Рабочая программа по информатике 8 класс - Угринович
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Маслова Ксения Павловна

Программа составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича и примерной программы по информатике и ИКТ, разработанной авторским коллективом для основной школы:

С. А. Бешенков, проф., д.п.н.

А. А. Кузнецов, академик РАО, проф., д.п.н.

А. Г. Кушниренко, доц., к.ф.-м.н.

А. Л. Семенов, чл.-корр. РАН и РАО, проф., д.ф.-м.н.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx66.84 КБ

Предварительный просмотр:

РОСИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ

МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АМОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Расмотрено
на заседании МО школы

____________/___________/_____

Ф.И.О

Протокол № _______ от

«______»____________2013 г.

Введена в действие

01.09.2013 г.

Директор школы

_________/___________/______

Ф.И.О.

Приказ № _________ от

«______»______________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По Информатике и ИКТ

В 8 классе

Учителя Андреевой Ксении Павловны



Утверждено

На заседании

Педагогического совета школы

Протокол № ____ от

«_____»__________2013 г.

Рабочая учебная программа
по информатике и ИКТ для 8 классов

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Наименование раздела

Структура программы

Пояснительная записка

Нормативные документы

Обоснование актуальности курса

Концепция

Цели и задачи

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Требования к уровню подготовки выпускников

Система оценки достижений обучающихся

Место рабочей программы в образовательном процессе

Учебно-методический комплект

Основное содержание

Учебно-тематический план

Календарно-тематический план

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Пояснительная записка

Нормативные документы

Программа составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича и примерной программы по информатике и ИКТ, разработанной авторским коллективом для основной школы:

С. А. Бешенков, проф., д.п.н.

А. А. Кузнецов, академик РАО, проф., д.п.н.

А. Г. Кушниренко, доц., к.ф.-м.н.

А. Л. Семенов, чл.-корр. РАН и РАО, проф., д.ф.-м.н.  

Обоснование актуальности курса

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы,  о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов,  о закономерностях создания и функционирования информационных систем.

  • Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека.
  • Информатика закладывает основу создания и использования ИКТ как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
  • Информатика имеет все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
  • Информатика представляет собой «метадисциплину»,  ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Основная идея курса (концепция)

Примерная (базисная) учебная программа по информатике разработана с учетом уже накопленного опыта преподавания информатики в школе. На протяжении более 20 лет преподавание информатики ориентировалось на достижение новых образовательных результатов, без которых сегодня уровень основного общего образования, достигнутый школьником, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и личностного развития. Сегодня это более справедливо, чем когда-либо. Однако школьная информатика в нашей стране – не «стабильная» дисциплина, лишь время от времени нуждающаяся в небольшой коррекции.

Необходимость изменения концепции обучения информатике обусловлена взаимосвязaными процессами: пересмотром содержания общего образования в целом, развитием самой информатики как отрасли знания, развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их широким использованием в образовательном процессе.

Анализ современных целей общего образования, условий достижения новых образовательных результатов показывает, что одной из наиболее важных характеристик развития системы общего образования является усиление фундаментальности, системности, полноты содержания общего образования. Сегодня эти требования особенно актуальны, поскольку человеческая деятельность в технологическом плане в настоящее время меняется очень быстро, на смену существующим технологиям (а еще более – их конкретным техническим воплощениям) быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях, несомненно, велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы делается акцент на изучение фундаментальных основ информатики, что позволяет реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является важнейшим концентром непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.

Суммируя различные современные представления об информатике, информации, информационных процессах и системах можно сказать, что информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. По сравнению с начальным периодом информатизации образования сегодня отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер ее основных понятий, законов, всеобщность ее методологии, роль математических методов и инструментов в ней. Становится ясным, что информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации, да и самого понятия жизнь.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т.е. методов и средств познания реальности. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину», в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Информатика дает ключ к пониманию процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, лингвистике, филологии и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это: моделирование и проектирование объектов и процессов, управление ими; сбор, хранение, преобразование и передача информации и пр.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественнонаучного мировоззрения, основанного на триаде: материя – энергия – информация.

В данной программе по сравнению с Примерной программой основного общего образования по информатике, разработанной в 2004 г. и рекомендованной Министерством образования РФ, расширено представление об информатике как научной дисциплине, ее значимости в плане установления связей с другими учебными дисциплинами. Кроме того, более четко сформулированы подходы к развитию личности учащихся, их социализации в современном информационном обществе, осознанном использовании средств ИКТ.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей.

В настоящей  программе учтено, что сегодня, в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы приобретают учебную ИКТ-компетентность. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся (включая и внешкольное применение), дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Однако, ясно, что процесс реализации нового ФГОС – не одномоментен. Поэтому целесообразно использование и нормативное закрепление вариантов учебного планирования, ориентированных на различный уровень информатизации конкретного образовательного учреждения.

