Статья по теме: "Применение проектной деятельности учащихся на уроках информатики "
статья по информатике и икт на тему

Андронов Александр Викторович

В работе рассказывается об особенностях проектной деятельности на уроках информатики. Автор на примере своей работы в школе доказывает, что проектный метод обучения играет важную роль в формировании современного человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Андронов А.В.
Применение проектной деятельности учащихся на уроках информатики

Андронов Александр Викторович,

учитель информатики

СОГКОУ «Открытая (сменная) школа №1»

В работе рассказывается об особенностях проектной деятельности на уроках информатики. Автор на примере своей работы в школе доказывает, что проектный метод обучения играет важную роль в формировании современного человека.

Использование компьютерных технологий при обучении и воспитании школьников в настоящее время трудно переоценить. Роль ИКТ в жизни человека возрастает с каждым днем: от использования первых домашних компьютеров для развлечения (игр, просмотра фильмов, прослушивания музыки) до выполнения первостепенных житейских задач (запись к врачу, оплата ЖКХ, связь с родственниками и коллегами, работа на дому по электронной сети, поиск необходимой информации и т.д.). Именно поэтому возрастает значение качественного преподавания предмета «информатика» в школе.

Конечно, ученик может изучить все темы курса самостоятельно, используя материалы учебников и баз данных интернета. Но сколько времени он на это потратит? Задача учителя – помочь своим ученикам получить краткую и точную информацию по каждой из тем курса и заинтересовать его, привлечь к дальнейшему, более полному и тщательному изучению заинтересовавшей его темы.

Необходимо способствовать активизации познавательного интереса школьников, развитию самостоятельного мышления, умению творчески решать возникающие жизненные и познавательные проблемы.

Наиболее эффективным средством развития личности в обучении является метод проектной деятельности. Ученики овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды, учатся отбирать необходимую информацию, презентовать результаты, самостоятельно применить приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, проявить способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, учатся работать в команде, развивают коммуникативные навыки, навыки публичных выступлений, развивается личная уверенность в себе у каждого ученика.

Я считаю, что как учитель информатики я должен научить ученика основам проектной деятельности, а результатом освоения этих основ становится завершенное учебное исследование или разработанный проект: информационный, творческий,  прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный и т.д. При выполнении проекта от ученика и учителя требуется владение информационными технологиями, умение пользоваться компьютерным программным обеспечением, аудио- видеоаппаратурой и др.

Работа по созданию проектов ведется мною по следующему плану:

  1. Рассчитываем время, необходимое для выполнения проекта
  2. Выбираем интересную для ученика тему проекта (из предложенных мною или по выбору ученика)
  3. Составляем детальный план работы
  4. Составляем список литературы, которую будем использовать в работе (желательно наличие печатных изданий, а не только интернет-публикации)
  5. Все возникающие проблемы и вопросы решаем на уроке или дополнительных занятиях, консультациях
  6. Каждый выполненный пункт плана анализируется, выявляются успехи и недостатки работы
  7. Оформляем презентацию проекта
  8. Представляем готовый проект одноклассникам

Оговариваем требования к Структуре проекта:

Вводная часть  (1 – 2 страницы) должна включать в себя:

-         обоснование актуальности темы работы с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и прочее), либо современной востребованности;

-         постановку целей и формирование задач, которые требуется решить для выполнения цели;

-         краткий обзор и анализ источников базы, изучения литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).

Основная часть (7 – 8 страниц) проекта структурируется по главам, параграфам, количество и название которых определяются автором и руководителем. Подбор её должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы. Основная часть проекта, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя элементы исследования, статистические данные, собственное мнение учащегося и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Обязательным являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в работе. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора проекта. Излишняя высокопарность, злоупотребления терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части работы.

Заключительная часть проекта состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, анализа степени выполнения поставленных во введении задач, указывается, что нового лично для себя студенты вынесли из работы над проектом.

Список литературы оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных студентами в процессе работы над проектом монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий. В нем указываются: фамилии автора, инициалы, название работы, место и время её публикации.

После списка литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и пр.) Каждое приложение нумеруется и оформляется с нового листа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список тем для проектной деятельности учащихся на уроках информатики.

Здравствуйте. Хочу поделиться с Вами списком тем для проектной деятельности учащихся по школьной дисциплине "информатика и ИКТ"....

Проектная деятельность учащихся на уроках информатики

В статье рассматриваются основные приемы метода проектов в курсе информатики, теоретический материал поможет учителям сориентировать учащихся в учебном проектировании....

Элементы проектной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ

Методическая разработка использования элементов проектной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ. Графический редактор. Создание проекта «Книжка-малышка».

Мои ученики любят фантазировать, творить и демонстрировать свои достижения! Поэтому я вновь и вновь убеждаюсь в том, что метод проектов эффективен на уроках  информатики.      ...

Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...

Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Представлены виды проектов. Приведены примеры из опыта работы....

Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Метод проектов в преподавании информатики. Из личного опыта....