Конспект урока "Подсчет количества элементов массива слов" 10 класс
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Светлана Викторовна Матвеева

Конспект урока "Подсчет количества элементов массива слов"  10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podschet_kolichestva_elementov_massiva_slov_10_klass.zip350.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Подсчет количества элементов массива слов” 10 класс

Цели:

Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;

Образовательная:

  • Освоение сложного материала с помощью логического рассуждения
  • Изучение заполнения массива из файла и подсчет количества элементов массива слов
  • Ознакомление с возможностями объектно-ориентированного программирования для визуализации

Развивающая:

  • формирование ИКТ – компетентности
  • развитие алгоритмического мышления
  • делать выводы и обобщать

Тип урока: комбинированный (повторение + изучение нового материала)

Возраст учащихся: 10 класс.

Продолжительность: 90 мин.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор
  • Презентация
  • Компьютер учителя
  • Компьютеры учеников
  • Доска

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний и умений
  3. Сообщение цели и темы урока
  4. Объяснение нового материала
  5. Первичное закрепление новых полученных знаний
  6. Оценка знаний и пояснение домашнего задания
  7. Рефлексия
  8. Итог урока

Ход урока

Время (мин.)

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2

Приветствие учителя

2. Актуализация опорных знаний и умений.

15

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Набирают программы на компьютерах и демонстрируют их учителю. Нахождение ошибок, если они находятся.

3. Сообщение цели и темы урока.

3

Слушают учителя.

4. Объяснение нового материала

(см. Презентацию (Приложение)

30

Просмотр и осмысление новой темы в показанной презентации

5. Первичное закрепление новых полученных знаний

20

Отвечают на поставленные вопросы

6. Оценка знаний и пояснение домашнего задания – ( Задача: Необходимо при чтении  файла в Memo1 после всех слов вывести строку с сообщением о количестве прочитанных слов, например: «Прочитано 10 слов». При поиске в Memo2 тоже вывести сообщение: «Найдено 5 слов».)

15

Слушают учителя и записывают домашнее задание.

7. Рефлексия

3

Отвечают на вопросы в карточках

8. Итог урока

2

Анализ пройденного урока.

Содержание урока.

Деятельность учащихся

1. Организационный момент – 2 мин

Приветствие учителя

2. Актуализация опорных знаний и умений – 15 мин

Фронтальный опрос:

Для начала вспомним некоторые понятия и определения.

Что такое одномерный массив (определение)?

Приведите пример массивов. Как элементы массива обозначаются? Как массив объявляется в программах Т.Паскаль?

Учитель рассаживает учеников за компьютеры и ставит задачу: домашнее задание в виде программы набрать на компьютерах и продемонстрировать учителю(заполнение числового массива).

Актуализация знаний:

Задача: Дан текстовый файл. Выполнить поиск слов по заданному буквосочетанию.

Вопрос: Какие возможны варианты? С чего надо начать решение?

1. Лучшим вариантом является чтение файла строк  в массив. Для визуального просмотра списка слов их можно вывести в компонент Memo.

2. Все остальные операции со строками, которые требуются по какому-либо алгоритму, нужно выполнять в массиве.

1. Отвечают на вопросы:

Массив – это структурированный тип данных, который называется регулярным типом и представляет собой совокупность пронумерованных однотипных значений, имеющих общее имя.

Примеры числовых массивов: оценки, цены на товары, номера домов на улице, температуры за определенный период времени и т.д.

Примеры символьных массивов: список класса, дни недели и т.д.

Примеры объявления массивов:

Var

Mas1: Array [1..100] of integer;

Mas2: Array [-10..10] of char;   

Ms: Аrray[1..100] of string;

2. Решают задачу заполнения линейного массива.

3. Сообщение цели и темы урока – 3 мин.

Записывают в тетрадь название темы.

Учитель:

Тема сегодняшнего урока: “Подсчет количества элементов массива слов”

В течение объяснения данного материала и показа презентации по этой теме используются средства языка программирования Lazarus для визуализации процесса подсчета количества слов.

 

4. Объяснение нового материала – 30 мин.

Слушают учителя

Учитель:

При решении предыдущей задачи вы столкнулись с необходимостью набора на клавиатуре значений элементов массива, это проблема отпадает при чтении значений элементов массива из файла. Работа с файлами при создании любых проектов является основной задачей, поэтому рассмотрим этот вариант работы в презентации.

 (Показ Презентации)

Смотрят презентацию. Делают записи в тетрадях.

Опорные слайды презентации:

слайд 8

Сформируем текстовый файл  flow.txt в текстовом редакторе Блокнот:

astra

lilia

pion

tulpan

romashka

roza

siren

слайд 9

Описание файловой переменной и массива строк

Var  ft:textfile; - текстовый файл на диске;

        Ms:array[1..100] of string; - массив строк.

слайд 10

Назначение файловой переменной имени файла на диске:

Begin

     Assignfile(ft,’flow.txt’); - файл цветов

слайд 11

Открытие файла на чтение:

Reset(ft);

слайд 12

Чтение файла и вывод строк в многострочный редактор Memo.

