Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
проект по истории на тему

Рахмангулова Регина Сабирьяновна

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx100.8 КБ

Предварительный просмотр:


 Тема: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления.

Идея опыта. Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

  1. Сведение об авторе.

Рахмангулова Регина Сабирьяновна

Образование: Высшее.

Стаж педагогической работы: 8 лет

Квалификационная категория: первая

  1. Условия формирования опыта.  На идею формирования опыта оказали влияние требования ФГОС ООО, изучение методической литературы, изучение опыта коллег.  

3. Теоретическая база опыта. Идея о важном значении проблемного обучения высказывалась еще педагогами-классиками. Эту идею выдвигал немецкий педагог А. Дистерверг. Из общественных деятелей педагогической науки ее четко формулировал К.Д. Ушинский, считавший, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

Вопросы проблемного обучения освещаются в трудах таких известных дидактов и психологов, как М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др. Широко известна книга польского дидакта В. Оконя «Основы проблемного обучения». Ряд содержательных публикаций сделаны С.И. Мелешко и кандидатом педагогических наук Д.В. Кухаревым.

4. Актуальность и перспективность опыта. Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направления развития образования зафиксированы в «Национальной  образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика»  невозможно. Современных учеников трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Известный американский психолог К. Роджерс на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком.

Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Чтобы успешно осуществлять такое обучение,  учителям необходимо выработать систему новых установок. В частности, К. Роджерс особо выделяет: открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педагогический оптимизм, видение педагогом внутреннего мира ученика. Ученик для учителя должен быть не объектом, которым он управляет, а полноправным субъектом учения. Это значит, что педагог организует учебную деятельность не традиционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем.

Цель моей работы показать, как можно построить такой процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.

5. Новизна опыта. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в своей работе технологию развития критического мышления, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.

1. В преобразовании и адаптации известной технологии развития критического мышления к условиям учебного заведения, в котором я работаю.

2. Во внедрении в мою педагогическую деятельность приёмов технологии РКМЧП, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности.Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

3. В апробировании системы работы по развитию критического мышления обучающихся на уроках истории и обществознания  в условиях внедрения ФГОС.

4. В использовании нетрадиционных типов уроков.

5.Уроки носят характер преобразующей деятельности обучающихся. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе. что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

6. Адресность опыта.  Данный опыт рекомендуется использовать учителям истории и обществознания. Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звеньях. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам).

7. Трудоемкость опыта. Большая положительная роль проблемного обучения не может делать его универсальным способом вооружения учащихся знаниями. Его применение имеет свои пределы и ограничения.

       Неприменимо проблемное обучение на уроках, где изучается материал описательного характера. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом.

      К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше излагается фактический материал и слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении.

8.Технология опыта. Большинство авторов противопоставляют проблемное обучение объяснительно-иллюстративному, что можно представить в виде схемы:

Объяснительно-иллюстративное обучение

Проблемное обучение

Определение   темы   и   основных вопросов изложения.

Сообщение      знаний      учителем объяснительно-иллюстративным методом.   Учащиеся   воспринимают объяснение,   участвуют   в   анализе фактов, следят за мыслью учителя.

Воспроизведение        изложенного, тренировочные упражнения.

Рецептивное усвоение знаний.

Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи

Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам

Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие

Как можно использовать  технологию проблемного обучения на уроках  истории?

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?

Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

Например:

  • Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал «Ура!»; зато в Куликовской битве «Ура!» раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?

Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например:

-По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси?

Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи:

-В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1903 г.) рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: «Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы...». Разве в эпоху Петра I существовали самолеты?

Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.

- Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?

- В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название? (Эти улицы названы так в честь жен декабристов, которые последовали за своими мужьями в ссылку)

Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
событий:        

  • В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью 150-200 кв. метров. Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
  • В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?

Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:

- П.А. Столынин: консерватор или великий реформатор?

Таким образом, на конкретных примерах мы рассмотрели типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно.

