Табличная форма представления информации
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Солдатова Татьяна Сергеевна

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Табличная форма представления информации»

Цель: познакомить с табличной формой представления информации.

Задачи:

1. Образовательная – сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации, сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;

2. Развивающая – способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к предмету, развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала;

3.  Воспитательная – способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация.

Форма проведения:  беседа (объяснение).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое обоснование

I Организа-ционный момент

Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Татьяна Сергеевна. Ваш урок информатики сегодня проведу я.

Приветствуют учителя

Психологический настрой на урок

II Повторение пройденного материала

Ребята, на прошлом уроке разбирали текстовую форму представления информации.  Расскажите о текстовой форме представления информации, что она из себя представляет?

С какой целью вы создаёте тексты?

Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внёс компьютер?

Какие другие формы представления информации вы знаете?

Вашим домашним задание  было составить анаграммы из слов. Поднимите руки, у кого получилось составить все 12 слов. (Весна  навес, Масло  смола, Цоколь  кольцо, Кабан банка, Лыжи  жилы, Кара  арка, Лето  тело, Атлас  салат, Кукла  кулак, Марка  рамка, карма, Каприз  приказ, Соринка  росинка)

Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Для хранения, обработки, передачи и обмена информацией

Чтобы изменить текст, не нужно его перепечатывать или переписывать. Можно распечатать несколько копий одного документа, не перепечатывая или переписывая его

Текстовая, числовая, графическая, звуковая, видеоинформация

Обеспечение мотивации учения, актуализации опорных знаний и умений учащихся

III Основная часть

А сейчас заполним кроссворд. (слайд 1)

  1. Любое словесное высказывание, напечатанное, или существующее в устной форме. (Текст).
  2. Представление информации с помощью специального кода. (Кодирование)
  3. Слово, закодированное с помощью комбинации фигур, букв, знаков (Ребус)
  4. То, с помощью чего представлена числовая информация (Число)
  5. Современный носитель информации (Диск)
  6. Сведения об окружающем нас мире (Информация)
  7. Пара чисел: первое число по оси OX , второе – по оси OY (Координаты)

Ребята, какое слово получилось под №8? (Таблица). Что вызнаете о таблице? Как вы думаете, для чего она нужна?

Откройте тетради, запишите в них число, тему урока – «Табличная форма представления информации». (слайд 2)

Откройте учебники на стр. 37 и прочитайте текст «Оценки за год» (слайд 3)

А теперь попробуйте ответить на вопросы под текстом: (слайд 4)

  • Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
  • По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
  • Сколько учеников имеет «4» и «5» по математике?

Теперь рассмотрим таблицу и ответим на те же вопросы (слайд 5)

Какой вывод мы можем сделать?

Правильно, ребята,  таблица – это простая и удобная форма для преставления и обработки однотипной информации. (слайд 6) Запишите это определение себе в тетрадь.

С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между различными объектами.

Где вы в жизни встречаетесь с таблицами?

Примеры таблиц – это общешкольное расписание уроков, календарь погоды, таблица умножения (слайд 7), схема вышивки крестиком (слайд 8), таблица Менделеева, которую вы будете проходить в старших классах (слайд 9), игра «Морской бой» (слайд 10). 

Как правило, таблицы состоят из следующих частей: головка таблицы, боковик и прографка (слайд 11) Также есть строки и столбцы. На пересечении строк и столбцов образуются ячейки. Каждая ячейка имеет адрес. Он состоит из имени строки и столбца. (слайд 11) Давайте определим адреса ячеек, в которых расположены смайлики (слайд 12)

Переход от текстовой формы представления информации к табличной позволяет решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим это на следующем примере. (слайд 13)

Составим таблицу, в которой заголовки строк – фамилии, а заголовки столбцов – имена. (слайд 14)

Балашов разговаривает с Володей, значит Володя не Балашов. Ставим минус на пересечении этих ячеек.

Балашов также упоминает в разговоре Алика,  значит Алик не Балашов Ставим минус на пересечении этих ячеек.

Ребята собрались дома у Миши, а Петров стал показывать свой гербарий, значит Миша – Петров. Ставим плюс на пересечении этих ячеек и минусы в оставшихся ячейках строки Петров и столбца Миша.

Гербарий понравился Лунину и Алику, значит это два разных человека, ставим минус  на пересечении этих ячеек.

Из первой строки таблицы следует, что фамилия Юры – Балашов. Ставим плюс  на пересечении этих ячеек и минусы во всех свободных ячейках столбца Юра.

Из первого столбца таблицы следует, что фамилия Алика – Симонов. Ставим плюс  на пересечении этих ячеек и минусы во всех свободных ячейках строки Симонов.

Единственная пустая ячейка на пересечении строки Лунин и столбца Володя говорит о том, что фамилия Володи – Лунин.

Ответ: Алик Симонов, Володя Лунин, Миша Петров, Юра Балашов. (слайд 15)

Задача 1.

