Методическая разработка темы «Кодирование и обработка числовой информации» образовательной программы по информатике и ИКТ в 9 классе
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) на тему

В данной методической разработке освящены: актуальность темы, значимость темы в дальнейшем обучении школьников, системы форм контроля достижения учащихся, методы, формы и технологии обучения. Также представлено тематическое планирорвание по данной теме и конспект урока по теме: "Абсолютная и смешанная ссылки"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Лаптева Марина Алексеевна, I категория, МБОУ СОШ №34, г. Дзержинск 201 4 г. Методическая разработка темы «Кодирование и обработка числовой информации» образовательной программы по информатике и ИКТ в 9 классе

Слайд 2

Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. И.-В. Гете Актуальность темы: Базы данных повсеместно используются в вычислительной практике. База данных помогает справиться с огромным потоком информации Электронные таблицы позволяют автоматизировать процесс обработки информации, осуществлять сложные вычисления, анализировать их и представлять в наглядном виде.

Слайд 3

Актуальность темы: Единый государственный экзамен и государственная итоговая аттестация являются шкалой, современным инструментом оценивания качества полученных учащимися знаний. Несколько заданий по теме «Электронные таблицы» включены в ГИА и ЕГЭ, а некоторые задания из других разделов пересекаются по содержанию с данной темой, например «Базы данных».

Слайд 4

Значимость темы в дальнейшем обучении школьников и практической жизни: Многие ученики поступают на экономические, финансовые и другие специальности, где в полной мере изучаются электронные таблицы. применение на практике в разнообразной профессиональной деятельности выпускников Жизнь требует знаний и умений работы с массивными блоками чисел. Многие ученики поступают на экономические, финансовые и другие специальности, где в полной мере изучаются электронные таблицы. применение на практике в разнообразной профессиональной деятельности выпускников Жизнь требует знаний и умений работы с массивными блоками чисел. Жизнь требует знаний и умений работы с массивными блоками чисел.

Слайд 5

Развитие системного мышления Педагогическая задача содержательной линии кодирования и обработки числовой информации в базовом курсе информатики

Слайд 6

Психолого-педагогические особенности подростков (1 5 -1 6 лет) ( переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту)

Слайд 7

Возрастные особенности обучающихся: заканчивается рост и окостенение скелета; завершается физическое развитие человека; высокая выносливость учащихся, выраженная в больших физических нагрузках; продолжение полового созревания, выраженное в повышенной возбудимости, раздражительности…; начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость и др. наблюдается низкая устойчивость к стрессам.

Слайд 8

Высокого уровня достигают все познавательные процессы и творческая активность. Меняется отношение между памятью и мышлением. Происходят изменения в чтении, монологической и письменной речи. Мышление становиться теоретическим, понятийным. Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Психические особенности обучающихся:

Слайд 9

Возникает потребность в доверительном общении. Велика потребность в общении и дружбе, они боятся быть отвергнутыми. Появляется склонность к риску. Возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющей личностный смысл. В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Уровень общения со взрослыми и сверстниками

Слайд 10

формирование научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; Отмечается дифференцированное отношение к учебе. Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом. Интеллектуальное развитие

Слайд 11

Психологическая задача юности - самоопределение. Ее главная особенность - осознание себя на пороге самостоятельной жизни, выбор будущей сферы деятельности. Огромную роль в формировании личности имеет юношеское общение со сверстниками. Главная личностная особенность старшеклассников - появление жизненных планов и готовность к социальному построению собственной жизни. Развитие интеллекта в юности связано с развитием творческих способностей. Психолого-педагогические особенности подростков (1 5 -1 6 лет) (выводы):

Слайд 12

Входная диагностика: устный опрос с использованием постановки вопросов ученику самими учащимися, рецензирования ответов, оценки ответов и её обоснования; самостоятельные работа проверочного характера. Промежуточная диагностика: самостоятельная работа с использованием взаимопроверки и самопроверки; тест. Итоговая диагностика: тестирование. Система форм контроля уровня достижений учащихся

Слайд 13

Система форм контроля уровня достижений учащихся: тематический текущий итоговый фронтальная индивидуальная групповая внешний взаимоконтроль самоконтроль

Слайд 14

Формы обучения: Индивидуальная Фронтальная Групповая Коллективная

Слайд 15

Методы обучения: Объяснительно- иллюстративный метод Метод проектов Организация учебной деятельности практическая

