со мной?

Доктор: Мы сразимся с тобой!

 Кто это тут расчихался?
Кто это тут распространяет простуду и заражает детей гриппом?
Не слушайте, ребята, тётушку Непогодушку и дядюшку Апчхи. Ничего хорошего от них не ждите!


            Тётушка Непогодушка и дядюшка Апчхи тихонько удаляются.


А ведь так и гриппом заболеть недолго!
Ребёнок: А что такое грипп? Пошлите на прием к доктору!

Как помочь себе оставаться здоровым? Профилактика гриппа и ОРВИ.

Грипп в переводе с французского означает "схватывать".

Грипп – острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа.

  • С наступлением холодного времени года резко возрастает число острых инфекционных заболеваний дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа
  • Причиной же может быть вирус группы возбудителей острых респираторных инфекций, проникший в организм человека.
  • Известен с конца XVI века.
  • В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа.

Главная опасность гриппа в том, что он может приводить к серьезным осложнениям:

  •  Заболевание органов дыхания
  • Болезни сосудов и сердца
  • Заболевания центральной

нервной системы

Ежегодно в мире заболевают гриппом 20% населения земного шара. Более 500 тыс. из них умирают. В самых крупных эпидемиях последних ста лет погибло:

  • в 1955 году — 2 млн. человек,
  • в 1968−м — 1 млн.,
  • в 1918−1920 годах, при известном

 испанском гриппе, — более 40 млн.

  • На сегодняшний день объявлен международный режим ЧС, в связи с глобальной вспышкой нового коронавируса . По последним данным, в мире зарегистрировано свыше 185 тысяч случаев заражения коронавирусом, более 7.3 тыс. человек умерли. Всемирная организация здравоохранения объявила, что вспышку COVID-19 можно характеризовать как пандемию. Симптомы очень схожи с гриппом, что человек сразу и не поймет, что он болен именно коронавирусом.

Заразиться можно:

1. Находясь рядом с больным человеком, особенно если он кашляет и чихает.

2. Обмениваясь тетрадями и письменными принадлежностями с больными учениками, сидя с ними за одной партой без защитной повязки или пользуясь одной посудой.

3. Не соблюдая правил личной гигиены, таких как мытье рук перед едой, содержание в чистоте одежды.

Как понять, что ты заболел?

  • Озноб, слабость и вялость;
  • Сильная головная боль;
  • Высокая температура;
  • Боль в горле, насморк, сухой кашель;
  • Боль в животе, тошнота

Профилактика:

Одним из самых эффективных методов профилактики ГРИППА является ежегодная ВАКЦИНАЦИЯ. 

Профилактика гриппа в домашних условиях:

  • Включить в свой ежедневный рацион лук и чеснок – природные антибиотики, активно уничтожающие микробы и бактерии.
  • Включать фрукты и овощи, содержащие большое количество витамина С:
  • Можно начать принимать аптечные препараты – витаминов (например, «Супрадин»)

Меры предосторожности при контакте с гриппующими – требования личной безопасности

  • Перед выходом на улицу желательно смазывать ноздри оксолиновой мазью или испытанным народным средством – раствором мыла.
  • Во время эпидемии старайтесь поменьше посещать людные места. Также в целях безопасности, передвигаясь на общественном транспорте, закрывайте шарфом рот и нос.
  • Что делать, если ты уже заболел?
  • 1. Не посещать школу.
  • 2. Лечь в постель.
  • 3. Измерить температуру.
  • 4. Вызвать врача на дом - только он сможет назначить правильное лечение!
  • 5. Пить сладкий горячий травяной или ягодный чай, можно с медом.
  • 6. До прихода врача стараться не принимать лекарства.
  • 7. Снижать температуру с помощью обтирания холодной водой с добавлением уксуса.
  • 8. Ходить всем членам семьи в масках. Ёе проглаживать через два часа.
  • 9. Посуду больного мыть отдельно с пищевой содой.

Десять шагов против гриппа:

  • 1 шаг: Тщательно мой руки перед едой. На твоих руках находится

большое количество микробов и бактерий. Если ты не будешь мыть

руки, микробы вместе с пищей попадут в твой организм и вызовут

различные заболевания.

  • 2 шаг: Закаляйся. Закаливание – это специальная тренировка, которая

помогает быть здоровым. Для того чтобы не бояться холода, нужно

чаще бывать на свежем воздухе, обливаться прохладной водой,

купаться. Закаливанием нужно заниматься только с родителями.

  • 3 шаг: Делай зарядку каждое утро. Для того чтобы тело было гибким,

здоровым, сильным и красивым, надо регулярно делать зарядку, она

поможет еще и защитить организм от болезней.

  • 4 шаг: Ешь много овощей и фруктов. Они также помогают защититься от болезней, а еще укрепляют организм, потому что содержать витамины и полезные вещества.
  • 5 шаг: Проветривай свою комнату. На вещах и предметах в твоей комнате оседает пыль, различные микробы и бактерии. Для того чтобы все это не попадало в твой организм, очень важно проветривать помещение, где ты спишь, играешь, учишь уроки.
  • 6 шаг: Береги свое здоровье. Если рядом с тобой кто-то болеет, надень специальную маску, она тебя защитит от заболевания.
  • 7 шаг: Подружись с веселой тубой «Оксолиновая мазь». Вместе вы сможете победить простуду и грипп.
  • 8 шаг: Не переохлаждайся, одевайся по погоде.
  • 9 шаг: Во время эпидемии гриппа откладывай посещение мест с большим скоплением людей.
  • 10 шаг: В случае угрозы эпидемий, следуй советам врачей и не бойся делать прививки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФРАГМЕНТ ОТКРЫТОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.Тема урока: “Family”.

ФРАГМЕНТ ОТКРЫТОГО УРОКА  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.Тема урока: “Family”. Проведен в рамках районного семинара учителей английского языка....

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Фрагмент открытого урока на конкурс "Учитель года"

В архив помещен конспект, презентация и раздаточный материал к уроку....

Фрагмент открытого урока в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение».

В этом документе размещен фрагмент открытого урока в 5 классе...

публикация "Применение ИКТ-технологий на уроках английского языка" + фрагмент открытого урока

Статья " Эффективные методы применения ИКТ-технологий на уроках английского языка" написана в форме отчета по результатам проведения открытого урока на городском семинаре «Системный по...

Открытый урок на заседании ОМО

Открытый урок раздел Гимнастика 5 класс. Тема урока: Функциональная грамотность на уроках физической культуры (читательская, математическая, естественно- научная). Овладение способами оздоровлени...