В кафе встретились три друга Белов, Чернов, Рыжов. “Замечательно, что у одного из нас белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”, –– заметил черноволосый. “Ты прав”, –– сказал Белов. Какой цвет волос у каждого мальчика? (слайд 16)

Для решения логических задач мы будем использовать таблицу.
Решение задачи:

Составим таблицу, где заголовки строк фамилии друзей, а заголовки столбцов – их цвет волос. (слайд 17)

Исходя из того, что ни у кого цвет волос не соответствует фамилии, позволяет поставить минусы в ячейках, расположенных на пересечении соответствующих столбцов и строк.

Из того, что Белов ответил «Ты прав» черноволосому следует, что Белов не черноволосый. Это позволяет поставить «-» в  ячейке, расположенной на пересечении «Белов» и «Черноволосый», а также заполнить пустые клетки в столбце «рыжие». Из второй строки видим, что у Черного белые волосы. Это позволяет поставить знак «-» в ячейке, расположенной на пересечении «Рыжов» и «белые». Единственная пустая ячейка на пересечении строки «Рыжов» и столбца «черные» говорит о том, что у Рыжова черные волосы.

Следующая задача на оценку. Кто понял принцип решения задач с помощью таблицы и хочет решить у доски? (слайд 18)

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании по плаванью. На вопрос, какие места они заняли, мальчики ответили:
1) Коля не занял ни первое, ни четвёртое место
2) Боря был вторым.
3) Вова не был последним. Какое место занял каждый мальчик
?

Ответ: Коля занял - 3 место, Боря – 2ое, Вова- 1ое, Юра -4 ое.

 

Сетка, в которой удобно представлять данные

таблица – простая и удобная форма для преставления информации

Приводят примеры

А1, А6, Б4, В3, Г5, Д2, Д6

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учебной информации

IV Практи-ческая часть

Вопросы: (слайд 19)

  • В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы? (когда она однотипная)
  • Где вы сталкиваетесь с таблицами в жизни? (приводят свои примеры)
  • Какое применения таблиц мы сегодня рассмотрели на уроке?

 V  Д/З

Учебник: § 1.10

Вопросы после параграфа, №3 письменно (слайд 20)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 6 7 8 5 Т Е К С Т К О Д И Р О В А Н И Е Ч И С Л О Р Е Б У С Д И С К И Н Ф О Р М А Ц И Я К О О Р Д И Н А Т Ы Кроссворд

Слайд 4

Ответьте на вопросы: Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте? По каким предметам приведены оценки учеников? Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?

Слайд 5

Теперь рассмотрим таблицу и ответим на те же вопросы:

Слайд 6

Таблица – простая и удобная форма для преставления и обработки однотипной информации

Слайд 7

Таблица умножения

Слайд 8

Схема вышивки

Слайд 9

Таблица Менделеева

Слайд 10

Игра «Морской бой»

Слайд 11

Вид таблицы Головка таблицы прографка Столбцы Строки Боковик

Слайд 12

1 2 3 4 5 6 А Б В Г Д

Слайд 13

Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето. Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя. О, еще как, - ответил Балашов, - могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом. Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку. Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

Слайд 14

Фамилия Имя Алик Володя Миша Юра Балашов Петров Лунин Симонов + + + + – – – – – – – – – – – –

Слайд 15

Алик Симонов Володя Лунин Миша Петров Юра Балашов ОТВЕТ:

Слайд 16

В кафе встретились три друга: Белов, Чернов, Рыжов. “ Замечательно, что у одного из нас белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”, – заметил черноволосый. “ Ты прав”, – сказал Белов. Какой цвет волос у каждого мальчика? Задача 1

Слайд 17

Фамилия Цвет волос белый чёрный рыжий Белов Чернов Рыжов – – – – + – + – +

Слайд 18

Задача 2 Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании по плаванью. На вопрос, какие места они заняли, мальчики ответили: 1) Коля не занял ни первое, ни четвёртое место 2) Боря был вторым. 3) Вова не был последним. Какое место занял каждый мальчик ?

Слайд 19

Вопросы В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы? Где вы сталкиваетесь с таблицами в жизни? Какое применение таблиц мы сегодня рассмотрели на уроке?

Слайд 20

Параграф 1.10, стр.36-40 Вопросы после параграфа, стр. 40 Задание №3 (письменно) Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Табличная форма представления информации

Задачи урока:учебные: ·       закрепление пройденного материала;·       углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических за...

Презентация по информатике "Табличная форма представления информации"

Презентация по информатике для 5 класса, на тему "Табличная форма представления информации".По учебнику Л. Босовой "Информатика и ИКТ. 5 класс"...

Табличная форма представления информации

Как представить информацию с помощью таблиц...

«Табличная форма представления информации»

Сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации;Сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;развитие ло...

Урок в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"

Конспект и презентация открытого урока по теме "Табличная форма представления информации"...

Урок информатики "Табличная форма представления информации"

Табличная форма представления информации.   Цели урока: дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.акцентировать внимание уч...