Использование межпредметных связей на уроках биологии с использованием заданий экологической направленности
план-конспект

Сейфутдинова Лилия Фердинатовна

Проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством. Именно поэтому очень важно заложить   основы экологической этики ещё в дошкольном возрасте. В чём же сущность экологического просвещения? Какие экологические понятия доступны для восприятия дошкольников? Каковы особенности бережного отношения к природе как одного из важнейших элементов экологической культуры? Далеко не на все вопросы можно дать исчерпывающий ответ. Известно, что межпредметный подход в обучении направлен на преодоление такого недостатка в образовании, как разрозненность знаний. Экологическое образование как раз создаёт реальные возможности для осуществления межпредметного похода к обучению и воспитанию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические основы построения межпредметных заданий

экологического содержания

Проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством. Именно поэтому очень важно заложить   основы экологической этики ещё в дошкольном возрасте. В чём же сущность экологического просвещения? Какие экологические понятия доступны для восприятия дошкольников? Каковы особенности бережного отношения к природе как одного из важнейших элементов экологической культуры? Далеко не на все вопросы можно дать исчерпывающий ответ. Известно, что межпредметный подход в обучении направлен на преодоление такого недостатка в образовании, как разрозненность знаний. Экологическое образование как раз создаёт реальные возможности для осуществления межпредметного похода к обучению и воспитанию учащихся.

Экологические знания дошкольников объединяются или группируются вокруг ведущих идей, например: «природа- единое целое», «человек- часть живой природы», «окружающая природная среда зависит от хозяйственной деятельности человека и общества».

Ряд заданий объединяются идеей использования человеком животного мира и его охраны.

Задания выполняются на занятии по развитию речи:

1.Воспитатель читает стихотворение известного дальневосточного поэта Петра Комарова «Сборщик желудей».

 Собрав немалое количество

Золотистых желудей,

Парнишка утром шёл в лесничество

С корзиной полною своей.

Не знал он, путь привычный делая,

Чем труд его прекрасен был:

В своей корзине рощу целую

Парнишка утром приносил.

В беседе дети отвечают на такие вопросы воспитателя:

- Зачем мальчик собрал так много желудей? Почему поэт пишет,что он нёс в корзине целую рощу? Какую пользу природе и человеку принесёт его работа? Можно ли назвать этого мальчика другом природы?

 2. Ребятам предлагается прослушать начало рассказа одного мальчика и продолжить этот рассказ уже от своего имени.

«Однажды утром я вышел из дома и увидел, что какой- то незнакомый мальчик ломает ветки нашей любимой сирени. Тогда я…. »

3.Дети рассматривают два рисунка: на одном мальчик скачет на воображаемой лошади и «саблей срубает молодое дерево», а на другом рисунке мальчик «бинтует»сломанное дерево и привязывает его к опоре.

Составляется рассказ с помощью опорных вопросов:

-Что делал Вася во дворе? Как он поступил, увидев на своём пути молоденькое  дерево?

-Как вы относитесь к его поступку?

-Что сделал проходивший мимо Петя? Чей поступок вам понравился?А как бы поступили вы?

Развитие экологической темы продолжается на занятии по изобразительному искусству.

   Дети рисуют картину «Осень», раскрашивают её такими красками ,какие они наблюдали в  природе во время экскурсии. В беседе обсуждаются красота природы, особенности осенних изменений в природе.

При выполнении заданий дети работают над проблемой поведения человека в природе. При этом дети выражают не только своё отношение к поступку другого, но и намечают  свою линию поведения в окружающей природной среде. Это в значительной степени способствует развитию у детей оценочных суждений, способности их к анализу позитивных и негативных сторон деятельности человека в природе.

Для этого можно ввести в задание работу над простым по содержанию, доступным материалом, например стихотворение Бориса Заходера  «Про всё на свете», где поэт до удивления просто раскрывает взаимосвязь и взаимозависимость всего живого на Земле. Подобные стихи можно использовать в заданиях, носящих обобщающий характер.

На обобщающем занятии, где подводится итог ознакомления с сезонными явлениями в природе, детям можно предложить стихотворение С. Увайсова «Кто чем богат?»

У зимы спросил я как то,

Что морозна и бела:

-Чем ты, зимушка, богата?

- Тем, что осень мне дала.

Осень золотом одета,

Отвечала в свой черёд:

_Я богата тем, что лето

Дарит мне из года в год.

Летний зной ,потоки света

И небес голубизна…

-Чем же ты богато лето?

-Тем, что сеяла весна.

Вся в цветах, весна прекрасна,

Дарит всем тепло своё.

-Где весна твоё богатство?

-Клад в земле. Спроси её.

И земля мне отвечала:

-Видишь нивы и поля? Человек – всего начало. Без него бедна земля.

Человек, не зная скуки,

Отдаёт земле свой труд.

- Вот,- сказал он,- видишь руки?

Всё моё богатство тут!

В итоговой беседе обсуждаются вопросы:

-Какое время года вам нравится больше всего? Почему?

-Как связаны между собой времена года?

-Что автор называет самым большим богатством?

-Что человек отдаёт земле, чтобы она стала богаче?

Таким образом, эти примеры убеждают, что смоделированная система межпредметных заданий может обеспечить определённый уровень экологической обученности и воспитанности. Это же направлено на достижение главной цели – формирование ответственного отношения к окружающей природе уже в дошкольном возрасте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Цели, задачи и способы использования межпредметных связей на уроках...

Использование межпредметных связей на уроках английского языка.

Использование межпредметных связей на уроках английского языка....

Использование межпредметных связей в изучении биологии.

Планирование межпредметных связей в содержании курса зоологии и анатомии человека....

Сообщение "Использование межпредметных связей на уроках физики"

Реализация межпредметных связей на уроках физики...

Использование межпредметных связей на уроках сельскохозяйственного труда в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Одним из условий решения задач совершенствования процесса обучения в специальной(коррекционной) школе является формирование знаний на межпредметной основе. Реализация межпредметных связей на уроках се...

Использование межпредметных связей на уроках биологии. Методические разработки по курсу "Биология"

В данном сборнике предложен ряд разработок уроков или фрагментов уроков с использованием межпредметных связей с экологией и психологией. На современном этапе развития образования формирование метапред...

Использование межпредметных связей на уроках биологии

Авторитет биологии как науки неоспорим. В современном мире ее значение все возрастает, и, несомненно, эта наука будет ведущей в XXI столетии. Фундаментальные открытия, совершенные в генетике, физиолог...