Организация множественного выбора на языке Pascal (case … of)
план-конспект урока по информатике и икт (8, 9 класс) на тему

Короткова Татьяна Геннадьевна

Данный материал содержит конспект урока и технологическую карту на тему "Организация множественного выбора на языке Pascal (case … of)".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paskal._mnozhestvennyy_vybor.docx251.93 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 8 (9)

Тема: Организация множественного выбора на языке Pascal (case … of)

Тип урока по основной дидактической цели: комбинированный урок

Тип урока по основному способу проведения:сочетание различных форм: лекция, лабораторная работа

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, экран,

Методическое оснащение: учебник «Информатика и ИКТ» Семакин И. Г. и др., презентация к уроку «Множественное ветвление»

ПО:MS PowerPoint, PascalABC.exe

Цели:

  • образовательная: расширить представления учащихся об организации условного оператора на языке программирования Pascal, научить применять множественный выбор case … of при решении задач
  • развивающая: развивать алгоритмическое мышление при решения практических задач
  • воспитательная: воспитывать умение автоматизации собственной деятельности.

Планируемые результаты:

  • предметные: уметь применять множественный выбор case … ofпри решении задач множественного ветвления
  • личностные: иметь представление о программировании как сфере автоматизации деятельности человека;
  • метапредметные:уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формируемые УУД:

  • Познавательные УУД –восприятие и  извлечение необходимой информации из прослушанного текста, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • Личностные УУД – выработка учебной мотивации.
  • Регулятивные УУД – составление плана и последовательности своих действий; контроль результатов своей деятельности; оценивание результатов своей деятельности в сравнении с ожидаемыми результатами.
  • Коммуникативные УУД – умение учувствовать в коллективном обсуждении проблемы.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания (4 мин)
  3. Актуализация знаний (3 мин)
  4. Мотивация и целеполагание (4 мин)
  5. Объяснение нового материала (8 мин)
  6. Практическая работа (15 мин)
  7. Проверка уровня первичного усвоения знаний и умений (3 мин)
  8. Домашнее задание (2 мин)


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Проверти свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

2

Проверка домашнего задания (5 мин)

Домашним заданием была задача: Даны координаты точки на плоскости. Определить, в  какой четверти расположена точка, или на каких осях она лежит.

Запускаем PascalABC.exe и набираем программный код. А чтобы проверить правильность выполнения, заполните таблицу (Приложение 1)

3

Актуализация знаний (2 мин)

Вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.

Назовите служебные слова:

  • Название программы
  • Раздел переменных
  • Раздел операторов
  • Неполное ветвление
  • Полное ветвление
  • Целочисленный тип величин
  • Вещественный тип величин

Назовите геометрическую фигуру при составлении блок-схемы, отвечающую за:

  • начало/конец программы
  • ввод/вывод данных
  • выполнение операций
  • условие

  • program
  • var
  • begin … end
  • if … then
  • if … then … else
  • integer
  • real

  • эллипс
  • параллелограмм
  • прямоугольник
  • ромб

4

Мотивация и целеполагание (4 мин)

На прошлых уроках, решая задачи, мы использовали вложенные ветвления – это проверка условий до тех пор, пока одно из условий не окажется истинным, выполнение предусмотренных этим условием действий и выход из ветвления.

Рассмотрим программу. Арифметические действия пронумерованы следующим образом: 1 – сложение, 2 – вычитание, 3 – умножение, 4 – деление. Вводятся 2 числа А и В и номер операции. Необходимо вывести результат данной операции.

Посмотрим на блок-схему к данной задаче (слайд 5)

Сколько проверок условия мы здесь видим?

А теперь программный код с вложенными ветвлениями (слайд 6)

Другой программный код без вложенных ветвлений (слайд 7).

Сколько в данном коде проверяется условий?

Второй способ нагляднее, но в первом не делаются лишние проверки, в нем вообще не проверяется условие N=4.

В таких ситуациях удобней использовать оператор множественного выбора. Поэтому цель сегодняшнего урока – применение оператора множественного ветвления при решении задач. Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Организация множественного выбора на языке Pascal» (слайд 8)

3 условия

4 условия

5

Объяснение нового материала (8 мин)

Оператор выбора позволяет выбрать одно из нескольких возможных продолжений программы. Параметром, по которому осуществляется выбор, служит ключ выбора— выражения порядкового типа, мы знакомы с integer.

Структура оператора выбора такова:

case<переменная>of

<значение1>:<действия1>;

<значение2>:<действия2>;

<значение3>:<действия3>;

……………………………;

else<действия N>;

end;

Запишем данную структуру себе в тетрадь.

