Табличная форма представления информации
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablichnaya_forma_predstavleniya_informatsii.doc | 78 КБ |
tablichnyy_sposob_resheniya_logicheskih_zadach.ppt | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Табличная форма представления информации»
Цель: познакомить с табличной формой представления информации.
Задачи:
1. Образовательная – сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации, сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;
2. Развивающая – способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к предмету, развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала;
3. Воспитательная – способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация.
Форма проведения: беседа (объяснение).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Теоретическое обоснование |
I Организа-ционный момент | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна. Ваш урок информатики сегодня проведу я. | Приветствуют учителя | Психологический настрой на урок |
II Повторение пройденного материала | Ребята, на прошлом уроке разбирали текстовую форму представления информации. Расскажите о текстовой форме представления информации, что она из себя представляет? С какой целью вы создаёте тексты? Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внёс компьютер? Какие другие формы представления информации вы знаете? Вашим домашним задание было составить анаграммы из слов. Поднимите руки, у кого получилось составить все 12 слов. (Весна → навес, Масло → смола, Цоколь → кольцо, Кабан → банка, Лыжи → жилы, Кара → арка, Лето → тело, Атлас → салат, Кукла → кулак, Марка → рамка, карма, Каприз → приказ, Соринка → росинка) | Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Для хранения, обработки, передачи и обмена информацией Чтобы изменить текст, не нужно его перепечатывать или переписывать. Можно распечатать несколько копий одного документа, не перепечатывая или переписывая его Текстовая, числовая, графическая, звуковая, видеоинформация | Обеспечение мотивации учения, актуализации опорных знаний и умений учащихся |
III Основная часть | А сейчас заполним кроссворд. (слайд 1)
Ребята, какое слово получилось под №8? (Таблица). Что вызнаете о таблице? Как вы думаете, для чего она нужна? Откройте тетради, запишите в них число, тему урока – «Табличная форма представления информации». (слайд 2) Откройте учебники на стр. 37 и прочитайте текст «Оценки за год» (слайд 3) А теперь попробуйте ответить на вопросы под текстом: (слайд 4)
Теперь рассмотрим таблицу и ответим на те же вопросы (слайд 5) Какой вывод мы можем сделать? Правильно, ребята, таблица – это простая и удобная форма для преставления и обработки однотипной информации. (слайд 6) Запишите это определение себе в тетрадь. С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между различными объектами. Где вы в жизни встречаетесь с таблицами? Примеры таблиц – это общешкольное расписание уроков, календарь погоды, таблица умножения (слайд 7), схема вышивки крестиком (слайд 8), таблица Менделеева, которую вы будете проходить в старших классах (слайд 9), игра «Морской бой» (слайд 10). Как правило, таблицы состоят из следующих частей: головка таблицы, боковик и прографка (слайд 11) Также есть строки и столбцы. На пересечении строк и столбцов образуются ячейки. Каждая ячейка имеет адрес. Он состоит из имени строки и столбца. (слайд 11) Давайте определим адреса ячеек, в которых расположены смайлики (слайд 12) Переход от текстовой формы представления информации к табличной позволяет решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим это на следующем примере. (слайд 13) Составим таблицу, в которой заголовки строк – фамилии, а заголовки столбцов – имена. (слайд 14) Балашов разговаривает с Володей, значит Володя не Балашов. Ставим минус на пересечении этих ячеек. Балашов также упоминает в разговоре Алика, значит Алик не Балашов Ставим минус на пересечении этих ячеек. Ребята собрались дома у Миши, а Петров стал показывать свой гербарий, значит Миша – Петров. Ставим плюс на пересечении этих ячеек и минусы в оставшихся ячейках строки Петров и столбца Миша. Гербарий понравился Лунину и Алику, значит это два разных человека, ставим минус на пересечении этих ячеек. Из первой строки таблицы следует, что фамилия Юры – Балашов. Ставим плюс на пересечении этих ячеек и минусы во всех свободных ячейках столбца Юра. Из первого столбца таблицы следует, что фамилия Алика – Симонов. Ставим плюс на пересечении этих ячеек и минусы во всех свободных ячейках строки Симонов. Единственная пустая ячейка на пересечении строки Лунин и столбца Володя говорит о том, что фамилия Володи – Лунин. Ответ: Алик Симонов, Володя Лунин, Миша Петров, Юра Балашов. (слайд 15) Задача 1. В кафе встретились три друга Белов, Чернов, Рыжов. “Замечательно, что у одного из нас белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”, –– заметил черноволосый. “Ты прав”, –– сказал Белов. Какой цвет волос у каждого мальчика? (слайд 16) Для решения логических задач мы будем использовать таблицу. Составим таблицу, где заголовки строк фамилии друзей, а заголовки столбцов – их цвет волос. (слайд 17) Исходя из того, что ни у кого цвет волос не соответствует фамилии, позволяет поставить минусы в ячейках, расположенных на пересечении соответствующих столбцов и строк. Из того, что Белов ответил «Ты прав» черноволосому следует, что Белов не черноволосый. Это позволяет поставить «-» в ячейке, расположенной на пересечении «Белов» и «Черноволосый», а также заполнить пустые клетки в столбце «рыжие». Из второй строки видим, что у Черного белые волосы. Это позволяет поставить знак «-» в ячейке, расположенной на пересечении «Рыжов» и «белые». Единственная пустая ячейка на пересечении строки «Рыжов» и столбца «черные» говорит о том, что у Рыжова черные волосы. Следующая задача на оценку. Кто понял принцип решения задач с помощью таблицы и хочет решить у доски? (слайд 18) Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании по плаванью. На вопрос, какие места они заняли, мальчики ответили: Ответ: Коля занял - 3 место, Боря – 2ое, Вова- 1ое, Юра -4 ое. |
Сетка, в которой удобно представлять данные таблица – простая и удобная форма для преставления информации Приводят примеры А1, А6, Б4, В3, Г5, Д2, Д6 | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учебной информации |
IV Практи-ческая часть | Вопросы: (слайд 19)
| ||
V Д/З | Учебник: § 1.10 Вопросы после параграфа, №3 письменно (слайд 20) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответьте на вопросы: Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте? По каким предметам приведены оценки учеников? Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Теперь рассмотрим таблицу и ответим на те же вопросы:
Таблица умножения
Схема вышивки
Таблица Менделеева
Игра «Морской бой»
Вид таблицы Головка таблицы прографка Столбцы Строки Боковик
1 2 3 4 5 6 А Б В Г Д
Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето. Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя. О, еще как, - ответил Балашов, - могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом. Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку. Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Фамилия Имя Алик Володя Миша Юра Балашов Петров Лунин Симонов + + + + – – – – – – – – – – – –
Алик Симонов Володя Лунин Миша Петров Юра Балашов ОТВЕТ:
В кафе встретились три друга: Белов, Чернов, Рыжов. “ Замечательно, что у одного из нас белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”, – заметил черноволосый. “ Ты прав”, – сказал Белов. Какой цвет волос у каждого мальчика? Задача 1
Фамилия Цвет волос белый чёрный рыжий Белов Чернов Рыжов – – – – + – + – +
Задача 2 Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании по плаванью. На вопрос, какие места они заняли, мальчики ответили: 1) Коля не занял ни первое, ни четвёртое место 2) Боря был вторым. 3) Вова не был последним. Какое место занял каждый мальчик ?
Вопросы В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы? Где вы сталкиваетесь с таблицами в жизни? Какое применение таблиц мы сегодня рассмотрели на уроке?
Параграф 1.10, стр.36-40 Вопросы после параграфа, стр. 40 Задание №3 (письменно) Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Табличная форма представления информации
Задачи урока:учебные: · закрепление пройденного материала;· углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических за...
Презентация по информатике "Табличная форма представления информации"
Презентация по информатике для 5 класса, на тему "Табличная форма представления информации".По учебнику Л. Босовой "Информатика и ИКТ. 5 класс"...
Табличная форма представления информации
Урок в 5 классе (Босова)...
Табличная форма представления информации
Как представить информацию с помощью таблиц...
«Табличная форма представления информации»
Сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации;Сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;развитие ло...
Урок в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"
Конспект и презентация открытого урока по теме "Табличная форма представления информации"...
Урок информатики "Табличная форма представления информации"
Табличная форма представления информации. Цели урока: дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.акцентировать внимание уч...