Слайд 16

Технологии обучения: Деятельностные Блочно-модульные ИКТ-технологии Дистанционного обучения Здоровье- сберегающие Исс ледовательские Игровые Проблемные

Слайд 17

Кодирование и обработка числовой информации Цели: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах: математических инструментов, динамических (электронных) таблиц овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, переходить от одного представления данных к другому; организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

Слайд 18

Образовательные задачи: изучение основных понятий по теме «Электронные таблицы»; научить решать задачи в « Microsoft Excel » научить создавать «электронные таблицы» с использованием различных видов диаграмм; научить создавать базы данных в « Microsoft Excel »; выработать навыки применения электронных таблиц в повседневной жизни при решении «жизненных» задач, а также создания проектов.

Слайд 19

Развивающие задачи: продолжать развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; продолжать развитие логического мышления; продолжать развитие умения планировать, организовывать и выполнять запланированную работу; продолжать развитие умения оценивать результаты работы на каждом этапе, корректировать свою деятельность продолжать развитие элементов системного мышления.

Слайд 20

Воспитательные задачи: воспитание культуры личности во всех её проявлениях (культура труда, культура речи, экономическая культура, эстетическое развитие); формирование навыков совместной деятельности, навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.

Слайд 21

Ожидаемые результаты изучения темы: В результате изучения темы учащиеся должны знать/понимать : понятие позиционной системы счисления, способы представления числа в свёрнутой и развёрнутой форме, основы арифметических действий в позиционных системах счисления; основные понятия электронной таблицы: лист, книга, функция, формат данных, относительная и абсолютная ссылка; технологию построения диаграмм и графиков в электронных таблицах; технологию создания базы данных в электронных таблицах и работы с ней;

Слайд 22

Ожидаемые результаты изучения темы: В результате изучения темы учащиеся должны уметь : создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; проводить вычисления по готовой формуле; владеть рациональным способом применения формул для автоматизации расчётов; применять относительные и абсолютные адреса ячеек в формулах; использовать электронные таблицы для решения различных вычислительных задач;

Слайд 23

Тематическое планирование: «Кодирование и обработка числовой информации» 9 класс

Слайд 24

Тема: «П редставление числовой информации с помощью систем счисления » (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок изучения новых знаний ИКТ, деятельностная Фронтальная, индивидуальная Презентация « Системы счисления » Знать о представлении чисел в различных системах счисления, основные позиционные системы, представление чисел в свёрнутой и развёрнутой формах Уметь приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, объяснять их отличия; §3.1.1

Слайд 25

Тема: «Арифметические операции в позиционных системах счисления» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок формирования новых умений Объяснительно- иллюстративный, деятельностная Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа проверочного характера Презентация « Арифметические операции в позиционных системах счисления », Дидактический материал «Практические задания по числовой информации», самостоятельная работа «Сложение и вычитание в системах счисления» Знать: основы арифметических действий в позиционных системах счисления Уметь: выполнять арифметические операции над числами в позиционных системах счисления. §3.1.2

Слайд 26

Тема: «Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Комбинированный урок Проблемный , ИКТ Ф ронтальная , и ндивидуальная работа обучающего характера Презентация «Электронные таблицы», Презентация «Основные типы и форматы данных», Презентация « Автозаполнение», рабочие тетради «Электронные таблицы MS Excel » (часть1), задания тренировочные егэ Знать: структуру листа ЭТ, типы и форматы данных; Понимать : назначение электронных таблиц ; Уметь : заполнять и форматировать данные в электронных таблицах; §3.2.1

Слайд 27

Тема: «Относительные ссылки» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок усвоения новых знаний Проблемно- поисковый , ИКТ Фронтальная, индивидуальная работа обучающего характера Презентация «Относительная, абсолютная и смешанная ссылки», Рабочие тетради «Электронные таблицы MS Excel » (часть1), Задания тренировочные ЕГЭ Знать: понятие относительной ссылки; Уметь: применять относительную ссылку при решении практических задач в ЭТ §3.2.3

Слайд 28

Тема: «Абсолютные и смешанные ссылки» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок изучения новых знаний Проблемно- поисковый , ИКТ Фронтальная, индивидуальные самостоятельные работы: проверочного характера и обучающего характера Презентация « Абсолютная и смешанная ссылки», тест «Основные понятия электронной таблицы», Задания тренировочные ЕГЭ , практикум «Решение задач в ЭТ» Знать: понятие абсолютной и смешанной ссылки ; Уметь: применять все виды адресации при решении практических задач в ЭТ §3.2.3