K:=0;  - количество строк; s- строка

While not eof(ft)  do

Begin

    Readln(ft,s);                        - чтение строки в s

    Inc(k);                                 - увеличение счетчика на 1

   Ms[k]:=s;                              - запись в массив

   Form1.Memo1.Lines.Add(s);  - запись в Memo

End;

Closefile(ft)  - закрытие файла

В конце цикла в k – количество строк. Можно записать:

  Kols:=k;

слайд 13

Далее мы в однострочном редакторе Edit вводили букву или буквосочетание и выводили найденные слова в Memo2.

слайд 14

Допустим мы создали событие при нажатии на кнопку «Найти».

Напишем команды поиска и вывода найденных слов в Memo2.

St:=Form1.Edit1.Text;  - выбираем буквосочетание из Edit

Form1.Memo2.Clear;    - очищаем Memo2

For i:=1 to kols do

Begin

   n:=pos(st,ms[i]);  - n<>0, если буквосочетание найдено, n равно номеру                                                                                                Позиции

   If (n<>0) then

   Begin

      Form1.Memo2.Lines.Add(ms[i]); - заносим слово в Memo2

   End;

End;

слайд 15

Полная программа представлена ниже.

unit ustroka;

{$mode objfpc}{$H+}

interface

uses

  Classes, SysUtils, FileUtil, Forms, Controls, Graphics, Dialogs, StdCtrls;

type

  { TForm1 }

  TForm1 = class(TForm)

    Button1: TButton;

    Button2: TButton;

    Edit1: TEdit;

    Memo1: TMemo;

    Memo2: TMemo;

    procedure Button1Click(Sender: TObject);

    procedure Button2Click(Sender: TObject);

    procedure FormCreate(Sender: TObject);

  private

    { private declarations }

  public

    { public declarations }

  end;

var

  Form1: TForm1;

  ft:textfile;

  Ms:array[1..100] of string;

  s:string;

  kols:integer;

implementation

{$R *.lfm}

{ TForm1 }

слайд 16

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin

    form1.Memo1.Clear;

    form1.Memo2.Clear;

    form1.Edit1.Clear;

end;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var k:integer;

begin

      Assignfile(ft,'flow.txt'); // файл цветов мы создали

      Reset(ft);   //         Открытие файла на чтение:

      K:=0;        // количество строк; s- строка

    While not eof(ft) do  // чтение, пока не конец файла

    Begin

        Readln(ft,s);           //       - чтение строки в s

      //  If eof(ft) then break;  //       - прерывание цикла по концу файла

        Inc(k);                 //       - увеличение счетчика на 1

       Ms[k]:=s;                //       - запись в массив

       Form1.Memo1.Lines.Add(s); //      - запись в Memo

    End;

    closefile(ft);       // - закрытие файла

    Kols:=k;

end;

слайд 17

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

var st:string;

    i,n:integer;

begin

      St:=Form1.Edit1.Text; // - выбираем буквосочетание из Edit

    Form1.Memo2.Clear;      // - очищаем Memo2

    For i:=1 to kols do

    Begin

       n:=pos(st,ms[i]);  // - если n<>0, то n равно номеру позиции буквосочетания

       If (n<>0) then

       Begin

          Form1.Memo2.Lines.Add(ms[i]); // - заносим слово в Memo2

       End;

    End;

end;

end.

5. Первичное закрепление новых знаний – 20 мин.

Учитель:

Теперь вы знаете, что как подсчитывать количество слов  в символьном массиве, сформированном из текстового файла  

Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают материалы презентации и суть подсчитывать количество слов  в символьном массиве

Описание файловой переменной– это (см.выше)

Назначение файловой переменной имени файла на диске – это (см.выше)

Открытие файла на чтение – это (см.выше)

Чтение файла и вывод строк в многострочный редактор Memo – это (см.выше)

6. Оценка знаний и пояснение домашнего задания – 15 мин.

Проверка и обобщение полученных знаний проводится в форме беседы, сопровождающейся краткими записями основных моментов в тетрадях.

Ученики слушают учителя и получают оценки за урок

7. Рефлексия – 3 мин

Учитель раздает карточки с вопросами по рефлексии.

Ученики отвечают на предложенные вопросы и сдают карточки с ответами учителю

8. Итог урока – 2 мин.

Учитель:

Данный урок занимает важное место при изучении такой темы как “линейные массивы”.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы. Элемент массива.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новое понятие массив. Массив – это упорядоченный набор однотипных данных. Иначе говоря, массив – это таблица, каждый элемент которой является элементом массива. М...

Нахождение количества заданных элементов массива

Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Решение задач на поиск количества заданных элементов массива....

Конспект урока с элементами тренинга 10 класс «Приёмы расположения к себе»

Конспект урока с элементами тренинга 10 класс «Приёмы расположения к себе»....

Конспект урока "Сортировка одномерных массивов" 10 класс

Для учителей информатики. Рассмотрены методы сортировки одномерных массивов, подобраны задания для закрепления материала....