Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий
статья (информатика и икт) по теме

Итоговая работа по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии» учителей информатики МОУ лицей №14 г. Жуковский    Бут  Л.А., Паньженской  О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnye_tehnologii_v_inf.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

по курсу инвариантного учебного модуля

«Образование и общество.
Актуальные проблемы педагогики и психологии»

Бут  Людмила Александровна,

Паньженская Ольга Вениаминовна

учителя информатики

МОУ лицей №14 г. Жуковский

2011г.


Оглавление

Введение        3

Основные понятия        4

Современные инновационные технологии в образовании        5

Дифференцированное обучение        5

Проблемное обучение        8

Интегрированные уроки        9

Метод проектов        10

Интерактивные технологии        12

Заключение        13

Литература        14


Введение

Целью образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности, формирование поколения, способного учиться на протяжении всей жизни.

В настоящее время Россия начала  вхождение в мировое образовательное пространство, это требует модернизации образовательной системы:  акцентируется иное ее содержание, введение в образовательную среду инновационных технологий, в основу которых положены целостные модели учебно-воспитательного процесса, основанные на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления,  а жизнь определяет другие подходы к процессу обучения, поведение и  педагогический менталитет учителя.

Фронтальная система обучения (один учитель против целого класса) имеет жесткие ограничения - педагог не может уделить достаточно внимания каждому ребенку, учесть его индивидуальные особенности, направленность. Кроме того, при такой системе даже самый успешный ученик не сможет развить очень важные в современном обществе навыки:

  1. умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
  2. умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи;
  3. умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
  4. умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
  5. умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.

Новые технологии, методики и способы обучения   разрабатываются для того,  чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.

Таким образом, целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.

Актуальность проблемы заключается в том, что в современной  социально-экономической среде уровень образования в значительной мере будет зависеть от результативности внедрения технологий обучения, что обосновывается на новых методологических принципах, современных дидактичных принципах и психолого-педагогических теориях, которые развивают деятельный подход к образованию.

Значительный взнос в разработку методологии и теории понятия педагогической инновационной технологии сделан современными педагогами: В. Безпалько, В. Монаховым, Г. Селевко и другими.

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть понятие инновационных педагогических технологий, раскрыть основные методологические требования, которым должна отвечать любая инновационная технология обучения.

Предмет работы - это литературные источники, которые рассматривают проблему инновационных педагогических технологий, которые применяются в современном педагогическом процессе.

Объект исследования заключается в рассмотрении разнообразных инновационных технологий, которые имеют место в современном педагогическом процессе. При этом большое внимание уделяется практическому использованию таких инновационных технологий на примере разных типов  уроков.

Задачи исследования заключаются в подборе и систематизации данных по вопросу инновационных методов обучения в современном педагогическом процессе.

Практическая значимость работы выражается в том, что данные проведенного в курсовой работе исследования постоянно используются в  нашей педагогической практике.

Основные понятия

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на авторских идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Г. Селевко). Выделяются следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ:

  1. Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
  2. Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
  3. Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
  4. Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
  5. Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
  6. Наличие результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Современные инновационные технологии в образовании

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Наиболее характерные инновационные технологии следующие.

 Дифференцированное обучение

 В современной  дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются  цели, содержание образования, формы и методы обучения.

Дифференциация осуществляется по:

  1. По возрастному составу
  2. По области интересов (гуманитарные, физико-математические и др. группы)
  3. По личностно-психологическим типам (типу мышления, характера, темпераменту и др.)
  4. По уровню здоровья
  5. По уровню умственного развития (уровню достижений)

Дифференциация по уровню ориентирована на:

  1. Обучение каждого на уровне  его возможностей и способностей;
  2. Приспособление (адаптация) к особенностям различных групп учащихся.

Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

  1. Наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся.
  2. Базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся.
  3. Базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся.
  4. Система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащиеся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют).
  5. Наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубину овладения содержанием учебного предмета

Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Встречаются учащиеся, которым категорически запрещено работать на компьютере. Моя задача как учителя - создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого.

Уровневая дифференциация - это разновидность дифференцированного обучения, при которой определяется уровень обязательного усвоения, для учащихся возможен поэтапный учебный процесс, сдача и досдача зачетов, достижений повышенных уровней. Все это способствует повышению интереса к предмету, регулирует учебную нагрузку школьников, каждый школьник сам регулирует уровень своих знаний.

