Использование средств ИКТ в преподавании в школе и ВУЗе
план-конспект занятия по информатике и икт (11 класс) по теме

Мельникова Светлана Евгеньевна

Повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни объясняет актуальность выбранной темы. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств информационно-коммуникационных технологий за последнее десятилетие сделал эту технику практически все доступной. Поэтому внедрение ИКТ в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования (Федеральное государственное бюджетное научное учреждения Институт управления образованием Российской академии образования, на базе которого создан Центр информатизации образования).

Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам информатизации образования и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_it.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование средств ИКТ в преподавании в школе и  вузе»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

3

  1. Информатизация учебного процесса………………………………......

4

  1. Методы организации обучения с применением информационно-коммуникационных технологий…………………………………………

5

  1. Информационно-коммуникационные технологии как средство обучения……………………………………………………………….......

7

  1. Преимущества и недостатки применения ИКТ…………………………

9

Заключение…………………………………………………………………………

11

Литература………………………………………………………………………….

12

Введение

Повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни объясняет актуальность выбранной темы. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств информационно-коммуникационных технологий за последнее десятилетие сделал эту технику практически все доступной. Поэтому внедрение ИКТ в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования (Федеральное государственное бюджетное научное учреждения Институт управления образованием Российской академии образования, на базе которого создан Центр информатизации образования).

Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам информатизации образования и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.

Цель работы: изучить условия использования ИКТ в учебном процессе образовательной организации.

Ведь изучение и грамотное и рациональное использование средств ИКТ в учебном процессе – важнейшие задачи подготовки учащихся к дальнейшей конкурентоспособной жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников школ и высших учебных заведений будущая профессия станет связана со средствами информационно-коммуникационных технологий.

  1. Информатизация учебного процесса

К началу XXI века роль информации во всем мире невероятно возросла. Уровень владения информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях, без исключения, всем государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и информации, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. в последние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме информатизации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое место в группе первоочередных задач современной педагогики.

Комплексная информатизация школ и вузов ориентируется теперь на формирование и развитие интеллектуального потенциала науки, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения, использование в педагогической работе современных информационных технологий.

  1. Методы организации обучения с применением информационно-коммуникационных технологий

В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский.

Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ИКТ бессмысленно.

Репродуктивный метод обучения с применением средств информационных технологий предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) компьютеру (например, он-лайн тестирование), и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ИКТ позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой. В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.

Проблемный метод обучения использует возможности ИКТ для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения с применением ИКТ обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие соответствующего программного обеспечения, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Компьютерные модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на компьютере позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире.


3.        Информационно-коммуникационные технологии как средство обучения

Последние технические достижения часто находят применение в учебном процессе, и ИКТ не являются исключением. Уже первые опыты применения компьютеров в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку качества обучения, обеспечить возможность индивидуальной помощи педагога каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить создание и постановку новых образовательных курсов.

ИКТ являются мощным средством для обработки информации, представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков, видео и аудио информации и т. п. Главной особенностью мультимедийных средств обучения является возможность их настройки (программирования) на выполнение различного рода работ, связанных с получением и обработкой информации.

Применение ИКТ в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляют принципиально новые возможности для активизации обучения. Компьютер и мультимедийные средства позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Главными преимуществами компьютера перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение средств информационно-коммуникационных технологий даёт возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов средства ИКТ обеспечивают возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных и мотивированных учащихся. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Компьютеры открывают новые перспективы в области образования. По мере увеличения объема знаний и усложнения методов анализа, становится все труднее строить обучение, придерживаясь в основном принципа пассивного слушания лекций и чтения учебных текстов. Критическое мышление, умение понять и решать сложные проблемы, способность вывести полезные обобщения из груды исходных данных – все это приобретает большую важность и требует от обучающихся более активной деятельности.


  1. Преимущества и недостатки применения ИКТ

Проблемы информатизации обучения можно рассмотреть со стороны объективных и субъективных факторов.

