Условный оператор в языке программирования Паскаль
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Коптева Дарья Константиновна

Условный оператор в языке программирования Паскаль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация371.5 КБ
Microsoft Office document icon Конспект223 КБ
Файл Раздаточный материал12.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

начало начало v Найдите ошибку и определите, какую задачу решает блок-схема: конец x v := s/t s,t у

Слайд 2

Исправьте ошибки и определите, что будет выведено на экран после выполнения программы, если с клавиатуры введены числа 2,3? Var a,b: integer; Program 2 Task_1_13; Begin; Cls ; Writeln (‘Введите три целых числа’); Readln(a,b,a) c:=a+b; Readln (‘a+b=',c); Readln; end

Слайд 3

Исправьте ошибки и определите, что будет выведено на экран после выполнения программы, если с клавиатуры введены числа 2,3? Program Task_1_13; Var a,b: integer; Begin; Cls ; Writeln (‘Введите три целых числа’); Readln(a,b,a) c:=a+b; Readln (‘a+b=',c); Readln; end

Слайд 4

Исправьте ошибки и определите, что будет выведено на экран после выполнения программы, если с клавиатуры введены числа 2,3? Program Task_1_13; Var a,b: integer; Begin Cls ; Writeln (‘Введите три целых числа’); Readln(a,b,a) c:=a+b; Readln (‘a+b=',c); Readln; end

Слайд 5

Исправьте ошибки и определите, что будет выведено на экран после выполнения программы, если с клавиатуры введены числа 2,3? Program Task_1_13; Var a,b: integer; Begin Cls ; Writeln (‘Введите три целых числа’); Readln(a,b) ; c:=a+b; Readln (‘a+b=',c); Readln; end

Слайд 6

Исправьте ошибки и определите, что будет выведено на экран после выполнения программы, если с клавиатуры введены числа 2,3? Program Task_1_13; Var a,b: integer; Begin Cls ; Writeln (‘Введите три целых числа’); Readln(a,b) ; c:=a+b; Readln (‘a+b=',c); Readln; end.

Слайд 7

Условный оператор в языке Паскаль

Слайд 8

В соревнованиях по конькобежному спорту на S метров участвуют два спортсмена. Время, потраченное на дистанцию спортсменами равно t 1 и t 2 соответственно. Кто из спортсменов придет к финишу первым?

Слайд 9

начало Введите S, t1 , t2 V1:=S/t1 V2:=S/t2 V1>V2 Победил 1 й спортсмен то если Тест S t1 t2 4 3 12 2 2 4 3 6 6 v1 v2 конец V2>V1 Победил 2 й спортсмен то если V1 = V2 Победила дружба то если

Слайд 10

Program exp2; Var s,t1,t2,v1,v2: real; Begin Cls; Writeln(‘ Введите s,t1,t2’); Readln(s,t1,t2); V1:=S/t1; V2:=S/t2; If v1>v2 then Writeln(‘ победил 1 й спортсмен ’); If v2>v1 then Writeln(‘ победил 2 й спортсмен ’); If v1=v2 then Writeln(‘ победила дружба ’); Readln; end.

Слайд 11

Домашнее задание: §4.5.1 №6

Слайд 12

Оператор

Слайд 13

a:=3; b:=2; if a>b then d:=a else d:=b; 4 . a:=2; b:=3; d:=4; if a>b then d:=a else begin d:=b; d:=d+a; end; d:=d*2; 3. d:=0; a:=1; b:=1; if a>0 then if b>0 then d:=1 else d:=2; Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов: 2. a:=2; b:=3; d:=4; If a>b then d:=a else begin d:=b; d:=d+a; end; d:=d*2;



Предварительный просмотр:

Тема урока: Условный оператор в языке Паскаль

Класс: 9 «Б»

УМК: Босова Л.Л. Информатика. 9 класс. – М.: БИНОМ. – 2011. – (Лаборатория базовых знаний).