Внутриклассная дифференциация выражается в заданиях различного уровня сложности, дозировании помощи учителя ученикам. Это мягкая, гибкая форма дифференцированного обучения, комфортная для учащихся, дающая им возможность переходить из группы в группу. Группы выделяются неявно, внимание учащихся на них не акцентируется. Однако в условиях внутриклассной дифференциации различное построение учебного процесса возможно в основном на этапе закрепления и обобщения знаний.

Разноуровневые задания на уроке информатики в старших классах обеспечивают реализацию индивидуального подхода к ученикам с учетом их интересов и умственного развития. Дифференцированные задания - элемент развивающего обучения, при котором усвоение знаний выступает как процесс активной самостоятельной работы ученика на уроке информатики. Эти задания имеют различную цель:

  1. проверить, как усвоили учащиеся систему знаний и навыков, как они их применяют к решению учебных задач на уроке информатики;
  2. позволяют каждому ученику выбрать индивидуальный образовательный маршрут по информатике;
  3. выявляют творческие возможности ученика и реализуют их на уроке информатики.

Сейчас одной из главных задач, которые стоят перед учителем информатики, является задача не просто дать знание ученику, но и сформировать его как личность, развить его творческие способности, помочь ученику выбрать дальнейший профессиональный путь.

Задания по информатике первого уровня трудности, в соответствии с понятием первого уровня усвоения, должны проверять качество узнавания, воспроизведения и интерпретации учащимся ранее изученного учебного материала. По форме различают три типа заданий первого уровня: опознание, различение и классификация.

Задания по информатике второго уровня усвоения проверяют умение учащегося решать типовые задачи.

Задания по информатике третьего уровня – это нетиповые задачи, требующие от учащегося эвристической деятельности, т. е. преобразования исходных условий и, часто, поиска дополнительных данных для подведения задачи под типовой алгоритм.

Дифференциация задач и заданий в курсе информатики происходит и в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников.

В нашем лицее существует введено профильное обучение.  При поступлении в первый и пятый класс практически все будущие ученики проходят собеседование. Учителя и психолог определяют уровень готовности ребенка к обучению в школе: оценивается степень психосоциальной зрелости, уровень развития мышления, речи, памяти, восприятия и т.п. Более подготовленные и способные дети отбираются в математический, химико-биологический, гуманитарный и общеобразовательный классы. И вот тут уже начинается разноуровневое обучение: в более сильных классах дети учатся по развивающей программе, а в общеобразовательных классах в основном опираются на базовые традиционные системы обучения.

Внутренняя дифференциация учитывает особенности учащихся и осуществляется практически на каждом уроке  во всех классах, в т.ч. и на уроках информатики и это  является причиной того, что практически отсутствуют неуспевающие дети.

Практика работы нашего лицея подтверждает, что наиболее эффективной является системно-целевая дифференциация обучения - это такая система обучения, которая интегрирует внешнюю и внутреннюю дифференциацию обучения на основе целенаправленного и систематического отбора целей, содержания, форм, методов и средств обучения, адаптирующихся к особенностям личности учащихся.

Проблемное обучение

Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.

Содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос.  Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер. Такой вопрос стимулирует процесс многоаспектного осмысления явлений и является хорошей основой для организации междисциплинарного обучения. Реализация педагогических целей через междисциплинарные связи способствует формированию целостной картины знаний о мире.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер. Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников.

Возникновение интереса к информатике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Задания должны быть направлены на решение задач разными способами, на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д. Обычно задачи повышенной сложности исследовательского характера даются в конце урока. Благодаря своей оригинальности такие задачи сами по себе побуждают учащихся к размышлениям. Получив задание на уроке, учащиеся продолжают поиск решения задачи дома. На следующем уроке один из них объясняет решение задачи всему классу.

 Благодаря такой работе у ученика снимается психологический барьер перед поиском решения задачи. Зная, что задача может быть решена разными способами, он смелее будет браться за ее решение. Постепенно, решая задачу за задачей, он приобретает некоторый опыт, что позволит ему развивать логическое мышление.

Использование же этих знаний на практике является творческой работой, при которой школьники учатся действенно применять теорию на практике.

