Использование межпредметных связей на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

Самородов Александр Николаевич

Выступление на педагогической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mezhpredmetnyh_svyazey_na_urokah_informatiki.rar626.18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование межпредметных связей на уроках информатики.

учитель информатики филиала МБОУ «Горельская СОШ» в с. Черняное Самородов А.Н,

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении уровня практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания более значимыми и применимыми. Межпредметные связи помогают учащимся использовать знания и умения, которые они приобрели ранее, при изучении других предметов, дают возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Широкие предметные связи информатики с другими дисциплинами, возможность использования методов и средств информационных технологий в различных областях деятельности человека, а также значительная прикладная составляющая содержания обучения информатике представляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения. Реализация межпредметных связей информатики с другими учебными предметами в форме задач межпредметного характера позволит учащимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, подготовиться к продолжению образования и получению профессии с использованием современных средств, но и окажет положительное влияние на развитие учащихся и в том числе на развитие их познавательной мотивации.

Прогрессивные педагоги разных эпох и стран подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.

Основные целями обучения информатике в метапредметном направлении по ФГОС является:

  • формирование представлений об информатике как части общечеловеческой культуры;
  • развитие представлений об информатике как средству описания и инструменте познания действительности;
  •  создание условий для приобретения  опыта информационного моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности и являющихся основой познавательной культуры, значимой  для различных сфер человеческой деятельности

Проблему выделения межпредметных связей информатики с другими школьными дисциплинами можно рассматривать по-разному. Для изучения теоретических основ информатики желательны определенные знания из других учебных предметов. Например, изучение классификации информации по способу восприятия базируется на знании учащимися органов чувств человека. При рассмотрении компьютерных вирусов и способов защиты от них можно провести параллель с биологическими вирусами с целью установления сходства и отличия между ними. Основные информационные процессы, протекающие в технических системах: хранение, обработка, передача информации целесообразно рассматривать по аналогии с информационными процессами в биологических системах, а функциональные устройства компьютера, выполняющие информационные функции по аналогии с человеком.

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:

  • Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
  • Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к изучению компьютерных и информационных технологий. 
  • Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении информатики, учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
  • Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель информатики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

 Информатика  может быть интегрирующей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе.

Оказалось, что больше всего для межпредметных связей подходят математика, биология и химия, история и обществознание, русский язык и литература, физика:

  • Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.
  • Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики.
  • Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.
  • Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.
  • Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики.
  • Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.
  • Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.

При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя. А теперь наоборот, как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов и информатики:

  • Математические методы при решении задач информатики;
  • Физика – представление о кодировании сигналов;
  • Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;
  • Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;
  • Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;
  • История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;
  • ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;
  • Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.

Развитие познавательного интереса учащихся к информатике, программированию – задача чрезвычайной важности, от решения которой в значительной мере зависит успех овладения учащимся второй компьютерной грамотностью. Поэтому одной из важных форм укрепления интереса учащихся к информатике является правильная мотивация в обучении. Мотивационный компонент должен в разнообразной форме присутствовать на протяжении  всего времени обучения информатике при решении различных задач, в том числе и прикладных.

Методы реализации межпредметной интеграции :

  • Метод  проблемного обучения;
  • Реализацию принципа практической направленности;
  • Моделирование;
  • Использование проектных технологий;
  • Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность;

Технология создания проблемных ситуаций разбивается на несколько этапов:

  1. Постановкой задач;
  2. Выделением существенных признаков предметов и явлений;
  3. Установлением сходства и различия предметов, явлений по определенным признакам;
  4. Выдвижением учащимися обоснованных путей решения

Реализация принципа практической направленности предполагает  использование  конкретных навыков для решения учебных и производственных задач. Например: При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя;  улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.

Процесс  моделирования предполагает  следующие этапы:

  •  Поиск языка и средств для перевода задачи в информационную  плоскость.
  • Выстраивание логических цепочек  и конструкций.
  • Поиск решения  задачи, рассмотрение различных способов решения, выбор наиболее рационального пути решения.
  • Перевод результата решения  задачи в исходный, анализ модели в связи с накоплением данных об изучаемых явлениях и модернизация модели.

Научно-исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность и включает в себя семь этапов совместной работы учителя и ученика:

  • Формулирование темы
  • Формулирование цели и задач исследования
  • Теоретические исследования
  • Экспериментальные исследования
  • Анализ и оформление научных исследований
  • Публичное представление работы

Знания основ информатики не только способствуют развитию познавательного мышления, но и закладывают основы успешного овладения всем курсом информатики, способствуют развитию алгоритмического мышления, помогают в овладении любыми знаниями.

Результаты использования межпредметных связей:

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  •  даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  •  формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • повышает качество знаний учащихся;
  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
  • формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
  • формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
  • расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
  • приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Цели, задачи и способы использования межпредметных связей на уроках...

Использование межпредметных связей на уроках биологии с использованием заданий экологической направленности

Проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством. Именно поэтому очень важно заложить   основы экологической этики ещё в дошкольном возрас...

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

В статье описан опыт использования межпредметных связей на уроках информатики и ИКТ и МДК Технология обработки на металлорежущих станках для профессии  НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)...

Учет межпредметных связей на уроках информатики

Краткое описание возможных межпредметных связей информатики с другими школьными предметами...

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении. (статья)...

Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС

Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС...

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"...