Главные вкладки

    Конспект урока "Подсчет количества элементов массива слов" 10 класс
    план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

    Светлана Викторовна Матвеева

    Конспект урока "Подсчет количества элементов массива слов"  10 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon podschet_kolichestva_elementov_massiva_slov_10_klass.zip350.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: “Подсчет количества элементов массива слов” 10 класс

    Цели:

    Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;

    Образовательная:

    • Освоение сложного материала с помощью логического рассуждения
    • Изучение заполнения массива из файла и подсчет количества элементов массива слов
    • Ознакомление с возможностями объектно-ориентированного программирования для визуализации

    Развивающая:

    • формирование ИКТ – компетентности
    • развитие алгоритмического мышления
    • делать выводы и обобщать

    Тип урока: комбинированный (повторение + изучение нового материала)

    Возраст учащихся: 10 класс.

    Продолжительность: 90 мин.

    Оборудование:

    • Мультимедийный проектор
    • Презентация
    • Компьютер учителя
    • Компьютеры учеников
    • Доска

    Структура урока:

    1. Организационный момент
    2. Актуализация опорных знаний и умений
    3. Сообщение цели и темы урока
    4. Объяснение нового материала
    5. Первичное закрепление новых полученных знаний
    6. Оценка знаний и пояснение домашнего задания
    7. Рефлексия
    8. Итог урока

    Ход урока

    Время (мин.)

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент

    2

    Приветствие учителя

    2. Актуализация опорных знаний и умений.

    15

    Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Набирают программы на компьютерах и демонстрируют их учителю. Нахождение ошибок, если они находятся.

    3. Сообщение цели и темы урока.

    3

    Слушают учителя.

    4. Объяснение нового материала

    (см. Презентацию (Приложение)

    30

    Просмотр и осмысление новой темы в показанной презентации

    5. Первичное закрепление новых полученных знаний

    20

    Отвечают на поставленные вопросы

    6. Оценка знаний и пояснение домашнего задания – ( Задача: Необходимо при чтении  файла в Memo1 после всех слов вывести строку с сообщением о количестве прочитанных слов, например: «Прочитано 10 слов». При поиске в Memo2 тоже вывести сообщение: «Найдено 5 слов».)

    15

    Слушают учителя и записывают домашнее задание.

    7. Рефлексия

    3

    Отвечают на вопросы в карточках

    8. Итог урока

    2

    Анализ пройденного урока.

    Содержание урока.

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент – 2 мин

    Приветствие учителя

    2. Актуализация опорных знаний и умений – 15 мин

    Фронтальный опрос:

    Для начала вспомним некоторые понятия и определения.

    Что такое одномерный массив (определение)?

    Приведите пример массивов. Как элементы массива обозначаются? Как массив объявляется в программах Т.Паскаль?

    Учитель рассаживает учеников за компьютеры и ставит задачу: домашнее задание в виде программы набрать на компьютерах и продемонстрировать учителю(заполнение числового массива).

    Актуализация знаний:

    Задача: Дан текстовый файл. Выполнить поиск слов по заданному буквосочетанию.

    Вопрос: Какие возможны варианты? С чего надо начать решение?

    1. Лучшим вариантом является чтение файла строк  в массив. Для визуального просмотра списка слов их можно вывести в компонент Memo.

    2. Все остальные операции со строками, которые требуются по какому-либо алгоритму, нужно выполнять в массиве.

    1. Отвечают на вопросы:

    Массив – это структурированный тип данных, который называется регулярным типом и представляет собой совокупность пронумерованных однотипных значений, имеющих общее имя.

    Примеры числовых массивов: оценки, цены на товары, номера домов на улице, температуры за определенный период времени и т.д.

    Примеры символьных массивов: список класса, дни недели и т.д.

    Примеры объявления массивов:

    Var

    Mas1: Array [1..100] of integer;

    Mas2: Array [-10..10] of char;   

    Ms: Аrray[1..100] of string;

    2. Решают задачу заполнения линейного массива.

    3. Сообщение цели и темы урока – 3 мин.

    Записывают в тетрадь название темы.

    Учитель:

    Тема сегодняшнего урока: “Подсчет количества элементов массива слов”

    В течение объяснения данного материала и показа презентации по этой теме используются средства языка программирования Lazarus для визуализации процесса подсчета количества слов.

     

    4. Объяснение нового материала – 30 мин.

    Слушают учителя

    Учитель:

    При решении предыдущей задачи вы столкнулись с необходимостью набора на клавиатуре значений элементов массива, это проблема отпадает при чтении значений элементов массива из файла. Работа с файлами при создании любых проектов является основной задачей, поэтому рассмотрим этот вариант работы в презентации.

     (Показ Презентации)

    Смотрят презентацию. Делают записи в тетрадях.

    Опорные слайды презентации:

    слайд 8

    Сформируем текстовый файл  flow.txt в текстовом редакторе Блокнот:

    astra

    lilia

    pion

    tulpan

    romashka

    roza

    siren

    слайд 9

    Описание файловой переменной и массива строк

    Var  ft:textfile; - текстовый файл на диске;

            Ms:array[1..100] of string; - массив строк.

    слайд 10

    Назначение файловой переменной имени файла на диске:

    Begin

         Assignfile(ft,’flow.txt’); - файл цветов

    слайд 11

    Открытие файла на чтение:

    Reset(ft);

    слайд 12

    Чтение файла и вывод строк в многострочный редактор Memo.

