Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий
статья по информатике и икт по теме

В настоящее врем в российском образовании термины "инновация", "инновационный процесс" используются весьма широко. В связи с этим в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения.

В данной статьи рассмотрены наиболее часто применяемые инновационные технологии в преподавании информатики.

Статью писала студентка 4 курса педагогического колледжа. Я являюсь руководителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мусина Э. И.

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

В настоящее врем в российском образовании термины "инновация", "инновационный процесс" используются весьма широко. В связи с этим в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения.

К инновационным предметам можно отнести информатику, которая является так же одним из востребованных предметов, делающих учебное заведение современным, приближенным к жизни и запросам общества. Особенно важно формировать интерес к учебной деятельности, создавать возможности для обучающихся становиться субъектом учебного процесса, легко ориентироваться в современном быстро изменяющемся мире.[1] 

В настоящий момент применяют самые различные педагогические инновации. Рассмотрим наиболее характерные инновационные технологии.

 Дифференцированное обучение.

 Дифференциация (от лат. яз. - разность, различие) - разделение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация образования - один из основополагающих принципов формирования личности. В его основе лежит необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Обычно класс состоит из обучающихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Встречаются обучающиеся, которые категорически запрещено работать на компьютере. Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого. Уровневая дифференциация - это разновидность дифференцированного обучения, при которой определяется уровень обязательного усвоения, для обучающихся возможен поэтапный учебный процесс, сдача зачетов, достижений повышенных уровней. Все это способствует повышению интереса к предмету, регулирует учебную нагрузку школьников, каждый школьник сам регулирует уровень своих знаний.[2] 

Проблемное обучение

Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос, который может носить междисциплинарный характер. Такой вопрос стимулирует процесс многоаспектного осмысления явлений и является хорошей основой для организации междисциплинарного обучения. Реализация педагогических целей через междисциплинарные связи способствует формированию целостной картины знаний о мире.

Общим условием успешности проблемного обучения является высокое профессиональное мастерство учителя, при котором он создает такую проблемную ситуацию и такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям обучающихся и организации познавательной активности каждого ученика.

Для достижения поставленной цели развития обучающихся, вооружения их глубокими и прочными знаниями через проблемное  обучение учитель должен применять эту технологию целенаправленно и систематически.

Игровые технологии

Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса. Игры, использующие в обучении делятся на ролевые, организационные и деловые. Все игры своим воздействием на участника решают три основные задачи:

  • образовательную;
  • воспитательную;
  • развлекательную.

В современной школе игровая деятельность на уроках информатики используется в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала.[3]

Интегрированные уроки

Технологии интеграции – позволяют формировать целостное, не разбитое на «предметные области» мировоззрение обучающихся. Это позволяют обучающимся не только более глубоко ориентироваться в изучаемых предметах, но и способствуют формированию психологически адаптивной личности - то есть личности, легко приспосабливающейся к изменениям внешней среды. 

Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой изучения. На таком уроке каждый учитель-предметник пытается подать суть предмета изучения со своей, специфической для каждого предмета, точки зрения. Не последнюю роль играет и оригинальность самой формы проведения уроков. Учеников сразу же заинтересовывает присутствие нескольких учителей на уроке и способы подачи материала.

Метод проектов

Метод проектов как метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся и предполагающих презентацию этих результатов; как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [4]

Под проектной деятельностью обучающихся будем понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

В процессе использования элементов проектной деятельности, формируются такие умения и навыки, как:

  • рефлексивные умения: умение осмысливать задачу;
  • поисковые умения: выдвижение и поиск гипотезы; планирование своей деятельности; умение находить информацию; структурирование информации; прием и передача информации, представление ее в различных формах;
  • навыки оценочной деятельности;
  • умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективное планирование, взаимопомощь в группе в решении общих задач, навыки делового партнерского общения;
  • менеджерские умения и навыки: проектирование процесса, планирование деятельности; принятие решений и прогнозирование их последствий, навыки анализа собственной деятельности;
  • коммуникативные: умение участвовать в дискуссии, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми;
  • презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; уверенно держать себя во время выступления; умение отвечать на незапланированные вопросы.[5]

Интерактивные технологии.

Интерактивные технологии предполагают активное взаимодействие обучающегося с субъектом обучения (учителем, куратором). Уроки с использованием интерактивных презентаций позволяют обучающимся зрительно усваивать материал. Интересная его подача позволяет дольше удерживать внимание обучающихся, способствует запоминанию материала.

Мультимедийные технологии обеспечивают: интенсификацию обучения, активность обучающихся, индивидуализацию обучения, развитие самостоятельности, повышение мотивации, комфортность.

Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.[6]

Т.о. самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий. Внедрение новых технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность обучающихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности обучающихся при изучении нового материала.

Литература

  1. Батурин С.О. , Современные инновационные технологии в школьном образовании, -  http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.
  2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.
  3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.

[1] Батурин С.О. , Современные инновационные технологии в школьном образовании, -  http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.

[2] Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.

[3] Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.

[4] Батурин С.О. , Современные инновационные технологии в школьном образовании, -  http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.

[5] Батурин С.О. , Современные инновационные технологии в школьном образовании, -  http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.

[6] Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

Итоговая работа по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии» учителей информатики МОУ лицей №14 г. Жуковский    Бут  Л.А., Паньженской  О.В....

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

В данной статье рассмотрены наиболее характерные иновационные технологии,применяемые на уроках информатики. Студентка некоторыми из них активно пользуется при прохождении практики....

Построение процесса обучения информатики на основе современных технологий

Использование  методов активного обучения существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую активность учащихся....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

 Очевидно, что актуальным  в педагогическом процессе становится использование   инновационных технологий, которые и формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....