Объединенный классный час "Безопасный Интернет"
классный час по информатике и икт (6 класс) на тему

Шоленкова Светлана Павловна

Сценарий проведения объединеного классного часа для 6 классов "Безопасный Интернет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий единого классного часа «Безопасный Интернет»

Аудитория: 6-е классы

Ведущие: учитель информатики, учащиеся 9-х классов.

Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем формирования навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.

Задачи:

  • информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних;
  • информирование учащихся о способах незаконного распространения информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, в информационно-телекоммуникационных сетях (интернет, мобильная связь);
  • обучение подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной связи, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях;
  • профилактика формирования интернет зависимости и игровой зависимости;
  • предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Для чего нужен Интернет? Сервисы и ресурсы Интернета.
  2. Какие угрозы для безопасности человека(ребенка) возникают при пользовании Интернетом? Как можно их снизить?
  3. Что такое интернет зависимость и игровая зависимость? Как не стать рабом Интернета.

Планируемые результаты:

  • Представление об угрозах личности, здоровью, развитию, существующих в Интернете;
  • Критическое отношение к информации, распространяемой в Интернете;
  • Умение отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную информацию от безопасной;
  • Умение распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью детей с целью вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
  • Умение распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;
  • Понимание причин интернет и игровой зависимости, способность противостоять этим причинам;
  • Представление о правонарушениях, которые могут быть совершены детьми в информационно-телекоммуникационных сетях.

Технические средства: компьютер, проектор, презентации.

Ход классного часа

  1. Формулирование темы классного часа, постановка вопроса: «С какими угрозами  может столкнуться ребенок в Интернете?».
  2. Изложение материала:
  1. Краткое изложение истории развития Интернета; сервисы и ресурсы Интернета (Для чего нам нужен Интернет?);
  2. Краткое изложение истории развития Интернета; сервисы и ресурсы Интернета (Для чего нам нужен Интернет?);
  3. Угрозы, исходящие из Интернета, и как свести их к минимуму:

  1. Внешние угрозы:
  1. Контентные риски;
  2. Коммуникационные риски;
  3. Интернет мошенничество;
  1.  «Внутренние» угрозы – угрозы, связанные с поведением самого ребенка:
  1. Интернет зависимость, игровая зависимость;
  2. Вред физическому здоровью.
  1. Правонарушения, совершаемые подростками в Интернете.
  2. Правила поведения ребенка в Интернете, что нужно делать в случае возникновения какой-либо угрозы.
  1. Подведение итогов, выводы, просмотр ролика.

Учитель:

Для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего разговора, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд.

Безопасный интернет Кроссворд.xlsx

Да, тема нашего разговора «Безопасный Интернет». Для участия в нашей беседе я пригласила старшеклассников, которые помогут нам разобраться в том, какие угрозы таит в себе Интернет и как обезопасить себя от этих угроз.

Безопасный Интернет_1.pptx

Слайд 1. Тема «Безопасный Интернет»

Учитель. В нашей беседе примут участие ученики 9 класса. Прежде всего, они расскажут нам немного об истории интернета.

Ученик 1, слайд 2: В 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. К работе по созданию новой сети, названной ARPANET, были привлечены ученые из ведущих университетов США, а их финансирование взял на себя Пентагон.

Слайд 3. 29 октября 1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км — в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и в Стэнфордском исследовательском институте — провели сеанс связи. Со второй попытки было передано слово “LOGIN”.

Ученик 2. Слайд 4. В 1973 году к сети были подключены первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, сеть стала международной.

1 января 1983 года сеть ARPANET перешла на протокол TCP/IP, который успешно применяется до сих пор для объединения сетей.

Именно в 1983 году закрепился термин «Интернет»: интер – международная, нет – сеть.

Учитель:

Для чего мы используем Интернет? Интернет – огромное хранилище информации, мы можем найти любую информацию, если она не является государственной, военной или коммерческой тайной, получить и передать информацию. Для этого используются ресурсы и сервисы Интернета. Слайд 5.

В настоящее время Интернет насчитывает 3,5 млрд. пользователей. Слайд 6.

Т.е. Интернет – это млрд. компьютеров, на которых работают люди и не все из них имеет добрые намерения. В Интернете, также как и реальной жизни, существуют угрозы, о которых нужно знать и уметь обезопасить себя от этих угроз. Надо понимать, что угрозы исходят не от самого Интернета, а от людей, его «населяющих». Слайд 7.

