Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий
методическая разработка по информатике и икт на тему

В данной статье рассмотрены наиболее характерные иновационные технологии,применяемые на уроках информатики. Студентка некоторыми из них активно пользуется при прохождении практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon musina_e.i.doc95.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мусина Э. И.

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

В настоящее врем в российском образовании термины "инновация", "инновационный процесс" используются весьма широко. В связи с этим в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения.

К инновационным предметам можно отнести информатику, которая является так же одним из востребованных предметов, делающих учебное заведение современным, приближенным к жизни и запросам общества. Особенно важно формировать интерес к учебной деятельности, создавать возможности для обучающихся становиться субъектом учебного процесса, легко ориентироваться в современном быстро изменяющемся мире.[1] 

В настоящий момент применяют самые различные педагогические инновации. Рассмотрим наиболее характерные инновационные технологии.

 Дифференцированное обучение.

 Дифференциация (от лат. яз. - разность, различие) - разделение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация образования - один из основополагающих принципов формирования личности. В его основе лежит необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Обычно класс состоит из обучающихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Встречаются обучающиеся, которые категорически запрещено работать на компьютере. Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого. Уровневая дифференциация - это разновидность дифференцированного обучения, при которой определяется уровень обязательного усвоения, для обучающихся возможен поэтапный учебный процесс, сдача зачетов, достижений повышенных уровней. Все это способствует повышению интереса к предмету, регулирует учебную нагрузку школьников, каждый школьник сам регулирует уровень своих знаний.[2] 

Проблемное обучение

Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос, который может носить междисциплинарный характер. Такой вопрос стимулирует процесс многоаспектного осмысления явлений и является хорошей основой для организации междисциплинарного обучения. Реализация педагогических целей через междисциплинарные связи способствует формированию целостной картины знаний о мире.

Общим условием успешности проблемного обучения является высокое профессиональное мастерство учителя, при котором он создает такую проблемную ситуацию и такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям обучающихся и организации познавательной активности каждого ученика.

Для достижения поставленной цели развития обучающихся, вооружения их глубокими и прочными знаниями через проблемное  обучение учитель должен применять эту технологию целенаправленно и систематически.

Игровые технологии

Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса. Игры, использующие в обучении делятся на ролевые, организационные и деловые. Все игры своим воздействием на участника решают три основные задачи:

  • образовательную;
  • воспитательную;
  • развлекательную.

В современной школе игровая деятельность на уроках информатики используется в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала.[3]

Интегрированные уроки

Технологии интеграции – позволяют формировать целостное, не разбитое на «предметные области» мировоззрение обучающихся. Это позволяют обучающимся не только более глубоко ориентироваться в изучаемых предметах, но и способствуют формированию психологически адаптивной личности - то есть личности, легко приспосабливающейся к изменениям внешней среды. 

Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой изучения. На таком уроке каждый учитель-предметник пытается подать суть предмета изучения со своей, специфической для каждого предмета, точки зрения. Не последнюю роль играет и оригинальность самой формы проведения уроков. Учеников сразу же заинтересовывает присутствие нескольких учителей на уроке и способы подачи материала.

Метод проектов

Метод проектов как метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся и предполагающих презентацию этих результатов; как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [4]

Под проектной деятельностью обучающихся будем понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

В процессе использования элементов проектной деятельности, формируются такие умения и навыки, как:

  • рефлексивные умения: умение осмысливать задачу;
  • поисковые умения: выдвижение и поиск гипотезы; планирование своей деятельности; умение находить информацию; структурирование информации; прием и передача информации, представление ее в различных формах;
  • навыки оценочной деятельности;
  • умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективное планирование, взаимопомощь в группе в решении общих задач, навыки делового партнерского общения;
  • менеджерские умения и навыки: проектирование процесса, планирование деятельности; принятие решений и прогнозирование их последствий, навыки анализа собственной деятельности;
  • коммуникативные: умение участвовать в дискуссии, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми;
  • презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; уверенно держать себя во время выступления; умение отвечать на незапланированные вопросы.[5]

Интерактивные технологии.

Интерактивные технологии предполагают активное взаимодействие обучающегося с субъектом обучения (учителем, куратором). Уроки с использованием интерактивных презентаций позволяют обучающимся зрительно усваивать материал. Интересная его подача позволяет дольше удерживать внимание обучающихся, способствует запоминанию материала.

Мультимедийные технологии обеспечивают: интенсификацию обучения, активность обучающихся, индивидуализацию обучения, развитие самостоятельности, повышение мотивации, комфортность.

Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.[6]

Т.о. самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий. Внедрение новых технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность обучающихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности обучающихся при изучении нового материала.

Литература

  1. Батурин С.О. , Современные инновационные технологии в школьном образовании, -  http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.
  2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.
  3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.

[1] Батурин С.О. , Современные инновационные технологии в школьном образовании, -  http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.

[2] Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.

[3] Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.

[4] Батурин С.О. , Современные инновационные технологии в школьном образовании, -  http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.

[5] Батурин С.О. , Современные инновационные технологии в школьном образовании, -  http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.

[6] Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

Итоговая работа по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии» учителей информатики МОУ лицей №14 г. Жуковский    Бут  Л.А., Паньженской  О.В....

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

В настоящее врем в российском образовании термины "инновация", "инновационный процесс" используются весьма широко. В связи с этим в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения.В ...

Построение процесса обучения информатики на основе современных технологий

Использование  методов активного обучения существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую активность учащихся....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

 Очевидно, что актуальным  в педагогическом процессе становится использование   инновационных технологий, которые и формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....