Цели и задачи:

Изучение информатики и ИКТ в  8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира, формирование способности к алгоритмическому мышлению, проектированию алгоритмов, использованию при этом математических методов и моделей;
  • формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
  • формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин, умение использовать ее понятия и методы для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
  • приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Требования к уровню подготовки выпускников

Личностные образовательные результаты:

  • владение навыками анализа и критической оценки получаемой информации с позиций ее свойств, достоверности, практической и личной значимости;
  • владение навыками соотнесения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, морально–этическими нормами, критической оценки информации в СМИ; избирательность при получении информации, способность отказаться от вредной, ненужной информации; готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения по основным жизненным проблемам; чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
  • приобретение опыта использования ИКТ-инструментов и информационных источников в своей деятельности; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику, их настройку;
  • способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности;
  • владение способами эффективного представления информации, передачи ее собеседнику и аудитории;
  • сформированность системы моральных принципов и стереотипов, относящихся к личной информации, распространению информации, информационным правам;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов;
  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  • получение опыта использования методов и средств информатики для моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации, формирование запросов на выяснение того, что еще не известно;
  • умение планировать учебную деятельность: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • умение прогнозировать результат учебной деятельности и его характеристики; вносить необходимые коррективы в план по ходу его выполнения; сопоставляя достигнутый результат с заданным эталоном;
  • умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности; умение выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической или автоматизированной (диалоговой) обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
  • способность к моделированию в форме перехода от объекта к знаково-символической модели; к изменению модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
  • умение представлять знаково-символические модели в естественном, формализованном и формальном языках; преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи.

Предметные образовательные результаты:

  • в сфере познавательной деятельности
  • освоение основных понятий и методов информатики; представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
  • умение выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, находить сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • умение анализировать изменение содержания и смысла при преобразованиях информации
  • умение оценивать информацию с позиций интерпретации ее человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
  • умение строить модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
  • умение строить модель задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
  • умение проводить компьютерный эксперимент (в частности, в виртуальных лабораториях) для изучения построенных моделей;
  • освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
  • освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
  • умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации, времени, необходимого для решения задачи и пр.);
  • вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
  • знание основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
  • умение использовать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

  • в сфере ценностно-ориентационной деятельности
  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • умение оценивать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; отличать корректную аргументацию от некорректной;
  • умение, анализировать и сопоставлять источники информации;
  • наличие установки на корректное использование чужого интеллектуального продукта на основе уважения авторского права и интеллектуальной собственности; умение грамотно оформлять ссылки на источники информации и цитировать источники;
  • осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации и возможных путей их разрешения;
  • приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации; учет юридических аспектов и проблем использования ИКТ в быту, в учебном процессе, в трудовой деятельности;

  • в сфере коммуникативной деятельности
  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  • овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке и проведении своих выступлений с учетом передаваемого содержания, мультимедийных коммуникативных возможностей и особенностей человеческого восприятия;
  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

  • в сфере трудовой деятельности
  • знание средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
  • рациональное использование широко распространенных технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы; умение выбирать средствa информационных технологий для решения поставленной задачи;
  • умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
  • умение оценивать пропускную способность используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (формирование представления об интерфейсе, круге решаемых задач, системе команд, системе отказов);
  • умение использовать диалоговые инструменты управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
  • умение использовать текстовые редакторы для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
  • умение создавать и редактировать рисунки, чертежи, анимации, фотографии, аудио- и видео- записи, цепочки слайдов (презентации), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
  • умение решать задачи вычислительного характера (расчетные и оптимизационные) путем использования готовых программных средств (специализированные расчетные системы, динамические (электронные) таблицы) или путем составления программы на языке программирования;
  • готовность использовать презентационные инструменты при подготовке и проведении докладов, презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
  • готовность использовать инструменты визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
  • умение создавать и наполнять собственные базы данных;
  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера, для достижения социально или личностно-значимого результата.

  • в сфере эстетической деятельности
  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
  • приобретение опыта создания эстетически–значимых объектов с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (графических, звуковых, анимационных).

  • в сфере охраны здоровья
  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

соблюдение требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером.

Система оценки достижений обучающихся

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»:

1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.

Критерий оценки контрольных работ

Оценка одноуровневых (стандартных) тестовых заданий, а также других письменных контрольных работ может проводиться по следующему критерию:

Отметка «5»: правильно выполнено не менее 75%  всех  заданий.

Отметка «4»: правильно выполнено не менее 50 % и не более 75%  всех  заданий.

Отметка «3»: правильно выполнено не менее 25% и не более 50%  всех  заданий. 

Отметка «2»: правильно выполнено не более 25%  всех  заданий.

Отметка «1»: работа не выполнена.

