Рабочая программа по информатике для 7 класса
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Балсанова Лариса Николаевна

Рабочая программа по предмету «Информатика» для обучающихся 7классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1.                     Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);

2.                     Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3.                     Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

4.                     СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;

с учетом:

1.                     Примерной программы основного общего образования по информатике для 5–9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7–9 классы». – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

2.                     Программы к завершенной предметной линии учебников: Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы.7–9 классы». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3.       Завершенной предметной линией учебников «Информатика» под ред. Босовой, Л.Л. Информатика: Учебник для  7класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пояснительная записка 55.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Информатика» для обучающихся 7 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);
  2. Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;

с учетом:

  1. Примерной программы основного общего образования по информатике для 5–9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7–9 классы». – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
  2. Программы к завершенной предметной линии учебников: Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Завершенной предметной линией учебников «Информатика» под ред. Босовой, Л.Л. Информатика: Учебник для  7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

Изучение информатики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации Вклад учебного предмета в достижение целей образования 13 как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики сделан акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формирование информационной культуры, развития алгоритмического мышления.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Примерный учебный план (вариант №2) для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих ФГОС нового поколения, предусматривает обязательное изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 7 классе, в объеме 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

        Учебный предмет включен в обязательную часть учебного плана школы.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • ценностей семьи и общества и их уважение;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств;
  • способности к организации своей учебной деятельности;
  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владеть общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владеть ИКТ-компетентностью (использование средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
  • уметь выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической или автоматизированной (диалоговой) обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
  • выступать перед аудиторией сверстников с докладами;
  • формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его;
  • участвовать в диалоге.

Предметные результаты:

ученик научится

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
  • использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации;
  • владеть базовым навыкам работы с компьютером;
  • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, графические редакторы, мультимедиа);
  • приобретать знания, умения и навыки, достаточные для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умения описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
  • владеть базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
  • организовывать свое личное пространство данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

соблюдать нормы информационной этики и права.

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Метапредметные

  • мультимедийная презентация;
  • учебное исследование;
  • подготовка сообщения доклада;
  • дискуссия.

Предметные  

  • интерактивное тестирование;
  • устный ответ;
  • самостоятельная работа;
  • зачёт «Обязательный образовательный минимум»;
  • практическая работа.

Содержание учебного предмета

7 класс

35 часов (1 час в неделю)

Раздел: Информация и информационные процессы (9 часов)

Фаза совместной постановки и решения задач.

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители  информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Раздел: Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Раздел: Обработка графической информации (4 часа)

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Раздел: Обработка текстовой информации (9 часов)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Раздел: Мультимедиа (4 часа)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных.

Рефлексия  (2 часа)

Основные понятия курса.

Итоговая проверочная работа.

Тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности

Класс

Тема

Характеристика деятельности ученика

7 класс

Информационные процессы

Аналитическая деятельность:

• оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

• приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни;

• классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

• выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

• анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

• кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

• определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

• определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

• оперировать с единицами измерения количества

информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт).

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

Аналитическая деятельность:

• анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

• анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

• определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

• анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

• определять основные характеристики операционной системы;

• планировать собственное информационное пространство. Практическая деятельность:

• получать информацию о характеристиках компьютера;

• оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

• выполнять основные операции с файлами и папками;

• оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

• оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

• использовать программы-архиваторы;

• осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ

Обработка графической информации.

Аналитическая деятельность:

• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

• определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора

Обработка текстовой информации.

Аналитическая деятельность:

• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

• создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

• форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);

• вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

• выполнять коллективное создание текстового документа;

• создавать гипертекстовые документы;

• выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251);

• использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов

Мультимедиа.

Аналитическая деятельность:

• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

• создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

• записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)


Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы.7–9 классы». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Учебник, учебное пособие

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика 7 класс. БИНОМ. Лаборатория знаний (956)

Рабочая тетрадь для обучающихся

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Электронное приложение к УМК

Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5–7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Дидактический материал

Комплект плакатов, электронных презентаций.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Методическое пособие с поурочными разработками

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5–7 классы. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Список используемой литературы

Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

InteretUrok.ru (http://interneturok.ru/ru/school/informatika/7-klass)

Технические средства обучения

  • компьютер,
  • проектор,
  • принтер,
  • телекоммуникационный блок,
  • колонки,
  • клавиатура,
  • мышь,
  • сканер.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, графический редактор, программу разработки презентаций.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...