Главные вкладки

    Рабочая программа по информатике для основной школы 8-9 классы
    рабочая программа по информатике и икт (8, 9 класс) на тему

    Пашкова Ольга Викторовна

    Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и регионального компонента основного общего образования в Орловской области.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_8-9_2016.docx50.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Плосковская основная общеобразовательная школа»

    303331, Орловская область, Свердловский район, с.Плоское

    УТВЕРЖДЕНО

    решением педагогического совета

    от   31.08.16 года протокол № 2

    Директор школы

    _________    Поликарова Г. М.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по    ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

    Уровень образования (класс) : ООО 8-9 классы    

    Количество часов 8 класс – 34 ч., 9 класс – 68ч.            

    Учитель – Пашкова Ольга Викторовна

    2016 – 2017 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и регионального компонента основного общего образования в Орловской области.

    Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

    .

    1. Результаты обучения

    Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту и содержанию КИМ. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

    В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

    Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

    Основное содержание (102 часа)

    Информация и информационные процессы (6 часов)

    Информация. Информационные объекты различных видов.  

    Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

    Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

    Роль информации в жизни людей.

    Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

    Практические работы:

    1. Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
    2. Вычисление количества текстовой и графической информации.

    Компьютер как универсальное устройство обработки информации (5 часов)

    Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

    Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. 

    Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

    Данные и программы. Файлы и файловая система.

    Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

    Практические работы:

    1. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
    2. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
    3. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

    Обработка текстовой информации (11 часов)

    Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

    Проверка правописания.

    Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

    Параметры шрифта, параметры абзаца.

    Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов.

    Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

    Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

    Запись и выделение изменений.

    Распознавание текста.

    Компьютерные словари и системы перевода текстов.

    Сохранение документа в различных  текстовых форматах. Печать документа.

    Практические работы:

    1. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
    2. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
    3. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
    4. Вставка в документ формул.
    5. Создание и форматирование списков.
    6. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
    7. Создание гипертекстового документа.
    8. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
    9.  Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

    Практикум: работа I

    Обработка графической информации (4 час)

    Растровая и векторная графика.

    Интерфейс графических редакторов.

    Рисунки и фотографии.

    Форматы графических файлов.

    Практические работы:

    1. Создание изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
    2. Создание  изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
    3. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
    4. Сканирование графических изображений.

    Практикум: работа II        

    Мультимедийные технологии (8 час)

    Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

    Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

    Технические приемы записи звуковой и видео информации.

    Использование простых анимационных графических объектов.

    Практические работы:

    1. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
    2. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
    3. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
    4. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
    5. Обработка материала, монтаж информационного объекта.

    Практикум: работа III, работа IV

    Основы  логики (10 часов)

    Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений.
    Основные логические элементы компьютера.

    Практические работы:

    1. Построение логических выражений и их преобразование.
    2.  Построение таблиц истинности логических выражений.
    3.  Решение логических задач.
    4. Построение  логических схем.

    Обработка числовой информации (6 часов)

    Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

    Типы данных: числа, формулы, текст.

    Абсолютные и относительные ссылки.

    Встроенные функции.

    Практические работы:

    1. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
    2. Создание и обработка таблиц.
    3. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
    4. Построение диаграмм и графиков.

    Практикум: работа V

    Представление информации (8 часов)

    Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

    Компьютерное представление текстовой информации.

    Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

    Кодирование звуковой информации.

    Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

    Практические работы:

    1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
    2. Арифметические вычисления в различных системах счисления.
    3. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
    4. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
    5. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

    Алгоритмы и исполнители (10  + 24 часа)

    Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

    Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

    Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

    Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

    Языки программирования, их классификация.

    Правила представления данных.

    Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

    Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Подпрограммы: процедуры и функции. Массивы (таблицы) как способ представления информации.

    Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

    Практические работы:

    1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
    2. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
    3. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
    4. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
    5. Разработка алгоритма (программы) по обработке  массивов.
    6. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

    Практикум: работа VI

    Формализация и моделирование (10 час)

    Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

    Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика.  Диаграммы, планы, карты.

    Таблица как средство моделирования.

    Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

    Практические работы:

    1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
    2. Построение генеалогического дерева семьи.
    3. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
    4. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
    5. Построение и исследование компьютерной модели массивов данных с использованием системы программирования.

    1. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
    2. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

    Практикум: работа VII

    Хранение информации (4 час)

    Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

    Ввод и редактирование записей.

    Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

    Поиск, удаление и сортировка данных.

    Практические работы:

    1. Поиск записей в готовой базе данных.
    2. Сортировка записей в готовой базе данных.

    Практикум: работа VIII

    Коммуникационные технологии (12 час)

    Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.

    Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

    Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

    Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

    Практические работы:

    1. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
    2. Путешествие по Всемирной паутине.
    3. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
    4. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
    5. Загрузка файла из файлового архива.
    6. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
    7. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
    8. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички,  включающей графические объекты с использованием шаблонов.

    Практикум: работа IX

    Информационные технологии в обществе (4 час)

    Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

    Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

    Этика и право при создании и использовании информации.

    Информационная безопасность.

    Правовая охрана информационных ресурсов.

    Основные этапы развития средств информационных технологий.

    Практические работы:

    1. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
    2. Защита информации от компьютерных вирусов.
    3. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

    Практикум: работа X

    Итоговое повторение ( 7 часов)

    Резерв свободного учебного времени (9 час)

    Практикум

    1.Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

    Планирование текста, создание оглавления.

    Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.

    Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

    Использование цитат и ссылок (гипертекста).

    Использование систем перевода текста и словарей.

    Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

    Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

    2. Создание графического объекта

    Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.

    Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).

    Создание изображений с использованием графической панели.

    Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,

    Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

    3.Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

    Планирование презентации и слайда.

    Создание презентации; вставка изображений.

    Настройка анимации.

    Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

    Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

    4.Запись и обработка видеофильма

    Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

    Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

    Обработка материала, монтаж информационного объекта.

    Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии,  искусство, филология, обществознание.

    5.Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

    Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).

    Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.

    Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

    Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.

     6.Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

    Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.

    Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.

    Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.

    7.Работа с учебной базой данных.

    Поиск необходимой информации.

    Ввод информации.

    Обработка запросов.

    Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

    8.Работа с моделями

    Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.

    Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

    Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение,  технология, естествознание.

    9.Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

    Планирование веб-страницы (веб-сайта).

    Поиск необходимой информации.

    Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

    Использование ссылок (гипертекста).

    Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

    10.Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

    Планирование работы.

    Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.

    Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.

    Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.

    Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

    Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

    В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

    знать/понимать

    • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
    • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
    • основные понятия и операции  логики;.
    • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
    • программный принцип работы компьютера;
    • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

    уметь

    • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
    • преобразовывать логические выражения и выполнять построение таблиц истинности логических выражений;
    • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
    • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
    • создавать информационные объекты, в том числе:

    -        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

    -        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

    -        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

    -        создавать записи в базе данных;

    -        создавать презентации на основе шаблонов;

    • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
    • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
    • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
    • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
    • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
    • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

    ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Аппаратные средства

    Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

    Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

    Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

    Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

    Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

    Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

    Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

    Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

    Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

    Программные средства

    Операционная система.

    Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

    Антивирусная программа.

    Программа-архиватор.

    Клавиатурный тренажер.

    Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

    Звуковой редактор.

    Простая система управления базами данных.

    Простая геоинформационная система.

    Система автоматизированного проектирования.

    Виртуальные компьютерные лаборатории.

    Программа-переводчик.

    Система оптического распознавания текста.

    Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

    Система программирования.

    Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

    Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

    Программа интерактивного общения

    Простой редактор Web-страниц


    Календарно-тематическое планирование 8 класс (1 час в неделю, 34 часа)

    № /п

    Тема урока

    Дата проведения урока

    план   факт

    Тип урока

    Основные виды учебной

    деятельности

    Основы  логики (10 часов)

    1/1

    Основные понятия и операции формальной логики. Инструктаж по ОТ

    5.09

    УИНЗ

    Аналитическая деятельность:

    - определять по блок-схеме, для решения какой задачи

    предназначен данный алгоритм;

    - анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

    - определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

    - сравнивать различные алгоритмы решения одной за-

    дачи.

    Практическая деятельность:

    - исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

    - преобразовывать запись алгоритма с одной формы

    в другую;

    - строить цепочки команд, дающих нужный результат

    при конкретных исходных данных для исполнителя

    арифметических действий;

    - строить цепочки команд, дающих нужный результат

    при конкретных исходных данных для исполнителя,

    преобразующего строки символов;

    - строить арифметические, строковые, логические выра-

    жения и вычислять их значения.

    2/2

    Логические выражения и их преобразование.

    12.09

    УИНЗ

    3/3

    Законы преобразования сложных логических выражений

    19.09

    УИНЗ

    4/4

    Построение таблиц истинности логических выражений.

    26.09

    УИНЗ

    5/5

    Рещение логических задач

    3.10

    УИНЗ

    6/6

     Рещение логических задач.

    10.10

    УИНЗ

    7/7

    Основные логические элементы компьютера.

    17.10

    УИНЗ

    8/8

    Построение логических схем.  

    24.10

    УИНЗ

    9/9

    Логические устройства компьютера.

