Формирование патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала(из опыта работы)
статья по теме

В данной статье раскрывается опыт работы по формированию патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала (из опыта работы)

  Проблема патриотического  воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

   Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

  Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

  Патриотическое воспитание   должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей современной школы. Сельская малокомплектная школа не является исключением.

 24 года  я работаю в Сивинской школе учителем русского языка и литературы. Несколько лет назад школа стала малокомплектной.  На сегодняшний день в ней обучаются 28 учащихся. В нашей школе проводится большая работа по патриотическому воспитанию. Мне бы хотелось поделиться опытом работы  педагогического коллектива  в этом направлении.

 Мы считаем, что большую роль в воспитании патриотизма в сельской малокомплектной школе играет краеведение. Поэтому Программой развития   школы является эколого- краеведческое направление. Работа в этом направлении реализуется через школьный музей, учебные предметы и элективные курсы,   школьное лесничество «Сосновый бор», через внеклассную и внешкольную деятельность, посредством участия в районных и республиканских конкурсах.

  Мы гордимся тем, что в нашей школе есть краеведческий музей- центр воспитательной работы по патриотизму  – творческое сотрудничество учителей, учеников. Музей соединяет многие поколения жителей села, хранит лучшие традиции школы, через любовь к малой родине воспитывает настоящих патриотов своей страны, пробуждает чувство милосердия, уважения к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, демонстрирует взаимосвязь поколений, воспитывает чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире.

 Наш музей основан  в 1985 году под руководством учителя истории, заслуженного учителя школы РМ, обладателя медали «Патриот России» Криворотовой М.П.. В нём собран богатый материал по дореволюционной истории села, по  истории школы, по знаменитым выпускникам, по истории села в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно музей  пополняется старинной одеждой, посудой и другими экспонатами. Наш музей посещают жители и гости села, выпускники школы и оставляют отзывы о его работе.

 Педагоги школы широко применяют  материалы школьного музея на своих уроках, создают методические разработки. Так, например, мною были разработаны и проведены  уроки  русского языка  по темам: «Строки, опаленные войной» (8 класс), «Обратный адрес- Афганская война»( 9 класс), «Письма Победы» ( 7 класс). В основе уроков -  письма Великой Отечественной войны, афганской войны,  тружеников тыла. Ребята с большим интересом изучали письма, встречались с ветеранами и тружениками тыла, воинами- афганцами. Методические  разработки уроков были отправлены на  конкурс «Лучший урок письма» и заняли на республиканском уровне - 1 место, на Всероссийском- 2 место.  Мне была предоставлена возможность присутствовать на церемонии награждения в г. Ставрополь. С использованием краеведческого материала был разработан и  проведен Урок Памяти по литературе «Только доблесть бессмертно живет» (5 класс).

  С большим интересом учащиеся школы работают с материалами школьного музея.

Создают исследовательские и творческие работы, с которыми принимают активное участие в республиканских и всероссийских конкурсах :  форуме «Одаренные дети»,  Республиканской научно-исследовательской конференции школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», «Евсевьевских чтениях», районной конференции «Патриотизм 21 век», конкурсе сочинений «А мы с тобой войны не знали» и др. Становятся победителями и призерами.

 В школьном краеведческом  музее собран богатый материал.  Но особую ценность представляет  « Книга Памяти и Славы  села Сивинь». Она состоит из 500 страниц.  В Республиканской поисковой экспедиции школьников и молодежи «Книга Памяти и Славы» заняла 1 место.

  С целью распространения и обобщения опыта по патриотическому воспитанию  в нашей школе проведен районный семинар заместителей директоров по воспитательной работе  и педагогов дополнительного образования  по теме «Исследовательская деятельность в школьном музее».

 Особое значение в воспитании патриотизма играют внеклассные мероприятия. Организуются встречи с республиканским отрядом «Поиск».

 В этом году в рамках акции «Снежный десант» гостями  нашей школы был поисковый отряд «Память» Краснослободского многопрофильного лицея. Ребята рассказали о деятельности своего отряда, посетили школьный музей. Поисковиками в дар школьного  музея была передана каска, найденная при раскопках на местах сражений. Вместе ребята посетили памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, сивинское кладбище: побывали на могилах Мелешина В.Н, погибшего при выводе советских войск из Афганистана, Старикова К.А., героя чеченской войны. Их память ребята почтили минутой молчанья.  

 Ежегодно проводятся акции «Рядом с нами живут ветераны», месячники ко дню пожилых людей. Организуются концерты и встречи с ветеранами войны и тружениками тыла. Проводятся конкурсы чтецов  «Слава Героям», утренники «Ваш подвиг не забыт».  

