Использование межпредметных связей на уроках биологии
методическая разработка по биологии (8 класс)

Агапова Гульбаршын Сарсенбаевна

Авторитет биологии как науки неоспорим. В современном мире ее значение все возрастает, и, несомненно, эта наука будет ведущей в XXI столетии. Фундаментальные открытия, совершенные в генетике, физиологии, биохимии, биофизике, экологии, селекции имеют решающее значение для человечества; они способствуют освоению новых методов профилактики и лечения болезней, разработке действенных мер по обеспечению продовольствием растущего населения Земли, изучению космоса и охране природы.

Решение этих важных и сложных проблем невозможно без знаний биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование межпредметных связей

на уроках биологии

Методическая разработка урока по курсу «Биология»

Вместо предисловия

Авторитет биологии как науки неоспорим. В современном мире ее значение все возрастает, и, несомненно, эта наука будет ведущей в XXI столетии. Фундаментальные открытия, совершенные в генетике, физиологии, биохимии, биофизике, экологии, селекции имеют решающее значение для человечества; они способствуют освоению новых методов профилактики и лечения болезней, разработке действенных мер по обеспечению продовольствием растущего населения Земли, изучению космоса и охране природы.

Решение этих важных и сложных проблем невозможно без знаний биологии.

Моя педагогическая концепция

Концепция - это система общих взглядов или краткое описание работы и ее результатов в реальном будущем. В основе ее лежит определенная система принципов разного порядка, в том числе отражающих методические особенности преподавания конкретного предмета.

Основным видом деятельности ребенка в школе является учение. Оно должно быть организовано не с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а на их основе, т. е. должно быть личностно-ориентированным. Но такое построение образовательного процесса возможно лишь тогда, когда учитель хорошо знает своих детей, их возможности и склонности. Таким образом, учебный процесс должен базироваться на знании психологических особенностей детей.

По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом учителя - это лишь документ на право приобщения к большому и сложному делу. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, пробудить в нем потребность в познании. Артистизм, сила, выдержка у учителя должны быть в крови, а как научиться быть «сердечно» зоркой?

С чего начать работу? Начинать надо с элементарного: с доброй улыбки учителя, негромкого голоса, с доверия, с создания благоприятного эмоционального климата.

Первый и главный принцип в моей работе - создание атмосферы «принятия друг друга».

Любой коллектив, в который ты входишь впервые, принимает тебя недоверчиво и выжидающе. По-моему, первый урок в новом классе - это миг становления тебя как личности в глазах учащихся. Здесь формируется мнение о тебе, своеобразный имидж, с которым ты пойдешь дальше, который будет работать НА или ПРОТИВ тебя. Для себя я выработала некоторые правила:

- умей увидеть и оценить любое, даже малое, достижение ученика.

- будь дисциплинированным и требуй того же с учащихся.

- будь терпеливым. Умей держать лицо в любой ситуации, будь примером для ученика.

- не делай резких замечаний, не брани, не брюзжи, не трать время даром.

- будь ироничным. Любые колкости и проделки учащихся можно превратить в шутку, заставить их смеяться над собой.

Работа по единому Базисному плану, стремление научить всех всему, привели к снижению учебной мотивации. Как увлечь детей? Чем заинтересовать?

Второй принцип: использую «Правило незаурядности».

Дети не любят «пирожки ни с чем». Необходимо быть интересным. На первых порах учеников больше интригует не ЧТО говорит учитель, а КАК он говорит. Трудно не согласиться с С.Соловейчиком, который считал, что три категории людей должны безупречно владеть речью: дикторы, актеры и учителя.

Необходимо, чтобы речь была безупречно грамотной. Не опускаться на уровень речи детей, а стараться подтянуть их на свой. Необходимо развивать устную речь детей и учить их раскрепощаться «на публике»: учить держать лицо, осанку, найти место рукам.

Важно использовать эмоции. Эмоции украшают речь, делают ее живее. Учитель - актер, и его игра бесконечна.

Показывать свое личное отношение к изучаемому предмету. При работе с младшими школьниками обязательным условием обучения и воспитания является формирование у детей доброго отношения к животным, а затем учить их проявлять заботу о природе и чувствовать ответственность за «братьев наших меньших» и за свои действия.