Слайд 29

Тема: «Встроенные функции» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок изучения новых знаний Проблемно- поисковый , ИКТ Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа обучающего характера Презентация: «Встроенные математические функции», практикум «Ввод формул в ЭТ», рабочие тетради «Электронные таблицы MS Excel » (часть2) Знать: понятие формулы, встроенн ой функци и электронных таблиц; Уметь : выполнять вычисления при помощи формул, встроенных функций с использованием « Мастер а функций ». §3.2.4

Слайд 30

Тема: «Построение диаграмм и графиков» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание комбинированный Пр облемно -поисковый , ИКТ Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа обучающего характера. Презентация : «Построение графиков и диаграмм», Рабочие тетради «Электронные таблицы MS Excel » (часть2), практикум «Диаграммы», задания тренировочные по ЕГЭ Знать: основные виды и назначение использования диаграмм; Уметь : строить диаграммы с помощью «Мастера диаграмм» §3.3

Слайд 31

Тема: «Базы данных в электронных таблицах» (1час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Комбинированный урок П роблемно -поисковый , ИКТ, деятельностный Фронтальная, самостоятельная работа проверочного характера, групповая работа, самостоятельная работа обучающего характера Тест «Обработка числовых данных в электронных таблицах», Презентация «Базы данных в электронных таблицах» Знать: назначение и виды баз данных Уметь: использовать электронные таблицы для создания БД; §3.4.1

Слайд 32

Тема: «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание комбинированный Проблемно- поисковый , ИКТ Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа обучающего характера Презентация « Базы данных в электронных таблицах », КИМ «Электронные таблицы» Знать: технологию сортировки и поиска данных в ЭТ; Уметь: осуществлять поиск данных в ЭТ с использованием автофильтра и сортировку данных §3.4.2

Слайд 33

Тема: «Тестирование, практическая зачётная работа» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок теоретического и практического применения знаний и умений Деятельностные, ИКТ индивидуальная самостоятельная проверочная работа Итоговые Тесты , практические задания на ПК Знать: основные объекты электронных таблиц; Уметь: решать задачи в электронных таблицах с применением различных видов адресации, используя функции, строить диаграммы. §3.1.3, §3.1-3.4

Слайд 34

Конспект урока по теме: «Абсолютная и смешанная ссылки » Данный урок является четвёртым при изучении данной темы. К данному моменту учащиеся умеют: Вводить данные в ячейки электронных таблиц “Ms Excel” ; Совершать операции копирования данных в ячейках; Решать задачи с использованием относительной ссылки

Слайд 35

Цели урока: Образовательные: сформировать понятия: «абсолютной и смешанной ссылки»; научить использовать полученные знания при решении задач; закрепить понятие «относительной ссылки»; закрепить приёмы работы в “MS Excel” .

Слайд 36

Развивающие: развивать логическое мышление; способствовать развитию умения классифицировать информацию выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии, т.е. научить применять метод системного анализа.

Слайд 37

Воспитательные: Воспитать самостоятельность в учебной деятельности; Воспитать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Слайд 38

Части - блоки урока Техническая поддержка, раздаточный материал Временная реализация 1 Организационный момент: приветствие 1минута 2 Фронтальный опрос. Слайд 1 - 4 5 минут 3 Самостоятельная работа Раздаточный материал 8 минут 3 Создание проблемной ситуации. Постановка задачи “Путевки”. Анализ решения задачи. Слайд 5 5 минут 4 Работа с источником информации Раздаточный материал 3 минуты 5 Решение задачи “Путевки” Слайд 6 3 минуты 6 Формулировка темы урока и систематизация полученных знаний. Слайд 7 - 9 3 минут 7 Закрепление полученных знаний. Слайд 10 5 минут 8 Решение задачи “Таблица умножения” Слайд 11 10 минут 9 Домашнее задание. Раздаточный материал. 2 минуты 10 Рефлексия. Итог урока. Слайд 12 3 минут Всего: 45 минут Организационная структура урока

Слайд 39

Конспект урока: «Абсолютная и смешанная ссылки»

