ИКТ в организации процесса обучения информатике в 5-7 классах
статья по информатике и икт (5, 6, 7 класс) на тему

В нашей школе преподавание информатике в 5-7 классах (до 9) ведется по учебно-методическому комплекту Босовой Л.Л. Из которого я использую в работе учебник, рабочую тетрадь, электронные приложения к урокам и материалы на сайте издательства. У нас на изучение информатики отведен 1 урок в неделю. Рабочая программа Босовой Л.Л. хоть и написана на 1 час в неделю, но ее методический комплект целиком можно освоить только при двух уроках в неделю. Из рабочих тетрадей я не все задания задаю, а с оглядкой на уровень класса. В классе мы выполняем часть заданий из рабочей тетради, другую часть дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение  ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

ИКТ в организации процесса обучения информатике в 5-7 классах.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая  непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая  его преемственность с курсом информатики  начальной школы.

 

Первая наша задача как учителей – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности и общества.

А достижения такого качества невозможно без грамотного и осознанного использования ИКТ.

Наш ученик живет и будет жить в мире электронной культуры. Быстро меняется роль учителя в этой все более замешанной на информации культуре. Учитель теперь не только носитель и передатчик информации. Теперь учитель дирижер информационного учебного потока. А учитель информатики не только учебного потока, от него ученики и родители ждут помощи в освоении электронной культуры. Не только в учебном процессе, но и в бытовых делах.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовывать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: при подготовке урока, при его проведении (объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН).

Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Наши ученики приходят в компьютерный класс впервые в 5 классе и задача учителей информатики состоит в том, чтобы не только научить основам информатики и подготовить учеников к дальнейшему обучению в 7-9 классах и старшей школе, но и помочь в организации учебного процесса в целом, по всем предметам. А также помочь им стать увереннее при пользовании компьютерной техникой и использовании компьютерных технологий в быту.

В нашей школе преподавание информатике в 5-7 классах (до 9) ведется по учебно-методическому комплекту Босовой Л.Л. Из которого я использую в работе учебник, рабочую тетрадь, электронные приложения к урокам и материалы на сайте издательства. У нас на изучение информатики отведен 1 урок в неделю. Рабочая программа Босовой Л.Л. хоть и написана на 1 час в неделю, но ее методический комплект целиком можно освоить только при двух уроках в неделю. Из рабочих тетрадей я не все задания задаю, а с оглядкой на уровень класса. В классе мы выполняем часть заданий из рабочей тетради, другую часть дома.

В чем же состоит роль ИКТ в организации процесса обучения информатике в 5-7 классах. (Ведь одна из важных задач обучения – повышения уровня знаний. А без прочной базы и повышать нечего.)

Во-первых, это непосредственно освоение компьютера, не на уровне как папа, мама и бабушка с дедушкой. А на уровне достойном современного школьника. Правильные названия составных частей компьютера. (Ведь как  только не называют. Угадайте, что имеют ввиду говоря «процессор» - системный блок.) Грамотное использование флешек. Ясная и четкая организация данных жестких дисках и съемных носителях. Отучение от привычки раскидывать файлы по рабочему столу, и всем доступным папкам компьютера.

Во-вторых использование возможностей электронной почты для отправки домашних заданий или уточняющих вопросов по заданиям. У половины пятиклассников есть адрес электронной почты (и практически все не помнят пароль). Два урока я отвожу под то, что бы каждый ученик самостоятельно создал себе электронный почтовый ящик. Полностью самостоятельно у 2-3 учеников из группы обычно не получается, я помогаю. Обязательно им и себе в тетради записываем их логины и пароли. Так как они пользуются этим ящиком на первых порах лишь раз в неделю, то поначалу многие забывают и логин и пароль.