Но учитель не сможет долго поддерживать интерес к себе и своему предмету, если он не имеет высокого уровня профессионального мастерства.

Принцип профессионализма подразумевает:

- широкий кругозор учителя. Педагог, особенно биолог, географ, не
побывавший дальше своего микрорайона, не сможет украсить рассказ личными впечатлениями.
 Связь материала с жизнью - вот к чему стремлюсь я как биолог, отсюда – работа над метапредметными компетенциями;

- глубокое знание своего предмета. Заинтересованность, умение ответить на все вопросы ученика, постоянный поиск нового. У учащихся вызывает интерес интегрирование информации (биология - химия, экология, география, психология). В материал урока необходимо вливание дополнительной, интересной и полезной информации. Это дает возможность на уроке работать с детьми разного уровня обучаемости, возможность индивидуализации процесса обучения, использование заданий разного уровня сложности для контроля знаний.

Современный урок - это урок, отвечающий требованиям времени, учитывающий особенности и своеобразие современной жизни. При изучении биологии, в большей мере, происходит приобщение к природе, воспитание толерантности, воспитание понимания ценности и уникальности жизни на Земле и собственной жизни.

Биология - наука прикладная, и «приложить» ее можно ко всем сферам человеческой жизни и деятельности.

Способы организации уроков с использованием приемов психологии

Чему и зачем мы учим в школе наших детей?

Ученик, получив информацию о науках, в реальной жизни ею воспользоваться не всегда способен. Его не научили, как применять полученную базу данных. Школа должна иметь в арсенале воспитательных и образовательных средств приемы для инициации процессов САМОпознания, САМОопределения и САМОразвития.

 Стремление к самопознанию - врожденное качество. Общепризнанна необходимость перехода к синтезу знаний, к системному мышлению. Человек - часть природы, но он неотделим от общества. А там свои, не природные, законы. Почему наши выпускники - отличники очень часто не находят своего места в обществе; имея хороший запас знаний и умений – не могут определиться? Почему, имея склонность к точным наукам, продолжают учебу в гуманитарных ВУЗах и затем всю жизнь испытывают неудовлетворенность выбранной профессией?

Ответ, на мой взгляд, можно получить, обратившись еще раз к принципам обучения:

- урок не ради урока, а ради воздействия на личность ученика;

- обучение не будет развивающим, если ученик действует по принуждению;

- центральным звеном любого учебного процесса должна быть познавательная деятельность ученика (мышление, воображение);

- успех обучения зависит не только от внешних факторов (учитель), но и

от внутренних (индивидуально-физиологические особенности ученика).

Таким образом, учителю необходимо не только знать психологию ученика, но и научить его самого познавать себя.

Высшая нервная деятельность. Познавательные процессы

Фрагмент урока в 8 классе.

Дидактические задачи:

- познакомиться с особенностями высшей нервной деятельности человека;

- сформировать знания о видах познавательной деятельности;

- развивать наблюдательность и умение использовать полученные знания.

Сообщение учителя.

Изучать познавательные процессы человека чрезвычайно сложно. Мышление - один из важнейших видов познавательной деятельности человека. Но для активизации мышления необходим определенный уровень познавательной мотивации, то есть высокий уровень любознательности. Каждый человек неповторим. Все качества любого человека развиваются неодинаково.

Возьмем, например, память. Память разная у всех, и она может тренироваться. Но как долго сохраняются в памяти события и образы? Долговременность памяти обусловлена физиологическими особенностями и жизненной необходимостью. Замечено, что у стариков развивается долговременная память: они начинают в подробностях вспоминать свое детство. Именно поэтому мемуары пишут часто очень пожилые люди.

У работников, чья профессия связана с цифрами, лучше развивается кратковременная память.

Примеров индивидуального развития мышления, воображения и других психических процессов множество. Попробуем изучить собственные психические процессы, и мы убедимся, что у каждого человека они будут индивидуальными. Убедимся, как это сложно - изучать человека.

Практическая работа «Изучение познавательных процессов».

