Конспект урока с элементами тренинга 10 класс «Приёмы расположения к себе»
план-конспект урока по психологии (10 класс) на тему

Ларионов Александр Александрович

Конспект урока с элементами тренинга 10 класс «Приёмы расположения к себе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 г. Тайшета

Конспект урока с элементами тренинга

10 класс «Приёмы расположения к себе»

Ларионов Александр Александрович,

педагог-психолог

План конспекта урока с элементами тренинга

Приёмы расположения к себе. Урок 11

  1. Приёмы расположения к себе.
  2. Цель урока:  

- Повышение культуры общения.

     3. Задачи:

- Обучение приемам расположения к себе собеседника.

- Ознакомить с функцией комплимента и других знаков внимания.

- Развивать коммуникативные навыки.

 -Воспитывать положительную «Я-концепцию».  

      4. Тип урока: комбинированный.

      5.Форма работы учащихся: групповая, фронтальная.

      6. Образовательная технология: технология сотрудничества.

      7. Техническое оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, мяч..

План занятия:

Этап занятия

Время

1.

Организационно-подготовительный

2.

Организационный момент. Приветствие.

5 мин.

3.

Актуализация знаний (упражнения)

4.

Упражнение: «Назови соседа ласково» (работа в парах).  

7 мин.

5

Упражнение. « Великие люди об улыбке»  (работа в экспертных группах).

10 мин.

6.

Практическое представление и самоанализ поведения по теме занятия.

7.

Мини-лекция о самопризентации.

9 мин.

8.

Ознакомление с правилами применения комплементов

4 мин.

9.

Закрепление материала.

5 мин.

10.

Рефлексия.

4 мин.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Оборудование

Формируемые ЗУН

I. Организационный   этап

Приветствие.

Вступительное слово педагога, настрой учащихся на работу.

- Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может, как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Чтобы расположить людей к себе, очень важно уметь оказывать знаки внимания, к которым в первую очередь относятся комплименты. Сегодня поговорим о самопрезентации, о том, как можно подать себя в начале общения в наиболее выгодном свете.                                                                                                        - Для начала повернитесь друг к другу  и пожелайте хорошего дня.

Настраиваются на учебную деятельность

Поворачиваются друг к другу желают  хорошего дня

Слайд 1

проявление эмоционального отношения  к друг другу

формулирование собственных  ожиданий

II. Актуализация знаний (упражнения)

  1. Приём «Имя собственное»

 Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Д. Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия

Упражнение: «Назови соседа ласково».  Работа в парах: Называете полное имя соседа и дарите ласковое слово.

Рефлексия. Что вы чувствовали, когда вас называли ласково?                                                                        Вопросы: Кому вы чаще по-доброму и приятно улыбаетесь — своему другу или недоброжелателю? А кто вам чаще по-доброму приветливо улыбается?

Слушаю ответы. Обобщаем: Естественно, друг. Ваш личный опыт говорит о том, что доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают к вам людей.

Ребята работают в парах, называют ласково имена.

Делают выводы на основе жизненного опыта.

Совместно с психологом  обобщают мнения и делают выводы.

Слайд 2

Позитивный настрой на звучание собственного имени

Умение анализировать свои чувства

  1. Прием "зеркало отношения". 

Упражнение. « Великие люди об улыбке».

Работа в группах. Задание: прочти. Выскажите свое мнение.

· Улыбка рождает улыбку.

 · «Улыбайтесь — и весь мир будет улыбаться вместе с вами; плачьте — и вы будете плакать один». Тед Энгстрем

 · Улыбка проникает нам в душу и выводит на поверхность те причины, по которым нам следует радоваться жизни.

· Это — подарок, который мы можем сделать каждому, кто нам встречается, и который можем сделать и самим себе.

· Подарок-улыбка стоит нам только небольшое усилие, которое необходимо потратить на улыбку.

· Жить с улыбкой — это все равно, что бросать дрожжи в смесь муки с теплой водой: потом остается только ждать, пока тесто поднимется. Так же многократно умножается и улыбка. Джон Телптон.

· У оптимиста есть повод для улыбки, а его улыбка выражает его веру в жизнь. Наоборот, пессимист считает, что у него нет причины улыбаться, и живет без улыбок, без веры... и часто оказывается одинок.

· Улыбка заразительна!

· Множество экспериментов доказало, что когда человек воспроизводит на лице мимику какого-то настроения— именно это настроение к нему и приходит. Кеннет Гуд.

Каждая группа получает по карточке, обсуждение происходит совместно. Один человек от группы обобщает и предоставляет мнения об высказывании.

Приложение 1.