Параметры оценки проектной работы:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
  • характер общения и взаимопомощи,  взаимодополняемости участников проекта (при групповой проекте);
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;
  • содержание проекта;
  • техническое исполнение;
  • авторские находки и выводы.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

8 класс

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Информационно-коммуникационные технологии

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Технология создания сайтов

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

Место рабочей программы в образовательном процессе

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.  В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. В Федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс - 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Учебник «Информатика и ИКТ-8» являются мультисистемным, т.к. практические работы могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения часов на предмет «Информатика и ИКТ» не больше, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания Компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. Учебник «Информатика и ИКТ- 8»содержит 3 главы, а также:

1.     15 практических вариативных работ Компьютерного практикума;

2.     Ответы и решения к теоретическим заданиям;

3.     Словарь компьютерных терминов.

Учебно-методический комплекс

В состав комплекса входят:

  • учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов основной школы;
  • учебники по профильному курсу в старшей школе на базовом уровне: «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса (входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования,на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса;
  • учебники по профильному курсу в старшей школе на профильном уровне: «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса(входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования,на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 11 класса;
  • учебное пособие и CD-ROM по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных моделей»;
  • методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение:
  • Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
  • Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
  • VisualStudio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования VisualBasic 2005, VisualC# и VisualJ#;

TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi.

Содержание курса информатики и ИКТ

Информационные процессы (6 ч).

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информаци.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (14 ч). Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов

Организация информационной среды (14 ч)

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Практические работы

Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

Форматирование дискеты.

Определение разрешающей способности мыши.

Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.

Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети.

Подключение к Интернету.

«География» Интернета.

Путешествие по Всемирной паутине.

Работа с электроннойWeb-почтой.        

Загрузка файлов из Интернета.

Поиск информации в Интернете.

Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

Учебно-тематический план 

Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные, практические работы

Проверочные работы

Информация и информационные процессы

6

1

1

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

14

2,5

2

Коммуникационные технологии

14

4

1

ВСЕГО:

34

7,5

4

Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата по плану

Примечания

Дата (факт.)

Информация в природе, обществе и технике.

п.1.1(1.1.1-1.1.2)

Информация в природе, обществе и технике.

п.1.1(1.1.3-1.1.4)

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

п.1.2

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

п.1.3.1

Определение количества информации.

П. 1.3.2. и 1.3.3.

Контрольная работа по главе 1

Программная обработка данных на компьютере.

п.2.1

Устройство компьютера. Процессор и системная плата, устройство ввода и вывода информации.

П.2.2.1-2.2.3.

Оперативная и долговременная память.

п.2.2.4 – 2.2.5

Файлы и файловая система

П.2.3.

Операционная система.

П.2.4.1.

Контрольная работа за 1 полугодие.

Прикладное програмнное обеспечение.

П.2.4.2.

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

п.2.5

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

п.2.6

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

п.2.7

Правовая охрана информации.

П.2.8.1.

Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы.

П.2.8.2.

Защита информации.

П.2.8.3.

Контрольная работа по главе 2

Передача информации.

П.3.1.

Локальные компьютерные сети.

П.3.2.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета.

П.3.3.1.

Адресация в Интернете.

п.3.3.2

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

п.3.3.3

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная паутина.

3.4.1 и 3.4.2

Файловые архивы. Общение в Интернете.

3.4.3 и 3.4.4.

Мобильный Интернет.Звук и видео в Интернете.

3.4.5 и 3.4.6

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

п.3.5 и п.3.6

Разработка Web-сайтов с использованием языка.

Web-страницы и Web-сайты

п. 3.7.1

Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

п. 3.7.2 и

п. 3.7.3

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

п. 3.7.4 и п. 3.7.5

Списки на Web– страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

3.7.6 и 3.7.7

Итоговая контрольная работа.

Примечание. В тематическом плане даты на каждую тему представлены примерно. В случае каких-либо изменений, даты будут скорректированы.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

Литература

  1. Угринович Н. Д. Учебник «Информатика 8». Бином, Лаборатория знаний, 2010.
  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор.  знаний, 2006.
  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007
  5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.

Сетевые ресурсы

  1. Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

  1. Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

  1. Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

  1. Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

  1. Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

  1. Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru

  1. Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

  1. Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

  1. Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru

  1. Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой

http://book.kbsu.ru

  1. Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

http://school87.kubannet.ru/info/

  1. Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

http://trushinov.chat.ru

  1. История Интернета в России

http://www.nethistory.ru

  1. Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

  1. Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

http://school.ort.spb.ru/library.html

  1. Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru

  1. Московский детский клуб «Компьютер»

http://www.child.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (по учебнику Н.Д. Угринович)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство БИНОМ. Лабо...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (по учебнику Н.Д. Угринович базовый уровень)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство "БИНОМ. Л...

Рабочая программа 8-9 класс Угринович Н.Д.

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике, примерной программой основного общего образования по ...

Рабочая программа 10 - 11 класс Угринович Н.Д.

Базовый курс информатики 10 -11 класс...

Рабочая программа по информатике 10 Угриновича Н.Д.

Рабочая программа по информатике 10 класс на основе авторской программы Угриновича Н.Д....