    7.11

    УИНЗ

    10/10

    Контрольная работа по теме: «Логика»

    14.11

    УОИСЗ

    Обработка числовой информации 6 часов

    11/1

    Электронные таблицы. Типы данных.

    21.11

    УИНЗ

    анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

    определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

    выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;

    анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

    определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

    выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

    анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

    определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

    выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

    12/2

    Ячейка. Адресация в таблице

    28.11

    УИНЗ

    13/3

    Функции в среде электронных таблиц.

    5.12

    УИНЗ

    14/4

     Построение диаграмм и графиков.

    19.12

    УИНЗ

    15/5

    Практикум, работа 1 (5). Создание и обработка таблиц с результатами измерений.

    26.12

    УИНЗ

    16/6

    Контрольная работа по теме: «Обработка числовой информации»

    9.01

    УОИСЗ

    Представление информации (8 час)

    17/1

    Язык как способ представления информации. Дискретная форма представления информации. Инструктаж по ОТ

    16.01

    УИНЗ

    иметь представление о данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите;

    приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, которые встречаются в жизни;

    анализировать зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода;

    определять возможность использования подхода А.Н.Колмогорова к определению количества информации;

    определять существует ли возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов;

    выявлять возможные причины искажения информации при передаче;

    анализировать возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.

    18/2

    Компьютерное представление текстовой информации.

    23.01

    УИНЗ

    19/3

    Компьютерное представление графической информации.

    30.01

    УИНЗ

    20/4

    Компьютерное представление звуковой информации.

    6.02

    УИНЗ

    21/5

    Представление числовой информации в компьютере. Системы счисления

    13.02

    УИНЗ

    • Иметь общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления. Уметь определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свёрнутой формы записи числа к его развёрнутой записи; анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий
    • Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления. Уметь выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; анализировать любую позиционнуюсистему счисления как знаковую систему. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий 

    22/6

    Представление числовой информации в различных системах счисления

    20.02

    УИНЗ

    23/7

    Арифметические вычисления в различных системах счисления.

    27.02

    УИНЗ

    • Знать о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). Понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях; роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий 

    24/8

    Контрольная работа по теме: «Представление информации в компьютере»

    6.03

    УОИСЗ

    Алгоритмы и исполнители (10 часов)

    25/1

    Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов.

    13.03

    УИНЗ

    Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человек Иметь представление о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках. 

    26/2

    Возможность автоматизации деятельности человека.

    Исполнители алгоритмов .Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов.

    20.03

    УИНЗ

    27/3

    Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

    27.03

    УИНЗ

    Иметь представление об объектах алгоритмов (величина). Уметь различать постоянные и переменные величины. Знать типы величин определение таблицы (массива). Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Следование», «Ветвление». Иметь представление об алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием окончания работы (цикл – ДО, цикл с постусловием)

    28/4

    Вспомогательный алгоритм. Разбиение задачи на подзадачи.

    10.04

    УИНЗ

    Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека, о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках, об объектах алгоритмов (величина). Алгоритмическое. Уметь различать постоянные и переменные величины. Знать типы величин определение таблицы (массива).

    29/5

    Языки программирования, их классификация. Типы данных.

    17.04

    УИНЗ

    Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль, об алфавите и словаре языка, типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания, об операторах ввода и вывода, об условном операторе, о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений, о программирование циклов с заданным условием продолжения работы, о программирование циклов с заданным условием окончания работы, о программирование циклов с заданным числом повторений, о массиве, его описание и заполнение, вывод, о последовательном поиске в массиве, о сортировке массива,. Знать этапы решения задачи на компьютере, типы данных, различные варианты программирования циклического алгоритма, правила вычисления суммы элементов массива. Уметь записывать вспомогательный алгоритм в языках программирования с помощью подпрограмм. Знать виды подпрограмм (процедура, функция) 

    30/6

    Структура и этапы разработки программы.

    24.04

    УИНЗ

    31/7

    Алгоритмическая конструкция следования. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания.

    8.05

    УИНЗ

    32/8

    Алгоритмические конструкции ветвление и выбора. Операторы ветвления и выбора

    15.05

    УИНЗ

    33/9

    Алгоритмические конструкции ветвление и выбора.