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

умение составлять блок-схемы и программы на языке паскаль для задач с условным оператором;

метапредметные:

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить  рассуждение, умозаключение и делать выводы;

личностные:

  • чувство личностной ответственности за качество окружающей среды;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Решаемы учебные задачи:

  1. закрепление умений формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы);
  2. записывать логические выражения с операциями И, ИЛИ;

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • условный оператор;
  • полная форма ветвления;
  • неполная форма ветвления;

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
  • ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

  • презентация «Условный оператор в языке паскаль»
  • файл zagotovka.pas

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Продолжительность: 45 мин.

План урока: 
1. Организационный момент
(мотивация к учебной деятельности) - 2 мин. 
2. Повторение и актуализация знаний - 6 мин. 
3. Проблемное объяснение нового знания – 10 мин. 
4. Первичное закрепление - 15 мин. 

5. Домашнее задание – 2 мин.
6. Итог урока (рефлексия деятельности) - 5 мин. 

Ход урока:

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте ребята! Садитесь.

  1. Повторение и актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Для того чтобы начать работу по новой теме повторим пройденный материал.

Что такое блок-схема?

Какие фигуры используются в блок-схеме?

Слайд 1

Найдите ошибку и определите, какую задачу решает блок-схема:

   

Зачем мы строим блок-схемы?

  1. На какие основные части разделяется программа, пишущаяся на  языке программирования? (на три основные части: заголовок программы, раздел объявления величин, тело программы);
  2. Каким служебным словом обозначается название программы? (Program);
  3. Каким служебным словом записывается начало тела программы? (Begin); Каковы синтаксические правила, которые соблюдаются при составлении программ на языке программирования  Pascal? (каждая строка в программе заканчивается знаком «;», а конец программы оператором End c « . »);
  4. Какие существуют правила записи названия программы? (название программы записывается при помощи букв английского алфавита, допустимо использование арабских цифр, но заголовок не должен начинаться с цифры, длина названия программы должна быть не более 256 символов и не должна содержать пробелов);

Слайд 2

Исправьте ошибки и определите, что будет выведено на экран после выполнения программы, если с клавиатуры введены числа 2,3?

С ошибками

Исправленная

Var a,b: integer;

Program 2Task_1_13;

Begin;

Cls;

Writeln(‘Введите три целых числа’);

Readln(a,b,a)

c:=a+b;

Readln (‘a+b=',c);

Readln;

end

Program Task_1_13;

Var a,b,c: integer;

Begin

Cls;

Writeln(‘Введите три целых числа’);

Readln(a,b);

c:=a+b;

Writeln(‘a+b=',c);

Readln;

end.

  1. Для чего предназначены операторы Read, Readln и  Write, Writeln.
  1. Проблемное объяснение нового знания – 10 мин. 

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи условного оператора (блок-схема и программа на яп)
В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор.

Как называется такая форма организации действий?

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением.

Ветвление - это такая организация алгоритма, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения условия совершается либо одно, либо другое действие. Оператор, реализующий ветвление называется условным оператором. 

Приведите примеры.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Запишем тему урока: Условный оператор в языке паскаль.

Какова цель урока?

Блок – схема

Какими бывают  ветвления?

Бывает:

 Полное ветвление

Словесное описание ветвления (сами проговорить, записать на доске лок-схему) 
Если <условие> то <действие 1> 
                            иначе <действие 2>;

 Если <условие> то <действие 1>; 
Неполное ветвление

Примеры  (Если завтра понедельник, то иду в школу. Если нет бензина, то наполнить бак.)

Почему прямоугольник изображен пунктирными линиями?  (может выполняться одно, а также несколько действий)

Описание в языке Паскаль 
if <условие> then <действие 1> 
                      else <действие 2>;

if <условие> then <действие 1>;

Запись в тетрадь.

Может ли логическое выражение (условие) быть таким ?

Х:=3

Х=3

Синтаксис (;)

4. Первичное закрепление - 15 мин. 

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции.

Слайд 3

Какое масштабное мероприятие у нас недавно было? Вот и решим задачу про спортсменов. Ознакомьтесь с условием задачи. (на парте цветные листочки)

В соревнованиях по конькобежному спорту  на S метров  участвуют два спортсмена. Время, потраченное на дистанцию спортсменами равно t1 и t2 соответственно. Кто из спортсменов придет  к финишу первым?

Составьте блок-схему в тетради.

