Выступление на школьном метод объединении классных руководителей "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, ОРГАНОВ ЕГО САМОУПРАВЛЕНИЯ."
методическая разработка на тему

Желонкина Анна Вадимовна

В работе описаны принципы формирования классного коллектива и этапы его развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Текст выступления на ШМО классных руководителей

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА,                   ОРГАНОВ ЕГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Подготовила: классный руководитель 10 класса учитель математики Желонкина А.В. 2015 год 

Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Для успешного осуществления воспитательного процесса уже в первом классе составляется программа развития ученического коллектива.

 В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей; второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д.

Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Такой климат создается под влиянием двух факторов. Первый – это социально-психологическая атмосфера общества в целом. Второй – это микро-социальные условия: т.е. коллектив класса. Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентирами, моральными нормами и интересами. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. 
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение -- форма жизни коллектива, остановка -- форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований.

Первый этап - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, дети сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

Второй этап - усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третий этап – создание собственно коллектива. И уже коллектив формирует целостную, нравственную личность.

Пути создания коллектива:

1) традиции (их необходимо создавать в группе),

2) перспективные линии

  • близкая: например, воскресная совместная прогулка; 
  • средняя (при наличии актива): подготовка школьного праздника; 
  • далекая: цель - успешное окончание школы. 

3) параллельное влияние (учитель влияет на учеников не прямо, а через коллектив, через мнения друзей).

Признаком сформированности коллектива является:

1) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

2) ощущение защищенности каждого члена;

3) активность.

Три модели отношений между личностью и коллективом

1) личность подчиняется коллективу;

2) гармонизация отношений;

3) личность подчиняет коллектив (лидерство).

Таким образом, классный коллектив - это форма общности школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Он играет важную роль в формировании подрастающего поколения. Именно классный коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются  способности личности. Отношения в классном коллективе во многом определяют судьбу будущего гражданина.

9-11 класс – последняя ступень формирования коллектива. 
Основное на этой ступени - формирование и социализация личности через коллектив.  Отношения в классе становятся ровными, стабильными. В общении со взрослыми появляется доверительность.

Характерной особенностью нравственного развития является потребность осознать мотивы поведения.

Особое внимание классному руководителю необходимо уделять этическим проблемам (смысл жизни, поиск истины). Появляется много непростых вопросов, связанных с сильными переживаниям: интимные отношения, неформальные молодежные организации, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков.

Эти ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в работе со старшеклассниками:

1. Нравственный выбор;

2. Ответственность за поступки;

3. Человеческое общение;

4. Самореализация и самоутверждение.

Классный руководитель в старшей школе - это организатор деятельности учащихся в классе. Выделяют четыре направления деятельности классного руководителя: 
       1
.Классный руководитель - организатор: формирование ученического коллектива и его развитие. Результат - сплоченность классного коллектива, деловое общение, организация традиционных коллективных дел, взаимодействие, работа с органами самоуправления, поддержка школьниками друг друга, желание общаться в свободное время. Принцип - «все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно».

2. Классный руководитель - психолог. Формирование микроклимата доброжелательных взаимоотношений в деятельности и в общении. Комфортный, гуманистический микроклимат обеспечивается, если классный руководитель делает акцент на отношения детей во время взаимодействия, создание атмосферы общей заботы о других людях. Результат - комфортный микроклимат позволяет детям чувствовать себя защищенными в классе, отсутствует замкнутость и изолированность детей, сформировано ощущение успеха и положительного эмоционального фона общения.

3. Классный руководитель - социальный организатор. Цель деятельности - развитие социальной активности и компетентности школьников. Педагог стремится сформировать класс как социально-направленную группу, стремящуюся вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни. Эффективной технологией формирования опыта активной социальной деятельности, гражданской компетенции является социальное проектирование, разработка и реализация социально-значимых проектов. Социально-значимые проекты помогают школьникам задуматься о своих делах, поступках, а классному руководителю определить перспективы развития классного коллектива. Дети становятся более уверенными в себе, появляется чувство ответственности.

4. «Поддерживающий классный руководитель» - это функция поддержки школьника в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав. Классный руководитель берет на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик состоялся как личность, не был унижен, узнал, каковы его возможности. Он выстраивает доверительные отношения со всеми категориями детей: трудными, одаренными и требующими содействия и «сопровождения».

В заключении хочется сказать, что школа – это социальный институт, в котором учатся и работают люди с разными нормами, взглядами, темпераментом и характером. Каждый член ученического коллектива – это личность со своими интересами и очень важно, чтобы дети научились принимать точку зрения другого человека, а любое воспитательное воздействие должно обеспечивать становление личности,  которая успешна в профессиональной и семейной сферах, живет в согласии с другими людьми и с самим собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей "Воспитание толерантности школьников"

В данном выступлении приводится ряд методов и приемов воспитания толерантности школьников....

Отчёт о работе школьного метод.объединения классных руководителей

В отчёте отражена система воспитательной работы школы с обучающимися и их родителями. определены цели и задачи деятельности. Прописаны основные направления работы.Отражены основные мероприятия. провед...

формирование и развитие классного коллектива, органов его самоуправления

выступление на ШМО классных руководителей "Формирование и развитие классного коллектива, органов его самоуправления".  Рассмотрены цели и задачи самоуправленческой деятельности, программа реализа...

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей иностранного языка "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС"

Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность о...