К группе проблем, сталкивающихся при использовании ИКТ относят:

-привязанность к неизменяемому размеру экрана вызывает неудовлетворенность эстетического порядка (впечатление от крупного изображения значительно сильнее и ярче, чем от стандартной 14-17 дюймовой картинки). Это компенсируется использованием проекционной техники;

-отрицательное воздействие на "взаимоотношения" человека с компьютером и средствами может оказывать подсознательно воспринимаемый фактор техницизма, т. е. понимание того, что человек имеет дело с техникой, а не с изделием другого живого человека;

-несколько легковесное отношение к компьютерной продукции может вызывать понимание поразительной легкости процедур копирования и тиражирования компьютерной продукции.

В противовес перечисленным недостаткам можно отметить следующие моменты работы с ИКТ, которые позиционируются как положительные:

-понимание документальности, точности фиксации изображаемых явлений; доступность первоисточников, вызывающая у зрителя своеобразный эффект личной причастности к изображаемому процессу;

-практическую доступность культурно-художественной информации любого региона, страны и понимание своей собственной, личной причастности к глобальному общечеловеческому художественному наследию;

-удобство манипулирования изображениями, возможность их перегруппировки, произвольной компоновки и технического редактирования.

Несомненно, перечисленные проблемы оказывают различное влияние на разных людей в зависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека со средствами ИКТ не получили достаточного научного рассмотрения.

Одной из немаловажных для работы с ИКТ психологических проблем является проблема возраста. Дело в том, что чаще всего люди старшего поколения более осторожно относятся к процессу информатизации. Это можно объяснить тем, что у взрослых людей к определенному возрасту формируются привычные методы и формы работы, которые они не захотят, а часто - и не могут кардинально менять.


Заключение

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает педагогам школ и ВУЗов дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать учебный процесс обучающихся, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

Однако, информатизация обучения вызывает свои, подчас довольно сложные психологические и методологические проблемы. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно иные методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения человеком новых типов информации.


Список используемой литературы:

  1. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. // Учебник для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов. – М., 2005. – 231 с. http://www.twirpx.com/file/1101536/
  2. Гужеля Д. Ю. и др. Информационные технологии в управлении образованием. Часть I: Пособие для системы доп. проф. образования. — М.: НФПК, 2006. — 168 с. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/574/37574/14647
  3. Гузеев В. В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995. – 135 с. http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18321.php
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря2010 г. № 1897(ред.31.12.2015))
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  6. Министерство образования и науки Российской Федерации. – URL: http://www.mon.gov.ru 
  7. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). – URL: http://www.obrnadzor.gov.ru 
  8. Федеральный портал «Российское образование». – URL: http://www.edu.ru 
  9. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». – URL: http://www.ict.edu.ru 
  10. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. – URL: http://katalog.iot.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование средств мультимедиа как условие повышения качества преподавания истории искусств в ДШИ.

Использование средств мультимедиа как условие  повышения качества преподавания истории искусств в ДШИ....

«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».

В статье«Использование ИКТ в  процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся»   говорится об актуальности и персп...

Использование электронного УМК как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"

Использование электронного УМК  как средство методического обеспечения  преподавания учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"...

Использование технических аудиовизуальных средств обучения в преподавании биологии и химии

Текст начного доклада в III- Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки".Конференция была организована 27-28 ноября 2015 года Казанским (При...

Современные проблемы преподавания матиматики в школе и вузе

Модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках апробации и внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования, на первое место выдвигает требования к резул...

Использование мультимедийных средств обучения в преподавании английского языка

Развитие техники не может не сказаться на преподавании. Учителя не могут находиться в стороне от новых тенденций. Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образовани...

научно-практическая конференция «Вопросы преподавания русского языка в вузе и школе: методология и практика», 2021 год (сертификат)

научно-практическая конференция «Вопросы преподавания русского языка в вузе и школе: методология и практика», 2021 год (сертификат)...