Познавательные процессы

Методика изучения

восприятие

Учитель предъявляет классу портрет человека и поясняет одной группе учащихся (по секрету от других групп),  что это портрет убийцы; другой группе, что - это великий ученый, третьей - что это карточный шулер .

Задание учащимся: описать внешний вид человека с портрета, его характер, взгляд, по возможности - его мысли.

Далее - обсуждение. Группы дают вслух характеристики человека с портрета. Характеристики совершенно разные, в зависимости от того, кого они описывают.

Вопрос учителя: почему, описывая одного и того же человека, мы получили такие разные характеристики.

Вывод: Все воспринимают информацию и видят то, что хочет учитель, а не то, что есть на самом деле.

Внушение

Учитель с группой помощников чертит на доске две параллельные линии, одна из который немного короче другой.

Далее в класс по одному приглашают учеников и спрашивают, что он видит. Когда ученик говорит о разной длине, помощники убеждают его, что линии совершенно одинаковы. Убедив его в этом, просят занять свое место и присоединиться к их группе. То же проделывается с остальными учениками.

Далее — беседа. Учитель спрашивает, почему все согласились с группой помощников, если сомневались в равенстве линий. Линии действительно разной длины.

Вывод: Внушение играет очень большую роль в жизни человека. Легковнушаемых людей бывает нетрудно убедить в том, что они в чем-то виновны, или больны, или ничего не могут. Чтобы избежать этого - сомневайтесь и проверяйте, умейте отстаивать свою точку зрения

Память

Память бывает слуховая, зрительная, моторная, но чаще всего встречается комбинированная. Учитель предлагает выяснить, какой вид памяти наиболее развит у каждого ученика.

Учитель в течение минуты зачитывает неинтересную информацию, все слушают

На доске написан текст и дана простая таблица, поясняющая информацию текста. Все смотрят 1 мин., затем информация с доски стирается.

Учитель просит записать отрывок, который он зачитывал.

К концу урока - задание: как можно точнее (желательно дословно) написать в тетрадях всю информацию : то, что они прослушали, то, что увидели на доске и то, что записали.

Далее - проверка. Учитель снова предъявляет учащимся все, что он делал в начале урока.

По итогам проверки - беседа. Какая информация вспомнилась легче, почему. Какой вид памяти у вас преобладает.

Вывод: Чтобы запомнить информацию необходимо задействовать все виды памяти Так как. на слух воспринимается только 15% информации, а на уроке словесный метод преобладает, обязательно нужно прочитать, т.е. увидеть эту информацию (текст, таблицы ).

Существует еще кратковременная и долговременная память.

Чтобы информацию запомнить надолго - необходимо

повторение.

Мышление

Человек отличается от животных тем, что обладает абстрактным  мышлением, т.е. отвлеченным. К нему относится умение человека планировать, способность к анализу и синтезу.

Ученикам предлагаются задания на выявление способности к анализу, синтезу, умению выделять главное 9работа с текстами, таблицами, схемами т рисунками).

Особенности нервной системы человека

Фрагмент урока в 8 классе

Дидактические задачи:

- познакомить с характерными признаками типов нервной системы, дать понятие «скорость реакции»;

- закрепить знания типов темперамента по И. П. Павлову;

- научить на практике определять собственную скорость реакции.

Практическая работа «Определение скорости реакции».

Методика на определение скорости реакции «Поймай палку».

Берем длинную палку. Делаем посередине отметку мелом. Испытатель

(учитель) держит палку гораздо выше отметки, затем - отпускает ее. Задача ученика - поймать ее на уровне отметки.

На месте перехвата делается еще одна отметка. Расстояние между отметками измеряется и вычисляется скорость реакции по формуле:

   t = √ 2S,      где S - расстояние между метками (м.)

            g         g-  ускорение свободного падения тела = 9.8 м\с

Опыт проделать на 2-3 учениках.

Домашнее задание: проделать опыт дома и предъявить учителю показатель индивидуальной скорости реакции.

Методические разработки уроков и мероприятий с применением

основ  экологических знаний

Экологический взгляд на безопасность своего будущего становится приоритетом человечества. Помня об этом, нельзя недооценивать огромную роль школы в подготовке поколений людей, способных решать экологические проблемы, сознающих свое место в мире и ответственность перед ним.

Успехи в решении экологических проблем зависят от всеобщей экологической грамотности. Целью экологического образования является формирование целостной картины мира, системы научных знаний, ответственного отношения школьников к окружающей среде.

Биология - центральный предмет в экологической подготовке учащихся, хотя на общую экологическую подготовку школьника «работают» и другие науки: география, химия, физика. Но элементарная экологическая грамотность невозможна без представления о механизмах наследственности, биологического разнообразия, эволюции, здоровья человека.

«Экологический всеобуч» можно применять на любых уроках биологии и мероприятиях для учащихся всех возрастов.

Пищеварение в желудке

План-конспект урока в 8 классе

Задачи урока:

- образовательные: познакомить учащихся с процессами пищеварения в желудке, систематизировать знания о строении и функциях пищеварительной системы, раскрыть особенности работы ферментов;

- развивающие: развивать умения анализировать и обобщать, закрепить знания о взаимосвязях функций организма;

- воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся потребности вести здоровый образ жизни.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные (рассказ, работа по схеме строения пищеварительной системы, беседа), самостоятельная работа учащихся с учебником.

Оборудование: плакат «Строение пищеварительной системы человека», презентация «Тяжелые металлы и их влияние на здоровье человека», карточки-задания.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные.

Ход урока

1. Проверка знаний учащихся

 Опрос (письменный) - терминологический диктант.

1. В ротовой полости, в большей мере происходит … обработка пищи (механическая или химическая)

2. В ротовой полости расщепляются .. .(углеводы)

3. Пищевые соки организма, это-...
4. У человека .. .зубов

5 .Зубы делятся на три типа: ...

6. Реакция слюны ...

7. Три пары слюнных желез ...

8. Дырка в зубе - это заболевание ...

9. Какой химический элемент входит в состав всех зубных паст?

Карточки – задания (индивидуальные).

1. Почему в стоматологическом кабинете врач кладёт ватный валик под язык и к щеке?

2. Почему рот заполняется слюной при мысли о лимоне?

3. Молочные зубы выпадают легко, без боли. Почему?

4. Зарисовать строение зуба и подписать его составные части.

5. Почему у курильщиков наблюдается значительное выделение слюны

и они вынуждены ее сплевывать.

2. Подготовка к восприятию новой темы

Вопрос учителя. Почему при постоянном жевании жевательной резинки у человека может развиться болезнь желудка?

Итак, органические вещества пищи - углеводы, белки и жиры перерабатываются и усваиваются в разных отделах пищеварительного тракта: - в ротовой полости - углеводы: в желудке – белки: в 12 п/кишке – жиры. Так как белка с пищей получаем больше, чем жиров и углеводов, то и переваривание пищи, богатой белками,  происходит дольше и с участием многих ферментов. Рассмотрим этот процесс.

3. Изучение новой темы.

Сообщение учителя с демонстрацией слайдов.

Желудок в процессе эволюции возник как орган, депонирующий пищу и осуществляющий начальные стадии гидролиза (кислотная денатурация пищи). Этот орган имеет толстые, мускульные стенки, гофрированную внутреннюю оболочку. Стенки желудка способны сильно растягиваться. Функции желудка многообразны и он имеет сложное строение. Например, различные поля желудка выделяют различный пищеварительный сок. Верхняя часть желудка выделяет быстро очень кислый сок, нижняя часть - менее кислый и длительно, пилорическая часть - щелочной и все время. Теперь ясно, почему на верхней части желудка чаще всего возникает язвенный процесс и злокачественные образования.

Желудок выполняет важную двигательную функцию, обеспечивающую: превращение пищи в химус в пилорической части и эвакуацию ее в 12-типерстную кишку. В нем осуществляется выделительная функция ряда веществ (мочевина, мочевая кислота, креатинин и др.) При болезнях почек выделение их значительно повышается. Эти вещества выделяются слизистой желудка.

