Инновационный проект «Моделирование системы непрерывного обучения информатики в условиях сельской малокомплектной школы»
статья по информатике и икт на тему

Пашкова Ольга Викторовна

 

За годы работы учителем информатики я собрала большой методический материал по организации урока информатики на всех ступенях обучения, направленный не только на обучение, но и на воспитание учащихся. На уроках уделяю большое внимание формированию и развитию активизации познавательной деятельности своих учеников. Опыт работы в преподавании информатики и желании оптимизировать образовательный процесс, привить ребенку как можно раньше желание учиться, самообразовываться, привело меня к идее разработки системы непрерывного обучения информатики на основе применения современных образовательных технологий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Плосковская основная общеобразовательная школа

Свердловского района Орловской области

Инновационный проект

«Моделирование системы непрерывного обучения информатики в условиях сельской малокомплектной школы»

Разработала: учитель информатики  

Пашкова Ольга Викторовна

2015.

Цель проекта:

научить ребенка учиться и развиваться без помощи учителя.

Введение

     В современной образовательной системе большинства территорий России особое место занимают сельские малокомплектные школы: примерно 31,5 тыс. сельских школ основного общего образования и еще около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельских школах обучается примерно треть школьников страны. Определяющими характеристиками этих школ являются малая наполняемость класса и осуществление учебного процесса с разновозрастными группами в начальном звене.                                                        

     В этих условиях возникает масса организационно-педагогических проблем, среди которых наиболее острая – невозможность четкой дифференциации и индивидуализации учебной деятельности. Практически все учащиеся в такой школе являются одновременно участниками учебного процесса в первом, втором, третьих классах. Это нарушает логику усвоения учебного материала, замедляет темп обучения, способствует переутомлению детей. Значительные усилия учителя в таких школах затрачиваются на организацию дифференцированного процесса обучения, на разъединение учащихся по видам учебной деятельности. Содержательной же стороне учебного процесса уделяется минимум внимания. Выпускники сельских школ с трудом заканчивают основную и, редко, среднюю школу. Причина кроется, очевидно, в неразвитости учебных умений и навыков, в малом объеме знаний, ограниченном круге общения, а также низком уровне технологий в окружающей производственной среде. Последнее обстоятельство является весьма существенным фактором, формирующим не только профессиональный выбор, но и оказывающим воздействие на восприятие достижений научно-технического прогресса, развитие потребности в приобретении знаний о современном мире.

     Изменить положение дел в данном направлении возможно на основе включения сельской малокомплектной школы в открытое образовательной пространство. Дистанционные формы обучения в этих условиях играют более значимую роль для учащихся сельских школ, чем для их сверстников из городских школ. Наличие же компьютерной техники с выходом в Интернет даёт возможность использовать  школу в качестве местного центра открытой системы образования  и возможность выпускникам школы дистанционно продолжить свое образование в различных профессиональных и высших учебных заведениях.. По данным статистики только 2,2% сельского населения доступны мультимедийные компьютеры, а этот показатель для городского населения составляет 31%

    Закономерно встает проблема поиска дополнительных или альтернативных методических путей организации учебного процесса. Для этого в первую очередь необходимо выделить неоспоримые преимущества обучения в малокомплектных школах. Основные характеристики сельской школы нельзя рассматривать лишь как отрицательные и проблемные. Они несут в себе  так же много положительного, которое необходимо учитывать и методично использовать на благо учащихся. Обучение в разновозрастных группах содержит в себе  огромный не до конца использованный потенциал.    Казалось бы, система образования в сельских школах предоставляет учителю возможность более тесного общения с каждым из учеников при благоприятных условиях. Но здесь возникает проблема: учащиеся на протяжении 3-4 самых главных, с точки зрения базового образования лет, вынуждены общаться с одним учителем. Ребятам из таких школ интересно и полезно знать, как живут, чем интересуются, как реагируют на различные события их сверстники, что они знают, умеют в области различных учебных предметов.

