11 принципов, которые помогают активизировать работу учащихся на уроках информатики и ИКТ
статья по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Дидактическая система компьютерного образования рассматривается как целостность, выделенная из среды, но постоянно связанная со средой, а через нее с другими системами, она не изолирована от внешних воздействий, следовательно, она незамкнута, не закрыта для информационного обмена. 

Высшей формой развития познавательного интереса при обучении в дидактической компьютерной среде можно считать интерес к продуктивной деятельности с использованием компьютерным методов, к самостоятельному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 принципов, которые помогают активизировать работу учащихся на уроках информатики и ИКТ.

1 Принцип.

Научить учеников пользоваться справочными материалами, понимать суть вопроса.

Даю возможность ученикам пользоваться справочниками различного типа (конспекты уроков, электронные учебники, сама программная среда, «Наш учебный Web» - школьная локальная сеть) при ответах на контрольные теоретические вопросы, поскольку вопросы требуют осмысления, а не бездумного списывания.

При изучении языка HTML первые Web-страницы ученики создают в Блокноте. При этом, на первом уроке знакомятся с основными тегами языка HTML и печатают страницы из предложенного списка, а на втором дается рисунок и предлагается создать такую же Webстраницу, используя таблицу из предыдущего урока как справочный материал.

Эти уроки всегда проходят с интересом!

2 Принцип.

Начинающим ученикам легче воспринимать новую теорию после элементарной работы с программой. Интересно то, что понятно! 

Например, теория языка программирования Pascal очень насыщена, и говорить о среде программирования, переменных, операторах, не представляя, что такое реальный объект, очень сложно. Если этот материал давать ученикам с гуманитарными способностями, то второй принцип важен вдвойне.

Аналогично, как объяснять тему «Параметры страницы» ученикам, не знакомым с текстовым редактором?

3 Принцип.

Так как информационные технологии быстро развиваются и на уроки приходят ученики с разным уровнем подготовки (это особенно проявляется на уроках информатики), необходимо предусмотреть индивидуальный подход к ученикам.

На уроках я использую методику, которая опробована многими учителями и доказала свою эффективность.

Это многооконная система работы.

Часть урока ребенок проводит один на один с компьютером. Перед ним – три окна. Первое окно содержит в себе теоретическую базу сведений («Теоретическое окно»), второе окно – формулировки практических задач («Окно задания»), третье окно предназначено для самостоятельной работы учащихся.

Такая методика использовалась мною на уроках по следующим темам: «Основы работы в операционной системе», «Технологии обработки текста текстовым редактором Word», «Технологии обработки графики», «Технологии создания презентаций редактором MS PowerPoint», «Основы языка HTML», «Технологии обработки числовой информации редактором MS Excel».

Теоретический материал излагается в отдельном окне, к которому каждый ученик может обращаться по мере необходимости, самостоятельно определяя, когда и как ему работать с теорией.

Здесь также применяется метод укрупнения дидактической единицы (УДЕ), который предполагает по возможности одновременное использование всех кодовых систем психики человека: слова, предмета (опыта), рисунка (чертежа), символа (знака), числа. “УДЕ – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащегося  благодаря активизации у него подсознательных механизмов переработки информации  посредством сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов доказательной логики и положительных эмоций”. Чувство комфорта и удовлетворения возникает у ученика на том отрезке урока, когда ему удается удачно решить обратную задачу, получить в ответе ожидаемое число или ожидаемую формулу. Такое психическое состояние по терминологии теории функциональных систем возникает в условиях замыкания циклических связей в нервной деятельности”.

Можно давать задания в самом тексте. А также использовать шаблоны, давая ученику возможность сконцентрироваться только на теме урока и не отвлекаться на заполнение, скажем, электронной таблицы.

4 Принцип.

Давать ученикам интеллектуальные задания. Хорошо подобранные тексты (например, на уроках форматирования текста в редакторе Word) позволяют в ненавязчивой форме дать ученикам дополнительную информацию (история компьютерной техники, компьютерные вирусы и т.д.). Интересно, при изучении темы редактирования текста, использовать возможность редактора проверять орфографические и синтаксические ошибки. Например, я использовала на уроке интеллектуальные тексты, предложенные Н. Шапиро для уроков русского языка в 8 классе.

 

5 Принцип.

Использовать на уроках проектор можно по-разному.