В желудке пища задерживается до 11 часов (поэтому нельзя есть на ночь), здесь идет долгий процесс пищеварения. Пищевой комок еще пропитан слюной, и ее ферменты продолжают действовать и расщеплять углеводы, но начинает свою работу желудочный сок

Внутренняя поверхность желудка имеет огромное количество желез

(на 1мм.2 - до 100 протоков). Железы делятся на три типа: главные - выделяют ферменты, обкладочные - выделяют соляную кислоту, добавочные - выделяют слизь.

Ферменты: пепсин - расщепляет белки, химозин или сычужный фермент - вызывает створаживание молока, липаза — расщепляет эмульгированные жиры. Под действием этих ферментов в желудке расщепляются белки пищи и, частично - жиры, в частности, жиры молока.

Соляная кислота выполняет важную роль. Она обеззараживает продукты питания, убивает попавшие с пищей микроорганизмы. Кроме того, соляная кислота является катализатором, т.к. ферменты желудочного сока работают только в кислой среде.

Слизь также выполняет важные функции: предохраняет стенки желудка от агрессивного действия собственной кислоты, т.к. она имеет нейтральную или слабокислую реакцию; облегчает скольжение пищи по направлению к кишечнику. Суточное количество желудочного сока у человека - 1,5 - 2,5 л. При смешанной еде у человека за один прием выделяется 700-800 мл. сока.

Вопрос: почему нельзя все время жевать жевательную резинку?

(Учащиеся формулируют ответ, учитель обобщает информацию и акцентирует внимание на экологической обстановке и ее влиянии на здоровье человека).

Вопрос: Может ли полезная пища быть вредной?

Сообщение учителя.

Кроме белков, жиров и углеводов организм человека нуждается в и микроэлементах. Мы уже знаем, что в состав крови входит железо, костей - фосфор и кальции, зубов - кальций и фтор.

Доказано, что в организме человека присутствуют почти все элементы таблицы Менделеева.

Как в организм попадают эти элементы? Все это попадает в организм из окружающей среды: через пищу, воду и воздух.

Сейчас созданы новые химические вещества, которые также могут проникать в организм человека, вызывая отравления. Особенно опасны чужеродные химические вещества: ксенобиотики, канцерогены и мутагены.

К ксенобиотикам относятся химические вещества, которые содержатся в нефтепродуктах (бензин), хлорорганических соединениях (отбеливатели, дезинфицирующие вещества, краски и др.).

Особенно опасны мутагенные вещества, способные вызывать мутации. К ним относятся как естественные природные вещества - нитраты, нитриты, гормоны, алкалоиды, тяжелые металлы, так и синтезированные - пестициды, бенз(а)пирены и пр.

К канцерогенным могут быть отнесены тяжелые металлы, кипяченые растительные масла, копченые продукты, яды табака и др.

Влияние некоторых тяжелых металлов на организм человека

Тяжелые металлы

Источник загрязнения

Пути поступления в организм

Поражение органов и тканей человека

Свинец

транспорт

Дыхательная и пищеварительная система

Нервная ткань, нарушение памяти, поражение мозга, распад личности, разрушение эритроцитов, импотенция, угнетение пищевых ферментов

Ртуть

химическая промышлен-ность

С пищей

Болезни органов дыхания, центральной нервной систем, печень, почки, болезнь Минамата.

Ванадий

Дыхательная система

Аллергия, экзема, астма, заболевание крови, нарушение психики.

Кадмий

Промышлен-ность, местами есть в почве

С водой

Накапливается. Болезни нервной системы. Размягчение костей - болезни коряжная, "итай-итай", кривые конечности, постоянные переломы.

Медь

Цветная металлургия

Через кожу, воздух

Мутаген. Расстройство психики, гипертония. Болезни печени и легких

Бериллий

Дыхательная и пищевая система

Аллергия, поражение кожи и слизистой

Хром

Легкая и тяжелая промышлен-ность

Через кожу, пищу

Канцероген, аллерген. Болезни кожи, дыхательных путей, органов зрения и нервной системы, расстройство психики. Онкология.