Формирование умение слушать и понимать, работать коллективно, анализировать материал

III. Практическое представление и самоанализ поведения по теме занятия

- Чтобы расположить людей к себе, очень важно уметь оказывать знаки внимания, к которым в первую очередь относятся комплименты.

 Восточная мудрость гласит: «Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слышавшего» Сегодня мы поговорим с вами об этом искусстве, а также о том, как это сделать тактично и правильно. Что такое знаки внимания? Выслушиваю ответы и делаю вывод. Знаки внимания. Знак внимания — это высказывание или действие, обращенное к человеку, которое призвано улучшить его самочувствие и вызвать положительные эмоции, радость.

Среди них выделяют комплименты, похвалу и поддержку.

- Знаки внимания при общении: комплимент, похвала, поддержка.                                                                                        - Похвала — оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Похвала вызывает неадекватные эмоции в следующих случаях:  

  • когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения;

• когда вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы вас оценивать;

 • когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого.

Работа в группах. Задание: найдите слова, чтобы похвалить человека.

  1. Представьте, что вы родители. Ваш ребёнок получил «пятёрку» за контрольную работу. Похвалите его.
  2. Представьте, что вы учитель. Ваш  ученик, который имеет низкую   успеваемость,  приготовил интересное сообщение.

  1. Команда по баскетболу, в которой играл ваш одноклассник, выиграла.

 Поддержка — знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен, и касающийся той области, в которой в данный момент он испытывает затруднения. Например: «Ничего страшного, у всех бывают ошибки! В следующий раз у тебя это обязательно получится! Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

Работа в группах:

  1. Ваша младшая сестрёнка второй год пытается научиться катать на коньках, но не всегда всё получается.

Чем отличается поддержка от похвалы? Обобщение ответов детей.

Учащиеся высказывают своё мнение о представленных понятиях

Работают в группах. Обсуждение сложившейся ситуации, находят слова для похвалы.

Слайд 3

Слайд 4, 5

Приложение 2.

Формирование умения полно и точно  выражать свои мысли

Мотивация познавательной активности детейРазвитие коммуникавных качеств

Поддержка — знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен, и касающийся той области, в которой в данный момент он испытывает затруднения. Например: «Ничего страшного, у всех бывают ошибки! В следующий раз у тебя это обязательно получится! Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

Работа в группах: Задание: Оцените ситуацию и выскажите слова поддержки.

Слайд 6

Приложение 3.

Умение анализировать материал, применять его на практике

Комплименты — это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. В этом смысле мы и рассмотрим комплимент как один из приемов формирования аттракции в деловых отношениях.

- Именно поэтому комплименты приносят пользу всем участникам общения. Булат Окуджава - стихи. «Давайте восклицать…» (аудиозапись)

. Существуют правила применения "золотых слов". Не зная или нарушая их, можно против своего желания превратить "золотые слова" в банальности (в лучшем случае). Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Например, сравните: "Тебе очень идет этот цвет " (комплимент) и "Ты самая красивая" (лесть). Лесть грубее комплимента и чаще может быть отвергнута из-за неправдоподобности. Но есть люди, которым лесть нравится. В деловом общении преимущество принадлежит комплименту. Нельзя отождествлять комплимент и похвалу. Похвала — это положительная оценка. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может свести высказывание до уровня банальной лести. Если существуют сомнения, поймет ли собеседник, о каком факте идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уж обыграть его.

Прослушивание аудиозаписи.

Знакомятся с отличительной чертой комплимента

Слайд 7, 8

Проникновение в музыкальный материал

Существуют правила применения "золотых слов".

Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две мысли, не должен содержать поучений. Необходимо избегать двусмысленных оборотов. Комплименты нужно говорить как можно чаще. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым. Комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что вам лично нравится в собеседнике, что бы вы хотели позаимствовать у него. Люди принимают комплименты благосклонно, так как каждому приятно уже одно то, что ему хотят сказать что-то хорошее. Именно поэтому они легко прощают возможные промахи. Поскольку мужчины не избалованы комплиментами, они и менее требовательны к их качеству. Именно поэтому лучше учиться делать комплименты на мужчинах. Как же сделать комплимент комплиментом?

 Есть несколько правил.

 1. "Один смысл". Комплимент должен отражать только позитивные качества человека. В комплименте следует избегать двойного смысла, когда, например, данное качество у человека можно считать и позитивным, и негативным. Например: "Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!" Здесь явно нарушено это правило, условно названное нами "один смысл".

 

2. "Без гипербол". Отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь небольшое преувеличение. Например: "Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и пунктуальности", — сказал руководитель, принимая отчет от подчиненного. Того эти слова не просто удивили, а изумили. Во-первых, за ним ходит слава прямо противоположного свойства, а во-вторых, сейчас даже повода не было для этих слов, не то,  что причины. Как же сделать комплимент комплиментом?