Эти угрозы можно разделить на две категории: внешние, которые исходят от других пользователей интернета, и «внутренние», которые исходят нас самих. Слайд 8.

Ученик 2. 

  1. Контентные риски. Слайд 8.

Контент - это содержание какого-либо информационного ресурса - текст, графика, музыка, видео, звуки и т.д.

Контентные риски несут различные информационные ресурсы, в которых содержится противозаконная, неэтичная и вредоносная информация.

Слайд 10. К противозаконной, неэтичной и вредоносной информации относится:

- информация о насилии, жестокости и агрессии;

- информация, разжигающая расовую, национальную, социальную ненависть и нетерпимость;

- пропаганда суицида, азартных игр, наркотических веществ и отравляющих веществ, анорексии (отказ от приема пищи) и булимии (чрезмерное потребление пищи), пропаганда деятельности различных сект и неформальных  молодежных движений;

- нецензурная лексика и т.д.

Ученик 1. В сети Интернет такую информацию можно встретить практически везде: в социальных сетях, блогах, торрентах, персональных сайтах, видеохостингах и др. Не являются исключением и мобильные сервисы.

Распространение противозаконной информации преследуется по закону. В Российском законодательстве есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции.

Ученик 2. Слайд 11. Для того чтобы защитить себя от нежелательной информации, нужно использовать настройки поисковых фильтров, антивирусных программ, программы «родительского контроля» и следовать

Совету 1:

Старайся посещать только те страницы интернета, которые тебе советуют родители. Они – люди взрослые и лучше знают, что такое хорошо и что такое плохо. Если тебя что-то встревожило или смутило, обязательно расскажи об этом родителям.

Слайд 12. А кроме того помни: не вся информация в интернете является достоверной, к любой информации, полученной из интернета, нужно относиться критически, проверять ее с помощью других источников.

Ученик 1. Слайд 13.

В интернете существует много инструментов, позволяющих организовать общение пользователей: социальные сети, блоги, чаты, форумы, гостевые книги, списки рассылки. НО при этом возникают так называемые коммуникационные риски.

Английское слово буллинг (bullying, от bully – драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг, осуществляемый с помощью Интернета или мобильного телефона, называют кибербуллингом. Кибербуллинг не менее опасен, чем реальные издевательства. Каждый десятый ребенок 9-16 лет становился жертвой кибербуллинга. Слайд 14.

Ученик 2. Слайд 15. Особенно опасным может быть  установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи. Общаясь лично, злоумышленник, чаще всего представляется сверстником, входит в доверие к ребенку, а затем пытается узнать личную информацию и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей информацию, которой потом могут шантажировать ребенка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед веб-камерой.

Слай 16. Анонимность и приватность в сети - давно иллюзия. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против человека.

Слайд 17 Ученик 1  Чтобы избежать коммуникационные риски, следуй совету 2:

Никогда не сообщай свое персональные данные, не высылай свои фотографии незнакомым людям, не включай камеру, когда общаешься с незнакомыми людьми. Помни: преступники могут использовать эту информацию против тебя или твоих родных.

Слайд 18. Встречаться с виртуальным знакомым либо не следует вовсе, либо только в присутствии родителей. Помни: под маской твоего «друга» – ровесника может скрываться взрослый человек с преступными намерениями.

Если Интернет-общение становится негативным – такое общение следует прекратить и не возобновлять.

Ученик 2. Слайд 19. Кибермошенничество – это мошенничество в сфере компьютерной информации, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем вмешательства в работу средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации.

Ученик 1. Слайд 20. Одним из видов кибермошенничества  является Фи́шинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание[1]). Целью фишинга  является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей —логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей. В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего. После того, как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными приёмами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль. Это позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.

Ученик 2. Для защиты от фишинга производители основных интернет-браузеров договорились о применении одинаковых способов информирования пользователей. Если пользователь открыл подозрительный сайт, который может принадлежать мошенникам, то браузер сообщает об этом.

Ученик 1. Слайд 21. В условиях современной жизни многие люди находят весьма удобным для себя не тратить время на походы по магазинам. Ведь при помощи Интернета можно заказать все необходимое с доставкой на дом за несколько минут. Пара щелчков мышкой, быстрое оформление заказа и вскоре товар уже в ваших руках. К сожалению, не все так легко и просто, как представляется на первый взгляд. Мошенники не дремлют, и доверчивый пользователь вполне может оказаться ни с чем, заплатив при этом немало денег.