     Одним из современных путей интенсификации и оптимизации учебного процесса в сельской школе является информатизация образования, и в частности, использование компьютерных технологий. Важным является предоставление каждому школьнику условий для усвоения в полном объеме знаний и умений, что во многих малокомплектных школах с устаревшими оснащением и методиками осуществить практически невозможно. Но в результате реализации государственной программы компьютеризации сельских школ и подключение их к глобальной сети Интернет, ситуация изменилась. Поэтому в настоящее время сельская школа - единственное учреждение в деревне, где наиболее показательно применение и демонстрация позитивных возможностей компьютера. И в то же время создание в полном объеме условий для эффективной организации образовательного процесса.            

     Такое внимание к этой проблеме вытекает из запросов общества, когда современная школа должна не столько наделять выпускников конкретными знаниями и навыками, готовыми ответами, сколько закладывать общую базу мышления и культуры, формировать всесторонне развитого человека. Информатика как наука может помочь этому.

   

Условия возникновения  и становления опыта

     Я - учитель информатики 1-9 классов МОУ-Плосковская ООШ. Имею специальность учителя начальных классов, прошла тематические курсы «Преподавание информатики в начальных классах» и многие другие по данному предмету - все это дает мне возможность учить детей информатики и ИКТ не только в среднем звене, но и в начальном.  В школе имеется современный кабинет информатики, в котором есть современные технические средства обучения, с подключением к сети Интернет, а также собрана библиотека методической учебной литературы и медиатека. В этих условиях я активно осваиваю и внедряю современные образовательные технологии в обучении предметного курса информатики и ИКТ.

Становление и накопление опыта  происходило постепенно:

№ п/п

учебный год

класс

форма преподавания

1

2003-2004

3-4

кружок

8-9

урок

2

2004-2005

2

кружок

3-4

факультатив

7-9

урок

3

2005-2006

2-4

факультатив

5-6

факультатив

7-9

урок

4

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2-4

урок

5-6

урок

7-9

урок

7

2009-2010

1

кружок

2-4

урок

5-6

урок

7-9

урок

 За годы работы учителем информатики я собрала большой методический материал по организации урока информатики на всех ступенях обучения, направленный не только на обучение, но и на воспитание учащихся. На уроках уделяю большое внимание формированию и развитию активизации познавательной деятельности своих учеников. Опыт работы в преподавании информатики и желании оптимизировать образовательный процесс, привить ребенку как можно раньше желание учиться, самообразовываться, привело меня к идее разработки системы непрерывного обучения информатики на основе применения современных образовательных технологий.  

Обоснование актуальности и перспективности опыта,

 его практическая значимость.

  Одной из ведущих тенденций развития образования в настоящее время является переход к системе непрерывного образования, одним из этапов которого является школьное образование. В этих условиях особенно актуализируется задача подготовки школьников к последующим этапам образования.

     Осуществление непрерывного образования немыслимо без усиления роли принципа индивидуализации обучения, реализации индивидуальных “образовательных траекторий” для учащихся, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий. Непрерывное образование предполагает увеличение продолжительности и значимости этапов самообразования в общей системе образования человека. В условиях развития самообразования неизбежно возрастает роль средств обучения в технологиях обучения, особое значение приобретут средства информационных и телекоммуникационных технологий обучения, овладение которыми станет одной из основных задач изучения информатики в школе.  

    Разработанная в нашей школе программа развития, которая направлена на  переход к школе нового типа и воспитание  ученика, соответствующего социальному заказу и ценностям современного общества, предполагает изучение информатики и ИКТ с дошкольной группы.

     Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему, когда  и как учить информатике, представлен в предлагаемом проекте, и именно этим определяется его актуальность.

   

Основополагающими принципами данного опыта являются:

•    научность;

•    доступность;

•    систематичность и последовательность;

•    учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

•    использование диалога как инструмента обучения.