Program exp2;

Var              : real;

Begin

Cls;

Writeln(    );

Readln(    );

If                 then

                     else  

If                  then

Readln;

end.

Получили два ответа. Отредактировать. Вывести на доску.

  1. Домашнее задание – 2 мин.
    §4.5.1
    (Написать программу, начертить блок-схему). 
  2. Итог урока (рефлексия деятельности) - 5 мин. 

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Итог урока:

 С каким оператором мы познакомились?

 Когда используют условный оператор? (нужно выбрать)

 Какие слова используют в условном операторе?

 Мы достигли цели?

Где вам было трудно?
Синквейн. (Оператор)



Устный счет
Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов: 
1. a:=3; 
b:=2; 
if a>b then d:=a else d:=b; 
2. a:=2; 
b:=3; 
d:=4; 
if a>b then d:=a else 
begin 
d:=b; 
d:=d+a; 
end; 
d:=d*2; 
3. d:=0; 
a:=1; 
b:=1; 
if a>0 then 
if b>0 then d:=1 else d:=2;

2.

a:=2; 
b:=3; 
d:=4; 
If a>b then d:=a 
else 
begin 
d:=b; 
d:=d+a; 
end; 
d:=d*2; 



Предварительный просмотр:

S

t1

t2

v1

v2

Выполн. условие

Вывод

В соревнованиях по конькобежному спорту  на S метров  участвуют два спортсмена. Время, потраченное на дистанцию спортсменами равно t1 и t2 соответственно. Кто из спортсменов придет  к финишу первым?

S

t1

t2

v1

v2

Выполн. условие

Вывод

В соревнованиях по конькобежному спорту  на S метров  участвуют два спортсмена. Время, потраченное на дистанцию спортсменами равно t1 и t2 соответственно. Кто из спортсменов придет  к финишу первым?

S

t1

t2

v1

v2

Выполн. условие

Вывод

В соревнованиях по конькобежному спорту  на S метров  участвуют два спортсмена. Время, потраченное на дистанцию спортсменами равно t1 и t2 соответственно. Кто из спортсменов придет  к финишу первым?

S

t1

t2

v1

v2

Выполн. условие

Вывод

В соревнованиях по конькобежному спорту  на S метров  участвуют два спортсмена. Время, потраченное на дистанцию спортсменами равно t1 и t2 соответственно. Кто из спортсменов придет  к финишу первым?

S

t1

t2

v1

v2

Выполн. условие

Вывод

В соревнованиях по конькобежному спорту  на S метров  участвуют два спортсмена. Время, потраченное на дистанцию спортсменами равно t1 и t2 соответственно. Кто из спортсменов придет  к финишу первым?

S

t1

t2

v1

v2

Выполн. условие

Вывод

В соревнованиях по конькобежному спорту  на S метров  участвуют два спортсмена. Время, потраченное на дистанцию спортсменами равно t1 и t2 соответственно. Кто из спортсменов придет  к финишу первым?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы программирования: ТЕМА 01. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ.

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...

Алгоритм ветвления. Условный оператор в языке Турбо Паскаль

Программирование – один из самых традиционных разделов в программе преподавания информатики в школе. За последние годы методика преподавания информатики претерпела значительные изменения. Это связано ...

Программирование. Язык программирования Паскаль

Цель•        Познакомить обучающихся с языком программирования Паскаль•         Отрабатывать практические умения обучающихся по работе в сре...

Презентация по теме: " Изучение нового материала по теме: «Условный оператор на языке Pascal»".

План урока:1.      Постановка цели урока. Организационный момент – 3мин.( 2 слайд)2.      Закрепления пройденного материала (тестирование, задан...

С/Р по теме "Оператор выбора и условный оператор на языке Pascal"

С/Р по теме "Оператор выбора и условный оператор на языке Pascal"...

13.04.2020 Задание для 8-х классов: Условный оператор в языке программирования Python

Задание для учащихся 8-классов для дистанционного изучения темы "Условный оператор в языке программрования Python"...

Условный оператор на языке программирования Pascal

Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока: организация деятельности учащихся по ознакомлению с синтаксисом условного оператора; создание условиий для формирования у обучающихся умения испо...