Слайд 40

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент (1 мин). Цель: о рганизация начала урока. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих Приветствие учителя Фронтальный опрос (5 мин). Цель: активизация мыслительной деятельности На экране проектора появляются текст - задания (Презентация, слайд 2-5). Получив ответ учащегося, учитель, используя эффекты анимации, выводит на экран правильный ответ, комментируя его. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы Самостоятельная работа по вариантам в виде тестов (8 мин) Цель:выявление имеющихся знаний, умений и навыков. Учитель раздаёт контрольные листы тестов и наблюдает за работой учащихся Учащиеся работают с контрольными листами тестов

Слайд 41

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Создание проблемной ситуации. Постановка задачи “Путевки”. (5 мин). Цель: мотивация и целеполагание Учитель предлагает найти на рабочем столе документ “Путевки” (Презентация, слайд 6-7). и решить задачу самостоятельно Верный ответ обучающие получить не могут, так как по аналогии с предыдущими задачами используют в формуле относительную ссылку. Работа с источником информации (3 мин). Цель– сообщение новых, расширение и углубление имеющихся знаний. :. Учитель раздает обучающимся теоретический материал на парту. Учитель контролирует работу обучающихся и затем демонстрирует результат решения задачи в режиме проверки формул Учащиеся изучают предложенный материал и решают задачу заново, происходит работа в парах.

Слайд 42

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формулировка темы урока и систематизация полученных знаний. (3 мин) Цель: Систематизации и обобщение полученных из теоретического материала знаний . Учитель просит учащихся сформулировать тему урока и определения абсолютной и смешанной ссылок. Учитель, используя эффекты анимации, демонстрирует действие абсолютной и смешанной ссылки при копировании формулы. (Презентация, слайд 8-10). Учащиеся справляются с поставленным заданием, записывают тему урока и определение абсолютной ссылки в тетрадь. Просмотрев действия при копировании смешанных ссылок, обучающиеся формулируют определение и записывают в тетрадь Закрепление полученных знаний. (5 мин) Цель: совершенствование умений и навыков работы с абсолютными ссылками. На экране появляется текст - задание, фрагмент электронной таблицы и четыре варианта ответов. (Презентация, слайд 11-12). Учащиеся успешно справляются с поставленным заданием

Слайд 43

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Закрепление полученных знаний решением задачи “Таблица умножения”(10мин). Цель: выработать навыки работы со смешанными ссылками при решении задач. Учитель предлагает решить задачу “Таблица умножения”, контролируя работу обучающихся (Презентация, слайд 13). Учащиеся справляются с поставленным заданием Домашнее задание (2 мин) Цель:организация работы дома, контроль знаний и умений. Учитель раздаёт карточки с домашним заданием Учащиеся получают карточки с домашним заданием . Рефлексия (3 мин) Цель: рефлексивно-оценочная Подводится итог урока, оценивается работа обучающихся на уроке ? Учитель: « Как вы считаете, п ригодится ли вам в жизни умение работать в электронных таблицах?» Учащиеся отвечают: – – для решения экономических, бухгалтерских задач; – для построения диаграмм; – для создания баз данных в ЭТ.

Слайд 44

Результаты проверочных и контрольных работ по теме «Кодирование и обработка числовой информации» Проверочная работа по теме «Арифметические операции в позиционных системах счисления» Проверочная работа по теме «Обработка информации в электронных таблицах» Тест «Электронные таблицы»

Слайд 45

Литература : Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы(7-9 классы) Н.Д. Угринович (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007); Рекомендации НИРО. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

Слайд 46

Дополнительная литература : Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. Учебники для 8, 9 классов И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера Информатика. Задачник-практикум. Селевко Г.К.Педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2008 Интернет-ресурсы: http://a-ermakov.com – методические рекомендации и презентации по курсу информатики http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей http://school-collection.edu.ru – единая коллекция ЦОР http:// comp - science . narod . ru – дидактические материалы по информатике и математике http://1september.ru/ - Издательский дом «1 сентября»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Лаптева Марина Алексеевна, I категория, МБОУ СОШ №34, г. Дзержинск 201 4 г. Методическая разработка темы «Кодирование и обработка числовой информации» образовательной программы по информатике и ИКТ в 9 классе

Слайд 2

Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. И.-В. Гете Актуальность темы: Базы данных повсеместно используются в вычислительной практике. База данных помогает справиться с огромным потоком информации Электронные таблицы позволяют автоматизировать процесс обработки информации, осуществлять сложные вычисления, анализировать их и представлять в наглядном виде.

Слайд 3

Актуальность темы: Единый государственный экзамен и государственная итоговая аттестация являются шкалой, современным инструментом оценивания качества полученных учащимися знаний. Несколько заданий по теме «Электронные таблицы» включены в ГИА и ЕГЭ, а некоторые задания из других разделов пересекаются по содержанию с данной темой, например «Базы данных».

Слайд 4

Значимость темы в дальнейшем обучении школьников и практической жизни: Многие ученики поступают на экономические, финансовые и другие специальности, где в полной мере изучаются электронные таблицы. применение на практике в разнообразной профессиональной деятельности выпускников Жизнь требует знаний и умений работы с массивными блоками чисел. Многие ученики поступают на экономические, финансовые и другие специальности, где в полной мере изучаются электронные таблицы. применение на практике в разнообразной профессиональной деятельности выпускников Жизнь требует знаний и умений работы с массивными блоками чисел. Жизнь требует знаний и умений работы с массивными блоками чисел.

Слайд 5

Развитие системного мышления Педагогическая задача содержательной линии кодирования и обработки числовой информации в базовом курсе информатики

Слайд 6

Психолого-педагогические особенности подростков (1 5 -1 6 лет) ( переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту)

Слайд 7

Возрастные особенности обучающихся: заканчивается рост и окостенение скелета; завершается физическое развитие человека; высокая выносливость учащихся, выраженная в больших физических нагрузках; продолжение полового созревания, выраженное в повышенной возбудимости, раздражительности…; начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость и др. наблюдается низкая устойчивость к стрессам.

Слайд 8

Высокого уровня достигают все познавательные процессы и творческая активность. Меняется отношение между памятью и мышлением. Происходят изменения в чтении, монологической и письменной речи. Мышление становиться теоретическим, понятийным. Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Психические особенности обучающихся:

Слайд 9

Возникает потребность в доверительном общении. Велика потребность в общении и дружбе, они боятся быть отвергнутыми. Появляется склонность к риску. Возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющей личностный смысл. В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Уровень общения со взрослыми и сверстниками

Слайд 10

формирование научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; Отмечается дифференцированное отношение к учебе. Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом. Интеллектуальное развитие

Слайд 11

Психологическая задача юности - самоопределение. Ее главная особенность - осознание себя на пороге самостоятельной жизни, выбор будущей сферы деятельности. Огромную роль в формировании личности имеет юношеское общение со сверстниками. Главная личностная особенность старшеклассников - появление жизненных планов и готовность к социальному построению собственной жизни. Развитие интеллекта в юности связано с развитием творческих способностей. Психолого-педагогические особенности подростков (1 5 -1 6 лет) (выводы):

Слайд 12

Входная диагностика: устный опрос с использованием постановки вопросов ученику самими учащимися, рецензирования ответов, оценки ответов и её обоснования; самостоятельные работа проверочного характера. Промежуточная диагностика: самостоятельная работа с использованием взаимопроверки и самопроверки; тест. Итоговая диагностика: тестирование. Система форм контроля уровня достижений учащихся

Слайд 13

Система форм контроля уровня достижений учащихся: тематический текущий итоговый фронтальная индивидуальная групповая внешний взаимоконтроль самоконтроль

Слайд 14

Формы обучения: Индивидуальная Фронтальная Групповая Коллективная

Слайд 15

Методы обучения: Объяснительно- иллюстративный метод Метод проектов Организация учебной деятельности практическая

Слайд 16

Технологии обучения: Деятельностные Блочно-модульные ИКТ-технологии Дистанционного обучения Здоровье- сберегающие Исс ледовательские Игровые Проблемные

Слайд 17

Кодирование и обработка числовой информации Цели: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах: математических инструментов, динамических (электронных) таблиц овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, переходить от одного представления данных к другому; организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

Слайд 18

Образовательные задачи: изучение основных понятий по теме «Электронные таблицы»; научить решать задачи в « Microsoft Excel » научить создавать «электронные таблицы» с использованием различных видов диаграмм; научить создавать базы данных в « Microsoft Excel »; выработать навыки применения электронных таблиц в повседневной жизни при решении «жизненных» задач, а также создания проектов.

