Главные вкладки

    План-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему:
    Условная функция и логические выражения в Excel.

    Масленникова Наталья Алексеевна

    Разработка урока "Условная функция и логические выражения в Excel" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uslovnaya_function_excel.doc214 КБ

    Предварительный просмотр:

    Условная функция и логические выражения в Excel

    Масленникова Наталья Алексеевна, учитель информатики

    Цели урока:

    • образовательная:
    • усвоение учащимися общего вида и правил выполнения условной функции;
    • обучение применению ее при решении задач;
    • повторение логических выражений и изучение особенностей записи логических выражений в электронных таблицах.
    • развивающая:
    • продолжить работу над формированием общеучебных умений: слушать объяснение учителя, делать необходимые записи в тетради по ходу урока, отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно выполнять задания учителя;
    • развитие познавательного интереса, любознательности, интереса к предмету “информатика” и учению в целом;
    • логического мышления, способности к анализу;
    • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.
    • воспитательная:
    • воспитание терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе;
    • привитие учащимся навыка самостоятельности в работе,
    • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

    Оборудование:

    • компьютеры;
    • лазерный проектор;
    • программное обеспечение – презентация по теме урока;
    • индивидуальные карточки с заданиями;
    • подготовленные демонстрационные файлы.

    База знаний

    К этому уроку учащиеся знают:

    • Что такое “электронные таблицы”, их виды, функции; назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel.
    • Как использовать Мастер функций, изменять формат ячейки, решать задачи.
    • Арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности использования встроенных функций.
    • Относительные и абсолютные ссылки.
    • Правила копирования формул.

    Основные умения:

    • Умеют составлять и заполнять таблицы.
    • Умеют использовать Мастер функций для ввода данных.
    • Умеют изменять формат ячейки, размер, заливку, объединять ячейки.
    • Умеют копировать формулы.
    • Умеют использовать относительные и абсолютные ссылки.

    Ход урока

    I. Сообщение темы и постановка целей урока

    Учитель сообщает тему и цели урока.

    II. Актуализация знаний и умений учащихся

    Устный опрос (презентация – Повторение.ppt):

    1. Для чего предназначены электронные таблицы?
      Ответ: Для автоматизации расчетов в табличной форме.
    2. Что обозначает принцип относительной адресации?
      Ответ. Адреса ячеек, которые используются в формулах, определены относительно места расположения формулы.
    3. К чему приводит принцип относительной адресации при перемещений формул?
      Ответ. Этот принцип приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.
    4. Если копировать содержимое E20 в E25, то какая формула будет занесена в E25 (рис. 1)?
      Описание: http://festival.1september.ru/articles/582565/1.gif
      Рис. 1 
      Ответ. При смещении формулы вниз на одну ячейку всякий раз в именах ячеек номер строки будет увеличиваться на единицу. Таким образом, в ячейке E25 будет формула =C25*D25.
    5. Таблица та же (см. рис. 1). Если копировать содержимое E20 в F23, то какая формула будет занесена в F23?
      Ответ. При смещении формулы вправо или влево (вдоль строки) в именах ячеек изменится буквенная часть. Таким образом, в ячейке E23 будет формула =D23*E23.
    6. Что обозначает принцип абсолютной адресации и какой символ используется для задания абсолютной адресации?
      Ответ. Адреса ячеек, используемые в формулах, определены абсолютно и при перемещении не изменяются. Для задания абсолютной адресации используется символ $.
    7. Дан фрагмент электронной таблицы (рис. 2). Если копировать содержимое D10 в F12, то какая формула будет занесена в F12?Описание: http://festival.1september.ru/articles/582565/2.gif
      Рис. 2
      Ответ. =$C$11+D12.

    III. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)

    Презентация «Условная функция»

    Мы хотим с помощью электронных таблиц решить следующую задачу.

    Задача (Слайд 2)

    Разработать таблицу, содержащую следующую информацию об абитуриентах: фамилия, оценки за экзамены по математике, русскому и иностранному языкам, сумма баллов за три экзамена и информацию о зачислении: если сумма баллов больше или равна проходному баллу и оценка по математике – 4 или 5, то абитуриент зачислен в учебное заведение, в противном случае – нет.

    Давайте обсудим, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы.

    После обсуждения с учениками приходим к виду электронных таблиц, показанному на рис. 3.

