Урок - соревнование "Информатика? Информатика!..."
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Воеводина Евгения Тарасовна

Урок рекомендуется для подведения итогов за год, определения степени и уровня освоения учащимися изученных тем и понятий, овладения навыками использования полученных знаний и терминологией по темам "Компьютер и программное обеспечение"

Непринуждённая атмосфера урока - соревноввания позволяет всем ученикам, включая самых слабых в отношении знаний и нерешительных, проявить себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-sorevnovanie_voevodina.docx96.52 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Информатика? Информатика!..»

(Повторение 7 класс)

Цель урока: закрепить и систематизировать знания и осуществить контроль качества знаний и умений по окончании учебного года.

Задачи урока:

Обучающая

  • Закрепить использование терминов и понятий,
  • Систематизировать и обобщить полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленных задач;
  • Выявить уровень и степень подготовки учащихся по контролируемым темам.

Развивающая

  • расширить кругозор в области использования компьютерной графики и программного обеспечения;
  • развивать навыки информационной культуры в области использования средств ИКТ;
  • развивать интерес к изучаемому предмету.

Воспитательная

  • воспитывать активную жизненную позицию,
  • навыки работы в команде, уверенность в своих силах.

Ожидаемые результаты:

Предметные 

Ученики смогут:

  • показать уровень подготовки по овладению терминологией,
  • продемонстрировать основные технологии работы в графическом редакторе;

Метапредметные

Ученики смогут:

  • показать уровень развития информационной культуры при выполнении контрольного задания в графическом редакторе,
  • применить свои знания для выполнения задания по тестированию;

Личностные

Ученики смогут:

  •  адекватно распределить роли для эффективной работы в команде;
  • продемонстрировать сплоченность и умение планировать свою деятельность в команде при выполнении задания;

Оборудование: 4 компьютера, 2 секундомера и карточки с правилами, вопросами и заданиями.

План

  1. Актуализация знаний и  правила проведения игры;
  2. Распределение на команды и уточнение ролей внутри команды;
  3. Организация и проведение игры;
  4. Подведение итогов, оценка результатов.

Сценарий урока

  1. Объяснение смысла игры и правил ее проведения. Разделение производится учителем. Класс делится на 2 команды, приблизительно одинаковые по уровню подготовки. В каждой команде предусмотрены 6 ролей: капитан команды, ведущий, оформитель, секретарь, счетовод, рефери.
  2. Каждая команда знакомится с «Правилами соревнования» и «Обязанностями членов команды и оценкой их работы» самостоятельно (см. приложения 1 и 2). Учащиеся сами распределяют роли, берут на себя ответственность за ту или иную работу, остальные учащиеся – члены команды. Команда совместно придумывает название и эмблему своей команды. Оформители рисуют эмблему своей команды в графическом редакторе (растровом или векторном, в зависимости от задания).
  3. Ведущие поочередно зачитывают вопросы команде соперников, рефери засекают время для ответа (см. приложения 3 и 4). Если команда, которой был задан вопрос, не смогла ответить в положенное время, то права ответа переходит к команде, которая задала вопрос и баллы за ответ зачисляются ей. Учитель оценивает правильность ответов, объявляет заработанные балл и, в случае необходимости, даёт правильные объяснения. Ведущие поочередно зачитывают вопросы команде соперников, рефери засекают время для ответа. Если команда, которой был задан вопрос, не смогла ответить в положенное время, то права ответа переходит к команде, которая задала вопрос и баллы за ответ зачисляются ей. Учитель оценивает правильность ответов, объявляет заработанные балл и, в случае необходимости, даёт правильные объяснения.
  4. Секретари заносят баллы, заработанные обеими командами, в файлы, подготовленные учителем в электронных таблицах (см. приложение 5). А в конце урока-соревнования, совместно с учителем подводят итоги. Счетоводы получают задания на формулы в электронных таблицах, которые они должны выполнить без использования компьютера (см. приложения 6 или 7). Все члены команды, независимо от задания, которое они выполняют, имеют право участвовать в обсуждении ответов своей команды на вопросы и отвечать. Капитаны команд имеют право перемещаться по кабинету, подходить к членам своей команды и помогать в выполнении заданий.

