Телекоммуникационный проект «Что век грядущий нам готовит?»
проект по обществознанию по теме

Суркова Галина Владимировна

Два года (2012-2013 гг.) мы реализовывали телекоммуникационный проект "Что век грядущий нам готовит?" на Омском образовательном портале по адресу: http://www.omsk.edu.ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_vek_gryadushchiy_nam_gotovit.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Телекоммуникационный проект «Что век грядущий нам готовит?»

Аннотация

     Предлагаем совершить увлекательное путешествие в мир Обществознания! Всем известно, что эта дисциплина интегрирует знания нескольких социальных и гуманитарных наук в целостную систему и поэтому привлекает внимание обучающихся всех классов!

    Дорогие ребята! Приглашаем вас поучаствовать в сетевом проекте по обществознанию «Что век грядущий нам готовит?». Участие в нашем проекте поможет вам:

- найти друзей и единомышленников на бескрайних просторах Интернета;

- подумать о возможных путях развития России и определить своё место в её будущем;

- найти и проанализировать интересные документы;

- определить свою готовность к продолжению обучения в классах и ВУЗах социально-гуманитарного профиля;

- подготовиться к заданиям ГИА и ЕГЭ по обществознанию, т. к. все этапы проекта максимально приближены к формату экзамена.

     В ходе проекта мы совместными усилиями определим наиболее сложные проблемы современности и попробуем найти пути их решения.

    Уважаемые взрослые! Наш проект создан с целью развития личности ребёнка, её индивидуальных возможностей, способностей, интересов и направлен на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде и расширения кругозора.

     В ходе проекта предполагается тесное сотрудничество детей и педагогов. Материалы проекта могут быть использованы в качестве источниковой базы для разработки элективных курсов по обществознанию и подготовки обучающихся выпускных классов к экзамену по обществознанию.

Цель проекта: развитие ключевых компетентностей обучающихся (информационной, коммуникативной, интеллектуальной и др.) в процессе работы над обществоведческой темой «Угрозы ХХІ века (глобальные проблемы)».

Задачи проекта:

-развитие навыков исследовательской деятельности и коммуникативных умений обучающихся;

-применение социально-гуманитарных знаний для решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; 

-воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности мышления обучающихся и педагогов образовательных учреждений.

Предметное содержание: обществознание, информатика.

Участники проекта: обучающиеся 9-11 классов школ, гимназий, лицеев.

Продукты проекта: электронный сборник лучших работ участников проекта, который может быть использован в качестве источниковой базы для разработки элективных курсов по обществознанию и подготовки обучающихся выпускных классов к экзамену по обществознанию. 

Задания 2012 г.

1 этап «Представление команд»

Вам необходимо представить свою команду. Приветствие должно содержать рассказ о команде, участниках, школе. Форма представления – презентация. Просим так же высказать мнение, почему команда решила участвовать в проекте. 

Критерии оценивания презентации:

1. Содержание:

- грамотность - 1 балл;

- краткость и содержательность информации - 1 балл.

2. Оформление:

- логическая последовательность изложения - 1 балл;

- наличие единого стиля оформления - 1 балл.

3. Оригинальность представления:

- необычное начало - 1 балл;

- использование дополнительных эффектов - 1 балл.

Максимальная оценка - 6 баллов.

2 этап «Конкурс публикаций»

Мы предлагаем Вам создать информационный бюллетень или буклет на  тему: «Глобальные проблемы современности». 

Главное условие: выбрать одну из проблем и проанализировать её.

Критерии оценивания публикаций:  

  1. Содержание (1-3 балла);
  2. Дизайн (1-3 балла).

Максимальная  оценка - 6 баллов.

3 этап «Блиц-тур»

Вашему вниманию предлагаются задания с выбором ответов. К каждому заданию даются 4 ответа, только один из них является верным. Необходимо за короткий срок подготовить и отправить нам файл с максимальным числом ответов на заданные вопросы.  

1. К числу глобальных проблем не относится:

А) угроза ядерной войны;

Б) распространение наркомании;

В) дефицит природных ресурсов;

Г) международное разделение труда.

2. Демографические проблемы порождены:

А) неравным допуском к ограниченным природным ресурсам;

Б) соперничеством США и России;

В) быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете;

Г) загрязнением окружающей среды.

3. Примером влияния общества на природу является:

А) изобретение громоотвода;

Б) загрязнение вод мирового океана;

В) строительство пирамид в Древнем Египте;

Г) открытие закона всемирного тяготения.  

4. К глобальным демографическим проблемам относится:

А) неравный допуск к ограниченным природным ресурсам;

Б) загрязнение природной среды отходами деятельности человека;

В) крайняя перенаселенность стран «Третьего мира»;

Г) сокращение биологического разнообразия.

5. Существование глобальных проблем свидетельствует:

А) о целостности современного мира;

Б) о невозможности сотрудничества государств;

В) об экономическом сотрудничестве народов;

Г) о преимуществах стран, лидирующих в техническом развитии.

6. Общество в отличие от природы:

А) подчиняется объективным законам развития;

Б) находится в постоянном изменении;

В) является формой совместной деятельности людей;

Г) образует среду обитания человека.