Ученик 2. Слайд 22. Потребительский риск заключается в потере денежных средств без приобретения товара или услуги, или приобретения товара низкого качества, контрафактной и фальсифицированной продукцию.

Ученик 1. Слайд 23. Чтобы защитить себя от кибермошенников, следуй Совету 3: Остерегайся неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если тебе знаком отправитель. Никогда не открывай вложения и не переходи по ссылкам в таких сообщениях.

Никогда без ведома взрослых не отправляй СМС, чтобы получить информацию из интернета.

Учитель: Конечно, за тем, какими ресурсами и сервисами пользуется в интернете ребенок, должны в первую очередь следить родители, но и дети не должны быть слишком беспечными и доверчивыми. Кроме угроз со стороны злоумышленников, ребенок и сам может причинить себе значительный вред, если будет злоупотреблять интернетом.

Ученик 1. (Интернет зависимость)

Всего за 40 с небольшим лет люди не только привыкли к интернету, который до неузнаваемости изменил мир, но и стали зависимы от него. Причём зависимость от интернета иногда достигает болезненных форм, и не так давно такое явление как «интернет-аддикция» попало в Международную энциклопедию по психическим расстройствам.

Ученик 2. Слайд 24. Всемирная паутина как новая игрушка затягивает и привлекает, но со временем надоедает, и в результате человек переключается на что-то другое. Но если переключения и смены интересов не происходит — тогда нужно бить тревогу. Вычислить первые признаки интернет-зависимости несложно. Первым делом должно насторожить количество времени, которое человек проводит в сети. 5 часов в сутки — это уже тревожный показатель.

Также важно, что именно человек делает в интернете. Одно дело, когда это связано с работой или обучением, и другое — если человек бесцельно рассматривает сайты, играет в сетевые игры, общается в чатах, знакомится. Обычно на фоне погружения в сеть человек отказывается от нормального, реального, личного общения, от работы и учёбы, портятся отношения с окружающими людьми, нарушаются режим сна и режим питания.

Ученик 1. Слайд 25. Зависимость от интернета — такое же тяжелое заболевания, как зависимость от алкоголя или наркотиков. Как и с другим любым видом зависимости, самое главное — осознать проблему и начать её решать.
Если вы сами за собой заметили, что проводите в сети слишком много времени, то можно попробовать предпринять простые профилактические меры:

  •  установить точное количество времени, которое можно проводить в интернете;
  •  иногда заставлять себя несколько дней подряд не выходить в интернет;
  •  заблокировать доступ к конкретным ресурсам Сети;
  •  установить правило — не общаться в интернете в субботу и в воскресенье;
  •  насыщать реальную жизнь разнообразными событиями (хобби, общение, физическая активность, путешествия);
  •  самому или с помощью специалиста выявить первопричину тяги к интернету и избавиться от нее.

Ученик 2. Слай 26. (Негативное влияние на здоровье ребенка)

Злоупотребление интернетом может привести и к ухудшению физического здоровья. Зрение и осанка — вот главные жертвы в организме молодого пользователя, проводящего слишком много времени за компьютером. Даже самая удобная мебель тут вряд ли поможет. Молодому и активно растущему человеку надо много двигаться. Если же первую половину дня просиживать за партой в школе, после обеда сначала делать  уроки, а потом садиться за компьютер, то остаться здоровым будет практически невозможно.

Ученик 1. Слайд 23. Не забывай, что интернет – это не главное увлечение в жизни. Кроме него у тебя должны быть друзья, любимые книги, спорт, путешествия… Да мало ли интересных занятий в реальном мире!

  • посещай сайты, соответствующие твоему возрасту;
  • не сообщай личную информацию;
  • избегай виртуальной агрессии и преследований;
  • не доверяй незнакомым людям;
  • уважай авторские права.

Учитель. Для того, чтобы проверить как вы усвоили правила поведения в Интернете, проведем небольшое тестирование

Безопасный интернет. Тест.pptm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятного имиджа (образа) творческого объединения в сети Интернет на примере типового сайта ГБОУ ЗДТДиМ

Данная презентация объясняет зачем  учреждению или творческому объединению необходимо иметь свой сайт, какой контент он должен содержать.Работа показвает как донести необходимую информации о свое...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Выступление на методическом объединении «Ребёнок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей»

Выступление на методическом объединении «Ребёнок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей»...

Презентация к выступлению на методическом объединении «Ребёнок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей»

Презентация к выступлению на методическом объединении «Ребёнок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей»...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...