При такой работе над задачей формируется логическое мышление учащихся, развивается интуиция, систематизируются знания, расширяется общеобразовательный кругозор, накапливается полезный опыт. Учащиеся овладевают основными методами решения задач, составляющими важную часть многих эвристических алгоритмов, учатся рационально планировать поиск решения задачи, выполнять полезные преобразования условия задачи.

Игровые технологии

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Цель ставит учитель, способы реализации цели обсуждаются коллективно, реализация может выполняться в группах или индивидуально.

В нашей практике игровые технологии хорошо используются в программировании (QBasic). Графическая  оболочка этого языка примитивная, тем не менее позволяет использовать ее для самовыражения школьников и поднятия интереса к программированию как процессу.

Интегрированные уроки

Технологии интеграции – позволяют формировать целостное, не разбитое на «предметные области» мировоззрение учащихся. Это позволяют учащимся не только более глубоко ориентироваться в изучаемых предметах, но и способствуют формированию психологически адаптивной личности - то есть личности, легко приспосабливающейся к изменениям внешней среды. 

Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой изучения. На таком уроке каждый учитель-предметник пытается подать суть предмета изучения со своей, специфической для каждого предмета, точки зрения. Не последнюю роль играет и оригинальность самой формы проведения уроков. Учеников сразу же заинтересовывает присутствие нескольких учителей на уроке и способы подачи материала. Детская психология лучше воспринимает кратковременные сообщения, отличные по форме изложения и источника подачи.

Интересные интегрированные уроки в нашей практике получались в тандеме с математиками и биологами

  1. по построению и исследованию функций в курсе алгебры 9 класса с использованием в информатике  табличного процессора Excel,
  2. по построению треугольников по трем вариантам различных входных данных - геометрия 9 класс (Excel),
  3. по расчету интегралов методом прямоугольников и методом трапеций  в 11 классе (Excel ,Pascal,Qbasic),
  4. по расчету биоритмов (Excel),
  5. по расчету численности популяции(Excel и Pascal),
  6. по работе в полярной системе координат (Excel и Pascal).

Метод проектов

Информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов.

Технология проектного обучения характеризуется получением учащимися конкретного практического результата и его публичным представлением. Данный метод значительно укрепляет межпредметные связи и информатика играет в этом главенствующую роль.

Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».

Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

  1. тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
  2. итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

Учебные проекты выполняются непосредственно на уроке,  и в качестве вида внеклассной самостоятельной работы.  

Уже несколько лет на уроках информатики наряду с линейными технологиями передачи знаний используется метод коллективных и индивидуальных творческих проектов. Его использование позволяет обеспечить условия для развития у учащихся навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Данная методика позволяет в процессе интеллектуальной творческой работы реализовать на практике, актуализировать, расширить полученные знания, что способствует стимулированию образовательной активности учащихся с одновременным развитием самостоятельности. Кроме того, в процессе работы над проектом происходит накопление опыта самореализации, что очень важно для развития личности.

В рамках пропедевтического курса учащиеся выполняют различные проекты, такие, например, как создание кроссвордов, мультфильмов, обучающих и развивающих игр и т.д. Итогом изучения программы ЛОГОМИРЫ является выполнение проекта в этой среде с описанием сценария, использованием анимации, управляющих элементов и собственных форм.

 В базовом курсе информатики освоение отдельных элементов компьютерных технологий происходит с применением проектного метода. Проекты  обязательно выполняются при изучении темы «Моделирование», «Технологии мультимедиа» и других.

После изучения на уроках информатики редактора Word и PowerPoint в 8 классе все учителя-предметники лицея знают, что с учащихся можно требовать грамотно, по всем правилам оформленный реферат, и что к урокам ученик может подготовить презентацию, сначала самую простую, а с опытом и анимированную, сложную и управляемую, что в значительной мере помогает грамотной реализации проектов в предметной области.

В старших классах, где содержание образования имеет профильную и углубленную направленность и представляет собой систему курсов по различным темам, учебный процесс организован в виде разработки и реализации каждым учащимся или их группой творческих проектов. Результатом такой деятельности должна явиться общественно-значимая работа, выполненная с использованием информационных технологий. Это может быть разработка и реализация компьютерных уроков по школьным дисциплинам (с непосредственным участием учителей-предметников), создание образовательных Web-страниц, презентаций, выпуск тематических газет и т.д.