И. Лернер обращает внимание еще на одну сторону проблемного обучения. Смысл проблемного обучения, пишет он, заключается в том, что «оно знакомит учащихся с найденными решениями тех или иных проблем и их сущностью, областью и способами применения, как это происходит в объяснительно-иллюстративном, но и логикой, подчас противоречивой,  поиска этих решений».

Но здесь не затронута еще одна важная сторона проблемного обучения, которая особенно актуальна в настоящее время. Ученик не только должен более активно усваивать знания, но и осмысливать сам процесс учения, овладевать способами и приемами учения.

     В книге «Школа XXI века. Приоритеты реформирования образования»  американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчеркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Если: ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, то ему легче будет повысить квалификацию, получить любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни.

Таким образом, проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации. Т.Л. Кудрявцев отмечает: «Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения».

    Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами, текстами с проблемной направленностью.

    Примером является блок уроков «Россия в эпоху царствования Ивана IV»  Учащиеся прежде чем выступить на уроке-суде в роли Адашева, Курбского, Сильвестра и других героев изучают работы Н. Костомарова, С. Соловьева, Н. Карамзина, П. Ковалевского и других. Осуждая или защищая Ивана Грозного, они вступают в дискуссию и самостоятельно принимают решение по оценке личности и деятельности первого царя. Важным является то, что учащиеся размышляют, изучают и убеждаются в неоднозначности оценки исторических событий, явлений, личностей, применяют полученные знания для решения поставленной проблемы.

Проблемные задания позволяют активизировать познавательный интерес учащихся. (Приложение 1).

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий:  технология развития критического мышления

       Сегодня необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно их точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом. Структура этой технологии стройна и логична.

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

  1. Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ)

-Составление списка известной информации;

-рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая), кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

  1. Осмысле-ние содержа-

Ния

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа)

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

  1. Рефлексия

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям -предположениям, вносит изменения, дополнения; дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

-Заполнение кластеров, таблиц;

-установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным или неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных круглых столов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ:

-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

    На этапе вызова использую  методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Для этого делю доску на 3 широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагаю воспроизвести в тетради такую же таблицу. Затем называю тему и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся  сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем» (учащиеся делают то же самое в тетрадях). Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.

     Например: на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

Что знаем

Что хотим узнать

Узнали

Фараоны – правители Египта

Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства

В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?

Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?

Легко ли жилось египетскому воину?

Прием «ЗХУ» можно использовать  в любом классе в зависимости от темы урока.

На занятиях делаю акцент на овладение историческим материалом на уроке, а не дома (дома сильный учащийся может изучить дополнительный интересный материал, поработать с проблемным заданием, слабый - повторить изученное, выполнить индивидуальное задание).

Участвуют в работе (изучают материал, анализируют его, отвечают на вопросы) почти все учащиеся на каждом уроке. Организовать активную деятельность учащихся можно с помощью методического приема «зигзаг». Материал, подлежащий изучению, делится на 4 части. Учащиеся получают карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Класс делится на 4 группы. Учащиеся с карточкой №1 работают над первым вопросом, учащиеся с карточкой №2 работают над вторым вопросом и т.д. Каждый из них должен уметь объяснить изученный материал. Затем состав групп меняется таким образом, чтобы в каждой группе был человек, готовый объяснить определенную порцию материала. Получится 4 группы по 4 человека. Можно учащихся разделить на 2 группы, затем организовать работу в парах. Учащимся очень интересно на таком уроке. Они все выступают в роли «учителей», чувствуют ответственность, даже слабые учащиеся не стесняются говорить. Такая работа развивает речь, память, мышление, формирует навыки работы с текстом.      

На стадии осмысления учащиеся   работают с текстами из энциклопедии, печатных изданий, документами и т.д. Сформулировать вопросы к тексту позволяет прием из технологии развития критического мышления  «6 шляп критического мышления». Этот алгоритм  позволяет организовать работу с любым текстом, обменяться мнениями в непринужденной атмосфере. Главное, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа.

1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.

3-я шляпа – черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо)

4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего).

5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая.