После каждого урока я задаю домашнее задание, состоящее из трех частей. Первая – ответы устные на вопросы к §. Вторая – задания в рабочей тетради. Третья – практическое задание на компьютере, которое сначала ученики приносят и показывают на флешке (чему тоже приходится научится, приблизительно месяца полтора), потом, после заведения своего электронного почтового ящика, присылают мне на почту. Причем я прошу не накануне, а хотя бы за день до урока, в основном затем, чтобы успеть проверить работы к началу урока. (А то ведь многие как: делают на завтра домашние задания до 11 ночи и отсылают в 23:32 и потом удивляются как же я к первому уроку их работу еще не проверила. Ну и обратная связь, конечно, важна, ученику приятно получить оценку за домашнее задание, отправленное по электронной почте, за несколько дней до урока. Первый раз я вообще ставлю 5 за то, что в принципе смогли написать из дома письмо учителю. Ну ведь такие ж молодцы! Такое дело освоили!) Но в тоже время разрешаю приносить домашнее задание на флешки, если с почтой поначалу не ладиться. Через пару месяцев использования почты уже вся группа присылает домашнее задание на почту, правда в основном все же накануне. Но хотя бы не тратится время на уроке, что бы каждый открыл свою флешку и к каждому подойти и просмотреть работу. На уроке я показываю, с разрешения ученика, лучшие домашние работы: презентации о моей семье, о круговороте воды в природе, план моей домашней комнаты и т.д., так, что бы можно было похвастаться перед одноклассниками своими домашними успехами.

        После я все равно прошу носить флешки, что бы копировать свои классные работы. (Некоторые ученики хотят работать только на своих флешках, их я прошу копировать их работы на жесткий диск классного компьютера). Также иногда необходимо  записывать электронные пособия, программное обеспечение. Классам постарше, с 7 точно я выкладываю файлы в электронный дневник. А пятиклашкам все же на флешке, или сами себе на почту шлют. (Так их это забавляет обычно, прислать самому себе письмо!)

        Потом наступает следующая часть обучения, ученики пишут письма друг другу. А что бы сделать задания интересными я каждому отсылаю разные кусочки большого текста или картинки, и что бы понять о чем история или что изображено на картинке, необходимо объединить все куски. А для этого надо написать каждому одногруппнику. Или догадаться, что можно прислать все файлы одному координатору. Нет смысла зарание подбирать тексты или картинки, для каждой группы будет интересным, что-то свое.

Каковы же знания и умения учеников в конце обучения.

К концу пятого класса ученики уверенно пользуются флешками, электронной почтой, и текстовым редактором.

        К концу шестого могут полностью самостоятельно установить несложные программки на компьютер.

К концу седьмого уверенно скачивают файлы из электронного дневника, пользуются там личными сообщениями.

В общем, информатика идет нога в ногу с грамотным и осознанным пользование электронными технологиями. Как физики проясняют свойства и взаимосвязи всего. Так информатики добиваются, чтобы компьютер вышел для учеников из бытового уровня домашней техники (компьютера, мобильник, стиральной машинки и мультиварки) на информационный уровень.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИКТ в организации процесса обучения информатике в 5- 7 классах Направление для обсуждения: применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе Малышкина Мария Михайловна МОУ СОШ №10 г.о . Жуковский 2016 г.

Слайд 2

Непрерывный курс информатики (ФГОС) 1-4 классы (Пропедевтический курс в начальной школе) К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. 5-6 классы В основной школе, начиная с 5-го класса, ученики закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. 7-9классы 10-11 классы По 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне).

Слайд 3

Информационная культура

Слайд 4

Информационное безкультурье

Слайд 6

1. Язык

Слайд 7

1. Язык

Слайд 8

2. Организация и хранение файлов

Слайд 9

3. Работа с текстовой и графической информацией

Слайд 10

4. Работа с презентациями Отчетная презентация за год 5 класс

Слайд 11

5 . Работа с электронной почтой

Слайд 12

Вывод 5 класс Общепринятые называния ИКТ-терминов Строгая организация и хранение файлов Работа с текстовой и графической информацией Использование электронной почты Работа с презентацией как отчетом за год 6 класс +Табличные модели +Графики и диаграммы +Исполнители 7 класс +Программирование +Поиск в интернете ,

Слайд 13

Роль ИКТ в организации процесса обучения информатике в 5- 7 классах Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий. становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговая презентация по информатике за 5 класс Подготовила Фатеева Софья 5В

Слайд 2

Рабочий стол

Слайд 3

Хранение информации

Слайд 4

Отправление информации

Слайд 5

Мои рисунки

Слайд 6

Создавать таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

Итоговая работа по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии» учителей информатики МОУ лицей №14 г. Жуковский    Бут  Л.А., Паньженской  О.В....

Современные подходы к организации процесса обучения

В статье даётся характеристкиа подхода к обучению как к базисной категории методики....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕНА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВНОВОГО ПОКОЛЕНИЯАвтор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мам...

Статья "Дистанционное обучение как форма организации процесса обучения".

Современная система образования определяет новые цели и задачи, которые должны привести к модернизации процесса обучения. Основной целью организации взаимоотношений между учеником и учителем является ...