  Активное участие дети принимают  в районных акциях «Мы рождены в России», «Полотно Мира», «Солдатский платок» и др.

  С большой гордостью дети участвуют в шествии «Бессмертный полк», а самые достойные несут «Вахту памяти» у памятника героям- землякам.

  Школа тесно сотрудничает с районным военкоматом. Все выпускники нашей школы проходят службу в армии. 10 человек выполняли интернациональный долг в Афганистане. Один из них- Мелешин В.Н., погиб при выводе советских войск из Афганистана. 3 человека  служили в Чеченской Республике.

 В день вывода советских войск из Афганистана ежегодно проводится Урок Мужества. На мероприятиях присутствуют представители военкомата, начальник комиссариата РМ по Краснослободскому и Старошайговскому районам Полозов Д.А..К участию в уроках мы стараемся привлекать и выпускников школы. Гостем одного из таких мероприятий была выпускница нашей школы Чванова Лидия Николаевна, участвовавшая в событиях афганской войны (ныне проживает в Казани). Проводятся Дни Памяти, вечера встречи воинов – афганцев, выпускников Сивинской школы. Эти встречи для учеников школы - настоящие уроки мужества и патриотизма.

    В течение многих лет на базе нашей школы организуются и проводятся районные соревнования памяти пятерых братьев Львовых, которые погибли в годы Великой Отечественной войны.

   В нашем селе три мемориальных доски, четыре  улицы названы именами односельчан-героев: улица имени братьев Львовых, улица В. Мелешина , улица Щербакова, улица Старикова. В центре села установлен памятник погибшим воинам- односельчанам.  Ученики школы ухаживают за мемориальными объектами, организуются Вахты Памяти, митинги. Не остается без внимания и могила воина- афганца Мелешина В.Н.

 Строгие и скорбные памятники воинам Великой Отечественной войны, улицы, названные в их честь, мемориальные доски погибшим героям-  современникам питали и будут питать сердца последующих поколений гордостью за земляков, за Мордовию, будут воспитывать в  них патриотизм.

  Большую роль в воспитании патриотизма  играют мероприятия, открытые уроки, посвященные творчеству местного художника А.Ф. Пряхина. Организуются  экскурсии по выставке его картин, которая постоянно работает в школе.

 Воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности. Ежегодно ученики школы принимают участие в республиканском конкурсе «Святыни земли мордовской». Так, ученица нашей школы Карандашова Анастасия, ныне выпускница, награждена поездкой по паломническим местам России. А ученица 9 класса Пшеничникова Аня за победу в республиканском конкурсе «Наш святой», посвященном адмиралу Ушакову- поездкой в Санаксарский монастырь, музей Ушакова (г. Темников). Частым гостем в нашей школе является настоятель сивинской церкви отец Николай.

  В новое время необходимы и новые формы работы по патриотическому воспитанию школьников.

В 2010 году в нашей школе организован волонтерский отряд «Пробуждение». Создан школьный питомник по выращиванию саженцев.  С  целью компенсации потери природы в лесных пожарах 2010 года ученики нашей школы приняли активное участие в самом масштабном экологическом проекте России «Больше кислорода!».

 В январе 2012  года в нашей школе создано школьное лесничество «Сосновый бор».  Ребята принимают активное участие в охране природы.  Около  памятника погибшим воинам- односельчанам и церкви  заложена Аллея Славы.

  Учащиеся школы принимают активное  участие в общероссийской акции «Памятники природы. От поколения к поколению», республиканских  конкурсах «Древо земли», «Птичий дом»,  районной акции  «Наши зимующие птицы», в конкурсе на лучший скворечник- домик для птиц, районной экологической конференции школьников «Мой мир - мой дом», экологическом КВН. Становятся победителями и призерами.

  Хочется отметить, работа по патриотическому воспитанию школьников дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности. У нас нет детей стоящих на учете.

  За время существования Сивинской школы сложились и свои традиции, которые вносят большой вклад в патриотическое воспитание школьников. Например, ежегодно в феврале, в День рождения школы, у нас проходит вечер встречи выпускников, который заканчивается Гимном школы.

 Мы надеемся, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях  школы, наши ученики, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все  для сохранения и укрепления нашей Родины,  Русской земли.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...

Экологическое краеведение в условиях сельской малокомплектной школы

Рассматриваются цель и основные задачи экологического краеведения, показывается опыт работы по изучению и охране природы родного края, приводятся данные об изученных популяциях охраняемых растен...

Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»...

Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы

Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы...

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Статья из сборника "Моя образовательная инициатива" (сост.: Т. П. Горявская. – Саранск : ЦНППМ «Педагог 13.ру»)...