Слайд 19

Развивающие задачи: продолжать развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; продолжать развитие логического мышления; продолжать развитие умения планировать, организовывать и выполнять запланированную работу; продолжать развитие умения оценивать результаты работы на каждом этапе, корректировать свою деятельность продолжать развитие элементов системного мышления.

Слайд 20

Воспитательные задачи: воспитание культуры личности во всех её проявлениях (культура труда, культура речи, экономическая культура, эстетическое развитие); формирование навыков совместной деятельности, навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.

Слайд 21

Ожидаемые результаты изучения темы: В результате изучения темы учащиеся должны знать/понимать : понятие позиционной системы счисления, способы представления числа в свёрнутой и развёрнутой форме, основы арифметических действий в позиционных системах счисления; основные понятия электронной таблицы: лист, книга, функция, формат данных, относительная и абсолютная ссылка; технологию построения диаграмм и графиков в электронных таблицах; технологию создания базы данных в электронных таблицах и работы с ней;

Слайд 22

Ожидаемые результаты изучения темы: В результате изучения темы учащиеся должны уметь : создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; проводить вычисления по готовой формуле; владеть рациональным способом применения формул для автоматизации расчётов; применять относительные и абсолютные адреса ячеек в формулах; использовать электронные таблицы для решения различных вычислительных задач;

Слайд 23

Тематическое планирование: «Кодирование и обработка числовой информации» 9 класс

Слайд 24

Тема: «П редставление числовой информации с помощью систем счисления » (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок изучения новых знаний ИКТ, деятельностная Фронтальная, индивидуальная Презентация « Системы счисления » Знать о представлении чисел в различных системах счисления, основные позиционные системы, представление чисел в свёрнутой и развёрнутой формах Уметь приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, объяснять их отличия; §3.1.1

Слайд 25

Тема: «Арифметические операции в позиционных системах счисления» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок формирования новых умений Объяснительно- иллюстративный, деятельностная Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа проверочного характера Презентация « Арифметические операции в позиционных системах счисления », Дидактический материал «Практические задания по числовой информации», самостоятельная работа «Сложение и вычитание в системах счисления» Знать: основы арифметических действий в позиционных системах счисления Уметь: выполнять арифметические операции над числами в позиционных системах счисления. §3.1.2

Слайд 26

Тема: «Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Комбинированный урок Проблемный , ИКТ Ф ронтальная , и ндивидуальная работа обучающего характера Презентация «Электронные таблицы», Презентация «Основные типы и форматы данных», Презентация « Автозаполнение», рабочие тетради «Электронные таблицы MS Excel » (часть1), задания тренировочные егэ Знать: структуру листа ЭТ, типы и форматы данных; Понимать : назначение электронных таблиц ; Уметь : заполнять и форматировать данные в электронных таблицах; §3.2.1

Слайд 27

Тема: «Относительные ссылки» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок усвоения новых знаний Проблемно- поисковый , ИКТ Фронтальная, индивидуальная работа обучающего характера Презентация «Относительная, абсолютная и смешанная ссылки», Рабочие тетради «Электронные таблицы MS Excel » (часть1), Задания тренировочные ЕГЭ Знать: понятие относительной ссылки; Уметь: применять относительную ссылку при решении практических задач в ЭТ §3.2.3

Слайд 28

Тема: «Абсолютные и смешанные ссылки» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок изучения новых знаний Проблемно- поисковый , ИКТ Фронтальная, индивидуальные самостоятельные работы: проверочного характера и обучающего характера Презентация « Абсолютная и смешанная ссылки», тест «Основные понятия электронной таблицы», Задания тренировочные ЕГЭ , практикум «Решение задач в ЭТ» Знать: понятие абсолютной и смешанной ссылки ; Уметь: применять все виды адресации при решении практических задач в ЭТ §3.2.3

Слайд 29

Тема: «Встроенные функции» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок изучения новых знаний Проблемно- поисковый , ИКТ Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа обучающего характера Презентация: «Встроенные математические функции», практикум «Ввод формул в ЭТ», рабочие тетради «Электронные таблицы MS Excel » (часть2) Знать: понятие формулы, встроенн ой функци и электронных таблиц; Уметь : выполнять вычисления при помощи формул, встроенных функций с использованием « Мастер а функций ». §3.2.4