Бензпирен

Транспорт, пищевая промышлен-ность

Выхлопные газы, копченые и жареные продукты, чипсы

Канцероген

Винилхлорид

Пищевая промышлен-ность

Пластиковые бутылки

При нагревании бутылок на солнце - яды из них проникают в продукт \сок\ и вызывают отравления.

Вопросы учащимся:

- Что является основным «поставщиком» химических загрязнителей, которые попадают в организм с пищей: в городе, в сельской местности.

 - Почему нельзя собирать ягоды и грибы вдоль дорог? Для чего вдоль дорог создают лесополосы?

- Почему в продаже сейчас так много концентратов, бульонных порошков, сухого молока, искусственных соков, если все это вредно?

-« Американцы помешаны на своем здоровье, и часто можно увидеть такую картину: На двух точках продают клубнику. В одном месте ягоды крупные, блестящие, красивые и дешевые. В другом - мелкие, с червоточинами и дорогие. Покупатели стоят в очереди за дорогой клубникой. Почему? (Ответ простой: что ест червь - можно и человеку. Черви не едят ягоды, выращенные в экологически неблагоприятных условиях).

Вопрос: какой вывод можно сделать по экологически правильному питанию?

Домашнее задание.

1. Составить меню на один день, используя только экологически чистые и максимально полезные продукты (см. табл. «Продукты с наиболее удачным соотношением необходимых микроэлементов») и подсчитать стоимость всех блюд.

2. Творческое задание (индивидуальное): сделать сообщение на следующем уроке по гастритам – болезни желудка и предложить набор продуктов для диеты по разным видам гастрита. (см. Приложение 1).

3. Творческое задание (индивидуальное): использую информацию из приложения 2 пояснить физиологические процессы при переходе с белковой пищи на растительную.

Приложение 1

Содержание кислоты у всех людей неодинаково. Повышенное содержание кислоты ведет к раздражению слизистой желудка и к образованию язв и гастритов. Такие гастриты называют гиперцидными. Пониженное содержание кислоты приводит к гипоцидному гастриту, при котором малое количество кислоты не способно активизировать работу ферментов, они работают вяло, пища перерабатывается плохо и надолго задерживается в желудке. Здесь она подвергается брожению, образуются газы, яды. Таким людям необходимо постоянно употреблять в пищу продукты, содержащие кислоту для повышения кислотности сока.

Но есть еще очень редкое заболевание – анацидный гастрит - желудочный сок совсем не имеет кислоты. Больные вынуждены в течение всей жизни принимать искусственный желудочный сок. Кислый желудочный сок выделяется только при пищеварении, когда в желудке нет пищи - реакция щелочная.

Приложение 2

Секреторная функция желудка зависит от функционального состояния желудочных желез, которое может меняться при нахождении организма длительное время на одном пищевом режиме. Изменение возбудимости желудочных желез обусловлено тем, что длительное пребывание человека на определенном пищевом режиме изменяет высшую нервную деятельность. Благодаря этому организм приспосабливает работу пищеварительного аппарата и весь процесс пищеварения к различным пищевым режимам, что имеет большое значение.

Происхождение человека

План-конспект урока  в 9 классе

Задачи урока:

- обеспечить освоение учащимися знаний о происхождении гоминид,

их дальнейшей эволюции;

- дать понятие о взаимовлиянии человека и окружающей среды;

- развивать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения,

умения делать выводы; формировать навыки работы с раздаточным

материалом;

- формировать умения работать в группе, способствовать развитию

научного мировоззрения.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: педагогическое ателье

Оборудование: листы бумаги, маркеры, таблица «Сходство и различие скелета человека и человекообразных обезьян», схема «Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях развития», слайды с изображением поведения человекообразных обезьян, их мимики в сравнении с человеком, схема «Происхождение человека».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Индуктор

Учитель знакомит учащихся с версиями происхождения человека.

В науке определилось два направления: эволюционное и креационизм

В учебниках пишут "...жизнь появилась 3.5 млрд. лет назад". Но сейчас докопались до эры 4 млрд. лет - везде есть следы жизни. Жизнь вечна? Академик Вернадский: "Жизнь — явление космическое. Жизнь вечна, поскольку вечен космос". На околоземной орбите обнаружены белки и нуклеиновые кислоты. Около Плутона и в хвостах комет - тоже.