Оператор выбора работает следующим образом. В зависимости от того, какое значение принимает переменная, выполняется тот или иной блок действий. В случае если переменная не принимает ни одно из перечисленных значений, “работает” ветвь “ELSE”. Но эта ветвь может и отсутствовать, в этом случае просто ничего не выполняется.

У множественного ветвления есть ограничения; в роли переменной может выступать только переменная порядкового типа. Но есть и положительные стороны — в качестве значений можно указывать целый диапазон.

Рассмотрим на нашем примере (слайд 9).

В зависимости от условий задач могут быть использованы такие записи, как:

1)case N of

      0..13: Write('текст1');

      14..20: Write('текст2');

      21..69: Write('текст3');

      70..100:Write('текст4');

  end;

2) case N of

2,4,8: Write('текст1');

      3,9,27: Write('текст2');

      4,16,64: Write('текст3');

end;

6

Практическая работа (15 мин)

Рассмотрим и решим задачи. (Приложение 2)

Задача 1.Дано целое число в диапазоне от 1 до 5. Вывести строку – словесное описание соответствующей оценки (1 – «плохо», 2 – «неудовлетворительно», 3 – «удовлетворительно», 4 – «хорошо», 5 – «отлично»)

Какие в задаче будут исходные данные?

Какая переменная будет отвечать за данное число и какого она будет типа?

Что у на будет результатом программы?

Как будет организовываться оператор выбора?

Хорошо.

Давайте разберем сразу вторую задачу, а затем вы преступите к набору программных кодов.

Задача 2.Дан номер месяца (1 – январь, 2 – февраль, ...). Вывести название соответствующего времени года («зима», «весна» и т. д.).

Сколько переменных мы будем использовать, и за что они будут отвечать?

Хорошо, пусть это будет переменная N.

Какого типа будет N? Не забываем, что данная переменная будет у нас использована в операторе выбора. Вспомните, какого типа могут быть переменные в case … of.

Верно, N:integer

Что у нас будет результатом программы?

Правильно.

Попробуйте самостоятельно описать оператор выбора. И проведите проверку программы на правильность.

Число от 1 до 5

Пусть это будет N:integer

Вывод оценки на экран

caseNof

если 1, то «плохо»

если 2, то «неудовлетворительно»

и т.д

Она переменная, отвечающая за номер месяца

Переменные порядкового типа, а значит N–integer

Вывод названия месяца на экран

7

Проверка уровня первичного усвоения знаний и умений (3 мин)

С помощью каких операторов можно организовать многовариантное ветвление?

Какой тип может иметь переменная, выступающая в роли параметра в операторе выбора CASE

Может ли отсутствовать ELSE в операторе выбора?

Как “работает” оператор выбора?

if…then…else, case…of

порядковый, перечисляемый

да

В зависимости от того, какое значение принимает переменная, выполняется тот или иной блок действий. В случае если переменная не принимает ни одно из перечисленных значений, “работает” ветвь “else”. Но эта ветвь может и отсутствовать, в этом случае просто ничего не выполняется.

8

Домашнее задание (2 мин)

Записи в тетради.

Задача:В некотором учебном заведении действуют следующие правила приема. Абитуриенты сдают три экзамена. Если они набирают не менее 13 баллов, то это дает право поступить на дневное отделение, от 10 до 12 — вечернее, от 8 до 9 — заочное и ниже 8 баллов — отказ в приеме на учебу. Записать программу, которая в зависимости от суммы набранных баллов сообщает абитуриенту его права на поступление

Выполнить на отдельных листочках


Приложение 1

Вариант 1

Координаты точки

Расположение точки

(2,3)

(-3,-5)

(2,-1)

(3,0)

(-5,1)

Вариант 2

Координаты точки

Расположение точки

(-6,2)

(0,7)

(-1,-1)

(3,9)

(8,-4)

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оператор множественного выбора case

урок в 9 классе по прогаммированию...

Организация ветвлений на языке Pascal

Презентация по теме "Ветвления"...

Аудирование в формате ЕГЭ. Задания на множественный выбор.

Тема урока: Аудирование в формате ЕГЭ по английскому языкуЦели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языкуобучение пониманию диал...

С/Р по теме "Оператор выбора и условный оператор на языке Pascal"

С/Р по теме "Оператор выбора и условный оператор на языке Pascal"...

Тест с множественным выбором для 10 класса

Данный тест может быть использован в качестве входной проверочной работы в начале учебного года....

Систематизация исторической информации: множественный выбор

Систематизация исторической информации: множественный выбор.Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Екатерины II? Соответствующие цифры и запишите их в ответ. 1) Манифест ...