Рабочая программа для 9 класса по информатике.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Тихонова Евгения Леонидовна

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Угриновича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

   Л.Н.Миронова

Рассмотрено и обсуждено на заседании ШМО учителей предметов математического цикла протокол № 1 от «___» августа 2016 г.

Руководитель ШМО _______                                              

         Согласовано:

заместитель директора школы по УВР ______/О.В.Корунова/

            «___» августа 2016 г.

Утверждаю:

Директор школы

________ Н.А.Фомина

Приказ  № ____О/Д

 от «___» августа 2016 г.

Рабочая программа

по информатике и ИКТдля 9 класса

учителя информатики и ИКТ

Тихоновой Евгении Леонидовны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___от

« ___ » ________ 2016г.

                                                        2016 -2017  учебный год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонентаГосударственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) автор – Н.Д. Угринович, рекомендованной Министерством образования РФ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

-овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

-воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные  подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;

- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

- освоение ключевых компетенций.

Изменения, внесенные в  программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.

В авторской программе изучение предмета ориентировано на ОС Windows.  В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение  предмета на ее основе и ее прикладных программ,  т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано на используемое программное обеспечение в общеобразовательном учреждении (Linux)».

УМК:

«Информатика и ИКТ»:учебник для 9 класса/ Н.Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Рабочая программарассчитана на70 учебных часов;  в неделю –  2 часа.

Количество практических работ: 27.

Количество контрольных работ: 5.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные

Формы  текущего контроля ЗУН (ов):

  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практические и самостоятельные работы;
  • тестирование.

Формы  итогового контроля ЗУН (ов):

  • контрольная работа;
  • зачет;

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать:

□  виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

а единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

□  основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

□  программный принцип работы компьютера;

□  назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

□  выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

□  оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

□  создавать информационные объекты, в том числе:

•   структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

•   создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

•   создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

•   создавать записи в базе данных;

•   создавать презентации на основе шаблонов;

 □искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

□пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

□ создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

□  проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

□ создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

□  организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

□ передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

§

Кол-во часов

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал

Форма подведения итогов, виды деятель-ти

Дата

I четверть (18 часов)

Повторение материала 8 кл.(2ч)

1

Информация и информационные процессы. Техника безопасности.

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Памятки, рисунки

Беседа, подпись в журнале по ТБ

2

Компьютер как устройство обработки информации.

1

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, таблицы

Беседа

Кодирование и обработка графической  и мультимедийной  информации (12 часов)

3

Кодирование графической информации.

П/р № 1.1

1.1

1

Традиционное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

4

Растровая и векторная графика.

1.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Опрос

5

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. П/р № 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

1.3.1

1.3.2

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

6

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

1.3.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

7

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.П/р № 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

1.3.4

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

8-9

Растровая и векторная анимация.П/р № 1.4 «Анимация»

1.4

2

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

10-11

Компьютерные презентации.

1.4

2

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

практическое занятие

12

Кодирование и обработка звуковой информации.П/р № 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

1.5

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

13

Цифровое фото и видео. П/р № 1.6. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

1.6

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

14

Контрольная работа

1

Контроль знаний

Кодирование и обработка текстовой информации (10 часов)

15

Кодирование текстовой информации.П/р № 2.1: Кодирование текстовой информации.

2.1

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

16

Создание документов в текстовых редакторах.

2.2

1

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос

17

Ввод и редактирование документа.страницы. П/р № 2.2: Вставка в документ формул.

2.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

18

Сохранение и печать документа.

2.4

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Памятки, рисунки

Опрос

II четверть (14 часов)

19

Форматирование символов

2.5.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Памятки

Опрос

20

Форматирование абзацев. П/р № 2.3: Форматирование символов и абзацев.

2.5.2

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

21

Нумерованные и маркированные списки.П/р № 2.4: Создание и форматирование списков.

2.5.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

22

Таблицы. П/р № 2.5: Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

2.6

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

23

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. П/р № 2.6: Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

2.7

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

24

Системы оптического распознания документов.П/р № 2.7: Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

2.8

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)

25

Представление числовой  информации с помощью систем счисления.П/р № 3.1: Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

3.1.1

1

Традиционное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, раздаточный материал

Опрос, решение задач

26

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

3.1.2

1

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

27

Двоичное кодирование чисел в компьютере. Контрольная работа.