Возникло новое направление в науке - эниология, согласно которой жизнь сотворена внешней силой - системой, которая может нести разум и быть способной к клонированию. Креационисты изучают историю человечества по священным писаниям.

Есть версия, что предками человека были существа, «мигрировшие» с других планет. Доказательством могут служить наскальные рисунки летающих тарелок и людей в скафандрах, сделанные тысячелетия назад племенами ацтеков и инков, а также странные сооружения на Луне (пирамиды, взлетные полосы и пр.)

Но пока все это бездоказательно, тогда как эволюционисты приводят практически  неоспоримые доказательства естественного происхождения жизни и человека на Земле.

Главными претендентами на роль наших предков являются обезьяны. Сейчас доказано, что геном человека отличается от генома обезьян всего на 1,5%

Работа с материалом

Учитель предлагает в группах поработать над заданиями и поделиться своими мыслями после выполнения работы.

Группы получают все необходимое для работы: маркеры, бумагу, а также дополнительную информацию в виде приложений, рисунков, таблиц.

группа - сходство скелетов человека и обезьян

группа - сходство эмбрионов

группа - сходство поведения

Афиширо-вание

Учащиеся выполняют свои задания на листах бумаги.

Каждая группа поочередно вывешивает свои работы на доску, рассказывает, доказывает правильность своих предположений. Работы обсуждаются, дополняются учителем. По окончании всех обсуждений учитель делает вывод, что сходство человека и обезьян очень  велико.

Общий вывод: предки человека - Приматы

Работа с материалом

Далее группы получают картинки с изображением сцен жизни древних людей. Предлагается с помощью учебника дать характеристику образа жизни и особенностей данной общности. Написать на листах бумаги главные отличительные черты, умение, приобретения.

Афиширование

Учащиеся обсуждают вывешенные листочки,  сравнивают характеристики с материалом учебника и таблиц.

Разрыв -

новое

видение

Выясняется, что общности людей на разных картинках различны по развитию и разделены временем

Учащиеся записывают в тетрадях хронологическую схему происхождения человека.

Учащиеся обсуждают проблему нарастающего влияния человеческого общества н окружающую среду: от неолита до наших дней.

Рефлексия

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

- о чем свидетельствует тот факт, что рядом со стоянкой питекантропов в Африке найдены стоянки гигантских обезьянолюдей, обладающих мощным скелетом?

- о чем говорит наличие подбородочного выступа на нижней челюсти человека?

- как древние люди смогли выжить в ледниковый период?

- какое животное было приручено первым. Почему?

- ученые обнаружили стоянку древних людей в пещере, где рядом с кострищем нашли обугленные, раздробленные кости людей. Какой вывод можно сделать?

- австралопитеки - обезьяны из Австралии?

- почему в эволюции человека наблюдается уменьшение в размерах нижней челюсти?

Итог урока

Заключение учителя.

Итак, исходя из научных данных о происхождении человека, следует, что родиной человечества является Африка. Именно там находят останки предков человека и огромное количество орудий труда - чопперов, из так называемой «галечной культуры». Теперь мы знаем, что первые современные люди появились 40-50 тыс. лет назад.

Но:

- В ЮАР найдены две таблички с рисунками, возраст которых 77 тыс. лет .

(неандертальцы?)

- Некоторые ученые доказывают, что пирамидам 78 тыс. лет, а не 25 тыс., как считают в современной науке.

- На Кольском полуострове обнаружены остатки обсерватории доледникового периода!

- Кения. Находят останки детей, скелет которых – как у современного человека, но возраст останков - 4,5- 6,5 млн. лет. Австралопитеки?

- Есть информация, что при изучении египетских пирамид внутри камня обнаружен человеческий волос, что говорит о том, что камни были искусственно сделаны, а не вырезаны из горной породы

- А наскальные рисунки ацтеков и инков?

Можно ли сделать вывод, что наши предки как минимум в 10 раз старше полумиллиона лет - времени эволюции человека по Дарвину.