Основные компоненты опыта:

  • создание дифференцированных по каждому курсу преподавания информатики и ИКТ учебно-диагностических материалов для учащихся по всем разделам курса информатики и ИКТ ;
  • организация деятельности учащихся, способствующей активному взаимодействию с другими людьми, объектами окружающего мира и позволяющей воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;
  • использование современных технических средств обучения и ИК-технологий для реализации индивидуально деятельностного подхода к обучению учащихся;
  • создание методических рекомендаций для учителей информатики по использованию технических возможностей для обучения учащихся в процессе непрерывного обучения информатики  и ИКТ, которые могут быть применимы не только в условиях малокомплектной сельской школе, но у в других общеобразовательных учреждениях.

Новизна предусматривает:

—   привитие интереса к информатике через применение ИК-технологий и возможностей образовательных ресурсов Интернета к классно-урочной форме организации учебного процесса;

—   формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Система работы над проблемой

    За шесть лет мною накоплен опыт ведения курса информатики. Учитывая имеющееся программное обеспечение и психологические возрастные особенности школьников, я спроектировала программу курса таким образом, чтобы линия преподавания информатики была непрерывной и соответствовала современным требованиям.

    Я выделяю несколько этапов овладения основами информатики и формирования информационной культуры учащихся.

I. Развивающий курс «Знакомство с информатикой» – охватывает дошкольников.  

    Курс информатики для дошкольников рассчитан на два года обучения (для старшей и подготовительной групп дошкольной группы).

    Анализ опыта преподавания курса информатики показывает, что этот курс можно и нужно проводить при подготовке детей в школу. Включенные в него разделы позволяют решать такие задачи, как:

  • закрепить знания и умения, полученные на других занятиях в рамках общей программы подготовки дошкольников,
  • развить те навыки, развитие которых в рамках традиционного подхода вызывает определенную трудность. 

    Большинство родителей и воспитателей детских садов считают, что информатика это сложный предмет, овладение которым требует наличие какой-либо вычислительной техники. Однако основные понятия информатики вполне доступны детям дошкольного возраста. Познакомиться с принципами составления программ и основными конструкциями алгоритмических языков, можно не имея под руками ни какой вычислительной техники. Я предлагаю детям играть в игры и решать задачи, требующие приемов и навыков, аналогичных применяемым при работе с информационными технологиями. Главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Понятно, что для развития мышления компьютеры использовать не обязательно.  Я разработала занятия для старшей  и подготовительной групп  “Знакомство с информатикой”, которые являются частью занятия по математике, ознакомлению с окружающим миром и т. д.

    Ведущими образовательными технологиями на данном этапе являются игровая и здоровьесберегающая.

Результаты: начало развития логического, алгоритмического и системного мышления.

II. Пропедевтический  курс «Введение в информационную культуру», охватывающий школьников 1-4 классов, определяется как начальный- вводный, ознакомительный, предваряющий более глубокое изучение предмета в 5-9 классах. Учебный материал планирую по программе Горячева А.Г. «Информатика в играх и задачах».

   На этом  этапе обучения данный курс предполагает формирование  у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществление  пропедевтики ее фундаментальных понятий и способов деятельности, т.е.:

  1. Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (компьютер рисует, вычисляет, пишет...), хранения информации (компьютер запоминает рисунки, числа, тексты) и передачи информации (от человека к компьютеру, от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку).
  2. Знакомство с основными понятиями и их отношениями как общими: информация, язык, знания, модель, алгоритм, структура и др. так и частными: данные, таблицы данных, объекты, имена, значения, условия, структуры записей процедурных ответов.
  3. Формирование навыков работы с клавиатурой (набор текста, набор чисел, управление движением и фиксирование объектов на экране дисплея, выбор режимов работы по меню).
  4. Освоение способов деятельности, отражающих специфические методы информатики: формализацию (описание условий и решений задач с ориентацией на их компьютерное исполнение), алгоритмизацию (запись для некоторого типа процедурных ответов простейшей структуры типа "ветвление", "выбор", "цикл"), решение практических задач с применением компьютера (ведение компьютерных дневников при наблюдениях за погодой, жизнью растений и животных).