Существуют несколько правил. "Без дидактики". Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению. Вот некоторые образцы таких "комплиментов": "Тебе следует быть активнее!"; "Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать свои позиции!". Здесь явно нарушено правило, условно названное нами "без дидактики". "Без приправ". Последнее правило касается не самого содержания комплимента, а тех дополнений, которые нередко следуют за ним. Например: "Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой ". Или: "Мне очень импонирует ваша способность располагать людей к себе. Только бы эту способность — За в интересах дела..." Следовательно делая комплимент, удержитесь от ложки дегтя, т.е. подобных дополнений. Следуйте правилу, условно названному нами "без приправ ".

Работа в парах. Задание: сделайте друг другу комплимент.

Ознакомление с правилами применения комплементов.

Получение знаний, которые пригодятся в жизни

 Умение отличать верный комплемент от лести

Приобретают практический навык в умении делать комплементы

IV. Закрепление материала.

- Какие знаки внимание необходимо употреблять в общении?

- Как употребление комплементов может отразиться на общении с людьми?

Как вы собираетесь в жизни применять знания, полученные сегодня?

Обсуждение эффективности данного мероприятия. Дети высказываются о практическом применении  умений в обычной жизни.

Умение осуществлять анализ мероприятия.

V. Рефлексия.

-Я по кругу пускаю мяч, а вам нужно высказать своё мнение о сегодняшнем  занятии.

Получая мяч, дети  делятся свои впечатлением

Умение высказывать своё мнение и понимать речь других

Приложение 1.

· Улыбка рождает улыбку.

 · «Улыбайтесь — и весь мир будет улыбаться вместе с вами; плачьте — и вы будете плакать один». Тед Энгстрем

 · Улыбка проникает нам в душу и выводит на поверхность те причины, по которым нам следует радоваться жизни.

· Это — подарок, который мы можем сделать каждому, кто нам встречается, и который можем сделать и самим себе.

· Подарок-улыбка стоит нам только небольшое усилие, которое необходимо потратить на улыбку.

· Жить с улыбкой — это все равно, что бросать дрожжи в смесь муки с теплой водой: потом остается только ждать, пока тесто поднимется. Так же многократно умножается и улыбка. Джон Телптон.

· У оптимиста есть повод для улыбки, а его улыбка выражает его веру в жизнь. Наоборот, пессимист считает, что у него нет причины улыбаться, и живет без улыбок, без веры... и часто оказывается одинок.

· Улыбка заразительна!

· Множество экспериментов доказало, что когда человек воспроизводит на лице мимику какого-то настроения— именно это настроение к нему и приходит. Кеннет Гуд.

Приложение 2.

  1. Представьте, что вы родители. Ваш ребёнок получил «пятёрку» за контрольную работу. Похвалите его.
  2. Представьте, что вы учитель. Ваш  ученик, который имеет низкую   успеваемость,  приготовил интересное сообщение.
  3. Команда по баскетболу, в которой играл ваш одноклассник, выиграла.

Приложение 3.

  1. Ваша младшая сестрёнка второй год пытается научиться катать на коньках, но не всегда всё получается.
  2. У вашего друга за год выходит всего одна  «тройка».
  3.  Ваш дедушка решил освоить компьютер, чтобы общаться с дочерью, которая живёт в другом городе. Но у него не всё получается сразу,  дедушка сильно огорчается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока алгебры в 7 классе: "Взаимное расположение графиков линейных функций"

Представляю урок формирования новых знаний и умений Конспект урока содержит ЭОР, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают интерес к предмету....

Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

В основе методической разработки  - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения  личностно  ориентированного  подхода в образовании. Словесники могут по своему ...

конспект урока алгебры в 7 классе по теме: "Взаимное расположение графиков линейных функций"

конспект урока изучение нового материала по теме:"Взаимное расположение графиков линейных функций"Цель урока:Учить определять взаимное расположение графиков линейных функций по угловому коэффициенту.В...

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов".

Название работы:  Конструкт урока химии «Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов». 8 классФ.И.О. автора, должность: Третьякова Вера Вениаминовна, учитель химии и би...

Конспект урока алгебры в 7 классе «Взаимное расположение графиков линейной функции»

Конспект урока алгебры в 7 классе «Взаимное расположение графиков линейной функции»...

Конспект занятия с элементами тренинга для подростков "Уверенность в себе"

Цель тренинга: Формирование навыков уверенного поведения, открытого выражения своих чувств, с помощью сотрудничества и коммуникаций.Задачи:Познакомить участников со способами повышения самооценки;Спос...