Источник мотивов работы учеников при создании таких проектов — возможность использования современных видов обработки информации, актуализация полученных знаний, применение ПЭВМ в качестве средства решения собственных конкретных задач (например, компьютерное оформление научных работ, создание презентаций или организация компьютерного эксперимента для наглядного сопровождения доклада и пр.), а также приобретение профессиональных знаний, умений, навыков. У учащихся, таким образом, происходит сращивание цели и мотивов, что, в свою очередь, обеспечивает высокую значимость процесса познания.

 Проектная деятельность в лицее организована не только в учебное, но и во внеурочное время. С 2007 года наши школьники участвуют в городской научно-практической конференции "Интеллектуальное будущее наукограда", где занимают призовые места.

Результатом целенаправленной работы по организации проектной деятельности учащихся явилась тенденция к творческому сотрудничеству учителя информатики, учащегося и учителя-предметника, а также появление реальной возможности установления межпредметных связей. Так как за последнее время у учителей значительно вырос уровень компьютерной грамотности, лицей логически подошел к организации учебного процесса с применением средств информационно-коммуникационных технологий, использованию созданных учащимися работ как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Кроме того, у учителя появилась возможность для создания совместно с учащимися индивидуальной, нужной именно ему, компьютерной поддержки урока. Опыт сотрудничества в создании таких проектов уже имеется с преподавателями физики, биологии, истории, географии, иностранного языка. Немаловажно, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с технологиями работы в группах сотрудничества.

Интерактивные технологии

 предполагают активное взаимодействие учащегося с субъектом обучения (учителем, куратором). Для учащихся являются частью проектного метода, для преподавателей – часть их ежедневного труда. Уроки с использованием интерактивных презентаций позволяют учащимся зрительно усваивать материал. Интересная его подача позволяет дольше удерживать внимание школьника, способствует запоминанию материала.

Мультимедийные технологии обеспечивают:

- интенсификацию обучения;

- активность учащихся;

- индивидуализацию обучения;

- развитие самостоятельности;

- повышение мотивации;

- комфортность.

Примеры использования презентаций на уроках информатики:

  1. Объяснение новой темы.
  2. Работа с устными упражнениями.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Демонстрация условия и решения задачи.
  5. Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
  6. Проведение тестов.
  7. Проведение физкультминуток.
  8. Проведение рефлексии.
  9. Внеклассная работа.

Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.


Заключение

Информатизация образовательного процесса является одной из ключевых задач школы с 2003 года.

Опираясь на свой опыт и источники информации, можно сделать следующие выводы:

В настоящий момент информатизация осуществляется по следующим направлениям:

  1.   Расширение изучаемой сферы информатики как образовательной области.
  1. Внедрение ИКТ в содержание процесса обучения.
  2. Внедрение ИКТ в форму процесса обучения в виде создания новых форм передачи и контроля знаний.

Современные педагогические технологии направлены на главную фигуру школы  - ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения        и подобрать образовательные технологии, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о желаемом результате.

Самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения, поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции для активного использования в современном информационном пространстве.


Литература

  1. Батурин С.О. , Современные инновационные технологии в школьном образовании, -  http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
  3.  Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.
  4. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.
  5. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. – Волгоград, - В помощь администрации школы, - 2008, 91 с.
  6. Педагогика: учеб. / Л.П.Кривошенко [и др.]; под ред. Л.П.Кривошенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
  7. Сальникова Т.П. Педагогические технологии Уч.пос. – М.: - 2003 г.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с
  9. Управление образовательным учреждением: Организационно-педагогические и правовые аспекты: В вопросах и ответах - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

В настоящее врем в российском образовании термины "инновация", "инновационный процесс" используются весьма широко. В связи с этим в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения.В ...

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

В данной статье рассмотрены наиболее характерные иновационные технологии,применяемые на уроках информатики. Студентка некоторыми из них активно пользуется при прохождении практики....

Построение процесса обучения информатики на основе современных технологий

Использование  методов активного обучения существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую активность учащихся....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

 Очевидно, что актуальным  в педагогическом процессе становится использование   инновационных технологий, которые и формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....