    22.05

    УИНЗ

    34/10

    Контрольная работа по теме: «Алгоритмы и исполнители»

    27.05

    УОИСЗ

    Примерное календарно-тематическое планирование 9 класс  (2 часа в неделю,70 часов)

    №п/п

    Тема урока

    Дата проведения урока

    план   факт

    Тип урока

    Основные виды учебной

    деятельности

    Алгоритмы и исполнители (24 часа)продолжение

    1/1

    Алгоритмы и исполнители (повторение). Инструктаж по ОТ

    3.09

    УИНЗ

    Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль, об алфавите и словаре языка, типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания, об операторах ввода и вывода, об условном операторе, о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений, о программирование циклов с заданным условием продолжения работы, о программирование циклов с заданным условием окончания работы, о программирование циклов с заданным числом повторений, о массиве, его описание и заполнение, вывод, о последовательном поиске в массиве, о сортировке массива,. Знать этапы решения задачи на компьютере, типы данных, различные варианты программирования циклического алгоритма, правила вычисления суммы элементов массива. Уметь записывать вспомогательный алгоритм в языках программирования с помощью подпрограмм. Знать виды подпрограмм (процедура, функция) 

    2/2

    Алгоритмические конструкции: следование, ветвление(повторение)

    5.09

    УИНЗ

    3/3

    Алгоритмическая конструкция  повторения

    10.09

    УИНЗ

    4/4

    7/7

    Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.

    12.09

    УИНЗ

    17.09

    19.09

    24.09

    8/8

    Вспомогательный алгоритм. Подпрограммы

    26.09

    УИНЗ

    10/10

    11/11

    Подпрограммы: процедуры и функции.

    1.10

    УИНЗ

    3.10

    12/12

    Контрольная работа по теме: «Алгоритмические конструкции: ветвление, повторение. Вспомогательный алгоритм»

    8.10

    УИНЗ

    • выделять этапы решения задачи на компьютере;
    • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
    • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи;
    • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
    • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
    • анализировать работу алгоритмов в зависимости от исходных данных алгоритмов;
    • анализировать готовые программы;
    • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
    • анализировать системы команд и отказов учебных исполнителей (например: Робот, Чертёжник, Черепаха, Удвоитель и др.), арифметических исполнителей; придумывать аналогичные учебные исполнители и задачи по управлению ими.
    • Практическая деятельность:
    • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
    • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
    • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
    • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
    • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
    • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
    • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
    • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
    • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
    • (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;  
    • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
    • нахождение суммы всех элементов массива;
    • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
    • сортировка элементов массива  и пр.).

    13/13

    Массивы (таблицы) как способ представления информации.

    10.10

    УИНЗ

    14/14

    Одномерные и двумерные массивы

    15.10

    УИНЗ

    15/15

    18/18

    Разработка алгоритма (программы) по обработке  массивов.

    17.10

    УИНЗ

    22.10

    24.10

    7.11

    19/19

    Обрабатываемые объекты: цепочка символов

    12.11

    УИНЗ

    20/20

    Разработка алгоритма (программы) по обработке  цепочки символов

    14.11

    УИНЗ

    21/21

    Обрабатываемые объекты: списки, деревья, графы.

    19.11

    УИНЗ

    22/22

    Текстовые файлы

    21.11

    УИНЗ

    23/23

    Практикум, работа 1 (6) Создание алгоритма и программы, решающего поставленную задачу

    26.11

    УИНЗ

    24/24

    Контрольная работа по теме: « Алгоритмы и исполнители»

    28.11

    Моделирование и формализация (10 часов)

    25/1

    Понятия объекта, системы и модели. Классификации моделей.

    3.12

    УИНЗ

    осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

    оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

    определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

    анализировать соответствие используемого программного средства целям моделирования.

    Практическая деятельность:

    строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

    преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

    исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

    работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей.

    26/2

    Этапы моделирования.  Модели, управляемые компьютером.

    5.12

    УИНЗ

    27/3

    Виды информационных моделей. Схемы, графы. 

    10.12

    УИНЗ

    28/4

    Виды информационных моделей. Чертежи, диаграммы, планы, карты.

    12.12

    УИНЗ

    29/5

    Таблица как средство моделирования.

    17.12

    УИНЗ

    30/6

    Таблица как средство моделирования. 

    19.12

    УИНЗ

    31/7

    Таблица как средство моделирования. 

    24.12

    УИНЗ

    32/8

    Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

    26.12

    УИНЗ

    33/9

    Практикум, работа 2(8) Работа с моделями. Инструктаж по ОТ

    14.01

    УОИСЗ

    34/10

    Контрольная работа по теме: « Моделирование и формализация»

    16.01

    Хранение информации 7(4 часа+3часа резервного времени)

    35/1

    Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных.