   "Введение в информационную культуру" знакомит учащихся с многообразием форм информации. При этом компьютер рассматривается как "черный ящик"; в нем выделяются три составные части: дисплей, системный блок, клавиатура. На примерах дается представление об использовании компьютеров в нашей жизни и акцентируется внимание на их использовании при обработке информации. Осуществляется знакомство с простейшими исполнителями и дается представление об алгоритме на основе анализа примеров. Одновременно учащиеся приобретают навыки работы с клавиатурой и учатся работать с "мышью", самостоятельно запускать прикладные программы и игры.  

      Основное внимание уделяется развитию мышления, тренировке внимания. Для этого можно ввести в курс обучения элементы логики и комбинаторики. Занятия должны проходить преимущественно в игровой форме. Рекомендуется для выполнения домашних и классных заданий использовать готовую тетрадь. Навыки работы на клавиатуре вводятся органично, изучение отдельных клавиш не должно превращаться в цель обучения.

    На данном этапе применяю такие педагогические технологии, как игровая, ИКТ, элементы проектной технологии, особое внимание уделяю здоровьесбережению учащихся  

    Ведущей идеей, которая должна быть реализована в методике преподавания информатики в начальной школе – является идея развивающего обучения, стимулирование интереса к познавательной деятельности, выработка навыков приобретения нового знания на основе приобретенных ранее знаний и умений. Важнейшим моментом такой методики является терпеливое, осторожное направление ребенка на стезю анализа и самоанализа своих действий и поступков, что должно способствовать не только развитию логического и операционного мышления, но и формированию развитой творческой личности учащегося.

III. Начальный курс «Введение в информатику».      На данном этапе работаю по программе Н.В. Макаровой  «Информатика. Начальный (пропедевтический) курс».

Основная цель курса информатики на пропедевтическом уровне изучения  –  

  • заложить основы грамотной работы с информацией (адекватная интерпретация  информации, целенаправленное использование информации в учебной деятельности и повседневной жизни);
  • формирование  первоначальных навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий в познавательной и практической деятельности;

формирование “информационного” стиля мышления.

 Учащиеся продолжают знакомство с компьютером как универсальным устройством для обработки информации. Обращается внимание на основные блоки ЭВМ (память, процессор, каналы связи, устройства ввода/вывода). Вводится понятие Исполнитель. Компьютер рассматривается как совокупность программных и аппаратных средств. На основе анализа примеров дается представление о базовых структурах алгоритмов (следование, развилка, цикл).

    Параллельно учащиеся приобретают навыки работы с графическим, музыкальным и текстовым редакторами, обучающими программами как по информатике, так и по другим предметам.

В соответствии с теорией умственного развития Ж.Пиаже в возрасте 9-11 лет  ребенок находится в фазе «конкретного действия», характеризующейся недостаточным уровнем абстрактного мышления, поэтому начальный курс рассматривает компьютер как средство развития абстрактного мышления и творческих способностей.

При организации урока  я применяю в большей степени проектную и информационно- коммуникативную технологии, а также элементы игровых, здоровьесберегающих и других образовательных технологий.

Изучение начального курса «Введение в информатику» предполагает достижение следующих результатов:

  1. приобретение учащимися умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию,
  2. ознакомление с информационными методами познания природы и общества, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  3. полученные навыки работы с Интернет позволяют учащимся самостоятельно изучать дополнительный материал в целях самообразования.
  4. навыки пользователя ПК позволяют самостоятельно работать с электронными учебниками.

IV. Базовый курс - преподавание информатики и ИКТ в 7-9 классах.

       На данном этапе применяю учебно-методический  комплекс под редакцией профессора Н.В. Макаровой, который содержит:

- учебник «Информатика»

- «Практикум по информационным технологиям»

- «Задачник по моделированию»

- «Методическое пособие для учителя. 7-9 классы».

Учебник «Информатика» содержит материал, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта Минобразования РФ.

    Программа базового курса отражает три аспекта:

  • "пользовательский", связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры и подготовкой школьников к практической деятельности в условиях информатизации общества;
  • "алгоритмический", связанный с развитием мышления;
  • "мировоззренческий", связанный с формированием информационной картины мира и представлением о роли информации в управлении.

      Особое внимание обращается на технологию решения задач и новые информационные технологии. Алгоритмизация и язык программирования должны изучаться не в ущерб другим темам курса информатики.