Слайд 30

Тема: «Построение диаграмм и графиков» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание комбинированный Пр облемно -поисковый , ИКТ Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа обучающего характера. Презентация : «Построение графиков и диаграмм», Рабочие тетради «Электронные таблицы MS Excel » (часть2), практикум «Диаграммы», задания тренировочные по ЕГЭ Знать: основные виды и назначение использования диаграмм; Уметь : строить диаграммы с помощью «Мастера диаграмм» §3.3

Слайд 31

Тема: «Базы данных в электронных таблицах» (1час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Комбинированный урок П роблемно -поисковый , ИКТ, деятельностный Фронтальная, самостоятельная работа проверочного характера, групповая работа, самостоятельная работа обучающего характера Тест «Обработка числовых данных в электронных таблицах», Презентация «Базы данных в электронных таблицах» Знать: назначение и виды баз данных Уметь: использовать электронные таблицы для создания БД; §3.4.1

Слайд 32

Тема: «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание комбинированный Проблемно- поисковый , ИКТ Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа обучающего характера Презентация « Базы данных в электронных таблицах », КИМ «Электронные таблицы» Знать: технологию сортировки и поиска данных в ЭТ; Уметь: осуществлять поиск данных в ЭТ с использованием автофильтра и сортировку данных §3.4.2

Слайд 33

Тема: «Тестирование, практическая зачётная работа» (1 час) Тип, вид урока Методы и технологии Формы организации урока Оснащение урока Ожидаемые результаты Домашнее задание Урок теоретического и практического применения знаний и умений Деятельностные, ИКТ индивидуальная самостоятельная проверочная работа Итоговые Тесты , практические задания на ПК Знать: основные объекты электронных таблиц; Уметь: решать задачи в электронных таблицах с применением различных видов адресации, используя функции, строить диаграммы. §3.1.3, §3.1-3.4

Слайд 34

Конспект урока по теме: «Абсолютная и смешанная ссылки » Данный урок является четвёртым при изучении данной темы. К данному моменту учащиеся умеют: Вводить данные в ячейки электронных таблиц “Ms Excel” ; Совершать операции копирования данных в ячейках; Решать задачи с использованием относительной ссылки

Слайд 35

Цели урока: Образовательные: сформировать понятия: «абсолютной и смешанной ссылки»; научить использовать полученные знания при решении задач; закрепить понятие «относительной ссылки»; закрепить приёмы работы в “MS Excel” .

Слайд 36

Развивающие: развивать логическое мышление; способствовать развитию умения классифицировать информацию выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии, т.е. научить применять метод системного анализа.

Слайд 37

Воспитательные: Воспитать самостоятельность в учебной деятельности; Воспитать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Слайд 38

Части - блоки урока Техническая поддержка, раздаточный материал Временная реализация 1 Организационный момент: приветствие 1минута 2 Фронтальный опрос. Слайд 1 - 4 5 минут 3 Самостоятельная работа Раздаточный материал 8 минут 3 Создание проблемной ситуации. Постановка задачи “Путевки”. Анализ решения задачи. Слайд 5 5 минут 4 Работа с источником информации Раздаточный материал 3 минуты 5 Решение задачи “Путевки” Слайд 6 3 минуты 6 Формулировка темы урока и систематизация полученных знаний. Слайд 7 - 9 3 минут 7 Закрепление полученных знаний. Слайд 10 5 минут 8 Решение задачи “Таблица умножения” Слайд 11 10 минут 9 Домашнее задание. Раздаточный материал. 2 минуты 10 Рефлексия. Итог урока. Слайд 12 3 минут Всего: 45 минут Организационная структура урока

Слайд 39

Конспект урока: «Абсолютная и смешанная ссылки»

Слайд 40

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент (1 мин). Цель: о рганизация начала урока. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих Приветствие учителя Фронтальный опрос (5 мин). Цель: активизация мыслительной деятельности На экране проектора появляются текст - задания (Презентация, слайд 2-5). Получив ответ учащегося, учитель, используя эффекты анимации, выводит на экран правильный ответ, комментируя его. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы Самостоятельная работа по вариантам в виде тестов (8 мин) Цель:выявление имеющихся знаний, умений и навыков. Учитель раздаёт контрольные листы тестов и наблюдает за работой учащихся Учащиеся работают с контрольными листами тестов

Слайд 41

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Создание проблемной ситуации. Постановка задачи “Путевки”. (5 мин). Цель: мотивация и целеполагание Учитель предлагает найти на рабочем столе документ “Путевки” (Презентация, слайд 6-7). и решить задачу самостоятельно Верный ответ обучающие получить не могут, так как по аналогии с предыдущими задачами используют в формуле относительную ссылку. Работа с источником информации (3 мин). Цель– сообщение новых, расширение и углубление имеющихся знаний. :. Учитель раздает обучающимся теоретический материал на парту. Учитель контролирует работу обучающихся и затем демонстрирует результат решения задачи в режиме проверки формул Учащиеся изучают предложенный материал и решают задачу заново, происходит работа в парах.