    Решение задачи осуществляется в Приложении 1

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/582565/3.gif
    Рис.3

    В ячейке С1 будет храниться значение проходного балла – 13. Формула в ячейке E3 вычисляет сумму баллов за три экзамена (воспользуемся встроенной функцией СУММ: =СУММ (B3:D3)). Эту формулу мы скопируем в ячейки E4:E6.

    А какую формулу надо задать в ячейке F3?

    Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.

    IV. Ознакомление с новым материалом

    Ознакомление с новым материалом ведется с использованием презентации и лазерного проектора.

    Слайд 3: общий вид условной функции

    ЕСЛИ (<условие>; <выражение 1>; <выражение 2>).

    Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки будет равно значению выражения <выражение 1>, в противном случае – <выражение 2>.

    Слайд 4: построение логических выражений (общий случай).

    Логические выражения строятся с помощью операций отношения (<, >, <= (меньше или равно), >= (больше или равно), <> (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения является логическая величина ИСТИНА или ЛОЖЬ.

    Слайд 5: особенности записи логических операций в электронных таблицах.

    1. Записываем имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ)
    2. В круглых скобках перечисляются логические операнды.

    Пример:

    ЕСЛИ (ИЛИ(B5<=25; А5>=10); "Да"; "Нет").

    Вернемся к решению задачи 1:

    В ячейку E3 введём формулу: СУММ (B3:D3) и скопируем эту формулу в ячейки E4:E8.

    Условие, записанное с помощью логической операции И, можно расшифровать так: сумма баллов (E3) >= проходному баллу (C1) И оценка за экзамен по математике (B3) > 3. Если условие выполняется, то в клетке F3 будет отображаться текст «зачислен», в противном случае – «не зачислен».

    В ячейку F3 надо занести формулу =ЕСЛИ(И (E3>=C1;B3>3); "зачислен"; "не зачислен"). Для проходного балла в формуле будет использоваться содержимое ячейки C1. Но так как значение ячейки C1 не меняется (проходной балл является одинаковым и неизменным для всех абитуриентов), то на эту ячейку необходимо сделать абсолютную ссылку. То есть наша формула будет выглядеть так:

    =ЕСЛИ(И (E3>=$C$1;B3>3); "зачислен"; "не зачислен").

    Далее надо скопировать эту формулу в ячейки F4:F6. Формулы в столбике F после копирования будут выглядеть так:

    =ЕСЛИ(И (E4>=$C$1;B4>3); "зачислен"; "не зачислен")
    =ЕСЛИ(И (E5>=$C$1;B5>3); "зачислен"; "не зачислен")

    Рис. 4

    V. Этап закрепления знаний

    Самостоятельная работа.

    Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, возраст и рост ученика. Кто из учеников может заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см? Возраст не должен превышать 13 лет.

    Решение задачи осуществляется в Приложении 2

    Решение.

    Исходной информацией являются фамилии учеников, их возраст и рост. Готовим таблицу, представленную на рис. 4.

    В ячейку D2 заносим формулу для определения, кто из учеников школы может заниматься в секции, а кто – нет:

    =ЕСЛИ(И(С2>=160; D2<=13) "Да"; "Нет")

    Таким образом, если оба условия выполняются (т.е. если рост ученика не менее 160 см и возраст не превышает 13 лет), то в ячейке D2 будет отображаться текст «Да», в противном случае – «Нет».

    Рис. 5

    6 спортсменов – многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определённое количество очков. Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме 100 и более очков. Сколько спортсменов получило звание мастера

    Решение задачи осуществляется в Приложении 3

    Решение.

    Готовим таблицу в виде, представленном на рис. 5.

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/582565/5.gif
    Рис. 5

    В ячейки В2:F7 заносим результаты учеников по каждому виду спорта. В ячейку G2 - формулу =СУММ(B2:F2). Далее копируем эту формулу для ячеек GЗ:G7.

    В ячейку H2 – формулу =ЕСЛИ(G2>=100;"мастер";"нет звания"). Таким образом, если условие, что общее количество очков больше или равно 100, выполняется для данного спортсмена , то в соответствующей ячейке столбца H будет отображаться текст «мастер», в противном случае – «нет звания».

    В ячейку I2 – формулу =ЕСЛИ(H2="мастер";1;0) . Таким образом, если условие, что спортсмен является мастером выполняется, то в соответствующей ячейке столбца I будет отображаться 1, в противном случае - 0.

    В ячейку I8 – формулу =СУММ(I2:I7). Таким образом можно подсчитать общее количество спортсменов, имеющих звание «Мастер спорта».


    Слайд 8: более сложный пример с подробным объяснением учителя.

    Покупатели магазина пользуются 10% скидками, если стоимость покупки превышает k рублей. Составить ведомость, учитывающую скидки: покупатель, стоимость покупки, скидка, стоимость покупки с учётом скидки. Составить таблицу и показать, кто из покупателей сделал покупки со скидкой, стоимость которых превышает k рублей.

    Решение задачи осуществляется в Приложении 4

    Решение.

    Готовим таблицу в виде, представленном на рис. 6.


    Рис. 6.

    В ячейки A1:B7 заносим соответствующие данные.

    В ячейку C2 заносим формулу =B2*0,1 (так как скидка на покупку 10%, то изначальную стоимость покупки необходимо умножить на 0,1).

    В ячейку D2 заносим формулу =B2-C2 (так как стоимость мы вычисляем покупки с учётом скидки)

    В ячейку E2 заносим формулу =ЕСЛИ(B2>=$B$9;D2;B2). В этой формуле необходимо обратить внимание на абсолютную ссылку на ячейку B9.

    При занесении формулы в ячейку E2 мы встретились с ситуацией, когда при вставке встроенной функции ЕСЛИ требуется в качестве значения логического выражения сделать ссылку на ячейку.

    V. Этап закрепления знаний

    Самостоятельная работа учащихся за компьютерами

    Учащимся предлагаются задания трех уровней сложности.

    Задача (уровень 1).

    Покупатель магазина получает скидку 3%, если у него есть дисконтная карта или если общая стоимость его покупки превышает 5000 рублей. Определить, сколько заплатили покупатели за свои покупки.

    Задача (уровень 2).

    В доме проживают 10 жильцов. Подсчитать, сколько каждый из них должен платить за электроэнергию и определить суммарную плату для всех жильцов. Известно, что 1 кВт/ч электроэнергии стоит m рублей, а некоторые жильцы имеют 50% скидку при оплате (например пенсионеры).

    Задача (уровень 3).

    Если количество баллов, полученных при тестировании, не превышает 12, то это соответствует оценке «2»; оценке «3» соответствует количество баллов от 12 до 15; оценке «4» – от 16 до 20; оценке «5» - свыше 20 баллов. Составить ведомость тестирования, содержащую сведения: фамилия, количество баллов, оценка.

    VI. Проверка работы учащихся

    Демонстрируются заранее подготовленные файлы с результатами решения.

    VII. Подведение итогов урока

    Подводятся итоги урока, выставляются оценки с аргументацией.

    VIII. Домашнее задание

    Каждому ученику выдается карточка, домашнее задание комментируется. Предлагаются задачи двух уровней сложности.

    Задача (уровень 1). Каждому пушному зверьку от 1-го до 2-ч месяцев полагается дополнительный стакан молока в день, если его вес меньше 3-х кг. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить, сколько литров молока в месяц необходимо для зверофермы. Один стакан молока составляет 0,2 литра.

    Задача (уровень 2). Если вес пушного зверька в возрасте от 6-ти до 7-ми месяцев превышает 7 кг, то необходимо снизить дневное потребление витаминного концентрата на 125 г. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить на сколько килограммов в месяц снизится потребление витаминного концентрата.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лекция "Программирование" Логические и логические выражения

    В данной лекции можно изучить весь необходимый материал, связанный с освоением программированием различных выражений в языке программирования С++...

    "Условная функция и логические выражения", 9 класс

    Условная функция и логические выражения в электронных таблицах Microsoft Exel Цель урока: познакомиться с условной функцией и научиться ее использовать на репродуктивном уровне. Задачи урока: Об...

    Урок информатики и ИКТ в 10 классе по теме «Логические схемы и логические выражения»

    Раздел "Логика"Тема «Логические схемы и логические выражения»...

    Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

    Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...

    УСЛОВНАЯ ФУНКЦИЯ И ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ В EXCEL

    УСЛОВНАЯ ФУНКЦИЯ И ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ В EXCEL...

    Условная функция и логические выражения в Excel.

    Школьный учебный предмет «Информатика» характеризуется глубокой прикладной направленностью. Сегодня разработаны программные продукты, с помощью которых рядовой пользователь очень быстро решает приклад...

    Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

    Условная функция и логические выражения в  табличном процессоре Excel...