Рекомендации к организации урока

Урок рекомендуется для подведения итогов за год, определения степени и уровня освоения учащимися изученных тем и понятий, овладения навыками использования полученных знаний и терминологией по темам «Компьютер и программное обеспечение».

Непринуждённая атмосфера соревнования позволяет всем ученикам, даже самым скромным и тихим, или самым слабым в отношении знаний, проявить себя, поучаствовать, выбрав какую-то конкретную роль. Так как все поднимаемые вопросы обязательно обсуждаются учащимися и учителем, все ребята повторяют пройденный материал. Все термины проговариваются и не один раз и учениками, и учителем. Снимается атмосфера контрольной работы или теста, когда слабые учащиеся зачастую и не пытаются вспомнить полученные знания, а ищут способ списать правильный ответ.

Оценивание происходит по пятибалльной шкале. Кроме баллов за ответы на вопросы ведущих, выставляются баллы за задания, выполненные оформителями и счетоводами. Все баллы заносятся в таблицы секретарей. Ученики вместе с учителем оценивают работу капитанов команд, ведущих и рефери. Учитель проверяет таблицы секретарей, и оценивают их работу. Теперь по количеству набранных баллов определяется победитель.

Отметки за урок ученикам можно выставлять по разным критериям: победителям одни, проигравшим другие. Или оценивать вклад каждого отдельного ученика. Можно отметить успешную работу отдельных учеников.

Темы, предложенные для этого урока, могут быть изменены, т е такого плана занятие можно провести в качестве итогового для любой темы (или тем), необходимо только подобрать адекватные вопросы и практическое задание.


Приложение 1

Правила игры:

Ведущий команды 1 читает вопрос (или задание) сопернику. Рефери следит за временем. На решение вопроса Задания 1 отводится 15 сек. времени (на Задание 2 – 30 сек.), если за это время команда соперника не нашла правильный ответ, то ответить имеет право команда, задающая вопрос и получить баллы для своей команды.

Следом читает вопрос ведущий команды 2, затем опять ведущий команды 1. И так, пока не закончатся вопросы и задания.

Всякое нарушение дисциплины (подсказки, помехи в работе команды (своей или соперника)) может быть наказано штрафными баллами!

Пользоваться тетрадями или учебниками нельзя!

Правила игры:

Ведущий команды 1 читает вопрос (или задание) сопернику. Рефери следит за временем. На решение вопроса Задания 1 отводится 15 сек. времени (на Задание 2 – 30 сек.), если за это время команда соперника не нашла правильный ответ, то ответить имеет право команда, задающая вопрос и получить баллы для своей команды.

Следом читает вопрос ведущий команды 2, затем опять ведущий команды 1. И так, пока не закончатся вопросы и задания.

Всякое нарушение дисциплины (подсказки, помехи в работе команды (своей или соперника)) может быть наказано штрафными баллами!

Пользоваться тетрадями или учебниками нельзя!

Приложение 2

Обязанности членов команды                         Обязанности членов команды и оценка их работы                                         и оценка их работы

Команда 1

Команда 2

Капитан команды –
утверждает название команды; организует работу своей команды, имеет право контролировать работу членов своей команды и помогать им (от 1 до 5б)

Ведущий – читает задания и вопросы для игроков соперника (от 1 до 5б)

Оформитель – создает эмблему команды в растровом редакторе (от 1 до 5б)

Счетовод – выполняет задание по теме «электронные таблицы» (от 0 до 6б)

Секретарь – фиксирует в электронных таблицах баллы, заработанные своей командой и командой соперника (от 1 до 5б)

Рефери – следит за временем и фиксирует баллы (от 1 до 5б)

Отдельно оцениваются:

название команды (от 1 до 3б)

эмблема команды (от 1 до 3б)

Капитан команды –
утверждает название команды; организует работу своей команды, имеет право контролировать работу членов своей команды и помогать им (от 1 до 5б)

Ведущий – читает задания и вопросы для игроков соперника (от 1 до 5б)

Оформитель – создает эмблему команды в векторном редакторе (от 1 до 5б)

Счетовод – выполняет задание по теме «электронные таблицы» (от 0 до 6б)

Секретарь – фиксирует в электронных таблицах баллы, заработанные своей командой и командой соперника (от 1 до 5б)

Рефери – следит за временем и фиксирует баллы (от 1 до 5б)

Отдельно оцениваются:

название команды (от 1 до 3б)

эмблема команды (от 1 до 3б)

Приложение 3

Ведущий Команды № 1

Задание 1. Как называется?

  1. доска для счета камешками (1 б);
  2. устройство для записи информации на магнитные плёнки (3 б);
  3. ускоритель, который берет на себя часть работы процессора (2 б);
  4. минимальный элемент растрового изображения, для которого можно задать цвет (1б);
  5. год создания первого компьютера (2б);
  6. вспомогательная программа, облегчающая работу в приложении (3 б);
  7. фамилия советского ученого, под руководством которого был создан компьютер, лучший, на тот момент, в мире (2б);
  8. количество точек на единице площади изображения (2б).

Ведущий Команды № 1

Задание 2. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое растровая графика? (4б);
  2. Как называется программное обеспечение, которое отвечает за работу компьютера? (2 б);
  3. Перечислите названия операционных систем, которые вы знаете? (2б);
  4. Перечислите обязательные составные части компьютера…(3б);
  5. Достоинства векторной графики?(3б);
  6. Перечислите, какие виды сканеров вы знаете…(4б);
  7. Недостатки растровой графики? (3б);
  8. Области применения векторной графики? (3б);
  9. Из каких частей состоит полное имя файла? (4б);
  10. К какому класс программного обеспечения относятся языки программирования? (3б).

Приложение 4

Ведущий Команды № 2

Задание 1. Как называется?

  1. поименованная область на диске (2 б)
  2. набор цветов в графическом редакторе (1 б)
  3. суммирующая машина, созданная в 1642 г. (1б)
  4. графический планшет (2б);
  5. год создания первого компьютера (2б);
  6. среда (способ) общения с программой (3б);
  7. графопостроитель (3б);
  8.  меню, которое может содержать разные команды, в зависимости от места, где его открывают (2б).

Ведущий Команды № 2

Задание 2. Ответьте на вопросы:

  1. Перечислите обязательные блоки принципиальной схемы компьютера? (4б);
  2. Достоинства растровой графики? (3б);
  3. Как можно назвать всё программное обеспечение, с которым работает пользователь за компьютером? (2б);
  4. Что такое векторная графика? (4 б);
  5. Назовите части имени файла (3б);
  6. Для чего нужны электронные таблицы? (3б);
  7. Что такое операционная система? (2б);
  8. Недостатки векторной графики? (3б);
  9. Области применения растровой графики? (3б).
  10. Что такое маска имен файлов? (4 б);

Приложение 5

C:\Users\Евгения\Pictures\Снимок.PNG

Приложение 6

Задания для команды № 1

  1. Как будет выглядеть формула сложения чисел строки в ячейке D7?

 

В

С

D

4

5

21

 

5

7

13

 

6

4

51

 

7

9

6

 

8

3

28

 

9

6

11

 

  1. Сколько ячеек включает в себя диапазон:

=C3:E5

  1. Сколько ячеек включает в себя диапазон:

=А2:А7

Задания для команды № 2

  1. Как будет выглядеть формула умножения чисел строки в ячейке D8?

 

В

С

D

3

5

2

 

4

2

13

 

5

4

5

 

6

9

6

 

7

3

8

 

8

6

11

 

  1. Сколько ячеек включает в себя диапазон:

=C4:E1

  1. Сколько ячеек включает в себя диапазон:

=С2:С12

Приложение 7

Задания для команды № 1

  1. Как будет выглядеть формула сложения чисел столбца С в ячейке С10?

 

В

С

D

4

5

21

 

5

7

13

 

6

4

51

 

7

9

6

 

8

3

28

 

9

6

11

 

  1. Вычислите количество ячеек в диапазоне:

=C3:E5

  1. Запишите формулу, вычисляющую произведение строки 8 таблицы из Задания 1.

Задания для команды № 2

  1. Как будет выглядеть формула умножения чисел столбца В в ячейке В9?

 

В

С

D

3

5

2

 

4

2

13

 

5

4

5

 

6

9

6

 

7

3

8

 

8

6

11

 

  1. Вычислите количество ячеек в диапазоне:

=C4:E1

  1. Запишите формулу, вычисляющую сумму ячеек строки 5 таблицы из Задания 1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Структура информатики". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина

Презентация к уроку "Структура информатики". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина...

Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...

Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"

Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...