3.1.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, памятки

Опрос, решение задач

28

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

3.2.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Раздаточный материал

Опрос

29

Основные типы и форматы данных.

3.2.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, схемы

Опрос

30

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.П/р № 3.2: Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

3.2.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально- фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

31

Встроенные функции. Компьютерный практикум. П/р № 3.3: Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

3.2.4

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

32

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. П/р № 3.4: Построение диаграмм различных видов.

3.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

III четверть (20 часов)

33

Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы.

3.4.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос, практическое занятие

34

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. П/р № 3.5: Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

3.4.2

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов)

35

Свойства алгоритма и его  исполнители.

4.1.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос

36

Блок-схемы алгоритмов.

4.1.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Схемы

Опрос

37

Выполнение алгоритмов компьютером.

4.1.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос

38

Линейный алгоритм.

4.2.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Схемы, раздаточный материал

Опрос, построение блок-схем

39

Алгоритмическая структура «ветвление».

4.2.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Схемы, раздаточный материал

Опрос, построение блок-схем

40

Алгоритмическая структура «выбор».

4.2.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Схемы, раздаточный материал

Опрос, построение блок-схем

41

Алгоритмическая структура «цикл».

4.2.4

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Схемы, раздаточный материал

Опрос, построение блок-схем

42

Контрольная работа

1

Контроль знаний

43

Переменные: тип, имя, значение.

4.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос

44

Арифметические, строковые и логические выражения.

4.4

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, схемы

Опрос

45-46

Функции в языках объектно-ориентированного и алг.программирования.

Цикл.алгоритмы.

4.5

2

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос, практическое занятие

47-48

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. П/р № 4.1:Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

4.6

2

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

49-50

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic 2005.

4.7

2

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Таблицы, схемы

Опрос, практическое занятие

51-52

Выполнение проектов.

4.7

2

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

практическое занятие

IV четверть (16 часов)

53-54

Выполнение проектов.

4.7

2

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

практическое занятие

Моделирование и формализация (9 часов)

55

Окружающий мир как иерархическая система.

5.1

1

Комбинированное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, рисунки

Опрос

56

Моделирование как метод познания.

5.2.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки,

 схемы

Опрос

57

Материальные и информационные модели.

5.2.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Рисунки, таблицы

Опрос

58

Формализация и визуализация информационных моделей.

5.2.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы, рисунки

Опрос

59

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. П/р № 5.1: Проект «Бросание мячика в площадку».

5.3

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

60

Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений.П/р № 5.2: Проект «Графическое решение уравнения».

5.4

5.5

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

61

Экспертные системы распознавания химических вещества. П/р № 5.3: Проект «Распознавание удобрений».

5.6

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

62

Информационные модели управления объектами.П/р № 5.4: Проект «Модели систем управления».

5.7

1

Комбинированное, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, индивидуально-фронтальный

Аппаратное и  программное обеспечение

Опрос, практическое занятие

63

Контрольная работа

1

Контроль знаний

Информатизация общества (3 часа)

64

Информационное общество.

6.1

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос

65

Информационная культура.

6.2

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос

66

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

6.3

1

Традиционное

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Таблицы

Опрос

67-70

Повторение. Адм.к/р. Тестирование. Обобщение.

4

Традиционное

Репродуктивный, фронтальный

Опрос


Формы и средства контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, зачет, тестирование, доклады, работа по карточкам.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы.-М.: ВАКО, 2008
  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лабоатория Базовых Знаний, 2008г.
  4. Кузнецов А.А., Пугач В.И. Информатика. Тестовые задания. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003г.
  5. Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике. – М. «Экзамен», 2007г.
  6. www.1september.ru
  7. www.metodkopilka.ru
  8. www.uchportal.ru
  9. www.openklass.ru
  10. www.metodkabinet.ru
  11. www.school.edu.ru
  12. www.ipkps.bsu.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 9 класс по информатике

Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основног...

Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»

Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...

Рабочая программа 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике ФГОС Босова...

Рабочая программа 8 класса по информатике

Рабочая программа 8 класса по информатике , Босова...

Рабочая программа 11 класса по информатике

Рабочая программа 11 класса по информатике (2 часа в неделю)...

Рабочая программа 10 класса по информатике

Рабочая программа по информатике 10 класс (2 часа в неделю)...

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....