Перед базовым уровнем  ставится задача  изучения представления о современной информационной картине мира (общих закономерностей функционирования, создания и применения  информационных систем, преимущественно автоматизированных) и осмысленном использовании компьютера.

      От 11 до 14 лет, согласно, Ж.Пиаже, ребенок находиться в фазе «абстрактного мышления», поэтому  базовый уровень рассматривает компьютер  как средство исследования абстракций в различных предметных областях.

     Психологические исследования подтверждают, что в начале  данного уровня обучения, школьники испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном или формальном видах. Курс информатики является в этом отношении систематизатором подобного рода знаний и умений.

      Базовый курс информатики формирует алгоритмическое мышление и умение программировать на одном из алгоритмических языков, а также дает необходимые знания и умения будущему квалифицированному пользователю компьютера. Учащийся получает представление о возможностях компьютера и навыки его практического использования в области обработки текстов и изображений, упорядоченного хранения и поиска информации в базах данных, обработки больших массивов числовой информации в электронных таблицах. Существенное место занимают вопросы решения задач на компьютере, включая этапы создания компьютерной модели объектов или процессов и проведение компьютерного эксперимента.

     В рамках предпрофильного обучения я преподаю элективный курс «Компьютерная графика».  Приобретаемые в процессе обучения знания, умения и навыки позволяют работать с программами векторной и растровой графики. Курс является необходимой базой для последующего освоения навыков трехмерной графики, компьютерного видеомонтажа.

    К концу 9 класса учащиеся получат представление об основных разделах информатики, приобретут минимально достаточный уровень знаний и практических навыков.

     Программой предполагается реализация проектов  – в рамках урока или больших по временным затратам практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача проекта – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, формирующие ИКТ- компетенции и относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ,  могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию.

      На протяжении преподавания всего непрерывного курса информатики и ИКТ помимо традиционных форм промежуточного и итогового контроля использую другие:

·        терминологический диктант;

·        устный опрос;

·  самостоятельная работа в офисных приложениях или средах программирования с помощью учителя;

·        контрольная работа;

·        экзамен;

·        защита проекта;

·        реферативно – аналитическая работа;

·        формирование портфолио учащихся – папок достижений.

      Проект предполагает возможность использования знаний и практических навыков, полученных на уроках информатики, во внеучебное время для реализации различных проектов, участие в олимпиадах и конкурсах.      

     Проект доступен для усвоения школьником средних способностей. Работа с талантливыми детьми ведется индивидуально.

   Знакомство с прикладными программами осуществляется не в ущерб изучению фундаментальных понятий информатики.

       В основу структуризации курса информатики положен принцип дидактической спирали. В течение всего курса происходит последовательное раскрытие основных понятий информатики (информация, модель, система). На каждом этапе эти понятия освещаются с новой стороны и с более высокой степенью подробности.

     

Выводы

Человек, умеющий мыслить, обязательно имеет вопрос, на который ищет ответ. Самое глубокое удовлетворение в жизни человек получает, заполняя пробелы в собственной системно–информационной картине мира, восстанавливая единство мировосприятия, налаживая связи между знакомым и вновь познаваемым. Человек способен дать оценку информации с точки зрения ее соответствия или несоответствия внутриличностным потребностям, в категориях значимости, истинности и т.д. «Маленький человек» пытается максимально получить информацию, которая его интересует и он ищет способы получения этой информации: дом, улица, глобальная сеть, далее школа, на последнем месте книга. Он еще не научился правильно её получать, адекватно оценивать. Поэтому задача школы помочь разобраться с громадными массивами информации, и научиться ими пользоваться. Система непрерывного обучения информатики и ИКТ в школе может решить эту задачу.

Так как она позволяет обеспечить широкое внедрение в практику разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающее переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Современная жизнь требует, чтобы многие элементы того, что можно назвать информационной культурой, вошли в начальное образование – в школе и дома. Важной задачей образования не только на уроках информатики, но и на других предметах является формирование информационной культуры у учащихся, причем с самых первых их шагов в школе.