Слайд 42

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формулировка темы урока и систематизация полученных знаний. (3 мин) Цель: Систематизации и обобщение полученных из теоретического материала знаний . Учитель просит учащихся сформулировать тему урока и определения абсолютной и смешанной ссылок. Учитель, используя эффекты анимации, демонстрирует действие абсолютной и смешанной ссылки при копировании формулы. (Презентация, слайд 8-10). Учащиеся справляются с поставленным заданием, записывают тему урока и определение абсолютной ссылки в тетрадь. Просмотрев действия при копировании смешанных ссылок, обучающиеся формулируют определение и записывают в тетрадь Закрепление полученных знаний. (5 мин) Цель: совершенствование умений и навыков работы с абсолютными ссылками. На экране появляется текст - задание, фрагмент электронной таблицы и четыре варианта ответов. (Презентация, слайд 11-12). Учащиеся успешно справляются с поставленным заданием

Слайд 43

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Закрепление полученных знаний решением задачи “Таблица умножения”(10мин). Цель: выработать навыки работы со смешанными ссылками при решении задач. Учитель предлагает решить задачу “Таблица умножения”, контролируя работу обучающихся (Презентация, слайд 13). Учащиеся справляются с поставленным заданием Домашнее задание (2 мин) Цель:организация работы дома, контроль знаний и умений. Учитель раздаёт карточки с домашним заданием Учащиеся получают карточки с домашним заданием . Рефлексия (3 мин) Цель: рефлексивно-оценочная Подводится итог урока, оценивается работа обучающихся на уроке ? Учитель: « Как вы считаете, п ригодится ли вам в жизни умение работать в электронных таблицах?» Учащиеся отвечают: – – для решения экономических, бухгалтерских задач; – для построения диаграмм; – для создания баз данных в ЭТ.

Слайд 44

Результаты проверочных и контрольных работ по теме «Кодирование и обработка числовой информации» Проверочная работа по теме «Арифметические операции в позиционных системах счисления» Проверочная работа по теме «Обработка информации в электронных таблицах» Тест «Электронные таблицы»

Слайд 45

Литература : Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы(7-9 классы) Н.Д. Угринович (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007); Рекомендации НИРО. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

Слайд 46

Дополнительная литература : Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. Учебники для 8, 9 классов И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера Информатика. Задачник-практикум. Селевко Г.К.Педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2008 Интернет-ресурсы: http://a-ermakov.com – методические рекомендации и презентации по курсу информатики http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей http://school-collection.edu.ru – единая коллекция ЦОР http:// comp - science . narod . ru – дидактические материалы по информатике и математике http://1september.ru/ - Издательский дом «1 сентября»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кодирование и обработка числовой информации"

Дидактический материал по теме "Система счисления". Для 9 - 11 классов. Работа выполнена в программе Excel....

«Кодирование и обработка числовой информации»

Тема: «Кодирование и обработка числовой информации»Тема урока: «Арифметические операции в системах счисления: сложение и вычитание в 8-й системе счисления»Урок №5Тип урока: объяснение нового материала...

8 класс. Кодирование и обработка числовой информации

В этом разделе размещены презентации к упркам по теме "Кодирование и обработка числовой информации"...

Дифференцированные задания_Кодирование и обработка числовой информации

В данном материале имеются разноуровневые задания различной степени сложности....

Кроссворд по теме «Кодирование и обработка числовой информации».

Данный кроссворд можно применять в виде самостоятельной работы после изучения главы «Кодирование и обработка числовой информации».Так же работу можно выполнять вместе с учителем для подгот...

Методические разработки к урокам по теме «Кодирование и обработка графической информации»

Материалы для уроков по теме «Кодирование и обработка графической информации»...