  • Например, иллюстрировать практическую часть работы для учеников с доминирующим визуальным восприятием информации.
  • Можно на проекторе транслировать материал под запись для учеников одновременно с объяснением нового материала. Затем эта информация сохраняется в отдельную папку на сетевом диске, доступном для просмотра учениками.
  • Интересно использовать проектор для отображения работ лучших учеников.
  • С привлечением проектора у меня прошел урок алгоритмизации в 8 классе. Ученики записывали в текстовом редакторе программу, а затем тексты программ по очереди отображались на экране и анализировались всем классом.
  • По окончании изучения программы по созданию презентаций «MS PowerPoint» ученики выступали у доски и защищали свои работы, которые отображались на экране.
  • Для коллективных работ. Например, в 8 классе при изучении графического редактора «Paint» ученикам было предложено нарисовать элемент одной большой темы «Морское дно» и сохранить рисунок в свою папку. За 10 минут до окончания урока ученики садились за парты и все вместе создавали общую картину. Фрагменты брались из личных папок каждого ученика и копировались на новый лист, отображались на экране.

6 Принцип.

Давать задачи заранее. При изучении некоторых тем можно предложить ученикам список задач и разместить его, например, на сетевом диске. При подготовке к зачету, на сетевом диске в папке «Зачеты» размещаются вопросы и задачи к зачету. Если ученик успевает правильно решить на уроках определенное количество задач, он может рассчитывать на автоматическое получение зачета по данной части. Таким образом, можно стимулировать активность учеников на уроках решения задач.

7 Принцип.

Давать ученикам разноуровневые задания: на оценку «3», «4» и «5» по желанию ученика. Таким образом, при успешном решении задачи ученик ощущает удовлетворенность и желание работать дальше.

8 Принцип.

В качестве контроля и самоконтроля использую на уроках компьютерные тесты. Тесты составляются на основании пройденного материала, а также берутся из литературы.

9 Принцип.

При выполнении практических работ полезно организовать работу учеников в группах по 3-4 человека. Работа засчитывается при условии ее выполнения всеми участниками группы. Такой метод позволяет сильным ученикам проявить свои знания и помочь более слабым ученикам, то есть выступать в роли консультантов, помощников учителя.

Например, при изучении графического редактора, при работе в группах, ученикам были предложены задания для фестиваля, позаимствованные у автора А. Дуванова и взятые из Интернета. Инструкции мы составляли сами и задания немного изменили. Уроки прошли на Ура!

Здесь также применялась многооконная система работы, описанная в 3 принципе.

Урок реализует такие развивающие цели, как развитие способности выполнять алгоритмические инструкции, анализировать ситуацию, сопоставлять частное и целое. Среди воспитательных целей урока выделяются следующие: развитие самодисциплины и способности к четкому выполнению инструкций; воспитание способности работы в группе по методике взаимообучения в рамках дифференцированного подхода к обучению.

10 Принцип.

В конце лекции ученики отвечают на вопросы по прослушанной теме. Эта деятельность активизирует внимание учеников на уроке. Но самое важное, ученики, применяя новые, еще свежие в памяти, знания на практике, надолго запоминают новый материал. Этот метод работ является примером укрупнения дидактической единицы.

Вообще метод УДЕ может звучать как «Метод обратных задач». Прямая и обратная к ней задача рассматриваются в паре.

11 Принцип.

Метод проектов. В школе на уроках информатики перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

Данный метод использовался мною при изучении тем: «Технологии обработки графики», «Технологии создания презентаций редактором MS PowerPoint», «Основы Webдизайна», «Технологии обработки числовой информации редактором MS Excel», «Технологии обработки информации в БД».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы педагогической деятельности с одарёнными детьми на уроках информатики

Мои мысли и мысли других педагогов по поводу воспитания одарённых детей....

Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...

Научно-методическая работа по теме: «Разработка и применение заданий межпредметного характера, как средство повышения мотивации у учащихся на уроках информатики»

Научно-методическая работа по теме:  «Разработка и применение заданий межпредметного характера, как средство повышения мотивации у учащихся на уроках информатики»...

Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках информатики

В статье говорится,о том как можно сформировать самостоятельное мышление и  подготовка учащихся к творческой деятельности....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики (экспериментальная работа)

Инновационные решения в преподавании отдельных предметов на уроках информатики. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики...

Как активизировать деятельность учащихся на уроке

Опубликованная статья в сборнике статей Центра Научной мысли Г Таганрог...

Приемы и формы работы, активизирующие деятельность учащихся на уроках русского языка.

Выступление на постоянно действующем  школьном семинаре. Много примеров  интересных методических приемов для привлечения внимания, интереса к урокам русского языка....