Стиль мышления учащихся формируется в начальной школе, поэтому изучение информатики необходимо начинать в младших класса, а в средних классах продолжать формирование не только операционного стиля мышления, но и информационной культуры и компьютерной грамотности. Раннее изучение курса «Информатика и ИТ» целесообразно и по другой причине: это даст возможность при изучении других учебных дисциплин вырабатывать привычку своевременного обращения к компьютеру непосредственно в ходе освоения соответствующих разделов программы, опираясь на имеющиеся навыки взаимодействия с компьютером.

Основная задача начальной школы – оснастить ученика общеучебными умениями и навыками, которые в будущем активно используются в процессе учения в средней школе. Важнейшие умения, необходимые для дальнейшего успешного учения, – умения читать, писать и считать, выражать свои мысли в устной и письменной речи. Если  в недавнем прошлом достаточно было уметь записывать текст ручной на бумаге, то в современном мире основной инструмент письма – клавиатура компьютера, и овладеть им необходимо как можно раньше. Овладение умением быстро и безошибочно работать на клавиатуре компьютера в начальной школе позволит эффективно использовать его во всем процессе обучения. Необученного печатать ученика трудно просить представить реферат или сочинение в электронном виде.

Пропедевтика (предварительно обучаю) – это вводный курс, систематически и элементарно изложенный, однако это не означает, что в рамках курса происходит формирование примитивных, ненаучных представлений. Благодаря пропедевтическому курсу закладывается прочная основа, позволяющая не тратить в базовой школе время на объяснение прописных истин, а использовать на уроках знания, полученные на других уроках, как материал для обобщения и развития знаний школьника с информационной точки зрения. Именно здесь можно заложить следующие основы, которые будут впоследствии развиваться в старших классах:

- информационная грамотность;

- компьютерная грамотность;

- медиаграмотность;

- грамотность чтения;

- телекоммуникационная грамотность.

На уроках информатики учащиеся не просто усваивают учебный материал, – он активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.

Считаю, что целесообразно рассматривать информатику в начальной школе не как отдельный учебный модуль, а как средство повышения мотивации учащихся к изучению основных общеобразовательных школьных предметов: математики, русского языка, чтения, окружающего мира. В начальной школе дети с удовольствием выполняют несложные проекты в группе и часто совершенно самостоятельно (в процессе выполнения несложных заданий) интуитивно осваивают дополнительные приемы и операции. Этому способствуют психологические особенности восприятия, памяти и поведения ребенка 8–10 лет. Часто младшему школьнику достаточно один раз посмотреть, «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит эти действия.

Таким образом, основными целями пропедевтического курса информатики являются повышение познавательной активности и интереса младших школьников к общеобразовательным предметам и объектам окружающей действительности, развитие образного и логического мышления учащихся, развитие навыков работы учащихся с информацией.

Разрабатывая непрерывный курс информатики и ИКТ в школе, я стремилась к преемственности преподавания информатики на всех ступенях обучения.

Закладывая базовые понятия информатики и основы навыков работы на компьютере, я хочу расширить и упрочить полученные знания на всех этапах изучения курса. Особую роль отвожу интеграции ИКТ в разные предметные области. Именно с этой целью я часто  провожу также интегрированные уроки изобразительного искусства и информатики, информатики и математики и др.

Практическая же часть проекта направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения материала выстроена таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

     И тогда скорее всего получится сформировать у ребенка “информационного” стиля мышления, который по образному выражению Ю.А. Шафрина  должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика или бухгалтера и образное мышление художника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...

Экологическое краеведение в условиях сельской малокомплектной школы

Рассматриваются цель и основные задачи экологического краеведения, показывается опыт работы по изучению и охране природы родного края, приводятся данные об изученных популяциях охраняемых растен...

Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»...

Роль дистанционных олимпиад в развитии математических способностей учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

В последние годы в нашей стране проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад проводятся дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад.Ди...

Формирование патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала(из опыта работы)

В данной статье раскрывается опыт работы по формированию патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала...