Алгоритмы с ветвлениями. Их реализация на языке программирования ПАСКАЛЬ.
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) на тему

Яресько Виктория Викторовна

Презентация  "Алгоритмы с ветвлениями. Их реализация на языке программирования Паскаль" краткий теоретический материал по теме "Алгоритмическая конструкция Ветвление. Программирование ветвлений на языке программирования Паскаль" и примеры решения основных типов задач по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_s_vetvleniyami.pptx223.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритмы с ветвлениями . Их реализация на языке программирования ПАСКАЛЬ . Яресько Виктория Викторовна учитель информатики и ИКТ МБОУ «Гимназия №1» г.о . Мытищи Московской области

Слайд 2

Цели и задачи: Ввести понятие ветвления. Рассмотреть виды ветвлений. Показать, как реализуются ветвящиеся алгоритмы на языке программирования Паскаль. Рассмотреть задачи с ветвящимися алгоритмами.

Слайд 3

Понятие ветвления Ветвление – форма организации действий, при которой в зависимости от условия выполняется одна, либо другая серия действий (команд, операторов). Ветвление позволяет менять порядок выполнения команд по результатам проверки некоторого условия. В команде ветвления в качестве условия может использоваться отношение неравенства между величинами.

Слайд 4

Понятие ветвления Ветвление является структурной командой. Его исполнение происходит в несколько шагов: проверка условия (выполнение логического выражения); выполнение команд на одной из ветвей.

Слайд 5

Синтаксис языка программирования У каждого человеческого языка есть своя грамматика, включающая в себя правила, по которым должны выстраиваться в цепочку элементы языка, чтобы получилось правильное предложение. Совокупность этих правил образует часть грамматики, называемую СИНТАКСИСОМ. В языках программирования тоже есть предложения. Такими предложениями являются операторы. Следовательно у языков программирования тоже должен быть свой синтаксис, который описывает правила, по которым записываются операторы языка, и из операторов составляется программа. После того, как человек запускает программу на выполнение, любая среда программирования прежде, чем действительно выполнить её, сначала проверит, нет ли в ней синтаксических ошибок, и если они есть, то программу выполнять не будет, а выдаст сообщение об ошибке.

Слайд 6

Операции отношения или сравнения Знак Наименование Пример Пояснение < Меньше a < 6 a меньше 6 <= Меньше или равно b <= 23 b меньше или равно 23 > Больше x > 5 x больше 5 >= Больше или равно y >= 8 y больше или равно 8 = Равно c = 10 c равно 10 <> Не равно d <> 3 d не равно 3

Слайд 7

Виды ветвлений: неполное ветвление ( обход) , полное ветвление (альтернатива); вложенные ветвления; ветвление по ряду условий.

Слайд 8

Неполное ветвление К неполным ветвлениям относятся алгоритмы, выполняющие следующую структуру логического выражения: «Если … то …». Ложь Истина Условие Действие

Слайд 9

Запись условного оператора на Паскале Неполная форма оператора If IF < условие > THEN < оператор >

Слайд 10

Задача 1 Составьте блок-схему и программу упорядочения значений двух переменных x и y по возрастанию.

Слайд 11

Решение задачи 1 Начало Ввод x,y x>y конец c:=x x:=y y:=c Вывод x,y Нет Да

Слайд 12

Решение задачи 1 (сортировка) Алгоритм решения задачи: алг сортировка вещ x,y,c нач ввод x,y если x>y то c : =x x:=y y:=c кв вывод x,y кон

Слайд 13

Составной оператор Этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: Если на какой-то из ветвей оператора ветвления находится несколько последовательных операторов, то их нужно записать между служебными словами begin и e nd. Конструкция такого вида: begin < последовательность операторов > end называется составным оператором.

Слайд 14

Решение задачи (сортировка) Составим программу: Program sorting; var x,y,c:real ; begin writeln (' Введи два числа'); readln ( x,y ); if x>y then begin c :=x; x :=y; y:=c; end; writeln ( x,',',y ); end. обратно

Слайд 15

Полное ветвление Полное ветвление - алгоритм , в котором выполняется одно из двух действий, в зависимости от истинности условия . Ложь Истина Если условие истинно, то выполняется действие 1, а иначе выполняется действие 2. Условие Действие 2 Действие 1

Слайд 16

Запись условного оператора на Паскале Полная форма оператора I F IF < условие > THEN < оператор > ELSE < оператор > Внимание! Перед ELSE точка с запятой не ставится!

Слайд 17

Задача 2 Даны два числа a, b . Выберите большее из них.

Слайд 18

Задача 2 a >b c:=b c :=a начало Ввод a,b В ы вод с конец Нет Да

Слайд 19

Задача 2 Алгоритм выбора большего из двух чисел, реализующий полное ветвление: алг БИД вещ a,b,c нач ввод a,b если a>b то c : =a иначе с:= b кв вывод c кон

Слайд 20

Задача 2 Составим программу: program bid; var a,b,c : real ; begin writeln ( ' введите значения переменных a,b '); readln ( a,b ); if a>b then c :=a else c :=b; writeln (‘ Большее число',' ', c:4:2) end. Обратно

Слайд 21

Вложенное ветвление В структуре вложенного ветвления следующая особенность: одна или обе ветви условия могут продолжаться не блоками вычислительных операций или ввода - вывода , а дополнительным блоком условия. Один из видов такого ветвления представлен на рисунке.

Слайд 22

Вложенное ветвление Условие 1 конец условие 2 Действие 2 Действие 1 условие 3 Действие 3 Действие 4 Нет Да Нет Да Нет Да

Слайд 23

Задача 3 Определите большее из трех чисел a, b, c .

Слайд 24

Задача 3 Начало Ввод a , b , c a >b конец b >c a>c d:=c d:=b d:= с d:= а Нет Да Нет Да Нет Да Вывод d

Слайд 25

Задача 3 Структура этого алгоритма – вложенные ветвления: алг БИТ вещ a , b , c, d нач ввод a, b, c если a>b то если a> с то d:=a иначе d:= с кв иначе если b>c то d:= b иначе d:= с кв кв вывод d кон

Слайд 26

Задача 3 Составим программу, используя вложенные ветвления: program bit; var a,b,c,d : real ; begin writeln ( ' введите значения переменных a,b,c '); readln ( a,b,c ); if a>b then if a>c then d:=a else d:=b else if b>c then d:=b else d:=c; writeln (' Большее число',' ', d) end. Обратно

Слайд 27

Сложные логические выражения Условие, содержащее логические связки (и, или, нет ), называется сложным усло­вием. Условие, не содержащее логических связок, называется простым, или элементарным условием. С логическими связками (операциями) вы встречались, когда работали с базами данных и электронными таблицами.

Слайд 28

Логические операции Логическая операция Ее значение Примеры записи Значение примера AND Логическое " И " (x<7) and (x>3) x меньше 7 И x больше 3 (3100) or (y<10) y больше 100 ИЛИ y меньше 10 (y<10, y>100) NOT Логическое " НЕ " not (x=2) НЕ x равно 2

Слайд 29

Задача 4 Два прямоугольника заданы длинами сторон. Написать программу, после выполнения которой выясняется, можно ли первый прямоугольник целиком разместить во втором. (Рассмотреть только случай, когда соответствующие стороны прямоугольников параллельны.)

Слайд 30

Задача 4 Начало Ввод длин сторон a 1 , b 1 , a2, b 2 , a 1

Слайд 31

Задача 4 Пользуясь блок-схемой, составим программу, в которой должно быть реализовано полное ветвление и сложное условие (см. блок-схему): Program Pryamoug ; var a1, b1, a2, b2 : real; begin write ('Введите длину и ширину первого прямоугольника '); readln (a1, b1); write ('Введите длину и ширину второго прямоугольника '); readln (a2, b2); if ((a1 < a2) and (b1 < b2)) or ((b1 < a2) and (a1 < b2)) then writeln ('Первый прямоугольник размещается во втором') else writeln ('Первый прямоугольник не размещается во втором') end .

Слайд 32

Ветвление по ряду условий (оператор варианта case) Условный оператор ( If ) позволяет сделать выбор из двух вариантов: да/нет (истина/ложь). Для организации выбора из нескольких вариантов приходится использовать вложенные условные операторы ( If ), тогда алгоритм и программа могут оказаться очень сложными, или оператор выбора case .

Слайд 33

Ветвление по ряду условий (оператор варианта case) Формат записи оператора case : с ase < выражение порядкового типа > of < значение1 > : < оператор1 >; … < значение N> : < оператор N> ; else < оператор > End Внимание! Единственный случай, когда перед словом ELSE можно ставить точку с запятой (;) это в операторе CASE!

Слайд 34

Задача 5 Напишите программу, которая запрашивает у пользователя номер месяца и выводит соответствующее название времени года. В случае, если пользователь укажет недопустимое число, программа должна вывести сообщение «Ошибка ввода данных.Число должно быть от 1 до 12. Повторите ввод. ».

Слайд 35

Задача 5 Program vremya_goda ; var m:integer; begin writeln (' Введите номер месяца (число от 1 до 12) m='); readln (m); Case m of 1,2,12: writeln (' Время года - зима'); 3..5: writeln (' Время года - весна'); 6..8: writeln (' Время года - лето'); 9..11: writeln (' Время года - осень'); else writeln (‘ Ошибка ввода данных.Число должно быть от 1 до 12. Повторите ввод.'); end; end.

Слайд 36

Закрепление материала. Контрольные вопросы: Как схематически выглядит алгоритм с неполным ветвлением? Как схематически выглядит алгоритм с вложенным ветвлением? Как схематически выглядит алгоритм с полным ветвлением? Как записывается условный оператор в полной форме? Как записывается условный оператор в неполной форме? Как записывается общий вид оператора case ?

Слайд 37

Задача 6 Напишите программу, которая считывает три целых числа (каждое с отдельной строки) и печатает 1, если среди них есть хотя бы одно число, большее удвоенной суммы двух других. Если таких чисел нет, то программа печатает 0. Программа должна выводить только 1 или 0. Известно, что каждое из исходных чисел по абсолютной величине не превосходит 1000.

Слайд 38

Задача 6 (ДР в формате ЕГЭ) Program zadacha_6; var a, b, c : integer; begin writeln (‘ Введите значение a='); readln (a); writeln (' Введите значение b='); readln (b); writeln (' Введите значение c='); readln (c); if (a>( b+c )*2)or (b>( a+c )*2)or(c>( a+b )*2) then writeln (1) else writeln (0); end. Обратно

Слайд 39

Домашнее задание § 36 читать. Придумать пример разветвляющегося алгоритма. Индивидуальные задания: Составить алгоритм нахождения наименьшего из двух элементов Составить алгоритм нахождения наименьшего из трёх элементов Составить алгоритм нахождения наибольшего из двух элементов Составить алгоритм нахождения наибольшего из трёх элементов

Слайд 40

Использованная литература и источники информации И.Г. Семакин и др. «Информатика и ИКТ», учебник для 9 класса, БИНОМ, Москва, 2011; Житкова О.А. Кудрявцева Е.К. «Справочные материалы по программированию на языке Паскаль», «ИНТЕЛЛЕКТ – ЦЕНТР», Москва, 2005; С.Н. Лукин, « Turbo Pascal 7.0 », самоучитель для начинающих, «ДИАЛОГ – МИФИ», Москва, 2005; С.В. Вольский , П.А. Дмитриев « Turbo Pascal 7.0 для студентов и школьников», Наука и Техника, Санкт-Петербург, 2007; Н.Культин « Turbo Pascal 7.0 в задачах и примерах», БХВ – Петербург, Санкт-Петербург, 2005; http :// yf.kemsu.r u


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа. Знакомство с языком программирования Паскаль.

Контрольная работа представлена в 6 вариантах....

Язык программирования Паскаль. Алгоритмы и программы.

Представленная разработка составлена в виде контрольно-измерительного материала (каталог задач по ЕГЭ В2) для курса информатики и ИКТ 10 класса по теме "Язык программирования"...

Основы программирования: ТЕМА 01. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ.

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...

Краткий сборник задач (с решением) по теме «Организация линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов на языке программирования Паскаль»

Данный сборник пригодится педагогам, которые преподают в осноыной школе программирование на языке Паскаль, а также для увлекающихся начальным программированием учеников....

Алгоритм ветвления. Условный оператор в языке Турбо Паскаль

Программирование – один из самых традиционных разделов в программе преподавания информатики в школе. За последние годы методика преподавания информатики претерпела значительные изменения. Это связано ...

Программирование. Язык программирования Паскаль

Цель•        Познакомить обучающихся с языком программирования Паскаль•         Отрабатывать практические умения обучающихся по работе в сре...