Разработка урока "ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И БАЗЫ ЗНАНИЙ"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Петрова Татьяна Валентиновна

Цель:  «Выяснить, что такое «Искусственный интеллект», как возникло это новое направление в информатике, какова цель исследований в этой области науки».

Задачи:

1.     Дать определение искусственного интеллекта как самостоятельной отрасли научного знания изучающей особенности человеческого мышления с целью создания его аналогии в информационных технологиях.

2.     Развивать у учащихся умение анализировать и обобщать полученные знания (ИИ – предмет исследования – цель разработок – области применения ).

3.     Закладывать основы гуманистической позиции в отношении искусственного интеллекта с целью применения и использования ими полученных  по данной теме знаний только во благо человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvennyy_intellekt_i_bazy_znaniy.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И БАЗЫ ЗНАНИЙ

Что такое искусственный интеллект?

Цель:  «Выяснить, что такое «Искусственный интеллект», как возникло это новое направление в информатике, какова цель исследований в этой области науки».

Задачи:

  1. Дать определение искусственного интеллекта как самостоятельной отрасли научного знания изучающей особенности человеческого мышления с целью создания его аналогии в информационных технологиях.
  2. Развивать у учащихся умение анализировать и обобщать полученные знания (ИИ – предмет исследования – цель разработок – области применения ).
  3. Закладывать основы гуманистической позиции в отношении искусственного интеллекта с целью применения и использования ими полученных  по данной теме знаний только во благо человека.

Ученые ищут ответ на вопрос: как мыслит человек? Цель этих исследований – создать модель человеческого интеллекта и реализовать ее на компьютере. Не пагубна ли эта идея для самого человека? (плюсы и минусы)

В 60-е годы ХХ века появился новый раздел информатики – «Искусственный интеллект». (Почему возникла необходимость в этой навой науке, какие факторы повлияли?)

Интеллект  (от лат. Intellectus – познание, понимание, рассудок) – способность мышления, рационального познания.  

Кому свойственен интеллект? (в полной мере свойственна лишь людям.)

Предмет изучения искусственного интеллекта – человеческое мышление;

Цель – создать модель человеческого интеллекта, реализовать ее на компьютере т. е. научить машину мыслить.

Виды человеческой деятельности, которые нельзя запрограммировать: сочинение музыки и стихов, доказательство теоремы, диагностика и лечение болезней… (продолжить).

Любую работу компьютер выполняет по предложенной  человеком программе т.е. компьютер формально выполняет программу. Реализация цели искусственного интеллекта заключается в том, чтобы научить машину, подобно человеку, самостоятельно строить программу своих действий, исходя из поставленных задач. Значит, превратить компьютер из формального исполнителя в интеллектуального исполнителя.

Рассмотрим модель функционирования формального и интеллектуального исполнителя (схема). Вопрос:  может ли программа затрагивать разносторонние области?

Вывод: любая система искусственного интеллекта работает в рамках какой-то одной предметной области (медицина, законодательство, математика…). Подобно специалисту компьютер должен обладать знаниями в определенной области.

Знания в одной предметной области, заложенные в память компьютера, называются компьютерной базой знаний.

Например:

В задачнике 500 задач по геометрии  разного содержания.

Традиционные использование компьютера – писать 500 программ;

Специалист по искусственному интеллекту – заложит в компьютер знания геометрии – с помощью специального алгоритма логических рассуждений компьютер решит любую из  500 задач (достаточно сообщить условие).

Самостоятельно: Привести пример применения искусственного интеллекта и провести параллель,  традиционное использование компьютера – специалист по искусственному интеллекту.

 

Вывод: системы искусственного интеллекта работают на основе заложенных в них баз знаний. Т. е. чтобы решить задачу надо: 1. Помнить правила, законы, формулы…

2.Уметь мыслить, рассуждать, применять свои знания.

Человеческое мышление основано на двух составляющих: запас знаний и способность к логическим рассуждениям.

Отсюда вытекают две основные задачи создания интеллектуальных систем на компьютере:

  1. моделирование знаний (знания ввести в компьютерную память в качестве базы знаний);
  2. моделирование рассуждений (создание компьютерных программ, имитирующих логику человеческого мышления).

Искусственный интеллект реализован в качестве экспертных систем – системы заключающие в себе знания и опыт специалиста – эксперта в данной предметной области.

Вопрос: назовите области применения экспертных систем.

Предполагаемые ответ: моделирование экстремальных ситуаций,  например технической аварии, природных явлений, экстренных операций, управление транспортом…

Вывод: компьютер не подвержен стрессам  - находит оптимальное, безопасное решение и предлагает его человеку – человек принимает окончательное решение.

Таким образом:   Почему возникла необходимость создания ИИ? Не сыграет ли ИИ злую шутку с человечеством?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. 11 класс. «База данных MICROSOFT ACCESS».

Система управления базой данных (СУБД) комплекс программ, предназначенный для организации работы с компьютерными базами данных....

Разработка урока по теме «Базы данных»

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы,  но и создают условия для индивидуализации у...

Методическая разработка «РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА»

Характеристика проблемной ситуации       В 2015 году численность детей и подростков в Санкт-Петербурге составила более  860 тысяч человек. Количество учрежден...

Методическая разработка открытого урока на базе УМК "Spotlight" - 7 класс.

Открытый урок на базе УМК "Spotlight", модуль 7А "In the Spotlight", грамматический матирал: степени сравнения прилагательных; Лексика Feelings and Emotio...

Методическая разработка открытого урока на базе УМК "Spotlight" - 7 класс.

Открытый урок на базе УМК "Spotlight", модуль 7А "In the Spotlight", грамматический матирал: степени сравнения прилагательных; Лексика Feelings and Emotio...

Разработка урока "Создание табличной базы данных"

Разработка урока "Создание табличной базы данных" содержит конспект урока, презентацию и практическое задание...

База знаний "Юнармии"

Информация, необходимая для работы юноармейцами...