7. Признак «ресурсосберегающие технологии» относится к типу общества:

А) традиционного;

Б) индустриального;

В) постиндустриального;

Г) аграрного.

8. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести:

А) расширение международного сотрудничества;

Б) углубление международного разделения труда;

В) распространение технических достижений;

Г) ослабление национальных культур.

9. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

1) все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.

2) развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

А) верно 1;

В) верно 2;

Г) верны оба суждения;  

Д) оба суждения неверны.

10. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

1) сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как  биологического вида.

2) в целях выживания человечество должно ограничить рост потребления.

А) верно 1;

Б) верно 2;

В) верны оба суждения;  

Г) оба суждения неверны.

Критерии оценивания тестовых заданий:

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Максимальная оценка - 10 баллов.

4 этап «Творческий»

Представьте себя на месте участника Конференции Организации Объединенных Наций. Составьте план мероприятий ООН по решению одной из глобальных проблем:

- «Проблема стихийных бедствий»

- «Сырьевая проблема»

- «Энергетическая проблема»

- «Продовольственная проблема»

- «Проблема здоровья человека»

Критерии оценивания творческих работ:

1. Грамотность - 1 балл;

2. Логика и оригинальность изложения - 1 балл;

3. Самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме - 1 балл;

4. Достоверность и целесообразность включения фактов и источников - 1 балл;

5. Иллюстративность и наглядность изложения - 1 балл;

6. Аргументированность и убедительность выводов - 1 балл.

Максимальная  оценка - 6 баллов.

5 этап «Интеллектуальный»

Вас пригласили в качестве эксперта на российскую пресс-конференцию по проблемам современности. Журналисты заранее подготовили пресс-релиз с вопросами. Выберете один из предложенных вопросов, и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы.

1. «Охарактеризуйте состояние энергетического хозяйства России. Как, по Вашему мнению, надо скорректировать топливно-энергетический баланс (ТЭБ) страны? Стоит ли уделять повышенное внимание региональным модификациям ТЭБа?»

2. «В каких формах проявляется глобальная сырьевая проблема на территории России? Какие превентивные меры по «смягчению» ресурсно-сырьевых затруднений Вы могли бы порекомендовать?»

3. «Известно, что цели и средства демографической политики в масштабах такого федеративного государства, как Россия, должны быть «регионализированы». Не могли бы Вы указать на демографическую специфику отдельных регионов России?»

Критерии оценивания:

1. Грамотность - 1 балл;

2. Логика и оригинальность изложения - 1 балл;

3. Самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме - 1 балл;

4. Достоверность и целесообразность включения фактов и источников, в том числе по Омской области -1 балл;

5. Иллюстративность и наглядность изложения - 1 балл;

6. Аргументированность и убедительность выводов - 1 балл.

Максимальная  оценка - 6 баллов.

6 этап: «Итоги проекта»

Подведение итогов проекта. Награждение победителей дипломами, вручение сертификатов участникам. Рефлексия руководителей проекта. Создание электронного сборника лучших работ на сайте проекта.

Задания 2013 г.

 

1 этап «Представление команд»

Вам необходимо представить свою команду. Форма представления – презентация. Приветствие должно содержать: название и девиз команды;  рассказ об участниках и о руководителе команды; информацию о своем образовательном учреждении. Просим так же высказать мнение, почему команда решила участвовать в проекте.

Критерии оценивания представления:

1. Содержание:

- грамотность - 1 балл;

- краткость и содержательность информации - 1 балл.

2. Оформление:

- логическая последовательность изложения - 1 балл;

- наличие единого стиля оформления - 1 балл.

3. Оригинальность представления:

- необычное начало - 1 балл;

- использование дополнительных эффектов - 1 балл.

Максимальная оценка - 6 баллов.

Рефлексия: 

- Что нового узнали в ходе выполнения заданий?

- Что показалось сложным?

- Ваши пожелания и предложения для новых проектов.

Критерии оценивания рефлексии:  

- наличие рефлексии - 1 балл;

- развернутая рефлексия  - 2 балла.

Максимальная оценка по этапу - 8 баллов.

2 этап «Блиц-тур»

Вашему вниманию предлагаются задания с выбором ответов. К каждому заданию даются 4 ответа, только один из них является верным. Необходимо за короткий срок подготовить и отправить нам файл с максимальным числом ответов на заданные вопросы.  

1. Примером взаимодействия общества и природы является:

А) глобальное потепление климата в современных условиях;

Б) изменение демографической структуры населения в связи с миграцией;

В) развитие сферы образовательных услуг;

Г) рост городов в результате отделения ремесла от земледелия.

2. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:

А) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек;

Б) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи;

В) строительство пирамид в Древнем Египте;

Г) распад империи Карла Великого.  

3.  Отношения общества и природы характеризуются тем, что:

А) общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу;

Б) природа полностью определяет направление развития общества;

В) общество не оказывает существенного влияния на природу;

Г) природа и общество воздействую друг на друга.