6-я шляпа: зеленая: изобретательская, творческая.

Можно использовать все 6 шляп или некоторые из них. Все зависит от изобретательности учителя, темы урока и содержания текста.  

Каждая технология предполагает, что результаты обучения должны быть четко диагностируемы. Надо заметить, что далеко не все специалисты и учителя-практики согласны с такой трактовкой понятия «педагогическая технология». Как же диагностировать и оценивать развитие навыков критического мышления? Специальной методики для их диагностики  и выставления оценок нет. Но мы можем использовать разнообразные методические инструменты для проверки  сформированности следующих навыков:

  1. Воспроизведение. Узнавание и вызов информации.
  2. Понимание – интерпретация материала, схем.
  3. Применение понятий, знаний в новой ситуации.
  4. Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений и т.д.
  5. Синтез – написание эссе, составление плана и т.д.
  6. Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности и т.д.

Приведу примеры таких заданий.

  1. Прочитайте текст учебника и заполните таблицу

«v»

«+»

«-»

«?»

Поставьте на полях знак «v», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым

Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию

  1. Составить таблицу «тонких» (кто принял участие в сражении? когда и где оно произошло? каковы итоги сражения?) и «толстых» вопросов (в  чем заключался полководческий талант Дмитрия Донского?).
  2. Тесты с различными видами заданий:

А) Укажите правильный ответ

Б) Укажите лишнее слово

В) Что объединяет ряд

Г) Вставьте пропущенные слова

Д) Соотнесите имена и события и др.

Можно определить перечень ключевых компетенций учащихся и в соответствии с ними составить диагностическую работу по определенной теме. (Приложение 2.) 

Виды ОУУН

№ задания

Содержание задания

Учебно-информационные

1.

Задание на запоминание: формулировка, требующая существенных признаков, характерных черт, определений, понятий, явлений, социальных объектов и процессов

Учебно-интеллектуальные

2.

Задание на классификацию, обобщение, установление соответствия

3.

Задание на сравнение

4.

Задание на установление причинно-следственных связей

5.

 Извлечение информации из текста, карты, схемы, рисунка

6.

Задание на применение знаний в новой ситуации, требующее межпредметного обобщения на основе ассоциативных связей

Учебно-организационные умения

7.

Оцениваются на основе наблюдения

Учебно-коммуникативные умения

8.

Оцениваются на основе наблюдения

Как оценивать?

К = Средний балл/Максимальный балл = 100-75% – высокий уровень

                                                                       74-50% - средний уровень

                                                                        49 и менее – низкий уровень

Использование описанных технологий обучения в сочетании с информационно-компьютерными технологиями позволяет добиваться хороших результатов. Все учащиеся успешно усваивают программу, качество знаний по предмету составляет от 60 до 90%.

Возникает вопрос: как часто можно использовать технологию развития критического мышления? Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, неавторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт – не могут существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Опыт работы показывает, что можно использовать практически все «старые приемы». Суть не в них, а в принципах и в модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они  задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится живой интерес.

Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения. Главный вопрос для рефлексивного анализа: достигнуты ли поставленные цели обучения? Утвердительный ответ означает, что выбранная технология обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска.

9. Результативность опыта. Обобщая работу по использованию проблемной и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания, можно сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:

– для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;

– у многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;

– на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;

– ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала.

По результатам диагностики  можно сделать вывод о положительной динамики успеваемости (абсолютной и качественной) по истории и обществознанию обучающихся во время реализации проекта.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков учащихся:

Мониторинг качества обученности по истории:

2015-2016 учебный год

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

I четверть

100%

61%

II четверть

100%

63%

III четверть

100 %

65 %

IV четверть

100%

68,26%

2016-2017 учебный год

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

I четверть

100%

69%

Мониторинг качества обученности по обществознанию.