В чем причина сомнения многих антропологов по поводу возраста останков:  ошибки ученых или более совершенные методы определения возраста?

Главный вывод учащихся:  не все еще изучено. Может быть, главные открытия еще впереди.

Приложение 1

Зависимость кислородной емкости крови млекопитающих

от высоты над уровнем моря.

Вид 

Высота над уровнем моря, тыс. м. 

Кол-во эритроцитов в 1 мм³ крови, млн. 

Содержание гемоглобина, % 

Горный баран-архар

4-5

14

17.1

Овца домашняя в горах

2.6

10

11.6

Овца домашняя на равнине

0

9

10.3

Винторогий козел

2-3.5

26

17.1

Дагестанский тур

2-4

14

12.4

Коза домашняя в горах

2-3

20

12.5

Коза домашняя на равнине

0

15

9.9

Собака домашняя в горах

4.5

8

20.6

Собака домашняя на равнине

0

6

14.3

Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы.

-  Какое животное имеет наименьшее процентное содержание гемоглобина на равнине?

 - У какого животного наблюдается наибольшее возрастание содержания гемоглобина при переходе от равнинного обитания к обитанию в горах?

Свой ответ аргументируйте.

Заключение

Данные методические разработки составлены и использованы мною неоднократно. У учащихся вызывает интерес подобное интегрирование информации. В материал урока необходимо «вливание» дополнительной, полезной и интересной информации. Это дает возможность на уроке работать с детьми разного уровня обучаемости, возможность индивидуализации процесса обучения,  использования заданий  разного уровня сложности для  контроля знаний.

«Обязательный минимум содержания основного общего биологического образования» составляет инвариантное ядро, обязательное для изучения всеми учащимися. Усиление эколого-эволюционного и структурно-функционального подходов позволят повысить воспитательный потенциал курса.

Современный урок - это урок, отвечающий требованиям времени, учитывающий особенности и своеобразие современной жизни.

Биология - наука прикладная, и «приложить» ее можно ко всем сферам человеческой жизни. На уроках биологии, в большей мере, происходит приобщение к природе, воспитание толерантности, воспитание понимания ценности и уникальности жизни на Земле и собственной жизни

Список литературы

        1. Беркинблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие. М.: МИРОС, 2022. 176 с.

        2. Биология. 9-класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие / А.А.Кириленко, С.ИМ. Колесников, Е.В. Даденко. Спб н/Д: Легион. 2020. 345 с.

        3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М.: Просвещение, 2022. 144 с.

        4. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. Биология в экзаменационных вопросах и ответах \\ Справочник. М., Рольф, 2022.

        5. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии. Санкт-Петербург. Учитель, 2022. 189 с.

        6. Чернова Н.М. Основы экологии. М.: Дрофа, 2022.

        7. Экология 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся / сост. И.П. Чередниченко. Санкт-Петербург: Учитель, 2022. 134 с.

        8. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2005. 960 с.

        9. http: // festival.1september.ru

        10. ru.wikipedia.org/wiki/Общая биология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Цели, задачи и способы использования межпредметных связей на уроках...

Использование межпредметных связей на уроках английского языка.

Использование межпредметных связей на уроках английского языка....

Межпредметные связи на уроках биологии

В  данной статье указана связь биологии с разными предметами школьного курса...

Использование межпредметных связей в изучении биологии.

Планирование межпредметных связей в содержании курса зоологии и анатомии человека....

Использование межпредметных связей на уроках биологии с использованием заданий экологической направленности

Проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством. Именно поэтому очень важно заложить   основы экологической этики ещё в дошкольном возрас...

Использование межпредметных связей на уроках биологии. Методические разработки по курсу "Биология"

В данном сборнике предложен ряд разработок уроков или фрагментов уроков с использованием межпредметных связей с экологией и психологией. На современном этапе развития образования формирование метапред...

Интернет - ссылки, позволяющие выстроить межпредметные связи на уроках биологии

Коллеги, предлагаю Вашему вниманию небольшую коллекцию Интернет-ссылок, позволяющие высторить межпредметные связи с музыкой, ИЗО, литературой, историей, физикой и географией....