4. Утверждение о том, что общество обособилось от природы, означает, что оно:

А) не зависит от природы;

Б) не оказывает влияния на природу;

В) отличается от природы, обладает качественной спецификой;

Г) отделено от природы.

5. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером;

А) цивилизации и религии;

Б) природы и общества;

В) способа производства и отношений собственности;

Г) экономики и политики.

6. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести:

А) расширение международного сотрудничества;

Б) углубление международного разделения труда;

В) распространение технических достижений;

Г) ослабление национальных культур.

7. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса:

А) эволюция человека как гармонично развитой личности;

Б) улучшение нравов;

В) развитие науки и разума;

Г) рост идеалов истины и справедливости.

8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

1) природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

2) общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

А) верно 1;

В) верно 2;  

Г) верны оба суждения;  

Д) оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

1) сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

2) в целях выживания человечество должно серьёзно заняться сохранностью окружающей среды.

А) верно 1;

В) верно 2;

Г) верны оба суждения;  

Д) оба суждения неверны.

10. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

1) все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.

2) развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

А) верно 1;

В) верно 2;

Г) верны оба суждения;  

Д) оба суждения неверны.

Критерии оценивания тестовых заданий:

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Максимальная оценка - 10 баллов.

Рефлексия:

- Что нового узнали в ходе выполнения заданий?

- Что показалось сложным?

- Ваши пожелания и предложения для новых проектов.

Критерии оценивания рефлексии:  

- наличие рефлексии - 1 балл;

- развернутая рефлексия  - 2 балла.

Максимальная оценка по этапу - 12 баллов.

 

3 этап «Творческий»

Представьте себя на месте участника Международной конференции «Глобальные проблемы современности». Составьте план мероприятий по решению одной из глобальных проблем: антропогенные катастрофы; проблема стихийных бедствий; проблема исследования космоса.

Критерии оценивания творческих работ:

1. Грамотность - 1 балл;

2. Логика и оригинальность изложения - 1 балл;

3. Самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме - 1 балл;

4. Достоверность и целесообразность включения исторических фактов и источников -1 балл;

5. Аргументированность и убедительность выводов - 1 балл;

6. Список источников и литературы - 1 балл.

Максимальная оценка - 6  баллов.

Рефлексия:

- Что нового узнали в ходе выполнения заданий?

- Что показалось сложным?

- Ваши пожелания и предложения для новых проектов.

Критерии оценивания рефлексии:  

- наличие рефлексии - 1 балл;

- развернутая рефлексия  - 2 балла.

Максимальная оценка по этапу - 8 баллов.

4 этап «Интеллектуальный»

Вас пригласили в качестве российского эксперта на Международную конференцию «Глобальные проблемы современности». Иностранные журналисты попросили изложить свою точку зрения по поводу поднятой проблемы.

Прокомментируйте следующие слова одного видного японского деятеля культуры, сказанные по отношению к России: «Что это у вас все так сильно кричат – кризис, кризис, катастрофа! Раньше вы считали, что живете в самой лучшей в мире стране, теперь, что в самой худшей. У нас после войны было во много раз хуже – все разрушено, правительства нет, ресурсов нет, но мы не впали в панику, а начали работать и за 40 лет создали новую цивилизацию».

Критерии оценивания интеллектуальных работ:

1. Грамотность - 1 балл;

2. Логика и оригинальность изложения - 1 балл;

3. Самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме - 1 балл;

4. Достоверность и целесообразность включения исторических фактов и источников -1 балл;

5. Аргументированность и убедительность выводов - 1 балл;

6. Список источников и литературы - 1 балл.

Максимальная оценка - 6 баллов.

Рефлексия:

- Что нового узнали в ходе выполнения заданий?

- Что показалось сложным?

- Ваши пожелания и предложения для новых проектов.

Критерии оценивания рефлексии:  

- наличие рефлексии - 1 балл;

- развернутая рефлексия  - 2 балла.

Максимальная оценка по этапу – 8 баллов.

5 этап «Итоги проекта»

Подведение итогов проекта. Награждение победителей дипломами, вручение сертификатов участникам. Рефлексия руководителя и участников проекта. Создание электронного сборника лучших работ на сайте проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие школьников в телекоммуникационном проекте «Travelling around Northern Ireland»

Участие обучающихся в телекоммуникационных проектах повышает их познаватиельный интерес к предмету, стимулирует к самостоятельному поиску информации, обогащает  знаниями, выходящими далеко за гра...

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Знатоки МиФики"

Данный проект, « Знатоки МиФики», предлагается  для учащихся 7-9 классов,...

Телекоммуникационный проект «Знатоки истории»

В 2006 году нами был реализован телекоммуникационный проект «Знатоки истории», посвященный 100-летию аграрной реформы П.А. Столыпина. Проект проходил на Омском образовательном портале по адресу:...

Роль учителя и обучающихся в работе телекоммуникационных проектов.

Телекоммуникационные проекты интересны своей формой. Учащиеся активно включаются в работу уже на предварительном этапе. В статье рассматриваются этапы работы и необходимые требования к подготовке учит...

социальный проект "Что день грядущий нам готовит"

презентация выступления +шаблон...