2015-2016 учебный год

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

I четверть

100%

65,8%

II четверть

100%

69%

III четверть

100%

71%

IV четверть

100%

75%

2016-2017 учебный год

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

I четверть

                100%

77 %

Достижение учащихся

Ф.И.О. учащегося, класс

Предмет

Место

Всероссийская олимпиада школьников. Школьный этап 2015-2016 учебный год

Молотков Артем, 5а

история

1

Осинцев Константин, 5а

история

2

Молотков Артем,  5а

история

1

Сафонова Полина, 6б

обществознание

1

Рудов Дмитрий, 6а

история

1

Анищенко Дмитрий, 6а

история

2

Всероссийская олимпиада школьников. Школьный этап 2016-2017 учебный год

Калимуллина Радмила, 6а

история

1

Молотков Артем, 6а

история

2

Гордиенко Аделина, 6а

история

3

Анищенко Дмитрий, 7б

история

1

Матросов Яков, 7а

история

2

Сафонова Полина, 7б

история

3

Сафонова Полина, 7б

обществознание

1

Рудов Дмитрий,7 а

обществознание

2

Насактынова Виктория, 7б

обществознание

3

Региональная олимпиада по истории ХМАО

Кузикова Анастасия, 10б

История ХМАО

Участие

Павловская Дарина, 10 б

История ХМАО

Участие

Жуков Николай, 10 б

История ХМАО

Участие

VI Всероссийская предметная олимпиада

20 участников

история

Участие

III Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием

18 участников

история

Участие

Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества:

1. Выступление на РМО на тему «Преемственность ОРКСЕ в основной школе».

2. Муниципальный конкурс «Лучший творческий урок» - участник

3. II Историко –краеведческие чтения «Люди, события, факты в музейном измерении» г.Югорск – участник, 2015 г.

4. III Историко –краеведческие чтения «Люди, события, факты в музейном измерении» г.Югорск – участник,  публикация, 2016 г.

5. Социальное партнерство с Фондом поддержки предпринимательства  г. Советский в рамках проекта «Азбука бизнеса для старшеклассников».

6. Участие в районной игре «Правовой КВИЗ» ко Дню молодого избирателя.

7. Участие в районных конкурсах по избирательному праву: рисунки «Я люблю Россию, выборы – мои выборы!», фотоконкурс «Моя Росси я- мои выборы!»

Список использованной литературы:

1.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.: - Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

2.Заир-бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2011.

3.Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М., 1971.

4.Лернер И.В. Пути совершенствования методов обучения. -М.: «Народное образование», 1969, № 6.

5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. - М., 1999.

6.Оконь В.И. Основы проблемного обучения. - М., 1969.

7.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М., 1994.

                                                                                                                         

    Приложение 1.

Примеры проблемных заданий по истории России (6 класс)

1. Варяги (норманны) приходили к славянам «из-за моря». Но они появлялись не только на Волхове и Днепре, но и на Черном море, в Англии и Франции, Испании и Италии, в Греции и даже проникли в Северную Америку. Норманны иногда нанимались на военную службу, часто жили за счет грабежей, где-то становились даже правителями, но нигде основательно закрепиться так и не смогли, кроме северной Франции, ныне называемой Нормандия. Что заставляло суровых северных мужей покидать свои родные земли и скитаться на чужбине? Ведь если им покорялись целые земли и народы, неужели они не могли обустроить нормальную жизнь для себя на родине?

2. Рюриковичи во главе с Олегом, пришедшие из северных земель, захватили Киев и убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно обманом выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления, не защитило своих князей и подчинилось воле пришельцев. Почему?

3. Каждый из патриархов русской истории — Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский — дал свою периодизацию истории России. Но ни один из них при этом не использовал такое понятие, как «Киевская Русь». Теперь же многие наши учебники буквально пронизаны им. Почему?

4. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована. Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут — в святые!

5. Княгиня Ольга то ли в 955 г., то ли в 957 г. отправляется в Константинополь. Для чего? Не воевать, как это было ранее. «Креститься», — утверждает «Повесть временных лет» и большинство историков. Но зачем для крещения надо было совершать столь небезопасное путешествие? Ведь можно было креститься и в Киеве, благо в источниках уже упоминается наличие в нем соборной церкви святого Ильи. Да и византийские священники охотно откликнулись бы на просьбу Ольги и сами пришли бы на Русь. И потом, если бы Ольга прибыла в Константинополь только для крещения, стали бы держать русское посольство в бухте около двух с половиной месяцев?