    K:=0;  - количество строк; s- строка

    While not eof(ft)  do

    Begin

        Readln(ft,s);                        - чтение строки в s

        Inc(k);                                 - увеличение счетчика на 1

       Ms[k]:=s;                              - запись в массив

       Form1.Memo1.Lines.Add(s);  - запись в Memo

    End;

    Closefile(ft)  - закрытие файла

    В конце цикла в k – количество строк. Можно записать:

      Kols:=k;

    слайд 13

    Далее мы в однострочном редакторе Edit вводили букву или буквосочетание и выводили найденные слова в Memo2.

    слайд 14

    Допустим мы создали событие при нажатии на кнопку «Найти».

    Напишем команды поиска и вывода найденных слов в Memo2.

    St:=Form1.Edit1.Text;  - выбираем буквосочетание из Edit

    Form1.Memo2.Clear;    - очищаем Memo2

    For i:=1 to kols do

    Begin

       n:=pos(st,ms[i]);  - n<>0, если буквосочетание найдено, n равно номеру                                                                                                Позиции

       If (n<>0) then

       Begin

          Form1.Memo2.Lines.Add(ms[i]); - заносим слово в Memo2

       End;

    End;

    слайд 15

    Полная программа представлена ниже.

    unit ustroka;

    {$mode objfpc}{$H+}

    interface

    uses

      Classes, SysUtils, FileUtil, Forms, Controls, Graphics, Dialogs, StdCtrls;

    type

      { TForm1 }

      TForm1 = class(TForm)

        Button1: TButton;

        Button2: TButton;

        Edit1: TEdit;

        Memo1: TMemo;

        Memo2: TMemo;

        procedure Button1Click(Sender: TObject);

        procedure Button2Click(Sender: TObject);

        procedure FormCreate(Sender: TObject);

      private

        { private declarations }

      public

        { public declarations }

      end;

    var

      Form1: TForm1;

      ft:textfile;

      Ms:array[1..100] of string;

      s:string;

      kols:integer;

    implementation

    {$R *.lfm}

    { TForm1 }

    слайд 16

    procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

    begin

        form1.Memo1.Clear;

        form1.Memo2.Clear;

        form1.Edit1.Clear;

    end;

    procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

    var k:integer;

    begin

          Assignfile(ft,'flow.txt'); // файл цветов мы создали

          Reset(ft);   //         Открытие файла на чтение:

          K:=0;        // количество строк; s- строка

        While not eof(ft) do  // чтение, пока не конец файла

        Begin

            Readln(ft,s);           //       - чтение строки в s

          //  If eof(ft) then break;  //       - прерывание цикла по концу файла

            Inc(k);                 //       - увеличение счетчика на 1

           Ms[k]:=s;                //       - запись в массив

           Form1.Memo1.Lines.Add(s); //      - запись в Memo

        End;

        closefile(ft);       // - закрытие файла

        Kols:=k;

    end;

    слайд 17

    procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

    var st:string;

        i,n:integer;

    begin

          St:=Form1.Edit1.Text; // - выбираем буквосочетание из Edit

        Form1.Memo2.Clear;      // - очищаем Memo2

        For i:=1 to kols do

        Begin

           n:=pos(st,ms[i]);  // - если n<>0, то n равно номеру позиции буквосочетания

           If (n<>0) then

           Begin

              Form1.Memo2.Lines.Add(ms[i]); // - заносим слово в Memo2

           End;

        End;

    end;

    end.

    5. Первичное закрепление новых знаний – 20 мин.

    Учитель:

    Теперь вы знаете, что как подсчитывать количество слов  в символьном массиве, сформированном из текстового файла  

    Отвечают на вопросы учителя.

    Вспоминают материалы презентации и суть подсчитывать количество слов  в символьном массиве

    Описание файловой переменной– это (см.выше)

    Назначение файловой переменной имени файла на диске – это (см.выше)

    Открытие файла на чтение – это (см.выше)

    Чтение файла и вывод строк в многострочный редактор Memo – это (см.выше)

    6. Оценка знаний и пояснение домашнего задания – 15 мин.

    Проверка и обобщение полученных знаний проводится в форме беседы, сопровождающейся краткими записями основных моментов в тетрадях.

    Ученики слушают учителя и получают оценки за урок

    7. Рефлексия – 3 мин

    Учитель раздает карточки с вопросами по рефлексии.

    Ученики отвечают на предложенные вопросы и сдают карточки с ответами учителю

    8. Итог урока – 2 мин.

    Учитель:

    Данный урок занимает важное место при изучении такой темы как “линейные массивы”.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы. Элемент массива.

    Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новое понятие массив. Массив – это упорядоченный набор однотипных данных. Иначе говоря, массив – это таблица, каждый элемент которой является элементом массива. М...

    Нахождение количества заданных элементов массива

    Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Решение задач на поиск количества заданных элементов массива....

    Конспект урока с элементами тренинга 10 класс «Приёмы расположения к себе»

    Конспект урока с элементами тренинга 10 класс «Приёмы расположения к себе»....

    Конспект урока "Сортировка одномерных массивов" 10 класс

    Для учителей информатики. Рассмотрены методы сортировки одномерных массивов, подобраны задания для закрепления материала....