    21.01

    УИНЗ

    анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

    определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

    выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;

    анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

    определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

    выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

    анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

    определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

    выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

    36/2

    Ввод и редактирование записей.

    23.01

    УИНЗ

    37/3

    Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения

    28.01

    УИНЗ

    38/4

    Поиск, удаление и сортировка данных

    30.01

    УИНЗ

    39/5

    Обработка запросов в базах данных.

      4.02

    УИНЗ

    40/6

    Практикум, работа 3(7) «Работа с учебной базой данных».

    6.02

    УИНЗ

    41/7

    Контрольная работа по теме: «Хранение информации».

       11.02

    УОИСЗ

    Коммуникационные технологии 15(12 часов+3часа резервного времени)

    42/1

    Процесс передачи информации, источник и приемник информации

    13.02

    УИНЗ

    выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

    анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

    приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

    анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

    анализировать информационно-коммуникационные технологии для организации личного информационного пространства

    Практическая деятельность:

    осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

    определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

    проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

    создавать с использованием конструкторов (шаблонов)  комплексные информационные объекты в виде веб-страницы,  включающей графические объекты;

    43/2

    Сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации.

    18.02

    УИНЗ

    44/3

    Локальные и глобальные компьютерные сети

    20.02

    УИНЗ

    45/4

    Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам

    25.02

    УИНЗ

    46/5

    Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

    27.02

    УИНЗ

    47/6

    Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

    4.03

    УИНЗ

    48/7

    Поиск информации. Интерактивное общение.

    6.03

    УИНЗ

    49/8

    Архивирование и разархивирование.

    11.03

    УИНЗ

    50/9

    Компьютерные и некомпьютерные источники информации 

    13.03

    УИНЗ

    51/10

    Инструментальные средства создания web-сайта

    18.03

    УИНЗ

    52/11

    Создание комплексного объекта в виде web-странички. 

    20.03

    УИНЗ

    53/12

    Создание комплексного объекта в виде web-странички

    25.03

    УИНЗ

    54/13

    Создание комплексного объекта в виде web-странички

    27.03

    УИНЗ

    55/14

    Практикум, работа 4 (9)Создание комплексного объекта в виде web-странички.

    10.04

    УИНЗ

    56/15

    Контрольная работа по теме: «Коммуникационные технологии»

    15.04

    УКЗ

    Информационные технологии  в обществе 6 (4часа+2 часа резервного времени)

    57/1

    Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

    Основные этапы развития средств информационных технологий.

    17.04

    УИНЗ

    Аналитическая деятельность:

    приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

    анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

    распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения;

    анализировать информационно-коммуникационные технологии для организации личного информационного пространства.

    приводить примеры стандартизации в области ИКТ, указывать примеры монополизации в области ИКТ и их воздействия на процессы информатизации;

    анализировать информационно-коммуникационные технологии для организации личного информационного пространства

    Практическая деятельность:

    проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

    определять наличие вредоносной программы на персональном компьютере, приводить описание мер по недопущению распространения вредоносных программ с личных устройств ИКТ;

    осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов  помощью антивирусных программ.

    приводить примеры правовых актов (международных или российских), действующих в области ИКТ.

    58/2

    Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

    22.04

    УИНЗ

    59/3

    Этика и право при создании и использовании информации.

    24.04

    УИНЗ

    60/4

    Информационная безопасность.  

    29.04

    УИНЗ

    61/5

    Правовая охрана информационных ресурсов.

    6.05

    УИНЗ

    62/6

    Практикум, работа 5 (10) Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

    13.05

    УОИСЗ

    63-67

    Итоговое повторение

    15.05

    68

    Итоговый тест

    20.05

    УКЗ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ

    Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...

    Математика на уроках информатики в основной школе

    Статья посвящена вопросу реализации межпредметных связей в обучении математике и информатике. В качестве примеров приводятся  важнейшие темы пропедевтического и базового курса информатики, при из...

    Статья "Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по образовательной системе "Школа 2100"

    Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качествш...

    Возможность реализации требований стандарта посредством разноуровневого обучения информатике в основной школе по ОС "Школа 2100"

    Для реализации стандарта 2 поколения необходимы современные образовательные технологии и новые учебники, обеспечивающие развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств ...

    Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

    Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...

    Рабочая программа по информатике для основной школы 5-7 классов. УМК Л.Л.Босова

    Рабочая  программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  примерной основной образоват...

    Адаптированная рабочая программа по информатике (основная школа 7 - 10 классы)

    Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Информатика 7-9 классы, - М.: Просвещение, 2011 и авторской программы Семакин И.Г., Залогова Л.А.,...