6. Почему Святослав, оставив стольный Киев, «хочет жить в Переяславце на Дунае»? Чем его не устраивал Киев?

7. После неудачной войны Святослава с византийцами было достигнуто перемирие с Цимисхием (971 г.) с непременным условием, что русичи уйдут из Болгарии. Князь должен был отправиться в Киев. Однако он не пошел тут же в родные края, а расположил свое войско на о. Березань, в устье Днепра. Вскоре все резче стал ощущаться недостаток продовольствия. Казалось бы, нужно спешить к Киеву. Один из воевод князя, Свенельд, так и поступил и вскоре со своим войском прибыл дом

А что же заставило Святослава остаться на о. Березань и провести там голодную зиму 971/972 г.?

8. Святослав, по мнению и Нестора, и большинства историков, отличался недюжинным полководческим талантом. Тогда почему же он, возвращаясь в Киев в 972 г. по Днепру, допустил явный просчет, отправив свое войско разрозненными группами и с большими временными интервалами? Ведь он не мог не знать, как полководец, что на этом пути свирепствовали печенеги, которые в конце концов и разбили остатки киевского войска.

9. Исторические источники и современные карты помещают хазар, живших в IX— X вв., на Нижней Волге, Дону и Северном Кавказе, а их главные города Итиль — в устье Волги, Семендер — на Тереке. Для поиска хазарских поселений тысячелетней давности были организованы экспедиции. Однако остатки Итиля в наиболее вероятном месте его нахождения обнаружены небыли. И вообще археологи не раскопали в низовьях этой реки ни одного хазарского памятника. Почему? Куда девалась страна Хазария? Не могла же она не существовать вообще, если упоминанием о ней буквально пронизаны многие источники различных стран?

10. В 980 г. Владимир Святославич делает попытку приспособить языческие верования к новым условиям и на этой основе проводит языческую реформу. В Киеве ставятся деревянные идолы шести богов во главе с Перуном, которому волосы на голове были окрашены серебром, а усы золотом. Но эта реформа не прижилась. Почему, ведь не новая же религия предлагалась славянам, а традиционная, с языческими богами?

11. Историк О. М. Рапов исходит из признания христианства в качестве классовой религии. Точка зрения не нова. В советской литературе давно устоялось противопоставление религий на классовой основе: язычество — религия родовая, доклассовая; христианство — религия классовая. Но тогда «совершенно непонятно, —- отмечает О. М. Рапов, — почему религия родового общества (язычество), не освящавшая господства одного класса над другими, вполне соответствовала рабовладельческому строю, существовала в рабовладельческих государствах сотни, а иногда и тысячи лет и совсем не подрывала неограниченной власти египетских фараонов, ассиро-вавилонских царей, римских императоров... вдруг перестает удовлетворять правящие круги общества при переходе к феодальному способу производства»? Действительно, почему?

12. Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и его двух сыновей. По его приказу был убит Ярополк, жену которого он заставил быть своей наложницей. Он отличался большим любвеобилием: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове...». Его грехи еще долго можно перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью был канонизирован. Почему?

13. В 1015 г. по приказанию Святополка были убиты князья Борис и Глеб. Князья были молоды и ничем еще не проявили себя в полной мере. Тем не менее Борис и Глеб были канонизированы. Почему?

14. Весной 1107г. хан Боняк напал на Левобережье и захватил большую добычу. Летом, ободренные успехом, Боняк и Шарукан Старый объединились с другими ханами и подступили к крепости Лубен на реке Суле. Против объединенных сил половцев выступил Владимир Мономах, Олег Святославич Черниговский и еще пять князей. Враг вскоре был разбит. Пора было переносить войну территорию противника. Но зимой следующего года Владимир Мономах и Олег Святославич прибыли в ставки ханов, заключили с половцами мир и даже вскоре породнились, женив своих сыновей на дочерях ханов. Почему так произошло? Почем вместо того, чтобы добить противника, русские князья роднятся с ханами и заключают с ними мир

Приложение 2.

