Лабораторная работа по информатике на тему «Создание простейших программ на одном из языков программирования»
учебно-методическое пособие по информатике и икт (10 класс) на тему

Рыжова Ирина Владимировна

Лабораторная работа по программированию на языке Паскаль для студентов СПО социально-экономического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon язык Паскаль50 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 3

«Создание простейших программ на одном из языков программирования»

Цель работы: выработать практические навыки использования системы программирования Turbo Pascal, научиться создавать, вводить, отправлять на выполнение и исправлять простейшие программы на языке Паскаль, познакомиться с диагностическими сообщениями компилятора об ошибках на примере программ,  реализующих линейные алгоритмы.

Теоретический материал

Линейным называется алгоритм, в котором результат получается путем однократного выполнения заданной последовательности действий при любых значениях исходных данных. Операторы программы выполняются последовательно, один за другим, в соответствии с их расположением в программе.

Оператор присваивания и выражения

Оператор присваивания относится к простым операторам. По этому оператору переменной присваивается значение выражения. Несмотря на кажущуюся простоту оператора присваивания, при его выполнении осуществляется целый набор элементарных действий:

  • переменные, находящиеся в выражении, получают свои значения;
  • вычисляется значение выражения;
  • переменной слева от знака присваивания «:=» присваивается полученное значение.

В простейшем случае, когда выражение задано константой или другой переменной, вычислений не производится и переменная сразу получает свое значение, например:

RAZN := A – 3.5;

N := 25; C := D;  Y := 'программа';

L := true; P := X > 10.

В языке Паскаль существует несколько типов выражений: арифметические, литерные, логические (булевские). Рассмотрим арифметические выражения.

Арифметические выражения складываются из констант, переменных, стандартных функций с использованием скобок и знаков операций. В Паскале определены следующие операции над числами:  * , / , + , – , DIV, MOD, где DIV – деление нацело; MOD – вычисление остатка от деления. Приоритеты:

*, /, DIV, MOD – высший;

+, –                    – низший.

Например:

A := 13 DIV 5; (результат: A = 2),

B := 13 MOD 5; (результат: B = 3).

Каждое арифметическое выражение может иметь типы INTEGER и REAL. Тип константы определяется самим видом константы, тип переменной задается в ее объявлении.

Тип арифметического выражения определяется по следующему правилу:

  1. Для операций «*, +, -» результат имеет тип REAL, если хотя бы один из операндов имеет тип REAL. Если оба операнда типа  INTEGER,  то и результат имеет тип INTEGER.
  2. Для «/» результат всегда имеет тип REAL.
  3. Для «DIV, MOD» операнды и результат имеют тип INTEGER.

Значение переменной интервального типа, образованной на основе INTEGER, всегда имеет тип INTEGER. При использовании оператора присваивания нужно соблюдать типизацию объектов слева и справа от знака «:=». Смешение типов недопустимо за  исключением случая, когда слева от знака «:=» стоит тип REAL, а справа – тип INTEGER.

Например,

а) выражение  http://valera.asf.ru/delphi/lab/1/image002.gif на языке Паскаль будет выглядеть так 

d:=sqrt((x2-x1)*(x2-x1)+(y2-y1)*(y2-y1));

б) выражение      на языке Паскаль будет    2*SIN(5*3.14/180)* SIN(5*3.14/180)* SIN(5*3.14/180)

в) Вычислить значение выражения  для х=15

PROGRAM VYRAZHENIE;

     VAR X:INTEGER;

           Y:REAL;

BEGIN

       X:=15;

     Y:= (2*SQR(3*X)-1.3E-6)/(3.5*X*X*X);

    WRITE (‘Y= ‘ , Y:10:2)

     READLN

END.

Задание:

Вычислите выражения на языке Паскаль.

  1. A=37;  B=41                              

 2) X=-5; Y=7.5                            

     3) C=6.31·10-8;  B=17                    

      4) D=π; H=11.01                             

  5)

Выполнив лабораторную работу, учащийся оформляет отчет, который должен включать:

  1. №, тема и цель работы.
  2. Условия задания.

3. Текст программы (напечатанный).

4. Результаты выполнения программы (ответ).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа по информатике по теме "Создание текста документа путем ввода с клавиатуры и использования средств OpenOffice.org Writer."

Лабораторная работа по теме "Создание текста документа путем ввода с клавиатуры и использования средств OpenOffice.Writer" состоит из трех частей: упражнение, контрольные вопросы, создание текстового ...

Лабораторная работа по теме "Создание простой базы данных"

Лабораторная работа по теме База данных 2...

Лабораторная работа по информатике «Построение звездчатого октаэдра Кеплера средствами 3ds max»

Лабораторная работа по информатике на тему: "Многогранная поверхность" (построение звездчатого октаэдра Кеплера средствами 3ds max)...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Интернет-технологии» Тема: Создание простой Web-страницы на языке HTML.

Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости  владения навыками создания web-документов, учитывая, что в настоящее время очень развиты Интернет коммуникации. Необходимо...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...

Урок информатики на тему «Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования». 8-й класс

Цель: объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует;научить различать системное, прикладное ПО.Задачи: Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программ...

Исследовательская статья "Создание тренажёра для обучения чтению на языке программирования Scratch"

     В настоящее время основы компьютерной грамотности и использования сети Интернет стали неотъемлемой частью как умение писать и читать.Резко возрос интерес к программированию....