Пример диагностической работы в 7 классе по истории на  тему

«Россия в XVII веке».

Часть  1

        К каждому заданию этой части даны несколько ответов, из которых только один верный.

А1.Какое из перечисленных событий произошло в 1613 году?

        а) избрание на царство Бориса Годунова

        б) начало польской интервенции

        в) освобождение Москвы от поляков

        г) избрание на царство Михаила Романова

А2. Что из названного произошло в XVII веке?

        а) церковный раскол

        б) Ливонская война

        в) Северная война

        г) создание Священного Синода

А3. Во время царствования Алексея Михайловича произошло

        а) присоединение Казани

        б) присоединение Аляски

        в) завоевание Крыма

        г) воссоединение Украины с Россией

А4.Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 года?

        а) объявление крепостного состояния крестьян наследственным

        б) запрещение передавать поместья по наследству

        в) установление Юрьева дня

        г) введение опричнины

А5.Что из названного было одной из главных причин городских восстаний в XVII веке?

        а) недовольство городских низов деятельностью приказной системы

        б) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

        в) преследование старообрядцев

        г) введение в городах цехов и гильдий

А6. Что из названного было последствием церковной реформы XVII веке, проведённой Никоном?

        а) учреждение патриаршества

        б) церковный раскол

        в) секуляризация церковных земель

        г) учреждение Синода

А7. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было

        а) Россия получила Левобережную Украину и Киев

        б) Россия получила выход к Балтийскому морю

        в) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины

        г) Речь Посполитая вернула России Новгород

А8.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идёт речь.

«Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. – патриархом».

а) Филарет

б) Иов

в) Аввакум

г) Никон

А9. Стиль архитектуры XVII века – это

        а) «нарышкинское барокко»

        б) ампир

        в) классицизм

        г) модерн

А10. Жанр литературы, возникший в XVII веке

        а) летопись

        б) автобиография

        в) былина

        г) повесть

Часть 2

Задания части В требуют ответ в виде одного-двух слов, последовательности букв или

Цифр.

В1. Составил первый «Чертёж реки Амур» __________________________

В2. Личносвободные крестьяне, владевшие общинными землями и нёсшие государственные

       повинности - _______________________ крестьяне

В3. Расположи в хронологической последовательности следующие события

        а) венчание на царство Михаила Романова

        б) Смоленская война

        г) церковная реформа

        д) принятие Соборного уложения

1

2

3

4

               

В4. Установите соответствие

Деятельность

Исторический деятель

1) обратился к русскому царю с просьбой принять Украину в состав Российского государства

а) протопоп Аввакум

2) возглавил движение старообрядцев

б ) Алексей Михайлович

3) при его правлении было принято Соборное уложение

в) Богдан Хмельницкий

4) открыл пролив между Азией и Америкой

г) Семён Дежнёв

В5. Кто изображён на рисунке?

                i?id=100657666&tov=4

Часть 3

Задания части 3 предполагают развёрнутый ответ.

Прочтите отрывок из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

        «В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль… Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов)».

С1. Назовите стиль архитектуры, о котором идёт речь в отрывке.

С2. На основе текста назовите не менее трёх отличительных особенностей данного архитектурного

       стиля.

С3. Назовите фамилию боярского рода, в честь которого был назван данный архитектурный стиль.

С4. Назовите здания, построенные в XVII веке в данном архитектурном стиле.

Рахмангулова Регина Сабирьяновна, МБОУ гимназия г.Советский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий

Проектная и исследовательская деятельность с учениками....

Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"

Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий

Данный доклад был подготовлен в качестве экзаменационной работы по курсам "Образование и общество"...

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»...

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровне...

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподавания педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемыпреподавания педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационныхтехнологий. Разноуровнево...